Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей

Поиск

 

Распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжному кризису, охватившему все сферы экономики, в том числе и внешнеэкономическую. Россия унаследовала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. В 90-е гг. доля России в мировой экономике существенно сократилась.

 

Особую актуальность приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, РФ обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:

  • огромные сырьевые богатства;
  • квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;
  • долговременное присутствие российской машинной и технической продукции на ряде рынков разных стран;
  • большие масштабы накопленных основных фондов;
  • мощный научно-технический потенциал, наличие передовых и даже уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.).

 

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, снижающие эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести:

 

  • отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров;
  • изменившаяся геополитическая структура современного мира, приведшая к резкой переориентации российских внешнеэкономических связей на промышленно развитые страны, что привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта;
  • нерациональная структура экспорта и импорта;
  • долговременный спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что привело к потере традиционных рынков;
  • ориентация НИОКР на военные исследования, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию;
  • изношенность и моральное устаревание основных фондов;
  • нестабильность в экономике и политике.

 

Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:

 

  • установление стабильного политического режима;
  • развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования и рыночной инфраструктуры;
  • всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата;
  • проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;
  • стимулирование экономического развития по пути НТП;
  • вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

 

На решение этих проблем была направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 

Преобразование ВЭД в ходе реформ включало в себя:

 

  • отмену государственной монополии внешней торговли;
  • постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными;
  • формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта;
  • обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

 

Одной из главных целей реформы ВЭД был постепенный переход к экономике открытого типа.

 

Внешняя торговля России

 

Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в растущую сферу российской экономики.

 

В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода.

 

  • 1992—1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;
  • 1994—1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности;
  • 1997—1998 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота;
  • 1999—2006 гг. — увеличение масштабов и экспорта, и импорта.

 

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является быстрорастущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот только в 2003 г. превысил уровень 1990 г. (183 млрд. долларов), в 2006 г. составив 468 млрд. долларов. В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10 места в 1990 г. на 17 в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран Юго-восточной Азии. И только в 2004 г. вес РФ в международной торговле достиг 2,8%, что соответствует уровню 1990 г.

 

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

 

В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит более 4-х тысяч различных видов отечественной продукции.

 

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

 

  • Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 2005 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 64,4% всего российского экспорта.

 

  • Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

 

  • Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках.

 

  • Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наиболее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

 

  • Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 5,6% в 2005 г.

 

  • Удельный вес и объем экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ.

 

  • После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений.

 

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: существенно выросла доля индустриально развитых стран.

 

В 2005 г. в общем объеме экспорта товаров РФ на долю Нидерландов приходилось 10,2%, ФРГ — 8,2, Италии — 7,9, Китая — 5,4, Украины — 5,1, Турции — 4,5, Швейцарии — 4,3, Беларуси — 4,2, Польши — 3,6, Великобритании — 3,4, Финляндии — 2,3, США — 2,6%.

 

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них является «Федеральная программа развития экспорта», принятая 8.02.1996 г., главная цель которой была сформулирована как «совершенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Программа была ориентирована на обрабатывающие отрасли и предполагала рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 г. Однако этого не произошло.

 

В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции.

 

  • Основными статьями являются машины и оборудование (44% в 2005 г.), продовольственные товары (17,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (16,5%).

 

  • Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

 

  • Нерационален и импорт продовольственных товаров: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК), Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

 

  • Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

 

В российском импорте преобладают поставки из ФРГ — 13,5%, Украины — 7,9%, Китая — 7,4%, Японии — 5,9%, Беларуси — 5,8%, США — 4,6%, Италии — 4,5%, Южной Кореи — 4,1%, Франции — 3,7%, Казахстана — 3,3%, Финляндии — 3,1%.

 

Таким образом, и в импортном секторе нужна долгосрочная государственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных ограничений.

 

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами. Так, в 1994 г. Россия подписала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» со странами ЕС.

 

В целом в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной основе — это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.

 

Значимость такой формы МЭО, как международный обмен научно-техническими знаниями, для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности российского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

 

Для оценки участия России в международном научно-техническом обмене необходимо, прежде всего, охарактеризовать состояние научно-технического потенциала страны. Россия обладает мощным, в значительной мере невостребованным, научно-техническим потенциалом. Так, на территории бывшего СССР ежегодно с 1986 по 1990 гг. регистрировалось 80—85 тыс. изобретений (более 60% из них созданы в РФ), что сопоставимо с показателями США и Японии. Однако в народном хозяйстве использовалось менее 1/3 этого количества, т.е. 25—30%, в то время, как в промышленно развитых странах — 60—80%.

 

Бесспорны преимущества РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего, это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортным самолетам АН-124, танкам.

 

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними. Однако на практике этого не происходит.

 

Дефицит государственного бюджета приводит к постоянному сокращению финансирования науки. Сравнение нынешнего состояния российской науки с американской показывает, что российская наука получает сейчас средств в 2 раза меньше, чем американская. Если общие расходы на науку в СССР составляли 4% от ВВП, то в 1990-х гг. в России их доля упала до 1%. Падение зарплаты ученых привело к «утечке умов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.009 с.)