Участие России в международном движении капитала и рабочей силы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие России в международном движении капитала и рабочей силы



 

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, но и капитала. Участие России в международном движении капитала заметно, но весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капитала как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.

 

Если к началу 1993 г. объем накопленных в мире прямых иностранных инвестиций оценивался в 2 трлн. долларов, а ежегодные потоки долгосрочных капитала между странами в форме прямых инвестиций — 200 млрд. долларов, то в экономику РФ в этом же году было вложено лишь 3,8 млрд. долларов.

 

Слабая активность иностранных инвесторов объяснялась наличием в нашей стране неблагоприятного инвестиционного климата, определяющего степень риска капиталовложений. Прежде всего, это связано с несовершенством законодательной базы, со спадом производства и экономической стагнацией, инфляционными процессами, низким платежеспособным спросом на внутреннем рынке, высокой внешней задолженностью России, «теневой экономикой».

 

По проведенным лондонским журналом «Euromoney» исследованиям, в 1997 г. РФ поднялась на 79 место в рейтинге инвестиционной привлекательности со 142 места в 1993 г.

 

Однако в начале 2000-х гг. ситуация изменилась. Экономический рост, снижающийся внешний долг и инфляция, растущие объемы золотовалютных резервов, положительное сальдо торгового баланса существенно повысили инвестиционную привлекательность России.

 

По состоянию на конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 142,9 млрд. долларов, что на 27,8% больше по сравнению с 2005 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 49,1%, доля прямых инвестиций составила 47,5%, портфельных — 3,4%.

 

В 2006 г. на долю основных стран-инвесторов (Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария, США) приходилось 84,8% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе, на долю прямых — 85,8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

 

В 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше показателя 2005 г., когда рост иностранных инвестиций составил 32,4%. Прямые иностранные инвестиции в 2006 г. составили 13,68 млрд. долларов, что на 4,6% больше, чем в 2005 г. В 2005 г. их рост был равен 38,8%.

 

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006 г. составил 14,3 млрд. долларов. В 2006 г. из России за рубеж направлено 52,0 млрд. долларов иностранных инвестиций, на 67,0% больше, чем в 2005 г.

 

Наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов стали такие отрасли российской экономики, как топливно-энергетический комплекс (ТЭК), торговля и общественное питание, строительство, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение.

 

Кроме движения капитала в предпринимательской форме Россия участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг.

 

В 1980-х гг. внешний долг СССР начал резко расти. Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР в конце 80-х — начале 90-х гг. можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализацию внешнеэкономической деятельности, привлечение в больших объемах так называемых «кредитов перестройки», дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

 

Нарастание внешних заимствований продолжились в 1990-х гг.

 

Рост внешнего государственного долга России в условиях экономического спада привел к ситуации дефолта в августе 1998 г.

 

Внешняя задолженность России на 1.01.1999 г. составила 150 млрд. долларов, в том числе, долги бывшего СССР — 80 млрд. долларов и долги России — 70 млрд. долларов.

 

Решая проблемы внешнего долга, Россия имела и имеет дело с тремя основными группами кредиторов: «официальные кредиторы» (Парижский клуб и внеклубные страны-кредиторы), коммерческие банки (главным образом, входящие в состав Лондонского клуба) и коммерческие фирмы.

 

Объявление дефолта, тяжелое экономическое положение страны и невозможность в срок выполнять свои обязательства перед Лондонским клубом вынудили правительство России в конце 1998 г. начать очередной раунд переговоров о реструктуризации задолженности бывшего Советского Союза. В феврале 2000 г. было заключено соглашение об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. К тому времени сумма задолженности в рамках Лондонского клуба составляла 32,3 млрд. дол. Параметры урегулирования предусматривали списание 36,5% основной суммы долга и 33% облигаций Внешэкономбанка. Оставшаяся сумма конвертировалась в еврооблигации под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 25 лет с 7-летним льготным периодом

 

С 2000 г., благодаря обслуживанию внешних обязательств без новых заимствований, внешний долг России постепенно, до 10 млрд. долларов в год, стал сокращаться.

 

В настоящий момент можно говорить о том, что проблема внешнего государственного долга России решена. Внешний государственный долг России на 1.01.2007 г. составил 52 млрд. долларов. Задолженность Парижскому клубу кредиторов по долгу России, накопленная с 1992 г. составила 3,1 млрд. долларов, странам, не вошедшим в клуб — 3,3 млрд. долларов. В 2005—2006 гг. РФ досрочно погасила долг бывшего СССР перед клубом в размере 37,1 млрд. долларов.

 

Однако середина 2000-х гг. ознаменовалась резким наращиванием внешних корпоративных долгов.

 

в 2006 г. ЦБ впервые опубликовал «Аналитическое представление внешнего долга РФ перед нерезидентами», в котором представил подробную разбивку внешнего долга по категориям заемщиков на госорганы, частные компании и компании со значительным (более 50%) госучастием. На 1.04.2006 г. суммарный внешний долг РФ был равен 274,7 млрд. долларов. Из них 69,7 млрд. долларов приходилось на органы госуправления и еще 16,5 млрд. — на Центробанк. Сюда можно прибавить 22,6 млрд. долларов заимствований госбанков и 45,5 млрд. долларов долгов нефинансовых компаний — так называемый квазис-уверенный долг (долг государственных корпораций).

 

Самым активным заемщиком среди госкомпаний является «Газпром» — 14% рынка. Среди банков первое место у государственного Внешторгбанка — 8% рынка.

 

Необходимо отметить, что одновременно Россия является и международным кредитором: по различным оценкам зарубежные страны должны нашей стране 140—176 млрд. долларов. Наиболее крупными должниками РФ являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия. Из всех должников РФ лишь страны Юго-Восточной Азии, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте.

 

Решение проблемы возврата долгов России многовариантно: возможны продажа долгов, мораторий на долги с получением лишь процентов по ним, списание безнадежных долгов и т.д. Важным шагом, который может помочь России «выбить» из стран-должников деньги, является вступление в Парижский клуб. Россия вступила в клуб в результате подписания Меморандума о взаимопонимании между РФ и Парижским клубом 17 сентября 1997 г. Основным рычагом воздействия РФ на стран-должников, теперь выступают правила, предусмотренные Парижским клубом, согласно которым нарушение графика выплаты долга влечет за собой приостановку помощи стране со стороны МВФ.

 

Одним из важных и наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни сегодня, как отмечалось уже в предыдущих лекциях, является международная миграция рабочей силы. Эта проблема становится актуальной и для России. Так, с одной стороны, ее вхождение в мировое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция населения. С другой стороны, за счет международной миграции населения может быть изменена сложившаяся к началу 90-х гг. неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся снижением уровня рождаемости, превышением смертности населения над рождаемостью и, следовательно, увеличением масштабов абсолютного сокращения численности населения России.

 

Россия находится среди стран, принимающих самое большое количество мигрантов в мире. На первом месте здесь находится США, на втором — Россия. Количество нелегальных мигрантов в России составляет 10—15 млн. человек.

 

Пик нетто-притока иммигрантов пришелся на 1994 г., и составил 900 тыс. человек, в 2005 г. эта цифра составила 180 тыс. человек.

 

Наибольший приток мигрантов в Россию приходится на такие сферы экономики, как строительство, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт.

 

Наибольшее количество мигрантов прибывает в Россию из Казахстана, Украины, Узбекистана, среди стран дальнего зарубежья — из ФРГ и Израиля.

 

Эмиграция из России определяется следующими факторами:

 

  • более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
  • этническими мотивами (в СНГ в 1994 г. проживало около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков);
  • численность выезжающих ограничивается емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы РФ;
  • непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером и др.

 

В связи с этим выезжает преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.

 

Главными направлениями эмиграции являются страны дальнего зарубежья, особенно ФРГ, Украина, Казахстан, США.

 

Таким образом, Россия в международной трудовой миграции является одновременно принимающей и направляющей страной. Разработкой и осуществлением российской миграционной политики занимается Федеральная миграционная служба России.

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм МЭО и направлена на формирование потенциала ее экономического роста, на превращение РФ в равноправного члена мирового сообщества.

 

Вопросы для самопроверки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.16 (0.014 с.)