Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах



Одним из важнейших условий наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров и повышения эффективности труда в торговле является проведение правильной ассортиментной политики. От надлежащего формирования ассорти­мента товаров народного потребления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле зависит решение многих экономических и со­циальных задач.

Формирование ассортимента товаров народного потребления — важная народнохозяйственная задача, и решать ее необходимо на всех уровнях управления. В масштабе народного хозяйства ассортимент­ная политика сводится к определению научной основы формирова­ния ассортимента, оптимизации его по каждой товарной группе, рас­ширению и обновлению на качественно новой основе. Формирование товарного ассортимента характеризует к тому же уровень и организа­цию сбытовой и коммерческой работы в промышленности и торговле.

Ассортиментная политика в розничной торговле основывается на делении товаров в зависимости от частоты спроса на тонарм повсед­невного, периодического и редкого спроса. К товарам повседневного спроса относят в основном продовольственные товары, которые насе­ление приобретает ежедневно или каждые несколько дней, и некото­рые непродовольственные товары.


4.3. Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах __________ 93

Одним из основных направлений современной ассортиментной по­литики является совершенствование организации торговли товарами повседневного спроса, особенно в условиях универсализации продажи товаров, а также максимального приближения к населению неболь­ших продовольственных магазинов в жилых районах.

Различают промышленный и торговый ассортимент. Промышлен­ным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых отдельными производственными предприятиями (объединениями). В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, спе­циализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры то­варов, возникает необходимость в преобразовании промышленного ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента то­варов многих производственных предприятий. Формирование торго­вого ассортимента направлено как на наиболее полное удовлетворе­ние запросов покупателей, так и на активное воздействие на спрос с целью повышения уровня и культуры потребления.

Все товары делят на группы. Разновидности товаров в пределах од­ной товарной группы образуют развернутый внутригрупповой ассор­тимент. В зависимости от степени разнообразия внутригруппового ассортимента различают простой и сложный ассортимент товаров, т. е. товары с большой и малой внутригрупповой номенклатурой.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и комплексность в выборе и покупке товаров, сезонность спроса и др.

В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообраз­но обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров, поэто­му для каждого типа магазина должен быть сформирован оптималь­ный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с дру­гой — обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

Формирование ассортимента товаров в магазине начинается с вы­бора его ассортиментного профиля и определения группового ассор­тимента товаров, которые должны там продаваться. Классификация магазинов, действующая в настоящее время, предусматривает для каж­дого типа лишь ассортиментный профиль.

Для формирования конкретного ассортимента в магазине важно оп­ределить впутршрупновой ассортимент, т. е. установить количествен­ные соотношения между отдельными подгруппами товаров.,")ту работу проводят сами магазины с учетом ожидаемых изменений в спросе пасе-


94________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

ления, имеющейся торговой площади и площади для приемки, хране­ния и подготовки товаров к продаже. Формирование внутригруппового ассортимента, его широта находятся также в тесной связи с объемом товарооборота магазина, нормативом товарных запасов и осуществля­ются последовательным подбором разновидностей товаров в соответ­ствии со спросом.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что большинство продовольственных и ряд непродовольственных товаров являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассорти­мента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине в пределах норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей способствует улучшению показателей де­ятельности магазина.

Широта внутригруппового ассортимента для предприятия одного товарного профиля будет зависеть от торговой площади.

Важным фактором формирования ассортимента товаров в магази­не является взаимозаменяемость. Если в продаже нет нужного товара или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного това­ра, он не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой то­вар аналогичного назначения. Особенно явно это проявляется внутри группы товаров, хотя существует и межгрупповая взаимозаменяе­мость (мясо-рыба, картофель-рис, макароны и т. д.).

Одним из факторов формирования ассортимента является также комплексность в покупке и потреблении отдельных продовольствен­ных товаров, требующая постоянного наличия в продаже продуктов, составляющих основу рациона питания. Так, увеличение продажи ягод, фруктов вызывает увеличение спроса на сахарный песок, рыбы -на растительное масло и т. п. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.

В крупных продовольственных магазинах для удобства покупате­лей можно организовать продажу непродовольственных товаров час­того спроса, что способствует не только повышению уровня торгового обслуживания, но и улучшению результатов деятельности магазина.

При формировании внутригруппового ассортимента необходимо обеспечить не только устойчивость ассортимента, но и определенную его гибкость. Расширение ассортимента товаров, появление новых то-


4.3. Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах _____ 95

варов, изменения покупательского спроса требуют своевременной пе­рестройки внутригруппового ассортимента.

Формируя ассортимент товаров, необходимо учесть и такой фак­тор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связана с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов. Однако по мере увеличения продовольственных ресурсов, обеспечения длительности хранения и сохранности качества товаров она будет сглаживаться. Между тем сезонность спроса, связанная с физиологическими особенностями питания в разные времена года, останется и, следовательно, ее следует учитывать. Так, летом увеличи­вается спрос на молочные продукты, растительную пищу, напитки и т. д., а зимой — на мясо, жиры и т. п.

Изменения спроса, которые необходимо учитывать при формиро­вании ассортимента, связаны также с праздниками, национальными традициями и т. п.

При формировании ассортимента товаров следует обеспечить пра­вильное сочетание товаров с различной стоимостью, постоянного и периодического характера потребления. Продовольственные товары имеют относительно высокую товарооборачиваемость, так как многие из них являются скоропортящимися, с ограниченным сроком реа­лизации, и для них характерен небольшой объем товарных запасов. Увеличение объема товарных запасов, замедление товарооборачивае-мости могут быть вызваны как недостатками в формировании внутри­группового ассортимента нескоропортящихся товаров, без учета час­тоты спроса на отдельные их разновидности, так и несоответствием качества, свежести товаров требованиям покупателей, а иногда и предлагаемой расфасовкой. При формировании ассортимента необхо­димо учитывать и эти факторы, что особенно важно в условиях разви­тия самообслуживания.

Нормальное функционирование магазина требует формировать ас­сортимент не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обес­печения рентабельности его работы. Этому способствует правильное соотношение и ассортименте магазина товаров с высокой и низкой нз-держкоемкостью, но не в ущерб интересам покупателя. Многие про­довольственные товары имеют высокую издержкоемкость, однако, они должны быть постоянно в продаже. В этих условиях важно в мага­зинах с преимущественно универсальным ассортиментом иродоволь-ственных-тонаров продавать и непродовольственные товары частого спроса, что как уже отмечалось способствует улучшению обслужива­ния покупателей и повышению рентабельности магазина.


96________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже постоянно. Ассортиментные перечни разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортимент­ного перечня. За пределами ассортиментного перечня его формируют на основе тщательного подбора внутригрупповых разновидностей с учетом рациональных факторов, влияющих на спрос покупателей. Предлагаемый ассортимент должен максимально отвечать интересам покупателей и экономическим требованиям.

Число разновидностей товаров в магазине зависит от широты ас­сортимента, площади торгового зала и установочной площади, выде­ляемой для продажи отдельных товаров. Число разновидностей това­ров по каждой товарной группе (подгруппе) определяют по формуле

Р, = Р0хКхТ,

где Р0 — оптимальное число разновидностей товаров на один квадрат­ный метр площади торгового зала;

К — коэффициент изменения размеров установочной площади; Т - площадь торгового зала, которая выделяется для продажи данной группы (подгруппы) товаров, м2.

Число разновидностей товаров на один квадратный метр площади торгового зала зависит от размера товара (упаковки), частоты спроса, формы торгового обслуживания.

Коэффициент изменения размеров установочной площади рассчи­тывается как отношение фактического показателя коэффициента установочной площади (К.) к установленному показателю (К).

В ассортиментный перечень должны быть включены только те раз­новидности товаров, которые выпускает отечественная промышлен­ность и поставляет сельское хозяйство в количестве, достаточном для удовлетворения спроса. Сезонные товары включаются в ассортимент­ный перечень в период их массовой реализации.

Существуют: твердо сформулированный спрос, т. е. спрос на конк­ретный товар, с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости; альтерна­тивный спрос, т. е. спрос, формирующийся на основе сопоставления имеющихся товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость при совершении покупки; импульсивный спрос, когда потребность в покупке отдельных товаров заранее не возникла, а появилась под влиянием предложения.


4it| Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах ______ 97

Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного их наличия в магазине, альтернативный и импульсивный спрос — необходимость расширения ассортимента, его обновления, способствующего более полному удовлетворению спроса покупате­лей и увеличению объема продажи товаров.

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магази­не необходимо соблюдение следующих принципов: 11. Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров ! частого спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно

заменяемых в потреблении и спросе. ''2. Обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина.

3. Установление определенного количества разновидностей по каж­
дому виду товара, в зависимости от товарного профиля и зоны де­
ятельности магазина.

4. Учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной
.; зоне, обусловливаемых профессиональным и половозрастным

составом населения, его покупательской способностью, а также инорайонным спросом.

Одновременно с формированием ассортимента необходимо решать задачи мерчандайзинга, т. е. рационального размещения товаров в тор­говом зале магазина.

При размещении товаров в торговом зале магазина необходимо обеспечить:

• выбор наиболее целесообразной для данного типа магазина груп­пировки товаров;

• приближение к покупателям товаров частого спроса и удобное для них размещение товаров периодического п редкого спроса, требующих продолжительного ознакомления (осмотр, консуль­тация, примерка), а также технически сложных;

• закрепление постоянных мест за товарами на оборудовании; рас­средоточение товаров, пользующихся повышенным спросом, по различным зонам торгового зала;

• расположение товаров, запасы которых пополняются в торговом зале несколько раз в день, в непосредственной близости от поме­щений их хранения и подготовки к продаже.

Размещение продовольственных и непродовольственных товаров в торговом зале магазина имеет свои особенности, обусловленные иост-


4 381(298


98________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

роением их товарного ассортимента, характером спроса покупателей, частотой приобретения.

В продовольственных магазинах наиболее целесообразной с точки зрения экономии времени покупателя является группировка товаров в зависимости от частоты их совместного приобретения. Другие виды группировок продовольственных товаров, в частности по континген-там покупателей и назначению, применяются в качестве дополнитель­ных. В связи с этим при размещении продовольственных товаров в тор­говом зале магазина их следует располагать отдельными группами в определенном соседстве.

В непродовольственных магазинах товары частого спроса и простого ассортимента необходимо располагать на основных путях движения покупателей, а товары, требующие более продолжительного осмотра и выбора, — в глубине торгового зала.

В многоэтажных универмагах основная часть товаров частого спро­са должна быть размещена на первом этаже (если в ассортименте та­ких магазинов имеются продовольственные товары, то их следует раз­мещать здесь же), а технически сложные изделия — в торговых залах верхних этажей.

Одежда, обувь, ткани, продажа которых требует создания покупа­телям специальных условий для приемки и выбора, должны быть раз­мещены в глубине торгового зала, а галантерейные товары, белье, чу­лочно-носочные изделия — у входа на торговый этаж.

Непродовольственные товары повышенного спроса лучше разме­щать в стороне от основных путей движения покупателей в торговом зале магазина. Это создает «точки притяжения» и обеспечивает це­ленаправленность покупательских потоков. Вдали от основных про­ходов торгового зала магазина следует размещать также отдельные, специфические с точки зрения психологии покупателей непродо­вольственные товары (предметы женского туалета, нижнее белье).

При размещении непродовольственных товаров в специализиро­ванных магазинах целесообразно рядом с основными товарами разме­щать сопутствующие.

Размещение товаров оказывает значительное влияние на формирова­ние и распределение покупательских потоков в торговом зале магазина. При нерациональном размещении товаров покупательские потоки рас­пределяются в торговом зале неравномерно, что отрицательно влияет как на организацию процесса продажи, так и на показатели работы магазина.

Интенсивность потоков в торговом зале магазина (количество по­сетителей, осматривающих товары и совершающих покупки) не-


4.3иФормирование и размещение ассортимента товаров в магазинах _____ 99

посредственно зависит от продолжительности ознакомления с товарами п их выбора. На осмотр и покупку различных товаров покупатели затрачивают разное время. В связи с этим совокупное время одинаково­го количества покупателей на осмотр и совершение покупки разных то­варов оказывается различным. Поэтому, чтобы обеспечить равномер­ное распределение потоков в магазине, покупатели должны затрачивать на осмотр и покупку товаров в различных зонах торгового зала при­мерно одинаковое совокупное время.

Передовые универмаги и крупные непродовольственные магазины применяют принцип формирования ассортимента в торговом зале по единству потребительского назначения товаров, по потребительским комплексам.

При формировании ассортимента по потребительскому назначе­нию товаров на рабочих местах продавцов, в торговых секциях мага­зинов товары группируются независимо от того, какой отраслью про­мышленности и из какого сырья они изготовлены.

Организованные по такому принципу торговые секции объединя­ются в торговые залы, на этажах универмагов по признаку назначения товаров для одной и той же группы покупателей или удовлетворения одной потребности, т. е. в потребительские комплексы. Так, секция обуви для женщин размещается не рядом с другими секциями обуви, предназначенной для других групп потребителей (мужчины, дети, спортсмены), а с торговыми секциями, реализующими другие товары, предназначенные для той же группы покупателей — женщин, образуя потребительский комплекс «товары для женщин».

Скатерти из ткани, клеенки, пленки и бумаги находятся в одной секции с другими товарами для обеденного стола (фарфоровой и стек­лянной посудой, столовыми приборами и т. п.) и размещаются вместе с другими товарами для интерьера квартиры и домашнего хозяйства, создавая потребительский комплекс «товары для дома».

Организация торговли по потребительским комплексам не только облегчает покупателям выбор нужных товаров, но и значительно уси­ливает влияние торговли на формирование спроса покупателей, про­пагандируя использование товаров для удовлетворения определен­ных потребностей и применение новых товаров.

В магазинах, перешедших на торговлю по потребительским комп­лексам, значительно увеличивается удовлетворение импульсного спроса покупателей, сокращается время, затрачиваемое покупателя­ми на выбор товара, увеличивается реализация многих достаточных товаров.


100 __________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

В таких магазинах улучшаются все экономические показатели (из­держки, рентабельность), а главное — повышается эффективность ис­пользования торговой площади.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.142.189 (0.032 с.)