Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в товароведение

Поиск

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Ключевые понятия.

Предмет, цели и задачи товароведения

Межпредметные связи. Основные разделы товароведения

Принципы товароведения

самостоятельная работа:

Состояние и перспективы развития потребительского рынка РФ и Ростовской области ( реферат Рынок зерномучных, плодоовощных, мясных, рыбных, молочных, жировых товаров )

1.Структура дисциплины При изложении теоретических зна­ний по рассматриваемой дисциплине проведена их системати­зация и обобщение.

Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина име­ет три основных блока:

• принципы и методы товароведения;

• основополагающие товароведные характеристики и свой­ства, их обусловливающие;

• факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик.

За последние годы в структуре учебной дисциплины про­изошли изменения, которые были регламентированы ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». В частно­сти, из нее исключены вопросы, связанные с товарной инфор­мацией, которые легли в основу новой учебной дисциплины «Информационное обеспечение товароведения» (в учреждениях СПО дисциплина называется «Товарная информация»). Акту­альность новой товароведной дисциплины несомненна, по­скольку товарная информация является важнейшим средством продвижения товаров, создания потребительских предпочтений и идентификации, а также методом обеспечения конкуренто­способности.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определе­ния основных понятий, применяемых в ней. В данной дисцип­лине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «то­вароведение» - основные термины.

Следует отметить, что в разных нормативных документах ус­танавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназна­ченный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к про­дукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар­монизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продук­ция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материа­лы, оборудование) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обоб­щая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукцияматериальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особен­ности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человече­ская деятельность, но и жизнедеятельность биологических объ­ектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продук­цию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба. Продукция становится товаром, когда она является объектом (коммерческой деятельности). Выращенные или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не то­вар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, анало­гичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражает­ся только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по на­шему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены мно­гофункциональность товара как результата деятельности (техно­логической, биологической, человеческой) по формирова­нию его потребительских свойств.

Товарэто объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплинытовароведения. Существует множество определений термина «товароведение». Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наи­лучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребитель­ные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товарове­дения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксиро­вано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стои­мость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отра­жает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жиз­ненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продук­тов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболева­ний.

Повседневное или частое потребление товаров создает не­верное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирую­щиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физи­ки, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, по­стоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения. В связи с вышеизложенным считаем возможным предло­жить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведениенаука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах. Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго­товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономи­стам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основ­ного источника использовали товароведные знания о товаре.

 

 

2. Предметом товароведения являются потребительные ценно­сти товаров, а также методы их познания и обеспечения. Толь­ко потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потреб­ности человека. Е сли потребительная ценность товара не отве­чает реальным запросам потребителей, он не будет востребо­ван, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недоста­точно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необхо­димого уровня.

Цель товароведенияизучение основополагающих характе­ристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

• установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

• систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

• изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

• управление ассортиментом организации;

• определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

• оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

• выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

• определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

• обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

• установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

• информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

 

3.Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компе­тентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетоло­гов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бух­галтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хо­зяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характе­ристик и возможных изменений при транспортировании, хра­нении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных специалистов. Она связана с др. дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и по­следующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с ря­дом естественно-научных и математических дисциплин — фи­зикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стан­дартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисцип­лин необходимы для более глубокого понимания и оценки по­требительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпред­метные связи.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисцип­лина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоре­тических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характе­ристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоре­тических основ сложно дать полную и объективную оценку ос­новополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспекти­вы развития соответствующего сегмента рынка, классифика­цию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров. Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме; понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данно­го товара потребительских свойств (назначение, надежность); частная классификация и ассортимент; факторы, фор­мирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготов­ке к реализации; средства информации о товаре (маркировка). Приведенная схема не регламентирует строго указанный пе­речень составных элементов и последовательность их изложе­ния. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенно­стей характеристик конкретных товаров или их ассортимент­ных групп.

Объектами изучения в частных разделах товароведения мо­гут быть не только потребительские товары, но и товары про­мышленного назначения (сырье, средства производства), сель­скохозяйственная продукция, фармацевтические товары и ле­карственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения. Такой подход не случаен и диктуется теми социально-эконо­мическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потреби­теля и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже не­достаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходи­мо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

Принципы товароведения

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип ( лат. principium — основа, начало) — основное ис­ходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффек­тивность, совместимость, взаимозаменяемость и систематиза­ция, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который за­ключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с воз­можностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязатель­ных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допусти­мым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасно­стью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении про­цессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формирова­нии ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товаровед­ной деятельности должны быть направлены на повышение эф­фективности. Это достигается комплексным подходом, осно­ванным на выборе таких методов и средств, которые обеспечи­вают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определя­ется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью то­варов, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при фор­мировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость дета­лей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуа­тации сложнотехнических и других товаров — непременное ус­ловие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наибо­лее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодно­стью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполне­ния одних и тех же требований. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогич­ные потребности различными товарами. Чем ближе характери­стики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимо­заменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение прежде всего для потребителей, организм которых не ус­ваивает лактозу молока. Способность товара или отдельных комплектующих его из­делий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ас­сортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установле­нии определенной последовательности однородных, взаимосвя­занных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товаро­ведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволя­ет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, по­строенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы мето­дов, в состав которых входят классификация, обобщение и ко­дирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Това­роведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, бази­рующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход по­зволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, про­цессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаи­мосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении ус­тановленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламен­тируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определе­ние градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

Функции товара

Функции товара

Ранее уже упоминалось, что товар характе­ризуется многофункциональностью. Поэтому необходимо рас­смотреть эти функции более подробно (потребительская, маркетинговая, коммерческая, правовая, финансовая).

Потребительская функция товара заключается в его способ­ности соответствовать запросам потребителей благодаря прису­щим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди них характеристик приоритетными являются товароведные, гак как обуславливают потребительную ценность, или полезность, товара. Примером потребительской функции пищевых продуктов может служить их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества, а также для под­держания постоянства внутренней среды человека. Потреби­тельная ценность одежно-обувных товаров состоит в их способ­ности защищать от неблагоприятных внешних воздействий, со­ответствовать определенным эстетическим и социальным запросам потребителей.

Маркетинговая функция товара реализуется через его спо­собность удовлетворять разные виды и разновидности потреб­ностей. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность това­ров, что в конечном счете влияет на стимулирование сбыта. В отличие or потребительской функции, когда у потребителя есть определенные знания товара и ожидания удовлетворения потребностей, маркетинговая функция более гибкая. При от­сутствии потребностей, в том числе и спроса, из-за незнания товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступно­сти) цен и в других ситуациях благодаря комплексу маркетин­говых мероприятий (например, формированию бренда, рекла­ме, системе скидок) формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагон­чиков»).

Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Для этого товар дол­жен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы и операции товародви­жения должны быть организованы с учетом свойств товаров (сохраняемости, безопасности). Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления технологическим цик­лом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.

Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нор­мативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т. п.), а также положениям договоров. При этом обязанность соответствия вытекает из договорных отношений и необходи­мости соблюдения достоверности информации.

Финансовая функция товара определяется тем, что любой то­вар должен приносить прибыль. В качестве средства реализа­ции этой функции выступают приемлемые для потребителей определенных целевых сегментов цены. Поэтому любая орга­низация должна определить свою ценовую политику и страте­гию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и право­вой функций.

Конечным результатом реализации рассмотренных функ­ций является реализация товара и удовлетворение им потреб­ностей, причем все указанные функции удовлетворяют по­требности конечного потребителя, а правовая и финансовая функции дополнительно и соответствующие потребности орга­низаций. Реализация всех функций осуществляется благодаря тому, что любой товар обязательно должен быть объектом купли-продажи.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Ключевые понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.241 (0.011 с.)