Субъекты товароведной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты товароведной деятельности



Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходит­ся 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Кроме того, в отделах сбыта и снабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций также работают товарове­ды. Поэтому не случайно, что в ряде технических вузов, техни­кумов и колледжей в перечень специальностей введена подго­товка товароведов.

Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассорти­ментной, качественной, количественной и стоимостной харак­теристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от другихспециалистов торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесномвзаимодействии с технологами и маркетологами. Пер­вые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на на­чальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая то­варом, превратилась в объект товароведной деятельности.

Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промыш­ленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (опто­вой и розничной) и общественном питании.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить три основных направ­ления товароведной деятельности:

технологическое, обеспечи­вающее технологию товародвижения;

организационно-управлен­ческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров;

маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Поэтому и на производстве, и в тор­говле нужны три категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры), товароведы-менеджеры и товароведы-маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых орга­низациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят в состав отделов маркетинга.

Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

Наряду с этим, за последнее десятилетие в торговых вузах возникло новое направление — подготовка товароведов-экс­пертов, что послужило основанием расширения сферы их дея­тельности и нашло отражение в названии специальности-351100 «Товароведение и экспертиза товаров». Следует отме­тить, что и до введения такой подготовки специалисты-товаро­веды находили широкое применение в качестве экспертов Тор­гово-промышленной палаты России, бюро товарных экспертиз, органов по сертификации и испытательных лабораторий, ин­спекторов Госторгинспекции, а в настоящее время — специа­листов и руководителей отделов защиты потребителей Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Требования к профессиональной компетентности товарове­да регламентируются ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», Тарифно-квалифи­кационными характеристиками (требованиями) по общеотрас­левым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и дру­гих служащих, утвержденным постановлением Минтруда Рос­сии от 21 августа 1998 г. № 37.

В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 к товароведам предъявля­ются следующие требования:

• наличие среднего специального или высшего профессио­нального образования по специальности: СПО 0612 «Товарове­дение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»;

• осуществление контроля за соблюдением условий и сро­ков поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества, согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных документах, а также на маркировке и иных носителях информации;

• своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;

• участие в рассмотрении претензий покупателей на некаче­ственный товар;

• знание потребительских свойств и показателей качества закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, опре­делять дефекты, причины возникновения, способы использова­ния или предотвращения попадания дефектных товаров в тор­говлю, а при необходимости и своевременного изъятия из тор­говли;

• применение средств измерений, поверенных в установ­ленном порядке; • участие в формировании ассортимента реализуемых това­ров;

• установление нормируемой и фактической естественной убыли и определение порядка их списания;

• участие в проведении инвентаризации товаров.

В документах Минтруда России (ныне — Министерство эко­номического развития и торговли РФ) устанавливаются более широкие требования не только к товароведу розничной торгов­ли, а к специалисту-товароведу независимо от того, в какой от­расли народного хозяйства он работает. Кроме того, представлены требования к профессиональной компетент­ности товароведов разных категорий:

товаровед I категории: высшее профессиональное образова­ние и стаж работы в должности товароведа II категории не ме­нее трех лет;

товаровед II категории: высшее профессиональное образова­ние и стаж работы в должности товароведа не менее трех лет;

товаровед: высшее профессиональное образование без предъ­явления требований к стажу работы или среднее профессио­нальное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее трех лет.

Вместе с тем товароведам-технологам присущ ряд должност­ных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков.

Товаровед должен знать в области товароведения:

• эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ас­сортиментного перечня, средств и способов сохранения качест­ва и количества товаров в процессе товародвижения;

• ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его ха­рактеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

• основные направления развития и совершенствования ас­сортимента;

• номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

• количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

• факторы, влияющие на формирование и сохранение каче­ства товаров; виды потерь и причины их возникновения, порядок спи­сания;

• виды, функции, формы и средства товарной информации;

• товароведные характеристики товарных групп и конкрет­ных товаров.

Теоретические знания реализуются через определенные то­вароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

• классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (назначению, надеж­ности, составу и т. п.) для более полного удовлетворения спро­са потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспо­собности товаров;

• определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организа­ции с учетом направления развития и совершенствования това­ров однородных групп;

• оценивать качество товаров путем выбора наиболее при­емлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми значениями;

• проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или не­возможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пищевых, кормо­вых целей, промпереработки или уничтожения;

• идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отби­рать пробы в соответствии с установленными требованиями;

• определять приемочные и браковочные числа для прове­дения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соот­ветствии с установленными требованиями;

• проводить измерения товаров и товарных партий для уста­новления их количественных характеристик при учете на раз­ных этапах товародвижения;

• учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;

• регулировать факторы, влияющие на сохраняемость това­ров при хранении и подготовке к реализации; • осуществлять контроль за созданием и поддержанием кли­матического и санитарно-гигиенического режимов хранения, размещением товаров;

• участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торго­вого оборудования для хранения, подготовки к продаже и реа­лизации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

• разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвра­щению и снижению потерь;

• обеспечивать подготовку товаров к реализации для фор­мирования надлежащего качества и количества, улучшения то­варного вида и предупреждения реализации товаров, не соот­ветствующих по качеству установленным требованиям;

• работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной пар­тии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходи­мых для дальнейшей работы с товаром;

• выявлять с помощью различных средств основополагаю­щую, коммерческую и потребительскую информацию для наи­более полного ознакомления с товаром и создания потреби­тельских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт то­варов;

• идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркиров­ке и товарно-сопроводительных документах для предоставле­ния потребителям достаточной и достоверной информации;

• работать с конкретными товарами — идентифицировать и относить их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Вторая группа субъектов, на которых направлена товаровед­ная деятельность, представлена потребителями. Следует отме­тить, что потребители с их потребностями и запросами нахо­дятся в центре внимания всех специалистов организаций-изго­товителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность то­вароведов и маркетологов должна быть ориентирована в пер­вую очередь на потребителя. В этом отношении они близки к организациям, в компетенцию которых входит защита прав по­требителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «потреби­тель», принятое в отечественной и зарубежной практике, а так­же показать специфику товароведной деятельности при взаи­модействии товароведов с потребителями.

Определение термина «потребитель» дано в Законе РФ «О защите прав потребителей» «Потребитель — гражданин, имею­щий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с из­влечением прибыли» (ст. 1).

Определение этого термина в зарубежной практике не­сколько иное. В МС ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» дано следующее определение термина: «По­требитель — получатель продукции, предоставляемой постав­щиком».

Таким образом, в отличие от российского определения тер­мина «потребитель» как конечного покупателя в международ­ной практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конеч­ные цели потребления или для производства новых видов про­дукции или услуг.

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с по­требителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный харак­тер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат — реализацию товаров, составные характеристики ко­торых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товар­ную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравне­нии с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурен­тами. Только доскональное знание товара дает возможность то­вароведам справиться с поставленными задачами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.222 (0.027 с.)