Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы товароведения

Поиск

5.1. Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. Методологические основы

Тема 1. Введение в товароведение

Ключевые понятия: продукция, товар, товароведение. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Основные разделы товароведения, их назначение. История и направления развития товароведения.

Состояние и перспективы развития потребительского рынка России. Источники насыщения рынка, их состояние.

Тема 2. Объекты и субъекты товароведения

Товар как объект товароведной деятельности: потребительная стоимость и стоимость. Товароведная характеристика товара: ассортиментная, качественная и количественная.

Общая классификация товаров на потребительские и промышленного назначения.

Субъекты товароведной деятельности: группы, их краткая характеристика. Субъекты, обеспечивающие товародвижение (товароведы), их функции, права и обязанности. Формирование профессиональной компетентности.

Тема 3. Методы товароведения

Методы товароведения, понятие, классификация. Методы научного познания и практические. Их разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки.

Тема 4. Классификация и кодирование товаров. Общегосударственные классификаторы

Основополагающие методы систематизации: классификация и кодирование. Понятие. Структура методов. Разновидности, их достоинства и недостатки. Применимость в товароведении.

Классификация потребительских товаров. Общая и частная классификация.

Общегосударственные классификаторы: понятие, классификация, назначение, структура.

Раздел 2. Товароведные характеристики товаров

Тема 5. Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели. Управление ассортиментом

Основные понятия: ассортимент, номенклатура товаров. Отличительные признаки. Классификационные группировки товаров.

Классификация ассортимента по местонахождению, широте охвата, характеру потребностей.

Свойства и показатели ассортимента: определение, назначение, расчёт. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. Управление ассортиментом. Понятие. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Регулирование этих факторов. Виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров.

Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента.

Тема 6. Качество товаров

Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация свойств, и показателей потребительских товаров, номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров.

Тема 7. Оценка качества товаров

Понятие. Структура и результаты оценочной деятельности.

Градации товаров по соответствию и несоответствию, установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, артикулы.

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.

Дефекты товаров: понятие, классификация. Диагностика дефектов. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции.

Тема 8. Количественная характеристика товаров

Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфические для товарных партий. Назначение, краткая характеристика.

Тема 9. Физические свойства товаров

Группы физических свойств товаров: механические, теплофизические, электрофизические, оптические и акустические: назначение, краткая характеристика отдельных свойств.

Раздел 3. Обеспечение качества и количества товаров

Тема 10. Технологический цикл товародвижения

Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная.

Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приёмочном и браковочном числе.

 

Тема 11. Факторы, влияющие на формирование и сохранение качества и количества товаров. Их характеристика и регулирование.

Обеспечение качества и количества: понятие.

Факторы, влияющие на качество и количество.

Формирование качества. Факторы, формирующие качество и количество. Влияние отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия.

Классификация сохраняющих факторов.

Упаковка. Понятие. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки. Методы упаковывания.

Хранение. Основные понятия. Составные элементы условий хранения.

Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохраняемость товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения.

Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимость для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддержанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении.

Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Классификация методов хранения. Экономическая эффективность разных методов, критерии эффективности.

Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Классификация товаров по срокам годности и эксплуатации.

 

Тема 12. Товарные потери: виды, причины возникновения, порядок списания.

Основные понятия. Виды, разновидности потерь. Причины возникновения разных видов потерь, порядок их списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.

 


Тема 13. Информационное обеспечение товаров

Основные понятия. Виды и формы, средства, товарной информации, их назначение, отличительные особенности. Требования к товарной информации. Правовая база.

Средства товарной информации: классификация, назначение.

Маркировка: понятие, назначение, виды, носители, структура, краткая характеристика.

Информационные знаки: понятие, классификация.

 

Библиографический список

Федеральные законы:

1. О защите прав потребителей: федер.закон от 07.02.1992, № 2300-1 // Информ.-поисковая система: Консультант Плюс: Версия Проф.

2. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 №29 – ФЗ.

3. О техническом регулировании: федеральный закон от 20.12.2002 № 184- ФЗ // Собрание законодательств РФ – М.: Юрид. лит, 1992-2003.

 

Нормативные документы:

4. ГОСТы технических условий, правил приемки и методов испытаний на все продовольственные товары.

5. Нормы естественной убыли продовольственных товаров – М.: Приор, 2007.- 64 с.

Основная:

3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: учебник / М. А. Николаева, – М.: Норма, 2006.-283 с.

4. Райкова Е.Ю.Теория товароведения: учеб. пособие / Е. Ю. Райкова, Ю. В. Додонкин, – М.: Академия, 2007. – 240 с.

Дополнительная:

5. Журналы «Коммерсант», «Спрос», «Современная торговля».

6. «Торговая газета», «Российская газета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.208 (0.008 с.)