Организация работы оптовых предприятий на основе кооперации
Каждое предприятие оптовой торговли при выполнении своих функций сталкивается с необходимостью решения вопроса о том, не является ли более эффективным или выгодным с точки зрения затрат выполнение некоторых из этих функций и кооперации.
Под понятием «кооперация» понимается сотрудничество двух или нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения предприятий па основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности..')то означает, что кооперационное объединение создается с целью лучшего решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе.
Признаками кооперационного объединения являются:
• правовая и значительная хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;
• добровольное участие в совместной работе;
Глава 6. Оптовые торговые структуры
• совместное планирование в области, в которой происходит кооперирование;
• общее представление о результатах деятельности кооперационного объединения (например повышение экономичности, повышение рентабельности, укрепление конкурентоспособности, сохранение доли на рынке и т. п.).
Возможными сферами кооперации могут быть:
• закупочная кооперация (например в сфере закупки товаров, финансирования, приобретения производственных помещений, привлечения персонала и т. п.);
• кооперация в сфере складского хозяйства;
• сбытовая кооперация (например в области ценовой политики, условий закупки, политики ассортимента, организации сбыта, формирования путей сбыта, рекламы или сервиса);
• управленческая кооперация.
В зависимости от базы подразделения можно выделить различные формы кооперации. Например, в зависимости от партнеров по кооперации:
• горизонтальная кооперация — имеет место, когда сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени (например несколько предприятий оптовой торговли или несколько предприятий розничной торговли);
• вертикальная кооперация — имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе (например производители и оптовая торговля, производители и розничная торговля, оптовая торговля и розничная торговля).
Горизонтальные формы кооперации
Если оптовая торговля хочет утвердиться по отношению к своему поставщику и (или) клиенту (покупателю), то ома сама должна стать участником кооперации в сфере закупки и (или) сбыта.
На уровне оптовой торговли различаю! следующие формы горизонтальной кооперации:
1. Ориентированные на закупки:
♦ кооперация по ассортименту (перекрестные поставки);
♦ закупочная контора свободных предприятии оптовой торговли.
2. Ориентированные на сбыт:
6.5. Организация работы оптовых предприятий на основе кооперации ___ щ
♦ объединение по месту нахождения;
♦ объединение с целью рекламы.
Рассмотрим эти формы подробнее.
|