Виды и структура розничной торговой сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и структура розничной торговой сети



Важн ейшей сос тавной частью материаль но-технической базы торго вли явл яется розничная торговая сет ь, на долю которой приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обе спечение высок ого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здес ь завершается процесс обращ ения товаров и доведение их до покупателей.

От уро вня организации и развития розн ичной торговой сети зави­сит качество торгового обслужшвшшя населения, темпы роста товаро­оборота, ускорен14е"товароо5о рачива емости, прибыльность торговых предприятий. Под"торговым предприятием понимается имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-продажи това­ров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, то­вары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.).

Предприятие розничной торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и ока­зание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Розничная торговая сеть определяется как совокупность предприя­тий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной тер­ритории или находящихся под общим управлением.

Таким образом, можно говорит!) о розничной торговой сети района, города, области, страны в целом, а также о торговой сети конкретной фирмы, организации, системы и т. д. Например, розничная торговая сеть системы здравоохранения, фирменная торговая сеть производ­ственного предприятия и пр.


28_________________________________________ Глава 2. Розничная торговая сеть

С учетом особенностей торгового обслуживания населения рознич­ную торговую сеть подразделяют по видам на стационарную и неста­ционарную.

Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специаль­но оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.

К стационарной сети относятся магазины, павильоны, киоски и палатки.

Магазин — это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания ус­луг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, админист­ративно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и по­мещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, осна­щенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хра­нения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Нестационарная торговая сеть функционирует по принципам разно­сной и развозной торговли. Она представлена лотками, автолавками, цистернами и автоцистернами, магазинами-вагонами и магазинами-судами, торговыми автоматами. Автолавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутству­ет стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п. Магазины-вагоны и магазины-суда используют для снабжения, соответственно, работников железно­дорожного и водного транспорта, проживающих в населенных пунктах, где из-за малой численности населения строительство магазинов неце­лесообразно. Автоцистерны, а также цистерны для продажи молока и кваса используют и и городских условиях, особенно в районах ново­строек, где есть магазинов еще полностью не сформировалась.

Разносная торговля с лотков организуется для продажи морожено­го, табачных изделий и некоторых других товаров.


 

 

2.1. Виды и структура розничной торговой сети

Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобрете­нии товаров, широком применении современных форм обслужива­ния, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торгов­лю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к по­купателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовло­жений, позволяет использовать для ее строительства дешевые ма­териалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

Мелкорозничная торговая сеть может временно заменять магазины в районах нового жилищного строительства или дополнять их дея­тельность. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в пе­риод сезонной торговли плодоовощной продукцией.

Пока еще не играет существенной роли в розничном товарообороте такая разновидность мелкорозничной торговой сети, как торговые ав­томаты. Однако в перспективе, по мере увеличения выпуска разновид­ностей торговых автоматов, ассортимент товаров, реализуемых с их помощью, будет значительно расширен.

При организации мелкорозничной торговой сети всегда необходи­мо соблюдать ее соответствие требованиям санитарных норм и пра­вил. Продажа скоропортящейся продукции в павильонах, палатках, киосках и прочих предприятиях мелкорозничной торговой сети, не оснащенных холодильным оборудованием, запрещена.

Иногда к видам розничной торговой сети относят посылочную. Правильнее называть ее внемагазнииой формой продажи, т. е. рознич­ной торговлей, осуществляемой через заказы по каталогам путем почтовых отправлений. Розничная торговая сеть при этом отсутству­ет, продажу через почту по каталогам наложенным платежом осуще­ствляют предприятия-изготовители, оптовые предприятия, оптовые фирмы.


32_________________________________________ Глава 2. Розничная торговая сеть

ного ассортимента преимущественно по форме самообслужива­ния. Торговая площадь — от 5000 м2;

универмаг: предприятие розничной торговли, реализующее
непродовольственные товары универсального ассортимента,
использующее различные формы торгового обслуживания поку­
пателей. Торговая площадь в городской торговле — от 3500 м2,
в сельской торговле — от 650 м2;

, • универмаг «Детский мир»: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассор­тимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь — от 2500 м2;

магазин-склад: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары уни­версального ассортимента по форме самообслуживания пре­имущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предприни­мателям) для последующей перепродажи, использования в мел­ком производстве или оказания услуг населению. Торговая пло­щадь — от 650 м2;

универсам (супермаркет): предприятие розничной торговли, реа­лизующее продовольственные товары универсального ассортимен­та и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 400 м2;

гастроном: предприятие розничной торговли, реализующее про­довольственные товары универсального ассортимента с преобла­данием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Торговая площадь от 400 м2;

магазин «Товары повседневного спроса»: предприятие рознич­ной торговли, реализующее продовольственные и непродоволь­ственные товары частого спроса, преимущественно по форме са­мообслуживания. Торговая площадь -- от 100 м2;

магазин «Продукты» (минимаркет): предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассор­тимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гаст­рономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напит­ки; с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь — <>т 18 м2;

дом торговли: предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета н гардероба для мужчин

»


2.3. Размещение розничной торговой сети в городах ___ ' ____________ 33

и женщин, использующее различные формы торгового обслужи­вания покупателей. Торговая площадь — от 1000 м2;

магазин «Промтовары»: предприятие розничной торговли, реа­лизующее непродовольственные товары узкого ассортимента, ос­новные из которых — швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь — от 18 м2;

комиссионный магазин: предприятие розничной торговли, осу­ществляющее продажу товаров, принятых от организации или отдельных лиц на комиссионных началах.

Основные признаки, характеризующие тип предприятия рознич­ной торговли определенного вида, приведены в табл. 2.1.

В специализированных магазинах более 50% торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими специали­зации магазина.

В универмагах ассортимент товаров, по согласованию в установ­ленном порядке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы РФ, может быть дополнен ассортиментом продо­вольственных товаров (в том числе с потреблением на месте), а в уни­вермаге «Детский мир» — ассортиментом товаров детского питания.

Перечень требований к оформлению вывесок, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и внешнего вида обслужива­ющего персонала магазинов различных типов приведен в табл. 2.2.

Для каждого вида и типа магазина рекомендуется определенный перечень услуг, которые могут оказываться покупателям в конкретном магазине. Этот перечень содержит более 30 различных видов услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.031 с.)