ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ



8.1. Сущность и функции оптовой торговли в сфере товарного обращения

Промышленная и сельскохозяйственная продукция в своем движении из сферы производства в сферу потребления, как пра­вило, проходит ряд промежуточных звеньев. Посреднические операции по купле-продаже товаров на этих промежуточных звеньях могут осуществляться специализированными предпри­ятиями оптовой торговли.

Оптовая торговляпредставляет собой самостоятельное зве­но сферы товарного обращения, осуществляющее операции по купле-продаже товаров с целью доведения их до субъектов рын­ка.

Согласно приказу Министерства торговли Республики Бела­русь № 80 от 14.12.95 г. (ГОСТ 8218. 01— 95 "Торговля. Терми­ны и определения") к оптовой относится торговля, при которой купля-продажа товаров осуществляется партиями с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использова­ния. Она включает все звенья движения товаров от изготовите­лей до розничной торговой сети или предприятий-потребителей.

Оптовая торговля порождена общественным разделением труда. Отделение ее в прошлом от производства и розничной торговли способствовало прогрессу специализации производ­ства, росту производительных сил и в целом экономии общес­твенного труда.

К моменту перехода к рыночным отношениям оптовая тор­говля Республики Беларусь представляла собой достаточно чет­кое организационное образование, которое оказывало воздей­ствие как на развитие производства, так и на эффективную дея­тельность розничной торговли.

Наличие оптовой торговли в условиях функционирования рыночных отношений является объективной реальностью и не­обходимостью.

Необходимость оптовой торговли диктуется рядом факторов, основными из них являются:


производственные факторы. К ним можно отнести специа­лизацию и размещение производства, узость вырабатываемого ассортимента. Промышленным предприятиям легче и проще продавать свою продукцию крупными партиями одному или нескольким оптовым покупателям, чем иметь дело с множес­твом мелких розничных предприятий. Освобождение промыш­ленности от функций сбыта произведенной продукции способ­ствует ускорению темпов научно-технического прогресса в от­расли, расширению ассортимента и улучшению качества про­дукции, снижению издержек производства;

транспортные факторы. Организуя межреспубликанские, внутриреспубликанские и внутриобластные поставки товаров, оптовая торговля направляет товаропотоки по наикратчайшим путям, избегая нерациональных, встречных, дальних перево­зок, и обеспечивает наиболее эффективное использование тран­спортных средств, упаковки, тары и складского хозяйства, спо­собствует снижению издержек в сфере товарного обращения;

торговые факторы. Розничная торговля в силу ее измель­ченное™ и многочисленности предприятий не может прини­мать товары крупными партиями и в подсортированном виде, что вызывает необходимость существования специализирован­ных предприятий оптовой торговли, организующих товароснаб-жение розничной торговой сети в нужном ассортименте, нужно­го качества и объема и в строго определенные сроки.

В условиях рыночной экономики изменяются и функции оптовой торговли, которые все более усложняются по сравне­нию с функциями опта в период административно-командной системы.

Эти функции оптовой торговли можно рассматривать на макро- и микроуровне.

Функции оптовой торговли на макроуровне:

интегрирующая (организация хозяйственных связей произ­водителей и потребителей продукции, изыскание возможностей ее сбыта);

оценочная (определение уровня и выравнивание обществен­но необходимых затрат труда в народном хозяйстве через цено­образование);

организующая и регулирующая (содействие рациональному развитию и гармонизации интересов производства и потребле­ния продукции).

На микроуровне оптовые предприятия выполняют самые разнообразные функции как по отношению к поставщикам про­дукции, так и к ее покупателям:


равномерное размещение товарной массы на территории рес­публики;

организация рационального товародвижения, его финансо­вое обеспечение;

преобразование производственного ассортимента в торго-вый;

создание товарных запасов и их хранение;

доработка товаров, их фасовка и упаковка;

совместная с розничной торговлей и промышленностью рек-лама товаров и т.д.

Развитие рыночных отношений в республике, приведшее к резкому сокращению объема оптовых операций, способствовало появлению новых функций оптовых предприятий, связанных в основном с оказанием услуг как производству, так и розничной торговле:

консультации по использованию товаров;

гарантийное обслуживание;

информационное обслуживание;

коммерческое кредитование;

финансирование производителя (аванс за часть партии това­ра) и розничных предприятий (отсрочка платежа);

страховое обслуживание;

оказание таможенных услуг;

транспортно-экспедиционное обслуживание.

Особую роль должны сыграть оптовые предприятия в акку­мулировании и передаче заказчикам информации о состоянии рынка, т.е. более активно выполнять информационную фун­кцию. Находясь в центре пересечения товарных потоков, опто­вые базы имеют полную возможность обеспечить сбор, накопле­ние, обработку и передачу коммерческой информации и покупа­телям, и поставщикам товаров.

Эта информация включает:

определение емкости рынка;

изучение возможностей выхода на внешние рынки;

изучение и определение потребности в товарах покупателей;

изучение конкурентоспособности товаров разных поставщи­ков;

конъюнктурные обзоры о состоянии спроса на товары, итоги выставок, выставок-продаж;

изучение мотивации покупок, поведения покупателей на рынке, потребительских свойств товаров;

предложения по расширению ассортимента, снятию с произ­водства и повышению качества вырабатываемой продукции.


Обладая такой информацией, оптовые предприятия могут стать центрами деловой активности, привлекая к сотрудничес­тву как промышленные, так и розничные торговые предприя­тия, т.е. более активно выполнять посредническую функцию.

Перед поставщиками и покупателями товаров возникает вопрос: выполнять эти функции по продвижению самостоятель­но или поручить их выполнение посреднику — оптовой базе. Бо­лее выгоден, как правило, второй вариант, так как посредник обладает большим опытом в организации оптовых сделок, он может быстрее найти и покупателя, и поставщика, быстрее вы­полнить растаможку товаров и т.д.

Расширение и углубление функций оптовой торговли позво­лит не только создать условия для более активного внедрения рыночных реформ, но и будет способствовать укреплению ста­бильности потребительского рынка в республике.

8.2. Оптовые торговые предприятия и их классификация

Оптовая торговля осуществляется обширной сетью оптовых посредников, характеризующихся наличием двусторонних эконо­мических отношений с поставщиками и покупателями товаров.

До перехода к рыночным отношениям сеть оптовых пред­приятий подразделялась на государственную и кооперативную. В настоящее время она существенно расширилась и представле­на оптовыми посредниками различных форм собственности, ве­домственной принадлежности и функционального назначения. Изменился состав и функции оптовых предприятий, расширя­ются их права, деятельность их становится более гибкой. Они самостоятельно могут определять свою специализацию, сферу и район деятельности, функциональную направленность, степень автономности и диверсификации и т.п.

Основными типами оптовых посредников являются дис­трибьюторы, агенты, комиссионеры, брокеры, маклеры, сбыто­вые предприятия промышленных предприятий и объединений, независимые оптовые предприятия и др.

Оптовых посредников можно классифицировать по различ­ным признакам.

В зависимости от выполняемых функций и предоставля­емых услуг:

универсальные оптовые посредники (оптовики-купцы, опто­вые предприятия, дистрибьюторы) осуществляют полный цикл


обслуживания (покупку товара, транспортировку, хранение, комплектование, кредитование и т.п.);

специализированные оптовые посредники или оптовики с ограниченным циклом обслуживания (информационно-контак­тные, информационные, поисковые посредники, посылочная торговля, лизинг и т.д.).

Информационно-контактные оптовые посредники, напри­мер, комиссионеры, подыскивают поставщиков и покупателей и от своего имени подписывают контракт, договор. Оплата за счет того или иного партнера.

Информационные посредники, например, брокеры, облада­ют информацией о конъюнктуре рынка и способствуют реализа­ции товара поставщика, не закупая его самостоятельно.

Поисковые посредники, например, агенты промышленных предприятий, занимаются поиском покупателя товара.

В зависимости от подчиненности оптовые посредники мо­гут быть:

независимые;

формально независимые;

зависимые.

Независимые посредники осуществляют свою деятельность на основе договора купли-продажи, т.е. они закупают товар как покупатель, становясь его собственником и распоряжаясь им по своему усмотрению. К ним относится большинство оптовых предприятий, дистрибьюторов, оптовиков-купцов и т.п.).

Как правило, независимые оптовые посредники осуществля­ют полный цикл обслуживания, начиная от закупки, заканчи­вая оптовой продажей товара.

Формально независимые оптовые посредники — предприя­тия, осуществляющие сбыт продукции производителя на основе различного рода договоров (договора-поручения, договора-ко­миссии, договора-консигнации и т.п.), заключаемых с поверен­ными или торговыми агентами — предприятиями или отдель­ными лицами. Основная их функция — содействие купле-про­даже за комиссионное вознаграждение.

Зависимые посредники осуществляют сбыт продукции на ос­нове срочных и бессрочных трудовых договоров независимо от района деятельности (консигнаторы, брокеры).

Консигнатор — оптовый посредник, деятельность которого осуществляется на основе соглашения, по которому продавец поставляет товар на склад консигнатора, а последний продает товар от своего имени, но за счет продавца на основе договора консигнации.


Брокер — фирма или организация, которая занимается по­иском заинтересованных продавцов и покупателей и оказывает помощь в заключении договора. Сам брокер не принимает учас­тия в сделке, т.е. не подписывает договор и не рассчитывается за товар. Деятельность брокера в основном связана на игре со спросом и предложением товара. Брокеру платит тот, кто при­влек его.

В зависимости от товарной специализации:

оптовые предприятия с универсальным ассортиментом това­ров (оптовые базы ОРСов, потребкооперации);

оптовые предприятия, специализированные на продаже от­дельных групп товаров (одежды, обуви, бакалеи, рыбы и т.п.).

По принадлежности:

общереспубликанские, государственно-регулируемые опто­вые предприятия;

министерств, объединений, концернов, промышленных пред­приятий;

оптовые базы потребкооперации;

независимые оптовые предприятия.

По форме собственности:

государственные;

смешанные;

совместные с иностранным капиталом;

коллективные;

частные.

По месту и роли в процессе товародвижения:

оптово-сбытовые базы, создаваемые в местах сосредоточения промышленного производства;

торгово-закупочные оптовые предприятия, которые закупа­ют товары в районах производства, у оптово-сбытовых и других баз и снабжают ими другие оптовые и розничные предприятия (распространены в потребкооперации, ОРСах);

торговые базы, основная задача которых — организация то-вароснабжения розничных торговых предприятий.

По району деятельности:

общереспубликанские;

областные;

межрайонные;

районные.

По организационной структуре оптовые торговые пред­приятия могут выступать в различных организационно-право­вых формах:

акционерные общества;


в составе ассоциаций;

в составе концернов;

оптовые рынки;

торговые дома;

в составе холдингов;

магазины-склады по оптовой торговле.

Сущность, структура управления и функции АО, ассоциа­ций, концернов рассмотрены в главе 1.

Оптовый рынок— это коммерческая хозяйственная струк­тура, организующая оптовую куплю-продажу главным образом сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на постоянной основе и по определенным правилам.

Основные функции оптовых рынков:

концентрация потребительских товаров и бесперебойное круглогодичное обеспечение ими населения;

упрощение и удешевление процесса товародвижения;

формирование реальных рыночных цен;

получение достоверной информации о спросе и предложении товаров.

Оптовые рынки классифицируются:

по специализации (универсальные и специализированные);

по административно-территориальному признаку (регио­нальные, межрегиональные, межгосударственные);

по форме собственности (государственные, акционерные об­щества, частные и т.п.).

Высший орган управления оптовым рынком — общее собра­ние акционеров, которое избирает Совет директоров, правление и ревизионную комиссию. Совет директоров назначает гене­рального директора, который возглавляет администрацию рын­ка и несет ответственность за его организационно-хозяйствен­ную деятельность.

В республике Беларусь получили развитие оптовые рынки продовольственных товаров.

Торговый дом — это крупное оптовое предприятие, специа­лизирующееся главным образом на внешнеторговых операци­ях. В отдельных случаях торговые дома создаются для выполне­ния мелкооптовых операций. Торговые дома могут выполнять не только торгово-посреднические операции, но и заниматься производственной деятельностью, транспортировкой, упаков­кой и т.п.

На внутреннем рынке торговые дома могут выступать в ка­честве оптового посредника, приобретая товар для его дальней­шего продвижения в сфере обращения.


' Особенности торговых домов по сравнению с другими посред­ническими образованиями заключаются в том, что они не толь­ко занимаются куплей-продажей, а активно проникают в сферу производства, кредитно-финансовые структуры.

Основные цели торговых домов в мировой экономике:

концентрация посреднических операций и активизация внешнеэкономической деятельности;

производство и организация сбыта товарной продукции;

объединение других посреднических структур и стимулиро­вание их сбытовой деятельности;

оперативный контроль за конъюнктурой рынка;

снижение издержек обращения.

В Республике Беларусь активную экспортно-импортную пос­редническую деятельность развивает "Торговый Дом" концерна "Бел ресурсы".

Холдингпредставляет собой объединение, но не самих пред­приятий, а их капиталов.

В оптовой торговле холдинги могут создаваться путем объе­динения как самого имущества, так и доли в имуществе отдель­ных предприятий с целью владения большей долей акционерно­го капитала и таким образом осуществлять финансовый кон­троль за деятельностью объединения.

Оптхолдинги могут быть областными и межобластными, специализированными и универсальными.

По мере развития оптхолдинги могут преобразовываться в торгово-финансовые промышленные группы, в которые могут входить предприятия оптовой и розничной торговли, промыш­ленности, банковской и страховой сферы, транспорта и т.д.

Функции оптхолдингов:

обеспечение финансовой устойчивости предприятий;

контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью;

инвестиционная деятельность;

изучение рыночной конъюнктуры и маркетинговые исследо­вания;

организация внешнеторговой деятельности;

учреждение различных акционерных обществ, выпуск ак­ций и их реализация и т.п.

Органы управления:

президент оптхолдинга — осуществляет общее руководство объединением в соответствии с уставом;

правление — исполнительный орган, осуществляющий те­кущее, оперативное управление оптхолдингом;


наблюдательный совет (президент, представитель органов Мингосимущества, антимонопольных органов, акционеры и др.) является представительным органом и заключает контрак­ты с президентом и членами правления, назначает своих пред­ставителей в дочерние предприятия.

Магазины-склады по оптовой торговле типа "кэш энд кэр-ри" ("плати и увози") являются разновидностью оптового звена. Они могут создаваться согласно рекомендациям Министерства торговли Республики Беларусь при оптовом предприятии, на ба­зе складов бывших торгов, в качестве предприятия, его филиала или обычного подразделения, выполняющего полный цикл ра­бот по реализации торговых, производственных или информа­ционных функций.

По форме собственности они могут быть государственными, в виде АО, ООО и др.

Особенности предприятия:

обслуживание мелких предприятий торговли, общепита, сферы обслуживания и предпринимателей;

продажа товаров мелкооптовыми партиями;

работа по методу самообслуживания;

наличный расчет через кассовый аппарат и безналичный расчет;

продажа по цене без розничной надбавки;

самовывоз силами и средствами покупателя.

По товарной специализации магазины-склады могут быть специализированные, комплексного ассортимента, универсаль­ные, смешанные. Ассортимент реализуемых товаров определя­ется самими предприятиями с учетом особенностей рынка сбы­та, емкости складских помещений, зоны деятельности основно­го оптового звена и конкурентов и др.

Магазины-склады успешно функционируют в странах с ры­ночной экономикой и должны получить ускоренное развитие в нашей стране с развитием предпринимательства, мелкого и среднего бизнеса в торговле.

8.3. Организационное построение и размещение оптовой торговли

Общее руководство оптовой торговлей страны осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.

В Министерстве торговли имеются три функциональных уп­равления:


Управление организации потребительского рынка продтова­ров;

Управление организации потребительского рынка товаров легкой промышленности;

Управление организации потребительского рынка товаров-культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

В подчинении этих управлений находятся минские специа­лизированные арендные оптовые предприятия и Брестская база Белимпортторга (рис. 8.1).

Областные управления потребительского рынка осуществля­ют руководство специализированными оптовыми предприятия­ми (аналогичные минским).

Кроме Министерства торговли, оптовую торговлю осущес­твляют промышленные министерства, ведомства, объединения, имеющие торговую сеть. К ним относятся нижеприведенные.

1. Концерн "Беллегпром", имеющий сеть оптовых предприя­тий по торговле тканями и другими текстильными товарами.

2. Концерн "Беллесбумпром" через оптовые предприятия осуществляет оптовую торговлю лесными стройматериалами, бумажной продукцией и мебелью.

3. Концерн "Белместпром" имеет оптовые базы по оптовой торговле товарами местной промышленности (металло-, стек­ло-, фарфоро-фаянсовые изделия, одежда, трикотаж и т.п.).

4. Концерн "Белресурсы" осуществляет оптовую торговлю строительными материалами, природными ресурсами, сред­ствами производства через обширную сеть оптовых предприя­тий как внутри страны, так и за рубежом.

5. Ассоциация "Белрыбпромсбыт" имеет развитую сеть хла­докомбинатов, осуществляющих оптовую торговлю рыбой и рыбной продукцией.

6. Концерн "Белгоспищепром" через мясо- и плодоовощные комбинаты, колхозы и совхозы организует оптовую продажу со­ответствующей продукцией непосредственно в розничную тор­говую сеть.

 

7. Министерство обороны через сеть хозрасчетных торго­во-производственных объединений организует снабжение воен­торгов универсальным ассортиментом Товаров.

8. Министерство здравоохранения Через объединение "Фар­мация" организует оптовые закупки и продажу лекарственных препаратов, предметов санитарии, гигиены, парфюмерно-кос-метических товаров и прочей продукции.

9. Министерство связи через республиканское агентство
"Белсоюзпечать" осуществляет оптовые операции с газет-
но-журнальной продукцией.


Рис. 8.1. Организационное построение оптовой торговли в Республике Беларусь


10. Министерство информации через оптово-розничное объе­динение "Белкнига" осуществляет оптовую торговлю книжной продукцией.

11. Отделы рабочего снабжения (ОРСы) промышленных ми­нистерств и ведомств, транспорта также имеют сеть торгово-за­купочных баз, на которые возложены функции по оптовой за­купке всех видов товаров у различных поставщиков и снабже­ние ими розничной сети своей системы (ОРС Белтрансгаз, ДО-РОРС Белорусской железной дороги и др.).

В системе потребкооперации оптовую торговлю через соот­ветствующие управления осуществляют Белкоопсоюз, облас­тные потребсоюзы и райпо.

Отличительной особенностью оптовой торговли потребкоопе­рации является то, что она обслуживает торговую сеть своей системы, т.е. носит внутрисистемный характер.

В связи с тем, что большинство различных предприятий пот­ребкооперации размещено в глубине районов, они лишены воз­можности закупать товары непосредственно у промышленности и поэтому большинство товаров они закупают со складов райпо или межрайбаз. Через оптовое звено здесь проходят до 70—80 % товаров, поступающих в розничную торговую сеть.

Особенностью оптовой торговли потребкооперации является и то, что товары наиболее простого ассортимента (соль, сахар, му­ка, стекло и т.д.), как правило, поступают на склады унитарных баз райпо непосредственно с производственных предприятий, то­вары же сложного ассортимента (одежда, трикотаж, галантерея, обувь, бакалея и др.) — с оптовых баз Министерства торговли.

Таким образом, оптовые базы Белкоопсоюза выступают, с одной стороны, как организованные покупатели для всех коопе­ративных предприятий, устанавливая связи и заключая догово­ры с поставщиками-предприятиями промышленности и опто­выми базами Министерства торговли. С другой стороны, они ве­дут оптовую продажу товаров через областные, межрайонные и районные унитарные оптовые предприятия розничным торго­вым предприятиям.

Низовым звеном оптовой торговли в потребкооперации явля­ется оптовая база райпо. На 01.01.2001 г. в республике имелось 118 райпо, из них 8 — хозрасчетных оптовых баз, 85 — нехоз­расчетных, 8 — прочих и в 17 райпо функционировали опто-во-распределительные склады в составе унитарных оптово-роз­ничных предприятий.

Оптовую торговлю на областном уровне осуществляют облпот-ребсоюзы, в составе которых функционируют 21 межрайонная оп-


товая база и 3 специализированные оптовые базы по торговле хоз-товарами.

В непосредственном подчинении Белкоопсоюза находится торговое унитарное предприятие "Белкоопоптторг", осущес­твляющее оптовые закупки товаров в нашей стране и за рубе­жом и оптовую продажу их предприятиям своей системы.

Оптовую торговлю всеми видами товаров народного потреб­ления ведут также коммерческие структуры (совместные, ма­лые предприятия, 000) и частные предприниматели. Роль их в организации снабжения населения важнейшими товарами на­родного потребления (рыбой, бакалеей, сахаром, растительным маслом и др.) существенно возрастает в последнее время, так как ослабление роли государственных органов в администра­тивном регулировании оптовой торговли, внедрение коллектив-ной и частной форм собственности способствует созданию актив­ного оптового посредника, становлению стабильного рынка страны и укреплению механизма хозяйственных связей между предприятиями, регионами и странами.

Переход к рыночным отношениям требует, чтобы деятель­ность оптового звена не подлежала государственно-администра­тивному регулированию. Товарный профиль оптовых предприя­тий, их организационная структура, обслуживаемая территория, объем товарооборота должны определяться экономическим инте­ресом, потребностями рынка и должны регулироваться антимо­нопольным законодательством. Но поскольку переход к рыноч­ным отношениям процесс длительный, то в настоящее время сох­раняется механизм государственного регулирования и контроля за обеспечением населения социально значимыми товарами.

Это регулирование включает:

определение перечня социально значимых товаров;

определение потребности в них по регионам и группам насе­ления;

определение субъектов рынка, включая оптовые предприя­тия, на которые возложено товароснабжение социально значи­мыми товарами;

доведение до субъектов рынка объема производства, закупок и продажи социально значимых товаров;

распределение ресурсов социально значимых товаров;

разработку механизма государственных гарантий поставок на рынок этих товаров.

Разработку и решение этих вопросов осуществляют Минис­терство экономики и Министерство торговли Республики Бела­русь.


Министерство торговли несет ответственность за реализацию государственной ассортиментной политики и занимается разра­боткой мероприятий по регулированию рынка товаров и услуг. В частности:

ежегодно представляет правительству предложения о мини­муме социально значимых для населения товаров;

разрабатывает оптимальные схемы товародвижения с уче­том возможностей производства, размещения оптовой и рознич­ной торговли, потребностей населения идр.;

определяет перечень предприятий промышленности и опто­вой торговли, организующих производство и поставку в торгов­лю социально значимых товаров;

разрабатывает рекомендации по организации производства необходимых социально значимых товаров;

организует закупку недостающих или не производимых в республике товаров за рубежом.

Оптовые предприятия, тесно соприкасаясь с производством и розничной торговлей, должны способствовать выполнению пе­речисленных функций по регулированию. Эффективность их деятельности с точки зрения органов государственного управле­ния должна оцениваться в зависимости от степени удовлетворе­ния спроса населения на социально значимые товары.

Министерство торговли осуществляет также общее регули­рование деятельности как розничной, так и оптовой торговли, независимо от принадлежности и форм собственности (разработ' ка нормативной документации, методическое обеспечение, под­готовка и переподготовка кадров, издательская деятельность, контроль за деятельностью оптового звена и т.п.). V Одной из важных функций регулирования деятельности оп­товой торговли Министерства торговли иобластных управлений' торговли является оптимальное размещение оптовых предприя­тий. Размещение оптовых предприятий должно быть подчинено задаче организации продвижения товаров от производства к розничной торговле наикратчайшими путями с минимальными затратами труда и средств. При размещении оптовых баз дол-жны быть учтены экономические, географические и транспортные факторы.

К экономическим факторам можно отнести учет плотности торговой сети. Чем ниже плотность торговой сети, тем больше радиус деятельности оптового предприятия.

Географические факторы обусловлены размещением про­мышленного производства товаров народного потребления, сте­пенью его специализации и концентрации. С учетом этого раз-,


личают районы производства и районы потребления и устанав­ливают экономические связи между ними.

Учет транспортных факторов предусматривает использо­вание наиболее экономичных и эффективных средств транспор­та (автомобильный — на короткие расстояния, железнодорож­ный — на дальние), устранение нерациональных перевозок, ис пользование наикратчайших путей движения товаров.

Основной принцип в размещении оптовых баз — это макси­мальное приближение их к обслуживаемой розничной торговой сети. Наилучшим вариантом является размещение оптовых предприятий в центре путей товароснабжения розничной сети с учетом объема грузопотоков от оптовых предприятий до магазин-нов. В определенном месте их размещение может быть определе­но по минимальному среднему тонна-километражу пробега тран­спортных средств по доставке товаров в магазины.

Торговые базы Министерства торговли размещены главным

ную сеть в областном центре и прилегающих (60—80 км) рай­онах, но не могут эффективно обслуживать сельскую розничную сеть, удаленную от областного центра на большое расстояние.

Для снабжения розничной торговой сети потребкооперации целесообразно создание межрайонных и районных оптовых бах.

Межрайонные базы целесообразно размещать в областных центрах, крупных райцентрах, умеющих хорошую связь с со­седними 3—4 районами в радиусе 80-100 км.

Оптовые базы райпо, как правило размещены в районных центрах и максимально приближены к сельской торговой сети.

Сложные вопросы возникают при размещении оптовых, предприятий коммерческих структур. Прежде чем определять их размещение, следует рассмотреть с экономической точкц зрения вопросы о размере или мощности предприятия, числен­ности обслуживаемых магазинов и частных предпринимателей, транспортных связях с поставщиками и покупателями товаров, прогнозных расчетах оптового товарооборота и товарных запа­сов, размещения действующих оптовых структур, потребности в площадях или емкости складов и т,п*

8.4. Опыт организации оптовой торговли за рубежом

В странах с рыночной экономикой значение оптового звена в системе товарного обращения ceгодня не вызывает сомнения. В


настоящее время в большинстве стран существует два основных рыночных канала — производственный и потребительский.

К производственному (промышленному) потребителю това­ры, с одной стороны, могут направляться без оптового посредни­ка, с другой стороны, производитель может иметь собственное оптовое звено, использовать независимую оптовую компанию или своих агентов, или брокеров.

Потребительский канал несколько отличается от производ­ственного, так как в данном случае товар предназначен главным образом для личного потребления, поэтому он может быть про­дан производителем:

напрямую индивидуальному потребителю;

крупному розничному предприятию;

мелким розничным торговцам через оптовую фирму;

через комиссионеров.

В связи с этим в странах с рыночной экономикой существуют компании, осуществляющие оптовую торговлю, состав которых весьма разнообразен по выполняемым функциям, предлагае­мым услугам, размерам, размещению, специализации, ориента­ции на различные категории покупателей и т.п.

В оптовой торговле США выделяются три основных группы оптовых предприятий, отличающихся характером распоряже­ния и владения товаром:

независимые оптовые посредники, оборот которых составляв ет свыше 50 % оборота всей оптовой торговли;

сбытовые органы промышленных компаний (оптовые конто­ры, оптовые базы), на долю которых приходится свыше 35 % в оптовом товарообороте;

оптовики, не приобретающие права владения товаром (аген­ты, брокеры, комиссионеры, аукционные компании), получаю­щие комиссионные в виде процента от продаж и доля которых свыше 11 %.

В оптовой торговле США имеют место и такие типы предпри-ятий оптовой торговли, как оптовые склады и закупочные фир­мы розничной торговли, оптовики-заготовители сельскохозяй­ственной продукции, нефтяные оптовые фирмы.

В США получила развитие так называемая вертикальная или "цепная" интеграция торговых предприятий в виде опто­во-розничных объединений, кооперативных ассоциаций роз­ничных фирм и т.п. Через предприятия, интегрированные в сос­тав вертикальных объединений, реализуется не менее половины оптового товарооборота.

197*


В США государство оказывает регулирующее воздействие на функционирование оптового посредника.

Методы регулирования:

налоговая политика;

разработка законодательных актов;

разработка правил обращения товаров;

установление различных форм ответственности за наруше­ния качества и т.п.

В США функционирует Национальная ассоциация оптовых посредников, которая оказывает существенную помощь в ста­новлении финансовой стабильности и организационной дея­тельности входящих в нее предприятий.

В оптовой торговле ФРГ получили развитие оптово-рознич­ные объединения, товарные биржи, бюро или отделения сбыта промышленных предприятий и др.

Среди них наибольшее распространение получили опто­во-розничные объединения, закупающие крупные партии това­ров у промышленных фирм и реализующие их своим предприя­тиям розничной торговли, оказывая при этом им услуги по кре­дитованию закупки, совместной рекламе, формированию ассор­тимента и пр. Должное место здесь занимают и товарные биржи (открытые, закрытые, смешанного типа, срочные). Открытые биржи действуют с участием посредника — брокера или дилера, в закрытых биржах покупатели и продавцы не контактируют друг с другом, срочные биржи торгуют не товаром, а контракта­ми на будущие поставки.

Оптовая торговля Японии имеет особенности, так как в этой стране практически отсутствуют прямые связи розничной тор­говли и промышленности. Основу ее составляют торговые дома, которые организуют и производство, и торговлю той или иной группой товаров, и специализированные оптовые фирмы, пред­ставляющие промышленные компании.

В оптовой торговле имеют место основные (первичные) и вто­ростепенные (вторичные) фирмы. Основные фирмы выступают представителями крупных промышленных фирм, закупают продукцию у этих фирм и реализуют ее крупным (розничным) объединениям. Вторичные фирмы, как правило, закупают това­ры у основных и снабжают ими небольшие предприятия рознич­ной торговли. В оптовой торговле Японии имеются оптово-роз­ничные и рознично-оптовые объединения.

В Великобритании и Франции существенное развитие полу­чили мелкооптовые предприятия типа "кэш энд кэрри", обеспе­чивающие товарами мелкий бизнес (предприятия массового пи-


тания, гостиничного хозяйства, мелких торговцев и т.д.). На их долю приходится свыше 60 % оптового товарооборота.

Широчайшее развитие в практике оптовой торговли зару­бежных стран получило торговое посредничество (агенты, бро­керы, комиссионеры и др.), при котором посредник не владеет товаром и не осуществляет операции купли-продажи, а только способствует установлению хозяйственных связей покупателей и продавцов, за что получает определенные комиссионные.

Изучение опыта функционирования оптовых посредников в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о не­обходимости создания соответствующих торгово-посредничес-ких предприятий с различными организационно-правовыми формами и широким спектром услуг в нашей стране. В экономи­ке Республики Беларусь действуют главным образом крупные оптовые предприятия, которые не в состоянии эффективно об­служивать розничную сеть в силу объективных причин (удален-» ность от розничной торговли, узкий ассортимент, неэффектив­ное использование транспорта и т.п.). Поэтому наряду с круп­ными оптовыми предприятиями экономически оправдано фун-кционирование мелких и средних оптовых предприятий, инсти-, тута агентов и брокеров, комиссионеров и т.д.

Только при наличии множества типов торговых посредников может быть обеспечена конкурентная среда и исключен монопо­лизм крупных оптовых баз и объединений, что в конечном итоге будет способствовать развитию здоровой конкуренции в оптовой торговле и улучшению обслуживания конечных потребителей товаров.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.016 с.)