Построение и размещение предприятий розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение и размещение предприятий розничной торговли



2.1. Сущность и факторы развития розничной торговой сети

Розничная торговля завершает процесс товарного обраще­ния, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс обращения, явля­ется розничная торговая сеть, составляющая основную (пример­но 2/3) часть материально-технической базы розничной торгов­ли.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, ки­оски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылоч­ной торговли и т.п.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

закупка товаров у поставщиков; '

организация завоза товаров в магазины;

приемка и хранение товаров;

подсортировка и подготовка к продаже;

продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

реализация всевозрастающих масс товаров народного пот­ребления с наименьшими затратами;

обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

сокращение издержек потребления, связанных с приобрете­нием товаров;

взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-быто­вого и коммунального обслуживания населения;

учет принципов современного градостроительства.

Об экономической эффективности торговой сети можно су­дить по таким показателям, как:


общая численность торговых предприятий;

количество торговых предприятий и торговой площади, при­ходящихся на 1 тыс. человек;

численность населения на одно торговое предприятие и на 1 м2 торговой площади;

удельный вес специализированной торговой сети;

средний размер торговой площади на один магазин;

прибыль на 1м2 торговой площади.

Социальная эффективность может определяться:

средним радиусом обслуживания одним магазином;

затратами времени покупателей на ожидание обслужива­ния;

показателями завершенности покупки.

О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся раз­мером торговой площади на 1 тыс. человек.

Качественное состояние розничной торговой сети определя­ется следующими показателями:

соотношением предприятий и торговой площади по продо­вольственным и непродовольственным товарам;

удельным весом специализированных предприятий в общем количестве;

удельным весом форм и методов продажи;

соотношением торговых площадей, используемых для реа­лизации отдельных групп товаров;

соотношением торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

средним размером магазина.

Факторы, влияющие на развитие и состояние розничной тор­говой сети:

экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы ры­ночных отношений и т.п.);

социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.п.);

градостроительные (размеры города, численность и плот­ность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.п.);

транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).


2.2. Виды розничной торговой сети и их роль?5 в обслуживании населения

Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим тор­говая сеть включает предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.

Важнейшим признаком классификации предприятий роз­ничной торговой сети является организация торгового обслужи­вания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, полустационарную, пе­редвижную, посылочную и электронную.

Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80—85 % товаров народного потребле­ния. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.

Преимущества стационарной торговой сети:

обеспечение более широкого ассортимента товаров;

применение прогрессивных форм продажи и дополнительно­го обслуживания покупателей;

обеспечение условий для хранения и сохранности товар­но-материальных ценностей;

создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

расширение возможностей для механизации и автоматиза­ции торгово-технологических процессов;

обеспечение более высокой культуры обслуживания и созда­ние условий труда для работников торговли.

Основной недостаток стационарной торговой сети заклю­чается в относительной удаленности ее от обслуживаемого насе­ления.

Полу стационарная торговая сеть включает мелкорознич­ную (палатки, ларьки, киоски, павильоны) и торговые автома­ты. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю. Преимущества по­лустационарной сети: обладает большой подвижностью, воз­можностью быстро развертываться и перемещаться, на ее строи­тельство и эксплуатацию не требуется больших затрат. В Рес­публике Беларусь полустационарная торговая сеть насчитывает около 6 тыс. предприятий, что составляет примерно 2 % общего количества предприятий торговли.


К недостаткам полустационарной сети следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокую трудоемкость торгово-технологического процесса.

В торговой практике различают два вида полустационарной сети: замещающую и дополняющую сеть магазинов.

Необходимость сети первого вида вызывается прежде всего недостатком стационарной торговой сети, что характерно для новых жилых районов.

Второй вид сети может применяться для развертывания уличной торговли с целью максимального приближения к поку­пателям.

В состав полустационарной торговой сети включают автома­ты. Эта форма не получила существенного развития в нашей стране, хотя преимущества ее очевидны. Преимущества торгов­ли через автоматы — значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов на содержание обслуживающего персонала, неограниченное время работы.

Передвижная торговая сеть предназначена для организа­ции торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, авто­матов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и раз­носную.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, ав­тофургоны, вагоны-магазины, судомагазины. Радиус обслужи­вания — до десятков, а вагонов-магазинов — до нескольких со­тен километров. В Республике Беларусь преимущественное раз­витие получили автомагазины, особенно в потребительской коо­перации, где имеется около 500 единиц.

Разносная торговля применяется для обслуживания в мес­тах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в по­ездах, самолетах гражданской авиации, распространена при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

Посылочная торговля может осуществляться как специа­лизированными базами (Белкоопсоюзом), так и отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжны­ми магазинами). Через посылочную торговлю, как правило, осу­ществляется продажа товаров достаточного ассортимента.

Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных (текст, звук, изображение) с помощью сети Internet. Объем этой формы торговли в США в настоящее время достигает 400 млрд дол.


Через электронную торговую сеть (Internet-магазины) мож­но продавать практически все. Поэтому сеть таких магазинов в мире растет бурными темпами.

В странах СНГ ведется активная работа по созданию элек­тронной торговли и ее интеграции в мировую систему. В России сегодня действует около 250 предприятий электронной торгов­ли. В Минске в 2000 г. состоялась международная конференция по электронной торговле, планируется создать Межгосудар­ственный центр электронной торговли. Пока же в Республике Беларусь имеется только около 40 предприятий, реализующих товары при помощи сети Internet.

2.3. Специализация розничной торговой сети

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация — это форма разделения труда между торго­выми объектами по розничной продаже отдельных групп това­ров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Специализация розничной торговой сети оказывает сущес­твенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно на торговлю товарами куль­турно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улуч­шению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнитель­ных услуг, и в конечном итоге — повышению как экономичес­кой, так и социальной эффективности продажи за счет значи­тельного снижения затрат времени покуЦателей на поиск нуж­ных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осущес­твляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплек­сности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку де­ятельность магазинов ограничивается продажей товаров опре­деленных групп или отраслей. Специализация магазинов, как)шшло, осуществляется по следующим товарным отраслям:

I) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности. Сюда пходят ткнни, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;


2) предметы культурно-бытового назначения (писчебумаж­ные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорт товары);

3) предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

 

4) предметы производственно-хозяйственного назначения (стро­ительные, химико-москательные товары, сельскохозяйствен­ный инвентарь и т.п.);

5) прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины подразделяются на:

узкоспециализированные — реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

специализированные — осуществляют продажу товаров од­ной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские това­ры);

комбинированные — имеют в ассортименте товары несколь­ких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (га­лантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);

универсальные — торгуют несколькими товарными группа­ми (Дом торговли, универмаг).

Неспециализированные магазины реализуют различные груп­пы продовольственных или непродовольственных товаров, так­же не образующих специализированных секций (магазины "Про­дукты", "Промтовары").

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культур­но-бытового назначения), имеющие в пределах товарной груп­пы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, тре­буют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским ком­плексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в тор­говой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нуж­ных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что специализация магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняет их дея­тельность по формированию ассортимента, воздействию на пос­тавщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Исследования показывают, что для предложе-


ния покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универ­магах для этой товарной группы отводится в десятки раз мень­шая площадь.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов (1988 г.) число основных типов магазинов комплексного ассорти­мента сужено до нескольких единиц (магазины по торговле дет­скими товарами, "Сделай сам", "Товары для спорта и туризма").

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и неп­родовольственных товаров повседневного спроса;

в непродовольственной торговле — возрастание роли уни­вермагов, домов торговли и крупных специализированных ма­газинов в сочетании с сетью небольших, узкоспециализирован­ных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садо­водов, спортсменов, для рукоделия и т.п.).

Существует три основных метода определения уровня специ­ализации розничной торговой сети.

В первом случае уровень спедиализации определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к об­щему их количеству К0:

Определенный таким образом уровень специализации не в
полной мере отражает процесс специализации, так как исследу­
емые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и
товарообороту. _

Во втором случае уровень специализации К2 может быть оп­ределен как отношение товарооборота специализированных ма­газинов Тс к общему товарообороту Т0:

И, наконец, более точный метод заключается в определении уровня специализации К3 как отношения торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади П0:

На уровень специализации влияет ряд факторов: характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);


степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);

размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);

местные условия развития товарооборота;

размеры помещений магазина;

численность населения городов.

2.4. Типизация розничной торговой сети

Типизация — это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади.

Типизация имеет весьма существенное социально-экономи­ческое значение для рациональной организации розничной тор­говой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость тор­говой сетью. Она является необходимым условием для унифика­ции торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, ком­плектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на тер­ритории города или района, а также наиболее полному удовлет­ворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет зна­чительно сократить сроки и затраты на проектирование, строи­тельство торговых объектов прежде всего за счет индустриаль­ных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются пред­приятия торговли, наиболее успешно работающие с экономичес­кой точки зрения и имеющие достаточно высокий уровень куль­туры. Отобранные предприятия служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достиже­ний торговой и строительной техники, науки, наиболее эффек­тивных форм продажи товаров, устройства и планировки торго­вых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип торгового предприятия определяют следующие основ­ные признаки:

ассортиментный профиль магазина;


мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных площадей;

формы и методы торгового обслуживания;

район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определении кон­кретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимос­ти от этого магазины бывают универсальными, специализиро­ванными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой пло­щади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товар­ного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Напри­мер, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации мага­зина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм продажи заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определен­ных товарных групп и обслуживании определенных континген-тов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образ­цам и т.п.). В настоящее время разработаны конкретные реко­мендации по применению тех или иных форм продажи при реа­лизации определенных групп товаров.

Район деятельности магазина определяется с учетом часто­ты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований по­купателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

магазины, реализующие товары первой необходимости час­того спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещае­мые в жилой зоне;

магазины, реализующие товары сложного ассортимента, пери­одического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магази­нов, в которой учтены современные требования к развитию и ор­ганизации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Эта номенклатура включает 118 типо­размеров магазинов для нового строительства и ряд дополни­тельных типов для реконструкции действующей торговой сети.

На основе данной номенклатуры разработана номенклатура типов торговых зданий, различающихся размерами и объем­но-планировочными решениями. Наконец, номенклатура типо­вых зданий положена в основу номенклатуры типовых проектов


зданий самых массовых магазинов. Она содержит 34 типа зда­ний магазинов и 5 типов торговых центров.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки и частич­но при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

Дополнительные типы магазинов используются преиму­щественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номен­клатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным ор­ганизациям, местным органам власти выбрать наиболее опти­мальный вариант с учетом многих факторов.

В номенклатуре предусмотрены следующие основные типы продовольственных магазинов.

Дополнительных типов продовольственных магазинов в но­менклатуре также немного. Среди них магазины "Продукты" (150—400 м2), "Овощи-фрукты" (150—200 м2), "Хлебоконди-терский" (50—200 м2), "Молоко" (50—200 м2), "Винно-водоч­ные изделия" (75—200 м2), "Кондитерские товары" (100—200 м2), "Мясо" (100— 200 м2), "Рыба" (150—200 м2), "Соки-воды" (50—150 м2), "Минеральные воды" (50—100 м2), "Табак" (50—100 м2).

Основным типом магазина в продовольственной торговле яв­ляется универсам, который по устройству и планировочным ре­шениям приближается к супермаркету. В Беларуси наблюдался достаточно интенсивный рост сети универсамов. Примерно 1/3


прироста розничной продовольственной сети осуществляется за счет ввода универсамов.

В действующей номенклатуре отражена тенденция к универ­сализации сети продовольственных магазинов, что продиктова­но потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокон-дитерского и т.п.

В номенклатуре предусмотрены следующие основные типы непродовольственных магазинов.

Среди типов непродовольственных магазинов основное вни­мание должно быть уделено универмагам. В зависимости от чис­ленности населения города рекомендованы примерные типораз­меры и количестно универмагов. Так, для города с населением


50— 100 тыс. человек может быть рекомендован универмаг пло­щадью 3500 м2, с населением 500 тыс. человек — 8500 — 11 000 м2, с населением до 1 млн человек — 11 000 — 22 000 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Но практически все основные типы непродовольс­твенных магазинов имеют городское значение.

В действующей номенклатуре значительное внимание уделе­но специализации непродовольственных магазинов. В этом про­явилась назревшая необходимость путем специализации роз­ничной торговой сети более активно влиять на широту и глуби­ну ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплек­сам непродовольственных товаров и на этой основе более актив­но воздействовать на производство этих товаров.

2.5. Принципы размещения розничной торговой сети

Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

максимальное приближение розничной торговой сети к по­купателям;

обеспечение необходимого ассортимента товаров в магази­нах;

обеспечение каждому предприятию необходимого объема то­варооборота и должного уровня рентабельности;

четкое разграничение районов деятельности однотипных ма­газинов.

Переход торговли к рыночным отношениям требует значи­тельного усиления внимания к проблемам размещения рознич­ной сети со стороны как теоретических исследований, так и пра­ктики, так как это ведет к более точному учету влияния всех ос­новных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской терри­тории, размещение жилых районов, транспортных путей, дело­вых и культурных центров и т.п.), на экономические показате­ли деятельности торговых предприятий.

При разработке схем развития и размещения розничной торго­вой сети необходимо учитывать целый ряд факторов: плотность и характер жилой застройки, подвижность населения, развитие об­щественного и индивидуального транспорта, применение актив­ных форм продажи товаров и дополнительных форм обслужива­ния, уровень доходов населения данного района и др. Существует несколько методов размещения розничной торговой сети.


Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. При его применении достигается та­кое размещение, когда на каждый участок города с определен­ной численностью населения приходится определенное коли­чество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупате­лей, Так, в жилой застройке при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 мин на дорогу в магазин. Это зна­чит, что примерный радиус обслуживания должен быть около 500 м.

Децентрализованное, или рассредоточенное, размещение сложилось в городах исторически, по мере завершения строи­тельства отдельных частей города, без комплексного плана.

В этом случае торговое предприятие максимально приближе­но и обслуживает ограниченное количество населения, прожива­ющего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать боль­шого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.

Основной недостаток такого размещения в том, что рассредо­
точение в определенной мере препятствует специализации тор­
говой сети, так как основным типом магазина в этом случае дол­
жен быть магазин смешанного ассортимента.,

Функциональное (ступенчатое или концентрическое) разме­щение розничной торговой сети обусловлено главным образом характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом слу­чае вся торговая сеть города подразделяется на две группы. Это магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Торговая площадь распределяется между этими группами
магазинов неодинаково. До 75 % торговой площади продовольс­
твенных магазинов и примерно 25 % непродовольственных дол->
жмо быть размещено в жилой зоне, т.е. продовольственная сет**
миксималыю приближена к покупателю. I

Для централизованного, или группового, размещения ха­рактерно то, что все торговые и бытовые предприятия группиру-i ются в виде торговых центров.

Торговый центр представляет собой комплекс взаимосвя­занных торговых обьектов, обьектов общественного питания», бытового и других видов обслуживания, спланированных, пос­троенных и управляемых как единое целое. Преимущество тор-говых центров заключается прежде всего в комплексном удов-летворении спроса населения как на товары, так и на услуги^ Строительство торговых центров значительно дешевле, позво-t


ляет более четко организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, тран­спорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эк­сплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.п.) и повы­шает эффективность капитальных вложений.

Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.

Торговые центры подразделяются на местные и общегород­ского значения.

Местные торговые центры предназначены для обслужива­ния населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минималь­ные затраты времени покупателей.

В состав местного торгового центра, как правило, включают­ся такие предприятия, как универсам, предприятие обществен­ного питания (столовая, закусочная), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отде­ление связи и др.

Основное предприятие здесь — универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. В зависимости от численнос­ти обслуживаемого населения различают пять типов торговых центров (табл. 2.1).

Табл. 2.1. Состав предприятий местных торговых центров

 

 

Предприятие Вместимость предприятий, тыс.чел.
1-й тип до 5 тыс. чел 2-й тип 6—8 тыс. чел. 3-й тип 9—13 тыс. чел 4-й тип 14—18 тыс. чел. 5-й тип 19—24 тыс. чел.
Универсам, торговая пло­щадь, м2          
Предприятие общепита, рабо­чих мест          
Приемный пункт, рабочих мест          
Отделение связи, группа VI V IV I I
Сберкасса, разряд II I I I I
Аптека, категория V IV III II I

Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной крышей) и в


виде сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра. Эксплуатация кооперирован­ных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не ме­нее и отечественная практика, и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строи­тельству сблокированных зданий. В данном случае легче осу­ществляется финансирование строительства, проще эксплуата­ция зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.п.

Торговые центры городского значения призваны предоста­вить населению широчайший выбор товаров и услуг как стан­дартного, так и избирательного характера. В состав таких цен­тров включаются крупные универмаги, универсамы, специали­зированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и т.д. Такие торговые центры являются основными структурными элементами общегородской сети тор-гово-бытового обслуживания.

Торговые центры общегородского значения, как правило, строятся по индивидуальным проектам, но могут использовать­ся и типовые.

Учитывая высокую социальную и экономическую эффектив­ность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгово-быто-вого обслуживания в городах.

2.6. Планирование развития розничной торговой сети

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объе­ма розничного товарооборота и ростом количества предприятий розничной торговли, более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торго­вой сети должны решаться следующие задачи:

обеспечение благоприятных условий для обслуживания на­селения;

повышение уровня технической оснащенности магазинов;

улучшение условий труда работников магазинов;

обеспечение более рационального использования торговых площадей;

соадннип условий для рентабельной работы продавцов.


План развития и размещения розничной торговой сети раз­рабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или отдельного его района. Это требует установ­ления непосредственной связи между планом развития рознич­ной сети и планами развития промышленности, жилищно-ком­мунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торго­вой сети по области, городу или району производится управле­ниями торговли обл-, горисполкома с учетом заявок торговых организаций и предприятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают райпо, а сводные по областям — облпотребсою-зы по согласованию с местными властями.

Процесс планирования включает следующие этапы:

анализ состояния розничной сети;

анализ экономических условий развития города;

определение необходимой потребности в розничной торговой сети;

определение необходимого прироста торговой сети;

выбор типов магазинов и их размещение;

определение экономической эффективности инвестиции в строительство сети.

Анализ состояния розничной торговой сети — исходный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анали­за — выявление уровня развития торговой сети и изыскание ре­зервов для эффективного использования ее в будущем. В про­цессе анализа состояния розничной торговой сети определяются и анализируются следующие показатели.

1. Коэффициент плотности торговой сети (Кп) характеризует отношение количества торговых предприятий к численности населения или размеру обслуживаемой территории:

где К — количество розничных торговых предприятий; Ч — числен­ность населения; П — площадь территории, кма.

Коэффициент плотности, как видим, не учитывает размеров торговых предприятий, поэтому не в полной мере отражает дей­ствительную обеспеченность населения города или района тор­говой сетью. Он может применяться только при ориентировоч­ных расчетах.

2. Показатель обеспеченности населения розничной торго­вой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), при­ходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торго-


вой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

3. Уровень специализации розничной торговой сети (п.2.3).

4. Средний радиус действия магазинов (Р). Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по тер­ритории застройки. Например, при размещении продовольс­твенной торговой сети он должен быть не более 400—500 м. Для одного магазина он равен:

где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2.

5. Эффективность использования торговых предприятий оп­ределяется размером товарооборота, приходящегося на 1м2 по всем магазинам исследуемого региона.

По результатам такого анализа определяются меры по совер­шенствованию структуры розничной торговой сети и ее рацио­нальному использованию, по улучшению размещения, специа­лизации предприятий и т.п.

Анализ экономических условий развития города позволяет определить развитие и размещение промышленного или сельс­кохозяйственного производства, демографический состав насе­ления и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспособного спроса, места строительства спортив­ных и культурных комплексов, административных зданий, вок­залов, жилья.

Определение необходимой потребности в розничной торго­вой сети может осуществляться различными методами: норма­тивным, технико-экономических расчетов, экономико-матема­тическими и др.

Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. В этом случае потребность определяется по нормати­вам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей:

где П — потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н — норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч — плановая численность населения.

Нормативы потребности разрабатываются Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития респуб­лики. В настоящее время он равен 280 м2 на 1 тыс. жителей.

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируе­мого товарооборота в целом по городу или нормативов товароо-


борота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использо­ваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.098 с.)