Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы в торговле

Поиск

С ТАРОЙ

13.1. Роль упаковки и тары в процессе обращения

товаров

Упаковка и тара — это средство или комплекс мер, обеспечи­вающее: защиту продукции от повреждений и потерь, окружаю­щую среду от загрязнений, а также процесс обращения продук­ции.

Упаковка — это процесс подготовки товаров к транспорти­ровке и хранению, включающий комплекс мероприятий для обеспечения сохранности товаров.

Упаковка включает потребительскую и транспортную тару, прокладочные и вспомогательные материалы и средства.

Тара — это элемент упаковки, особый вид промышленных изделий (бочки, ящики, мешки, фляги и т. п.), предназначен­ных для перемещения, хранения и продажи товаров.

Значение тары и упаковки определяется теми функциями, которые они выполняют в процессе воспроизводства. Основны­ми из них являются:

предохранение товаров от повреждения в результате механи­ческих воздействий (ударов, боя), биологических (микроорга­низмы, насекомые, грызуны) и воздействий внешней среды (температуры, влажности, света, т.е. сохранение физико-хими­ческих свойств товаров;

обеспечение сохранности количества и качества изделий в процессе транспортировки и хранения товаров;

создание надлежащих условий для механизации и автомати­зации погрузочно-разгрузочных работ и перевозки материаль­ных ценностей на всех видах транспорта;

обеспечение условий для укладки и хранения затаренных то­варов на складах, лучшего использования площади и особенно вместимости складов, более полного использования грузо­подъемности транспортных средств и повышения их производи­тельности;

обеспечение надлежащих условий труда транспортных, склад­ских и торговых работников;


выполнение роли торговой информации и рекламы затарен­ной продукции;

использование тары как средства для продажи товаров (та­ра-оборудование) и др.

На упаковку и тару в мире тратится около 2 % национально­го дохода. На производство тары расходуется огромное количес­тво самых разнообразных материалов. Резкое удорожание этих материалов в современных условиях требует от работников тор­говли, транспорта, промышленности и сельского хозяйства ра­зумного подхода к выбору сырья для изготовления тары, увели­чения объемов использования многооборотной тары, контейне­ров, поддонов, тары-оборудования, а также повторного исполь­зования тары и упаковки, соблюдения условий тарооборота.

Использование в торговле современных видов упаковки и та­ры, их художественное оформление позволяет не только уско­рить процесс продажи и потребления товаров, но и способствует эстетическому воспитанию покупателей, повышению культуры их обслуживания.

13.2. Классификация и основные виды тары

Тара классифицируется по различным признакам: по фун­кциям в процессе товарного обращения, оборачиваемости, кон­структивным особенностям, специфическим свойствам.

По функциональному признаку тара подразделяется на транспортную, потребительскую, производственную и тару-обо­рудование (контейнеры).

Транспортная тара предназначена для перевозки и хране­ния товаров в процессе товародвижения от производителя до пот­ребителя. К ней относятся ящики, бочки, фляги, мешки и т. п.

Потребительская тара поступает к покупателю вместе с то­варом и переходит к нему в полную собственность (пакеты, ко­робки, тубы, банки и т. п.). Ее стоимость целиком включена в цену товара, в то время как транспортная тара переносится на стоимость товаров пропорционально количеству помещенного в ней товара (при одном обороте тары) или в части стоимости из­носа тары (многооборотная тара).

Производственная тара применяется в цехах или между цехами и складами промышленных предприятий для транспор­тировки товаров, полуфабрикатов и сырья к рабочим местам (лотки и ящики специальной конструкции).

Тара-оборудование — это техническое устройство, предназ­наченное для укладки, транспортировки, хранения и продажи


из него населению товаров по форме самообслуживания. Она обеспечивает целостность потребительской упаковки, исключа­ет возможность хищения товаров из опломбированного контей­нера. Тара-оборудование загружается товарами непосредствен­но на промышленных предприятиях или оптовых базах и дос­тавляется в торговый зал магазина самообслуживания, что поз­воляет достичь значительной экономии издержек, связанных с упаковкой, затариванием, погрузочно-разгрузочными и тран­спортными операциями.

По материалу изготовления тара подразделяется на дере­вянную, картонную, бумажную, полимерную, металлическую, текстильную, стеклянную, керамическую, комбинированную.

Деревянная тара является наиболее распространенным ви­дом тары. Она занимает до 45 % в общем объеме транспортной тары. Для упаковки продовольственных и непродовольствен­ных товаров используется дощатая и фанерная тара, а также та­ра из древесностружечных плит. Деревянную тару изготовляют из древесины различных пород, чаще всего лиственных.

Деревянная тара изготовляется в виде ящиков, решеток, бо­чек, барабанов, катушек и т.д. Ящики могут быть дощатыми, фанерными и комбинированными. Для упаковки продовольс­твенных и непродовольственных товаров используются плотные ящики самых разнообразных конструкций; для упаковки ово­щей, фруктов, винно-водочных изделий применяются решетча­тые ящики. Ящики различаются по размерам, назначению (для кондитерских изделий, для изделий рыбной промышленности, для консервов, овощей, ягод, фруктов и т.д.). Ящики делятся на неразборные, разборные и складные.

Бочки из древесины широко применяются для упаковки, транспортировки и хранения многих продовольственных това­ров, они отличаются хорошей сопротивляемостью толчкам и ударам, удобством перемещения и т. д. Они могут быть деревян­ными и фанерно-штампованными, заливными и сухотарными.

Заливные бочки предназначены для затаривания рыбы в туз­луке, пива, вина, коньяка, соков и других жидких продуктов. Бочки изготовляются вместимостью от 15 до 250 л.

Деревянные и фанерные бочки и барабаны (емкостью 10— 100 л) используются для затаривания химических продуктов — пигментов, густотертых красок, красителей, сыпучих продтова­ров (яичного и молочного порошков).

Деревянные барабаны и катушки применяются для перевоз­ки и хранения кабелей и проводов.


Деревянная тара, как правило, является многооборотной и подлежит обязательному возврату.

Картонная и бумажная тара отличается от других видов та­ры относительной дешевизной и легкостью, хорошей изотермич-ностью, герметичностью упаковки. Для ее транспортировки тре­буется значительно меньше транспортных средств. Она легко подвергается вторичной переработке. Для ее изготовления ис­пользуется листовой, прессованный, клееный, гофрированный картон и бумага. Картонная тара представлена в виде ящиков, барабанов, лотков, а бумажная — в виде мешков и пакетов.

Картонные ящики вместимостью 40 кг (иногда и больше) из­готовляют преимущественно из трехслойного гофрированного картона, коробки производятся из прессованного картона. Их насчитывается бодее 10 типоразмеров.

Для затаривания сыпучих товаров применяется бумажная та­ра — мешки и пакеты. Мешки могут быть битумированными (крафт-мешки), дублированными и влагопрочными. Предельная масса продукции, упакованной в 4—6-слойные мешки — 50 кг. Пакеты изготовляют из специальной упаковочной бумаги.

Полимерная тара находит широкое применение, особенно для упаковки и транспортировки продовольственных товаров. К ее преимуществам относятся прочность, химическая устойчи­вость, непроницаемость, хорошая окрашиваемость. В общем ба­лансе тары она занимает небольшой удельный вес, но в перспек­тиве она должна получить более широкое распространение. Из­готовляется она из полиэтилена, поливинилхлорида, полипро­пилена, полистирола и других материалов.

Основные виды тары из полимерных материалов — ящики, мешки, бочки, канистры, пакеты, банки, бутылки, тубы, короб­ки и др.

Металлическая тара используется для затаривания легко­воспламеняющихся материалов (бензина, керосина, ацетона и т.д.), с высокой степенью летучести (карбида кальция, газов), различных масел, лакокрасочных товаров и т.п. К основным ви­дам металлической тары относятся ящики, поддоны, цистерны, бочки, фляги, бидоны. К преимуществам металлической тары можно отнести прочность, долговечность, экономичность, боль­шую грузоподъемность. Сдерживает применение металличес­кой тары дороговизна металлов. Металлическая тара является многооборотной.

Важное значение среди различных видов металлической та* ры приобретают ящичные поддоны — тара-оборудование, пред­назначенные для сквозных перевозок главным образом продо?


вольственных товаров от предприятий до торговых залов мага­зинов самообслуживания.

Текстильная тара — это тканевые мешки и паковочные ткани: льняные, полульняные, льноджутовые, джутовые, пень­ковые, хлопчатобумажные, комбинированные.

В торговую сеть мешки поступают с различными сыпучими продовольственными товарами. Для перевозки и хранения зер­новых и сыпучих продовольственных товаров используют меш­ки тканевые продуктовые, для перевозки сахара — мешки льноджутокеяафные.

Мешки делятся на два сорта и категории в зависимости от количества имеющихся или требующих заплат или штопок. Все новые продуктовые мешки подлежат клеймению несмываю-щейся краской. При переводе в другую категорию цифры, обоз­начающие категорию, гасятся. К мешкам для сахара прикреп­ляются бирки с маркировкой.

Паковочные ткани используются для перевозки и хранения тканей, ковровых, швейных, трикотажных, валяльно-войлоч-ных и других изделий.

Мешки и паковочные ткани подлежат обязательному возврату.

Стеклянная и керамическая тара используется для затари­вания продукции пищевой, химической и других отраслей про­мышленности (молочные, винно-водочные, косметические това­ры и т.п.). К этим видам тары относятся бутылки, баллоны, бан­ки, флаконы и т.п. Большая часть их относится к потребительс­кой таре, но может использоваться и многократно, особенно мо­лочная и винно-водочная тара.

Керамическая тара используется реже, например, для зата­ривания ликеро-водочных изделий, кислот и др.

Комбинированная тара находит все более широкое примене­ние, так как сочетание различных материалов (дерево+пластмас-са, металл+пластмасса) дает наиболее долговечные, прочные и удобные виды тары. К ним относятся малогабаритные и специ­альные контейнеры, деревянная ящичная и бочковая тара с вкладышами из пластмасс и др.

По назначению тара классифицируется на универсальную и специальную. Универсальная тара используется для затарива­ния широкого круга товаров, специальная — для определенного вида товаров.

В зависимости от кратности использования различают многооборотную тару и тару разового использования.

Многооборотная тара совершает несколько оборотов, об­служивая процесс продвижения товаров от производства до пот-


ребления, и подлежит возврату поставщику или тарособираю-щей организации. К ней относится большинство деревянной та­ры, металлической, текстильной, полимерной. К многооборот­ной относится также инвентарная тара, являющаяся собствен­ностью предприятия-поставщика.

Разовая, или однооборотная тара, используется при постав­ках один раз. К ней относятся основные виды потребительской тары (коробки из-под печенья, конфет, винно-водочных изде­лий, спичек, папирос, флаконы из-под одеколонов, бутылки, банки из-под лакокрасочных товаров и т.д.

По конструктивным особенностям тара подразделяется на неразборную, разборно-складную, закрытую, открытую, плотную, решетчатую.

В зависимости от степени жесткости тара бывает жесткой (деревянная, металлическая, стеклянная), полужесткой (кар­тонная), мягкой (бумажная, текстильная).

По специфическим свойствам тара подразделяется на изо­термическую, сохраняющую температуру в течение определен­ного времени; герметичную, в которой отсутствует обмен с внешней средой; изобарическую, внутри которой сохраняется заданное давление. Бывает также пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и водонепроницаемая тара.

13.3. Стандартизация и унификация тары

Стандартизация тары — это установление наиболее рацио­нальных типов тары по размерам, форме, массе, конструктив­ным особенностям, установление общих технических требова­ний к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортировки и хранения.

Внедрение стандартов на тару способствует уменьшению потребности в материалах, топливе, повышению качества хра­нимых товаров, улучшению организации труда и в конечном счете повышению производительности труда.

Основными задачами стандартизации тары и упаковки явля­ются:

создание комплекса нормативно-технической документации, позволяющего правильно выбирать и проектировать упаковку для всего многообразия промышленной и сельскохозяйственной продукции, устанавливающего прогрессивные требования к упа­ковке и средствам пакетирования;

широкая унификация тары в увязке со всеми звеньями сфе­ры ее обращения (фасовочно-упаковочным оборудованием, кон-тейнерно-транспортной системой);


обеспечение совместимости с системами международных стан­дартов;

координация работы организаций, занимающихся стандар­тизацией тары и упаковки.

На тару действуют нормативные и предметные стандарты.

В нормативных стандартах определены общие техничес­кие требования к таре, ее типы, основные параметры, методы испытаний. Так, в стандарте "Бочки деревянные заливные и су-хотарные" отражены основные параметры бочек, вместимость, породы древесины, требования к конструкции и качеству.

Предметные стандарты разработаны на тару, предназна­ченную для упаковки конкретных видов продукции (ящики для чая, спичек, бочки для пива и т.п.). Эти стандарты разрабатыва­ются на основе нормативных.

Одним из важнейших показателей, приводимых в стандар­тах и имеющих важное значение для торговли, являются пока­затели качества тары.

К ним относятся показатели: назначения, надежности, эсте­тические, технологичности, транспортабельности.

К показателям назначения относятся исходный материал изготовления, размеры, максимальный объем затариваемого то­вара, физико-механические показатели, влажность и др.

Показатели надежности определяют ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость тары.

Показатель транспортабельности характеризует коэффи­циент складирования, которым определяется степень использо­вания транспортных средств и складских помещений и коэффи­циент пакетирования, определяющий степень использования поддона.

Коэффициент складирования определяется как отношение объема ящика в сложенном виде к его габаритному объему. Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее используется объем складских помещений и транспортных средств.

Коэффициент пакетирования показывает отношение площа­ди поддона, занятой тарой, к общей площади поддона. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используется площадь поддо­на, а также транспортных средств и складских помещений.

Стандарты определяют и качество тары, находящейся в об­ращении. Например, ящики, требующие ремонта, делятся на I и II категории, мешки из-под сахара — I, хлебопродукции — на I, II и III категории. В стандартах определены виды и размеры де­фектов, допускаемых в таре различных категорий.


Стандарты определяют порядок маркировки и клеймения тары.

Маркировка, характеризующая тару, наносится изготовите­лем:

на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;

на бочках — на одном из днищ, на котором отсутствует мар­кировка товаров;

на флягах и баллонах — на днище.

Маркировка в соответствии со стандартами наносится на та­ру несмываемой краской или выжиганием. Она должна содер­жать название предприятия-изготовителя или его товарный знак и обозначение стандарта или другой нормативной докумен­тации, по которой изготовлена тара.

Клеймение применяется при маркировке мешкотары. Новые мешки для хлебопродуктов, например, клеймятся до затарива­ния в них продукции. Мешки, находящиеся в употреблении, подлежат клеймению на тароремонтных предприятиях после их обработки. Клеймение осуществляется несмываемой краской штампом в середине мешка на расстоянии 30— 40 см от кромки горловины. В маркировке с левой стороны ставятся буквы, обоз­начающие наименование материалов, а затем цифры I, II, III, обозначающие категории качества. Категория мешка определя­ется по последней цифре штампа.

Сертификация (управление качеством) получила сущес­твенное распространение в практике промышленно развитых стран и международной торговли. Она включает комплекс дей­ствий, удостоверяющих, что изделие или услуга соответствуют стандарту или другой нормативно-технической документации. Внедрение сертификации упаковки позволяет повысить ее качес­тво и способствует участию страны в международной торговле.

Унификация тары — процесс сведения множества разнооб­разных по видам, конструкциям и размерам тары к небольшому числу наиболее рациональных типоразмеров.

Она обеспечивает следующие преимущества:

создает необходимые предпосылки для механизации и авто­матизации производства тары;

упрощает повторное использование однотипной тары;

обеспечивает переход на прогрессивные методы механиза­ции погрузочно-разгрузочных работ с затаренными грузами;

облегчает конструирование упаковочных машин, торгового оборудования, автоматов;

создает условия для унификации грузовых площадей, тран-


спортных средств, складских помещений, способствует повы­шению их эффективности.

Унификация тары производится на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения и погру-зочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона (800x1200 мм). Эта система размеров применяется при разработке стандартов и тех­нических условий на тару, оборудование, расфасовочные маши­ны и механизмы, средства транспортировки и складирования.

С целью унификации тары разработан и выделен комплекс стандартов, устанавливающий ряд ее габаритов и взаимосвязь с размерами транспортных средств, складского, фасовочно-упа-ковочного и транспортного оборудования.

К таким стандартам относятся:

ГОСТ 2140— 88 "Тара. Система размеров";

ГОСТ 9078— 84 "Поддоны плоские. Общие технические ус­ловия";

ГОСТ 9570— 84 "Поддоны ящичные и стоечные. Общие тех­нические условия";

ГОСТ 24597— 81 "Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры";

ГОСТ 18518— 80 "Автоматы фасовочные для сыпучих пище­вых продуктов в бумажную и картонную потребительскую тару. Общие технические условия".

13.4. Организация обращения тары

Тарооборот — совокупность операций, связанных с прием­кой тары по количеству и качеству, вскрытием и высвобождени­ем ее от товара, хранением и возвратом для повторного исполь­зования.

Основным нормативным актом, регламентирующим органи­зацию тарооборота, является договор на поставку товара, заклю­ченный между поставщиком и покупателем, в котором предус­матривается вид тары, применяемой при поставке товара, цена на нее, порядок возврата.

Приемка тары по количеству и качеству осуществляется ма­териально ответственными лицами. Количество поступившей тары проверяют одновременно с приемкой товаров на основании сопроводительных документов (счета-фактуры, накладной и др.). При качественной приемке обращают внимание на соответ­ствие тары требованиям стандартов и ценам, предусмотренным в договоре поставки товаров.


При обнаружении ненадлежащего качества тары или рас­хождений в количестве получатель составляет акт, который служит обоснованием для предъявления штрафных санкций к поставщику.

При приемке тары проверяется также правильность ее мар­кировки.

Различают несколько видов маркировки тары:

товарную, в которой указывается предприятие-изготови­тель товара, наименование товара, его сорт и качество;

отправительскую, в которой указывается наименование от­правителя и станции назначения, получателя;

железнодорожную грузовую, в которой указывается количес­тво мест и масса груза;

специальную, в которой могут отражаться рекомендации по сохранности товара при его транспортировке и погрузочно-раз-грузочных работах;

международную, при которой на тару наносят условные ри­сунки (зонтик, рюмка, гири и т.п.).

Примеры маркировки тары для транспортирования и скла­дирования показаны на рис. 13.1.

Маркировка деревянной и картонной тары может произво­диться несмываемой краской, выжиганием, наклейкой ярлы­ков в левом верхнем углу головки ящика или на дне бочки. На тканевые мешки наносится штамп или прикрепляется бирка с указанием категории и названия материала: Б — бязевый, Л — льняной и т.д.

За поставку товаров в немаркированной таре в договорах мо­гут предусматриваться штрафные санкции.

Вскрытие и хранение тары. На каждом торговом предпри­ятии должен быть набор инструментов для вскрытия тары: то­порик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки, клещи, ножи, съемники обручей и др. Все виды тары должны вскрываться ис­ключительно со стороны крышки ящика или бочки, горловины, швов.

Освобожденная от товаров тара должна быть рассортирована, отремонтирована и отправлена на хранение. Ящики и бочки в го­товом для отправки виде хранят на подтоварниках в складских помещениях или под навесом. Мешки после их очистки сортиру­ют по видам и категориям и складывают в кипы, которые хранят в сухих помещениях. Металлические бочки хранят на подтовар­никах под навесом. Картонную и бумажную тару хранят в сухих помещениях на деревянных настилах или прокладках.

Возврат тары регулируется в основном договорами поставки товаров, в которых по согласованию с поставщиками устанавли-


1 — осторожно, хрупкий (бьющийся); 2 — не использовать крюки; 3 — верх, не кантовать; 4 — защищать от тепла (нагревания); 5 — канаты надевать здесь; 6 — защищать от влаги, 7 — центр тяжести, 8 — использовать подъемную тару; 9 — защищать от лучей; 10 — легкопортящийся груз, 11 — герметическая упаковка; 12 — штабелировать запрещается, 13 — открывать здесь, 14 — хранить в пределах указанных температур, 15 — поднимать непосредственно за груз

ваются конкретные сроки возврата многооборотной и инвентар­ной тары.

Деревянная тара подлежит обязательному возврату лесотор­говым базам концерна "Белтара", мешкотара — базам "Бака­лея" или мелькомбинатам; картонная тара подлежит возврату в виде макулатуры соответствующим организациям по переработ­ке вторичного сырья или поставщикам.

Оборот стеклотары регулируется Правилами приема стек­лянной тары от населения, утвержденными приказом Минис терства торговли Республики Беларусь № 67 от 10 октября 1994 г.

Возврату не подлежит тара из-под красок, нефтепродуктов, химических товаров, она может быть использована по усмотре­нию торговых предприятий.

В процессе обращения тары в торговле могут иметь место как потери, так и доходы.

Потери связаны прежде всего с несовершенством законода­тельства, отсутствием четких инструкций и положений, регули­рующих тарооборот, ненадлежащее состояние тарного хозяй­ства в торговле, незаинтересованность конкретных работников в сохранности тары и др.


Доходы в торговле могут иметь место при создании должных условий приемки и хранения тары, своевременного ее возврата и повторного использования.

В организации обращения тары важное место занимает по­рядок ее оплаты, утвержденный постановлением Департамента цен при Госэкономплане Беларуси 29 апреля 1993 г. № 183 ц.

В соответствии с этим постановлением установлен следую­щий порядок оплаты тары:

1) если продукция (товары) должна поставляться в транспор­
тной таре (кондитерские товары, маргарин, макароны и др.), то
тара оплачивается следующим образом:

а) деревянная (кроме многооборотной) и картонная тара оп­
лачиваются товарополучателями сверх цен на продукцию (товары) в размерах 40 % договорной цены деревянной и 20 % дого­
ворной цены картонной тары, независимо от того, в новой или
отремонтированной таре поставлен товар, остальная часть стои­
мости тары включается в стоимость товара;

б) возвратная деревянная и картонная тара оплачивается
как обычная тара с применением коэффициентов:

по деревянной таре, требующей ремонта — 1,2, отремонти­рованной — 2,0;

по картонной таре возвратной, требующей ремонта — 1,5 отремонтированной — 3,8;

2) когда в прейскурантах или договорах указывается, что
стоимость тары включена в цену затаренной продукции, стои­
мость тары сверх цен товаров не оплачивается, при этом тара
подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договор­
ным ценам как тароматериал.

Таким же образом реализуется тароремонтным предприяти­ям тара, которая не находит дальнейшего применения, завози­мая из-за пределов республики, и нестандартная (например, бочки рыбные);

3) в случаях, когда в договорах стоимость тары не включена в цену затаренной продукции (товаров), тара оплачивается таро-получателем полностью по договорным ценам сверх цены това­ра и в договорах предусматривается возврат тары в обязатель­ном порядке поставщику по ценам поступления;

4) многооборотная (инвентарная) транспортная тара (дере­вянная, металлическая, полимерная и др.) оплачивается поку­пателем полностью сверх цены товара по договорным залоговым ценам, не превышающим стоимость тары;

5) если товар должен поставляться без тары, но по требова­нию покупателя поставлен в транспортной таре, то она оплачи-


вается покупателем полностью сверх цены товара по договорной цене;

6) оплата тканевых мешков, поставляемых с продукцией, осуществляется с учетом их категории.

13.5. Пути снижения расходов и потерь по таре

в торговле

Расходы по таре в торговле являются одной из важных ста­тей издержек обращения. Эти расходы в силу удорожания сырья и материалов значительно возрастают. Поэтому изыска­ние внутренних резервов более эффективного ведения тарного хозяйства является одним из важных условий повышения эф­фективности торговли в целом.

Большое значение в деле эффективного ведения тарного хо­зяйства в торговле имеет организация надлежащего учета дви­жения тары на торговых предприятиях, тщательный анализ расходов, доходов и потерь по таре, постоянный контроль за сос­тоянием приемки, хранения и своевременного возврата тары та-рособирающим предприятиям, что в большой мере зависит от руководителей предприятий розничной и оптовой торговли.

Важную роль в снижении непроизводительных расходов и потерь по таре играют четко налаженная приемка тары, кон­троль за соответствием ее требованиям стандартов, проверка на­личия и правильности маркировки.

В случае выявления расхождений в количестве и качестве тары при ее приемке с товаром составляется акт по установлен­ной форме, о чем делается отметка в сопроводительном доку­менте.

На торговых предприятиях должна осуществляться также проверка цен на поступившую тару, их обоснование. При их от­сутствии или несоответствии договорам поставки следует отка­заться от ее оплаты и решить вопрос с поставщиком.

Значительные потери могут иметь место при вскрытии и хранении тары. Неквалифицированное вскрытие и небрежное хранение тары на предприятиях торговли приводит к значи­тельному удельному весу тары, требующей восстановительного ремонта. Во многих случаях тара сдается неукомплектованной, без крышек и доньев по заниженным ценам.

Поэтому соблюдение правил вскрытия, хранения и транспор­тировки позволяет возвращать тару неповрежденную по более-


высокой цене, а мешкотару той же категории — какой она полу­чена с товаром, что является резервом снижения затрат по таре.

Одним из важнейших резервов снижения расходов и потерь по таре является правильная организация ее возврата постав­щикам и тарособирающим предприятиям. Возврат тары осу­ществляется, как правило, силами и средствами торговых предприятий-таросдатчиков. Сокращению расходов по достав­ке порожней тары на тароремонтные предприятия способству­ет соблюдение правил погрузки и укладки тары в кузов автомо­биля, применение специальных устройств, повышающих ко­эффициент использования грузоподъемности и габаритов авто­мобиля.

При возврате многооборотной тары поставщикам использу­ется автотранспорт, осуществляющий централизованный завоз товаров. Большой эффект может быть получен за счет кольцево­го сбора тары на торговых предприятиях.

Расширение централизованного вывоза тары позволяет зна­чительно снизить транспортные расходы, улучшить качества сдаваемой тары, уменьшить потребность в автотранспорте, осво­бодить работников розничной торговли от поездок, связанных со сдачей тары. Несвоевременный и неполный вывоз тары из роз­ничной торговой сети создает дополнительные потери по таре.

Существенное влияние на размер потерь по таре оказывает небрежное оформление документов на ее выбытие. Расходные накладные на сдачу деревянной и картонной тары зачастую не выписываются при ее отправке, а если и выписываются, то в них отсутствует качественная характеристика тары (требующая ремонта или починки, размер затечности и т.п.), проставляется лишь общее количество тары. Мешки чаще всего сдаются нерас-сортированными. Это приводит к тому, что тарособирающие предприятия базы "Бакалея" и поставщики необоснованно за­нижают качество сдаваемой тары, что приводит к росту потерь по таре в торговле. Это объясняется главным образом безответ­ственным отношением к сохранности качества тары в торговле: тара часто хранится на открытом воздухе, не осуществляется предварительная подготовка ее к сдаче, занимаются ее ремон­том и сдачей некомпетентные работники, на предприятиях тор­говли отсутствуют документы, регулирующие оборот тары, ред­ко проводятся специальные занятия или семинары, неэффек­тивно действует система премирования.

К числу важнейших мероприятий по увеличению сбыта и возврата тары, снижению расходов и потерь по таре можно от­нести следующие:


строгое соблюдение стандартов при изготовлении тары, что обеспечивает соответствие ее физико-химическим свойствам то­варов, прочность при обращении и эксплуатации;

унификация типоразмеров тары, что позволяет более эффек-тивно использовать транспортные и погрузочно-разгрузочные средства;

сокращение простоев транспорта при погрузке тары за счет предварительной ее подготовки к отправке;

строительство складов и навесов для хранения тары;

расширение применения контейнеров при перевозке ряда непродовольственных товаров (тканей, одежды, обуви, галанте­реи и т.п.), что значительно снижает потребность в таре и упако­вочных материалах, повышает эффективность использования транспорта;

расширение применения тары-оборудования по ряду продо­вольственных и непродовольственных товаров, что ускоряет то-варооборачиваемость, снижает расходы на погрузочно-разгру­зочные работы и транспортировку товаров, способствует повы­шению эффективного использования;

обеспечение предприятий торговли средствами для вскры­тия тары, строгое соблюдение правил ее вскрытия, хранения и транспортировки;

систематическое проведение проверок состояния работы с тарой на торговых предприятиях с целью выявления и предуп­реждения причин потерь по таре;

своевременный возврат тары, способствующий увеличению ее оборачиваемости;

расширение в тарообороте повторно используемой тары, осо­бенно деревянной, картонной, текстильной, стеклянной, что способствует сокращению потребности народного хозяйства в тароматериалах;

утилизация отходов, сбор и реализация тары, цена которой полностью включена в цену товара, что приводит к росту непла-нируемых доходов по таре;

проведение занятий с работниками торговых предприятий по правилам оборота тары;

систематическое проведение экономического анализа расхо­дов и потерь по таре с целью предотвращения непланируемых потерь;

разработка четкой, целенаправленной системы премирова­ния работников торговли, конкретно занятых приемкой, хране­нием и возвратом тары.


13.6. Зарубежный опыт работы с тарой

В ведущих промышленно развитых странах (США, Великоб­ритания, ФРГ, Японии и др.) прогрессивные виды тары (картон­ная, полимерная, стеклянная и др.) практически вытеснили де­ревянную.

Основным направлением развития и использования тары за рубежом является бурный рост производства и повышение удель­ного веса картонной тары. Доля тары из картона в общей струк­туре мирового производства тары составляет в среднем 60 %.

Основными тенденциями развития производства картонной тары за рубежом являются: совершенствование самого картона, конструкций картонной тары, технологии изготовления кар­тонной тары и оборудования для этого.

Для производства картонной тары выпускается за рубежом два основных типа картона — гофрированный и плоский склеен­ный.

Наибольшее распространение получил гофрированный кар­тон (одно-, двух-, трех-, пяти-, семислойный).

Для транспортировки и хранения пищевой продукции, жид­ких, сыпучих и тарно-штучных грузов за рубежом выпускаются такие основные виды тары из картона, как ящики, ящичные поддоны, лотки, прокладки и т.д. Ящики занимают основное место. Они могут быть многооборотными, крупногабаритными, складными и жесткой конструкции. Осуществляется работа по их стандартизации. Конструкции ящичных поддонов из карто­на являются, как правило, комбинированными с другими мате­риалами, что обеспечивает их высокую прочность за счет изго­товления стоек, каркасов, опор и других деталей из металла, де­рева, полимеров.

Для изготовления тары из картона за рубежом выпускаются штамповочные машины для выпуска заготовок, машины, авто­маты и полуавтоматы для формирования тары из заготовок (склеивание, сшивание скобами и т.п.), а также технологичес­кие линии по изготовлению тары из картона. Одним из достиже­ний в области производства картонной тары за рубежом являет­ся разработка и внедрение оборудования для одновременного выполнения операций по сборке тары и упаковке в нее грузов.

Важное место для производства тары и упаковки занимает алюминий. Основные его преимущества — легкость, минималь­ная трудоемкость, простота утилизации, экономия энергоресур­сов, экологическая безопасность и особенно его вторичное ис­пользование.


В США, Швеции, Канаде, Австралии за счет вторичного ис­пользования алюминия обеспечивается от 50 до 90 % производ­ства упаковок. Производство тары из алюминия, ее переработка организованы также в европейские странах.

Определенное развитие за рубежом получило производство полимерной тары. Для этого используются различные плас­тмассы: полиэфиры, полиамид, поликарбонат, полиэтилен, по­липропилен и др. Основные достоинства этой тары в том, что она легка, прочна, легко перерабатывается, гигиенична. До 20 % полимерной тары подвергается повторной переработке.

Значительное внимание в развитых странах уделяется воп­росам повторного использования тары. Так, в США в целях за­щиты окружающей среды городские власти Нью-Йорка разра­ботали комплекс мер для налаживания повторного использова­ния тары. Ими установлены требования, по которым работники оптовой торговли обязаны производить отчисления городским властям, если тара применяется однократно, в зависимости от вида тарного материала, от степени трудности ее повторного ис­пол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.014 с.)