Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
6.1. Понятие и содержание культуры торговли Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли. Оценка деятельности торгового предприятия может быть произведена по трем важнейшим составляющим: культура торговли; качество обслуживания покупателей; культура обслуживания покупателей. Культура торговли — самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей. Основными составляющими культуры торговли являются: 1) наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения; 2) наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащенность предприятий; 3) применение в магазинах наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей; 4) оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров; 5) организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей; 6) культура труда работников магазина, означающая дол 7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров. Качество торгового обслуживания: совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота. Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, приведенных в табл. 6.1. Табл 6.1. Показатели качества торгового обслуживания
Определение этих показателей основано на использовании данных статотчетности, а также специально организованны? хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупа телей и работников и т.п. Культура обслуживания также включает целый ряд элемен тов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показателе устойчивости ассортимента, применения прогрессивных фори продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мненик покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д. Уровень культуры обслуживания магазина может быть определен по методике, разработанной УКР НИИтопом, рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов. Согласно ей уровень культуры обслуживания определяется по четырем показателям. 1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня где Ку — коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; А1 А2,...,Аn— количество наименований товаров в момент проверки; А — количество наименований товаров по ассортиментному перечню; п — количество проверок. 2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупате лей где Кд — коэффициент дополнительного обслуживания; Y1 Y 2, Yn — количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц; У — количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем: п1 — количество проверок; Y01 Y02, Y on — объем платных услуг в отчетном периоде, p.; Ynl, Yn2, Ynn — объем услуг в соответствующем периоде прошлого года; п2 — количество предоставляемых покупателям услуг по видам. 3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания где Ко — коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания; 3о — оптимальные затраты времени на обслуживании, с; Зф — фактические затраты времени на обслуживание, с. Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов и составляют от 90 с в гастрономе до 150 с в универмаге (табл. 6.2). Табл. 6.2. Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания
4. Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей
где Км — коэффициент культуры по мнению покупателей; Мп — количество покупателей,которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры; М0 — общее количество опрошенных или анкетированных покупателей. Значимость каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в табл. 6.3. Табл. 6.3. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей
Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оценивается по следующим категориям: магазины с высоким уровнем культуры торгового обслуживания — 0,901 и более; со средним — от 0,701 до 0,900; с низким — до 0,700. 6.2. Социально-экономическое значение методов продажи товаров Важным элементом культуры торговли является используемый метод продажи товара. Метод продажи — это совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям. Основными операциями процесса продажи товаров в магазине являются: осмотр предлагаемого магазином ассортимента товаров; отбор товаров; расчет за товары и получение покупки; предоставление покупателям дополнительных услуг. Дальнейшее развитие торговли и повышение культуры торгового обслуживания населения обусловлены целым рядом социально-экономических факторов, основными из которых являются: рост численности населения, повышение его материального и культурного уровня, расширение производства необходимых товаров, рост жилищного строительства, улучшение структуры потребления, внедрение в торговлю наиболее эффективных форм продажи товаров. Эти факторы играют важную роль в повышении уровня жизни народа. По подсчетам ученых затраты времени на ведение домашнего хозяйства достигают 12—15 % годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети. Сокращения этих непроизводительных затрат можно достичь различными путями: специализацией и типизацией магазинов, более рациональным их размещением, оптимизацией ассортимента, улучшением систем товароснабжения и т.п. Но очень многое здесь зависит от организации процесса продажи товаров в магазинах, применения наиболее эффективных форм продажи и дополнительных форм торгового обслуживания. Достаточно сказать, что затраты времени покупателей при применении прогрессивных форм продажи сокращаются на 30—50 %, в 1,5—2 раза увеличивается пропускная способность магазинов. Таким образом, совершенствуя процесс продажи товаров, снижая время на их приобретение, можно решить важнейшую социальную задачу — задачу увеличения свободного времени людей, которое может быть использовано для всестороннего развития личности. Внедрение прогрессивных форм обслуживания способствует и повышению экономической эффективности торговли и народного хозяйства в целом. Опыт показывает, что при рациональной организации торгового процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается на 15—20%, улучшается использование материально-технической базы (выше коэффициенты установочной и экспозиционной площадей) и в конечном счете на 10—15 % снижаются издержки обращения. Известно, что уровень механизации труда в розничной тор- говле один из самых низких среди других отраслей народного хозяйства и составляет всего 12—15 %. Поэтому важнейшей задачей развития торговли является прежде всего применение наиболее эффективных форм продажи товаров. Развивая и совершенствуя методы продажи товаров, народное хозяйство получает и социальный, и экономический эффект. В этой связи и классификация методов продажи товаров претерпевает со временем существенные изменения. В частности, в республике в 1980—1990 гг. получила существенное развитие торговля по предварительным заказам, в самообслуживании появились новинки (тара-оборудование, единые узлы расчета, электронное оборудование), исчезла такая форма, как продажа товаров на дому. Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров. В настоящее время получили развитие следующие магазинные методы розничной продажи: самообслуживание; продажа товаров по предварительным заказам; продажа товаров по образцам; с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой. 6.3. Самообслуживание в розничной торговле и пути повышения его эффективности Самообслуживание — это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета. Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе. В Республике Беларусь насчитывается около 10 тыс. магазинов самообслуживания, удельный вес которых составляет 43,5 % торговой площади. При самообслуживании обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл 6.4. Табл. 6.4. Методы организации торгово-технологического процесса
Окончание табл. 6А
Эффективность самообслуживания как формы продажи состоит в следующем: 1) оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску; 2) предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар; 3) позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для: покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте к количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удобное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую, из нескольких товаров разных групп, за 7—10 мин. Доказано, что, применяя надлежащие методы обслуживания покупателей, которым форма самообслуживания дает ши рокий простор, можно в 5—8 раз сократить средние затраты времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением самообслуживания; 4) позволяет коренным образом реорганизовать процесс про Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера. Эта новая специальность требует более высокой квалификации по сравнению с прежней, от кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориенти- роваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать; 5) важным направлением в достижении социальной эффек Одновременно с социальной эффективностью эта форма продажи позволяет получить ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота; от повышения фондоотдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазинов. Первое направление является главным и совершенно очевидным. Ведь при самообслуживании покупатели сами отбирают нужный им товар, а продавцы, составляющие основную и самую многочисленную категорию работников, сокращаются, следовательно, сокращаются и фонды заработной платы и издержки обращения. Расчеты, сделанные учеными, показали, что при внедрении самообслуживания: отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним дежурным по залу; вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 фасовщика; при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров на одного кассира-контролера приходится 0,5 должности фасовщика; при хорошо организованной справке и информации на одно^ го кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое. Расчет экономической и социальной эффективности внедрения самообслуживания осуществляется при сравнении показателей: а) работы магазина до и после перевода; 6) работы магазинов самообслуживания с показателями ра в) работы магазинов самообслуживания между собой. При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость результатов по времени, структуре ассортимента, торговым площадям, численности обслуживаемого контингента и т.п. Все сравниваемые показатели условно делятся на три груп-пы. 1. Экономические — уровень издержек обращения, рентабельности, расходов на заработную плату, товарооборот на 1 м* всей площади магазина и на 1 м2 торговой площади, товарооборот на одного работника магазина и на одного работника торгового зала, товарооборачиваемость в днях оборота, уровень потерь товаров и др. 2. Технико-технологические — доля площади торгового зала в общей площади магазина, доля товарных запасов в торговом зале, коэффициенты установочной и экспозиционной площадей, коэффициент использования емкости оборудования, количество разновидностей реализуемых товаров. 3. Социальные — общие затраты времени на покупку, в том числе на поиск товаров, осмотр, выбор, консультацию и расчет, коэффициент завершенности покупки, количество дополнительных услуг для покупателей. Сопоставляя уровень развития и эффективности самообслуживания в нашей стране и за рубежом, следует отметить значительное отставание в этом плане. Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдерживается более низкой экономической эффективностью по сравнению с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15— 20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционными формами продажи. Это обусловлено причинами как межотраслевого, так и внутриотраслевого характера. Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80—90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными. Вместе с тем предприятия промышленности в должной мере не обеспечивают торговлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную торговлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. Даже на предприятиях типа "универсам" на фасовке занято до 15 % работников. При установке фасовочного оборудования на предприятиях розничной торговли оно используется крайне непроизводительно. Затраты труда, упаковочных материалов при фасовке, в магазинах в 3—5 раз выше, чем в промышленности. В связи с этим необходимо более активно ориентировать промышленность на поставку фасованных товаров, экономически стимулируя выпуск фасованной продукции. Одним из путей решения этой проблемы является централизация фасовки в специальных цехах оптовой торговли, концентрация там оборудования и фасовщиков. Существенно снижает эффективность работы магазинов самообслуживания нерациональная технология товародвижения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы, значительно сокращать количество технологических операций, численность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п. В 1970—1990 гг. эта технология получила существенное развитие в торговле и промышленности республики. Достаточно сказать, что удельный вес доставки в таре-оборудовании хлебобулочных товаров достигал 70—80 %, безалкогольных напитков 60—70, муки, крупы, сахара до 70, овощных консервов — до 50 %. Значительное развитие получила такая технология и в поставке непродовольственных товаров (лаков, красок, минеральных удобрений, обоев, моющих средств и т.д.). Начиная с 1990 г. наметился резкий спад поставки товаров в таре-оборудовании и в настоящее время такая технология применяется всего по нескольким группам товаров. Причинами этого являются нехватка товарных ресурсов, расширение самовывоза, нехватка металла для производства контейнеров, сокращение производства фасованных товаров и т.д. Эти проблемы, т.е. фасовка и товародвижение, носят межотраслевой характер и для их успешного решения необходимо проведение целого ряда организационно-технических мероприятий как со стороны торговли, так и промышленных предприятий, которые в настоящее время не могут выполняться всеми участниками торгово-технологической цепи. Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади 1700—2000 наименований, в действительности же в большинстве случаев он достигает 150—200 наименований продовольственных товаров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то время как в зарубежных странах — 35—40 %. Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего струк- тура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15—0,20 (по нормативу — в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50—0,60 (по нормативу — 0,70—0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проекты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса. Низкая эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30—40 %. Эта проблема может решаться за счет как внутренних (внедрения передовых приемов и методов труда, более рационального использования рабочего времени за счет привлечения работников на неполный рабочий день или неделю, совмещения профессий и т.п.), так и внешних факторов (применения более современных средств торгового оборудования, электронно-вычислительной техники и т.п.). Так, например, к розничной торговле в зарубежных странах широко привлекаются работники (до 50 % штата) на условиях неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. В условиях рыночной экономики такая практика способствовала бы значительному снижению затрат на заработную плату и в конечном итоге повышению эффективности магазинов самообслуживания. 6.4. Продажа товаров по предварительным заказам Продажа продовольственных товаров на основе предварительных заказов покупателей способствует более полному удовлетворению потребностей определенных групп населения в продуктах питания, снижению затрат времени покупателей при покупке примерно в 5—7 раз, а также уменьшению нагрузки на продовольственные магазины в часы пик после окончания смен и рабочего дня на промышленных предприятиях, в организациях, учреждениях. При этой форме продажи покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов про- довольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы. Для продажи товаров по предварительным заказам обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл. 6.5. Табл. 6.5. Методы организации торгово-технологического процесса
Розничная торговля продовольственными товарами по предварительным заказам может развиваться по следующим направлениям. 1. Организация продажи продуктов питания на основе предварительных заказов в столах заказов продовольственных магазинов для всех трудящихся. Большие и крупные, не говоря уже о крупнейших, магазины самообслуживания могут иметь отделы (столы) заказов. 2. Организация продажи продуктов питания по предварительным заказам для отдельных социальных групп населения (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших в Великой Отечественной войне, престарелые одинокие граждане, многодетные семьи и т.п.). 3. Продажа товаров на основе предварительных заказов рабочих промышленных предприятий, строителей, работников учреждений и организаций. Технологический процесс в пунктах заказов основан на получении скомплектованных наборов из магазинов заказов или отделов заказов продовольственных магазинов и последующей их выдачи покупателям. При этом выполнение операций по оформлению заказов, расчету и выдаче производится в пунктах заказов, а фасовка и комплектование наборов — на базовых предприятиях. Для доставки и реализации скомплектованных наборов применяется тара-оборудование. Выдачу наборов покупателям производят в торговом зале пункта заказов, где устанавливаются контейнеры с наборами. Основными типами пунктов заказов на промышленных предприятиях являются предприятия с однодневной реализацией 200, 300, 500, 700 и 1000 заказов (табл. 6.6). Табл. 6.6. Примерные размеры помещений пунктов заказов, м2
Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам имеет больше социальное значение, чем экономическое. При применении этой формы сокращаются затраты времени на покупку; в условиях недостаточности ресурсов по отдельным продуктам питания (мясо, мясопродукты, некоторые виды молочных, рыбных, бакалейных товаров) дает возможность лучше использовать ресурсы для обеспечения рабочих, служащих, ветеранов и т.п. Развитие торговли по заказам сдергивается рядом факторов. Прежде всего необходимо отметить слабую материально-техническую базу этой формы продажи. Магазины и отделы заказов в большинстве случаев не приспособлены для этой формы. Особенно низкий уровень материально-технической базы на промышленных предприятиях. Помещения, предоставляемые для отделов заказов, не рассчитаны на Использование типового оборудования, оснащенность торговым оборудованием крайне низкая, уровень механизации в большинстве случаев равен нулю. Не получили развития в республике типовые проекты магазинов-заказов с применением прогрессивной технологии. Среди других факторов можно отметить нехватку транспорта для доставки товаров на дом, недостаточную обеспеченность упа-ковочными материалами, что особенно важно для этой формы продажи (коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты с фирменным знаком и т.п.), небольшая пропускная способность отделов заказов, узкий ассортимент реализуемых товаров. В результате удельный вес этой формы продажи в реализации продовольственных товаров составляет в настоящее время не более 1 %. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что основными путями улучшения торговли по заказам являются: централизация всей работы по приему, комплектованию и доставке товаров; внедрение современных технических средств приема (телефон, телевидение, компьютерная техника), комплектования (поточные линии) заказов; разработка современных типов магази
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.42 (0.022 с.) |