Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей

Поиск

6.1. Понятие и содержание культуры торговли

Торговое обслуживание покупателей является завершаю­щим этапом функционирования торговли и осуществляется роз­ничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) но­сят подчиненный характер и направлены на обеспечение высо­кой культуры торговли.

Оценка деятельности торгового предприятия может быть произведена по трем важнейшим составляющим:

культура торговли;

качество обслуживания покупателей;

культура обслуживания покупателей.

Культура торговли — самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслужива­ния покупателей.

Основными составляющими культуры торговли являются:

1) наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживае­мых групп населения;

2) наличие достаточной розничной торговой сети, использо­вание наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащенность предприя­тий;

3) применение в магазинах наиболее эффективных современ­ных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслу­живание покупателей;

4) оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;

5) организация внутри- и внемагазинной рекламы и инфор­мации, способствующей лучшей информированности покупате­лей, формированию покупательского спроса и экономии време­ни покупателей;

6) культура труда работников магазина, означающая дол­
жную профессиональную квалификацию торгового персонала,
высокий этический и эстетический уровни обслуживания;


7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров. Качество торгового обслуживания:

совокупность элементов, определяющих состояние матери­ально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат време­ни на покупку товара, товарооборота.

Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, приведенных в табл. 6.1.

Табл 6.1. Показатели качества торгового обслуживания

 

Основные элементы, определяю­щие качество торгового обслужи­вания Показатели, характеризующие отдельные элементы
Материально-техническая база Обеспеченность населения торговой пло­щадью Коэффициент плотности торговой сети Уровень специализации Средний размер магазина Средний радиус обслуживания Степень обеспеченности торгово-техничес-ким оборудованием по сравнению с норма­тивами
Применение прогрессивных мето­дов продажи Удельный вес продажи товаров с примене­нием прогрессивных методов в общем объ­еме товарооборота магазина Объем продажи по прогрессивным мето­дам в определенном периоде
Дополнительные услуги Общее количество дополнительных услуг, предоставляемых покупателям Объем платных услуг Коэффициент дополнительного обслужи­вания
Ассортимент товаров Широта и глубина ассортимента Коэффициент полноты ассортимента Коэффициент устойчивости ассортимента Удельный вес фасованных товаров в основ­ном объеме поставки
Товарооборот Структура розничного товарооборота Товарооборот на душу населения Равномерность выполнения плана товаро­оборота

Определение этих показателей основано на использовании данных статотчетности, а также специально организованны? хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупа телей и работников и т.п.

Культура обслуживания также включает целый ряд элемен тов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показателе устойчивости ассортимента, применения прогрессивных фори продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожида­ние обслуживания, оценка культуры обслуживания по мненик покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внеш­ний вид торгового зала и работников, соблюдение установлен­ных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д.

Уровень культуры обслуживания магазина может быть оп­ределен по методике, разработанной УКР НИИтопом, рекомен­дованной Министерством торговли для оценки деятельности ма­газинов. Согласно ей уровень культуры обслуживания опреде­ляется по четырем показателям.

1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня

где Ку — коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; А1 А2,...,Аn— количество наименований товаров в момент проверки; А — количество наименований товаров по ассортиментному перечню; п — количество проверок.

2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупате лей

где Кд — коэффициент дополнительного обслуживания; Y1 Y 2, Yn — количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц; У — количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем: п1 — количество проверок; Y01 Y02, Y on — объем платных услуг в отчет­ном периоде, p.; Ynl, Yn2, Ynn — объем услуг в соответствующем перио­де прошлого года; п2 — количество предоставляемых покупателям ус­луг по видам.

3. Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания


где Ко — коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания; 3о — оптимальные затраты времени на обслуживании, с; Зф — факти­ческие затраты времени на обслуживание, с.

Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов и составляют от 90 с в гастрономе до 150 с в универмаге (табл. 6.2).

Табл. 6.2. Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание

обслуживания

 

 

Тип магазина Затра ты времени (в с) в магазинах, расположенных
в жилых районах в местах общегород­ского значения
Продовольственные магазины
Универсам      
Продукты      
Овощи-фрукты      
Хлебокондитерский      
Гастроном      
Винно-водочные изделия      
Кондитерские товары      
Мясо      
Рыба      
Непродовольственные магазины  
Универмаг, Дом торговли      
Универмаг "Детский мир"      
Детская одежда, Детская обувь      
Одежда      
Обувь      
Ткани      
Галантерея-парфюмерия      
Бытовые машины и приборы      
Хозяйственные товары      
Мебель      
Радиотовары      
Культтовары      
Ювелирные изделия и часы      

4. Коэффициент культуры обслуживания по мнению поку­пателей



 


где Км — коэффициент культуры по мнению покупателей; Мп — коли­чество покупателей,которые дали хорошую и отличную оценку состо­янию культуры; М0 — общее количество опрошенных или анкетиро­ванных покупателей.

Значимость каждого из перечисленных показателей неоди­накова и приведена в табл. 6.3.

Табл. 6.3. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей

 

Показатель культуры обслуживания Значимость показателя в общем уровне культу­ры обслуживания, балл
Коэффициент устойчивости ассортимент у) 3j = 0,35
Коэффициент дополнительного обслуживания д) 32= 0,20
Коэффициент затрат времени на ожидание обслу­живания о) 33= 0,45
Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя м) 34= 1,0

Обобщающий коэффициент культуры обслуживания опреде­ляется по формуле

В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оценивается по следующим категориям:

магазины с высоким уровнем культуры торгового обслужи­вания — 0,901 и более;

со средним — от 0,701 до 0,900;

с низким — до 0,700.

6.2. Социально-экономическое значение методов продажи товаров

Важным элементом культуры торговли является используе­мый метод продажи товара.

Метод продажи — это совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.


Основными операциями процесса продажи товаров в магази­не являются:

осмотр предлагаемого магазином ассортимента товаров;

отбор товаров;

расчет за товары и получение покупки;

предоставление покупателям дополнительных услуг.

Дальнейшее развитие торговли и повышение культуры тор­гового обслуживания населения обусловлены целым рядом со­циально-экономических факторов, основными из которых яв­ляются: рост численности населения, повышение его матери­ального и культурного уровня, расширение производства необ­ходимых товаров, рост жилищного строительства, улучшение структуры потребления, внедрение в торговлю наиболее эффек­тивных форм продажи товаров. Эти факторы играют важную роль в повышении уровня жизни народа.

По подсчетам ученых затраты времени на ведение домашне­го хозяйства достигают 12—15 % годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети. Сок­ращения этих непроизводительных затрат можно достичь раз­личными путями: специализацией и типизацией магазинов, бо­лее рациональным их размещением, оптимизацией ассортимен­та, улучшением систем товароснабжения и т.п.

Но очень многое здесь зависит от организации процесса про­дажи товаров в магазинах, применения наиболее эффективных форм продажи и дополнительных форм торгового обслужива­ния. Достаточно сказать, что затраты времени покупателей при применении прогрессивных форм продажи сокращаются на 30—50 %, в 1,5—2 раза увеличивается пропускная способность магазинов.

Таким образом, совершенствуя процесс продажи товаров, снижая время на их приобретение, можно решить важнейшую социальную задачу — задачу увеличения свободного времени людей, которое может быть использовано для всестороннего раз­вития личности.

Внедрение прогрессивных форм обслуживания способствует и повышению экономической эффективности торговли и народ­ного хозяйства в целом. Опыт показывает, что при рациональ­ной организации торгового процесса в магазинах самообслужи­вания производительность труда повышается на 15—20%, улучшается использование материально-технической базы (вы­ше коэффициенты установочной и экспозиционной площадей) и в конечном счете на 10—15 % снижаются издержки обраще­ния. Известно, что уровень механизации труда в розничной тор-


говле один из самых низких среди других отраслей народного хозяйства и составляет всего 12—15 %. Поэтому важнейшей за­дачей развития торговли является прежде всего применение на­иболее эффективных форм продажи товаров.

Развивая и совершенствуя методы продажи товаров, народ­ное хозяйство получает и социальный, и экономический эф­фект. В этой связи и классификация методов продажи товаров претерпевает со временем существенные изменения. В частнос­ти, в республике в 1980—1990 гг. получила существенное раз­витие торговля по предварительным заказам, в самообслужива­нии появились новинки (тара-оборудование, единые узлы расче­та, электронное оборудование), исчезла такая форма, как прода­жа товаров на дому.

Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

В настоящее время получили развитие следующие магазин­ные методы розничной продажи:

самообслуживание;

продажа товаров по предварительным заказам;

продажа товаров по образцам;

с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой.

6.3. Самообслуживание в розничной торговле и пути повышения его эффективности

Самообслуживание — это форма продажи, сущность кото­рой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.

Магазином самообслуживания считается магазин, продаю­щий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % това­рооборота магазина. Самообслуживание не исключает возмож­ности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взве­шивания продавцами, при условии, если их рабочие места нахо­дятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без пред­варительной оплаты их стоимости в кассе.

В Республике Беларусь насчитывается около 10 тыс. магази­нов самообслуживания, удельный вес которых составляет 43,5 % торговой площади.

При самообслуживании обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл 6.4.


Табл. 6.4. Методы организации торгово-технологического процесса

 

Основные элементы торгово-технологичес- кого процесса Обязательные методы торгово-технологического процесса
   
Самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями Применение оборудования, позволяющего покупате­лям самостоятельно осматривать и отбирать товары, расфасованные или подготовленные иным способом к продаже (тары-оборудования, холодильного обору­дования, поддонов, вешал, кронштейнов, корзин, кассет и др.) Применение линейной системы расстановки обору­дования в торговом зале (продольной, поперечной, смешанной — в зависимости от конфигурации торго­вого зала) Рациональное размещение товаров в торговом зале с учетом частоты спроса, исключения встречных пото­ков покупателей и перекрещивания путей товарод­вижения в торговом зале (с учетом требований типо­вых технологических решений) Использование наиболее эффективных приемов выкладки товаров (навалом, штабелем, расположе­нием в ряд, подвешиванием, стопкой) и способов размещения на оборудовании (вертикального, гори­зонтального и смешанного) в соответствии со специ­альными рекомендациями по отдельным видам това­ров Группировка товаров по потребительским комплек­сам и микрокомплексам в универмагах, Домах тор­говли и магазинах комплексного спроса Оказание помощи покупателям работниками мага­зина при осмотре и выборе конкретных товаров, консультация специалистов о потребительских свой­ствах товаров Создание условий для самостоятельной проверки по­купателями (или при необходимости с помощью про­давцов) качества, правильности массы и меры ото­бранных товаров (устройство электророзеток, уста­новка на доступном месте контрольных весов, метров и других измерительных приборов) Четкое обозначение цен, наличие плакатов, схем, аннотаций о потребительских свойствах товаров (ре­кламных проспектов, буклетов, каталогов, информа­ционных листков)

Окончание табл. 6А

 

  -------------------------------------------------------------------------!
  Организация внутримагазинной рекламы и инфор­мации о размещении товаров в торговом зале, оказы­ваемых услугах, правилах работы магазина и др.; в крупных магазинах — организация бюро обслужива­ния с оказанием в нем комплекса услуг; служба информации (применение аппаратуры, снабженной магнитофонной записью, справочно информацион­ных данных для ответа покупателям, радио- и теле­рекламы товаров, справок по телефону), упаковка товаров, купленных в разных секциях, прием зака­зов на доставку и установку товаров и др. Обеспечение покупателей индивидуальными корзи­нами, тележками, лотками и другими средствами для отбора товаров и доставки их к месту расчета Организация хранения личных вещей покупателей Использование телевидения и других средств контроля за процессом осмотра и отбора товаров покупателями Организация выкладки широкого ассортимента мел­ких непродовольственных товаров повседневного спроса у кассовых кабин в универсамах и крупных магазинах самообслуживания с универсальным ассортиментом товаров
Доставка отобранных товаров к узлу расчета, расчет за покупку поку­пателями Доставка покупателями отобранных товаров в те­лежках, корзинах и другой инвентарной таре к узлу расчета Организация единого узла расчета (в том числе по­этажного) в продовольственных и непродовольствен­ных магазинах (при продаже непродовольственных товаров допускается организация узлов расчета на линиях оборудования) Регулирование работы узлов расчета в соответствии с покупательскими потоками по дням недели и часам дня (привлечение работников на неполный рабочий день и другие способы организации труда) Применение приемов (методов) и технических средств, способствующих ускорению расчетов ("экспресс-кассы", быстродействующие кассовые аппараты, автоматы по выдаче сдачи, кассовые каби­ны с удлиненной полкой для корзин, сканирующая аппаратура)

Эффективность самообслуживания как формы продажи сос­тоит в следующем:

1) оно освобождает покупателей от необходимости общаться

с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар,


затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;

2) предоставляет покупателям полную возможность свобод­но отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствую­щем оборудовании товары. Только один раз покупателю прихо­дится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;

3) позволяет убрать все прилавки, секционные и другие пере­городки в торговом зале, сделать его единым и свободным для: покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте к количестве, в несколько раз превышающем возможности пре­жних рабочих мест продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удоб­ное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую, из нескольких товаров разных групп, за 7—10 мин.

Доказано, что, применяя надлежащие методы обслужива­ния покупателей, которым форма самообслуживания дает ши рокий простор, можно в 5—8 раз сократить средние затраты вре­мени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением самообслу­живания;

4) позволяет коренным образом реорганизовать процесс про­
дажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, уб­
рать прилавки и все прочие средства и орудия труда продавцов.
С введением самообслуживания резко сокращается численность
продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия —
продавец-консультант. От него требуется знание более широко­
го круга товаров, а не одной группы, психологии покупателей,
умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую
консультацию. Продавец-консультант должен иметь общее сред­
нее образование и специальную подготовку на соответствующих
курсах.

Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера. Эта новая специ­альность требует более высокой квалификации по сравнению с прежней, от кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориенти-


роваться в проверяемых покупках, знать психологию покупате­лей, уметь их отлично обслуживать;

5) важным направлением в достижении социальной эффек­
тивности торговли является сокращение тяжелого физического
труда работников магазина.

Одновременно с социальной эффективностью эта форма про­дажи позволяет получить ощутимую экономическую эффектив­ность от сокращения живого труда на единицу розничного това­рооборота; от повышения фондоотдачи за счет лучшего исполь­зования торговых площадей и других элементов материаль­но-технической базы магазинов.

Первое направление является главным и совершенно очевид­ным. Ведь при самообслуживании покупатели сами отбирают нужный им товар, а продавцы, составляющие основную и самую многочисленную категорию работников, сокращаются, следова­тельно, сокращаются и фонды заработной платы и издержки об­ращения.

Расчеты, сделанные учеными, показали, что при внедрении самообслуживания:

отпадает деление единого торгового зала на секции. Следова­тельно, должности заведующих секциями и заместителей заве­дующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним де­журным по залу;

вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 фасовщика;

при увеличении объема поставки в магазин фасованных то­варов на одного кассира-контролера приходится 0,5 должности фасовщика;

при хорошо организованной справке и информации на одно^ го кассира-контролера предусматривается 0,5 должности про­давца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сокра­тить численность работников торговых залов более чем вдвое.

Расчет экономической и социальной эффективности внедре­ния самообслуживания осуществляется при сравнении показа­телей:

а) работы магазина до и после перевода;

6) работы магазинов самообслуживания с показателями ра­
боты аналогичных магазинов с традиционными формами прода­
жи;

в) работы магазинов самообслуживания между собой.

При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость резуль­татов по времени, структуре ассортимента, торговым площа­дям, численности обслуживаемого контингента и т.п.


Все сравниваемые показатели условно делятся на три груп-пы.

1. Экономические — уровень издержек обращения, рента­бельности, расходов на заработную плату, товарооборот на 1 м* всей площади магазина и на 1 м2 торговой площади, товарообо­рот на одного работника магазина и на одного работника торго­вого зала, товарооборачиваемость в днях оборота, уровень по­терь товаров и др.

2. Технико-технологические — доля площади торгового за­ла в общей площади магазина, доля товарных запасов в торго­вом зале, коэффициенты установочной и экспозиционной пло­щадей, коэффициент использования емкости оборудования, ко­личество разновидностей реализуемых товаров.

3. Социальные — общие затраты времени на покупку, в том числе на поиск товаров, осмотр, выбор, консультацию и расчет, коэффициент завершенности покупки, количество дополни­тельных услуг для покупателей.

Сопоставляя уровень развития и эффективности самообслу­живания в нашей стране и за рубежом, следует отметить значи­тельное отставание в этом плане.

Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдержи­вается более низкой экономической эффективностью по сравне­нию с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15— 20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционными формами продажи. Это обусловлено причинами как межотрас­левого, так и внутриотраслевого характера.

Высокий уровень эффективности магазинов самообслужи­вания возможен при условии, что примерно 80—90 % продо­вольственных и значительная часть непродовольственных то­варов будут поставляться фасованными. Вместе с тем предпри­ятия промышленности в должной мере не обеспечивают тор­говлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную тор­говлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. Даже на предприятиях типа "универ­сам" на фасовке занято до 15 % работников. При установке фа­совочного оборудования на предприятиях розничной торговли оно используется крайне непроизводительно. Затраты труда, упаковочных материалов при фасовке, в магазинах в 3—5 раз выше, чем в промышленности. В связи с этим необходимо бо­лее активно ориентировать промышленность на поставку фасо­ванных товаров, экономически стимулируя выпуск фасован­ной продукции.


Одним из путей решения этой проблемы является централи­зация фасовки в специальных цехах оптовой торговли, концен­трация там оборудования и фасовщиков.

Существенно снижает эффективность работы магазинов само­обслуживания нерациональная технология товародвижения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее экономичной является технология товародвижения с примене­нием тары-оборудования, внедрение которой позволяет механи­зировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы, значи­тельно сокращать количество технологических операций, чис­ленность работников, простои транспорта, затраты по таре и т.п. В 1970—1990 гг. эта технология получила существенное развитие в торговле и промышленности республики. Достаточно сказать, что удельный вес доставки в таре-оборудовании хлебобулочных товаров достигал 70—80 %, безалкогольных напитков 60—70, му­ки, крупы, сахара до 70, овощных консервов — до 50 %. Значи­тельное развитие получила такая технология и в поставке непро­довольственных товаров (лаков, красок, минеральных удобрений, обоев, моющих средств и т.д.). Начиная с 1990 г. наметился рез­кий спад поставки товаров в таре-оборудовании и в настоящее вре­мя такая технология применяется всего по нескольким группам товаров. Причинами этого являются нехватка товарных ресурсов, расширение самовывоза, нехватка металла для производства кон­тейнеров, сокращение производства фасованных товаров и т.д.

Эти проблемы, т.е. фасовка и товародвижение, носят межот­раслевой характер и для их успешного решения необходимо проведение целого ряда организационно-технических меропри­ятий как со стороны торговли, так и промышленных предприя­тий, которые в настоящее время не могут выполняться всеми участниками торгово-технологической цепи.

Однако во многих случаях низкая эффективность работы ма­газинов самообслуживания объясняется рядом причин внутри­отраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассор­тимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, дол­жен включать в зависимости от площади 1700—2000 наимено­ваний, в действительности же в большинстве случаев он дости­гает 150—200 наименований продовольственных товаров. Нез­начительный удельный вес занимают в ассортименте универса­мов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то вре­мя как в зарубежных странах — 35—40 %.

Недостаточно эффективно используется материально-техни­ческая база магазинов самообслуживания. Прежде всего струк-


тура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотноше­ние торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, на­оборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь ма­газинов, в большинстве из них коэффициент установочной пло­щади составляет 0,15—0,20 (по нормативу — в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50—0,60 (по нормативу — 0,70—0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проек­ты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса.

Низкая эффективность магазинов самообслуживания объяс­няется также и нерациональной организацией труда. Вслед­ствие неравномерности покупательских потоков потери рабоче­го времени в розничной торговле достигают 30—40 %. Эта про­блема может решаться за счет как внутренних (внедрения пере­довых приемов и методов труда, более рационального использо­вания рабочего времени за счет привлечения работников на не­полный рабочий день или неделю, совмещения профессий и т.п.), так и внешних факторов (применения более современных средств торгового оборудования, электронно-вычислительной техники и т.п.). Так, например, к розничной торговле в зару­бежных странах широко привлекаются работники (до 50 % штата) на условиях неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. В условиях рыночной экономики такая практика спо­собствовала бы значительному снижению затрат на заработную плату и в конечном итоге повышению эффективности магазинов самообслуживания.

6.4. Продажа товаров по предварительным заказам

Продажа продовольственных товаров на основе предвари­тельных заказов покупателей способствует более полному удов­летворению потребностей определенных групп населения в про­дуктах питания, снижению затрат времени покупателей при по­купке примерно в 5—7 раз, а также уменьшению нагрузки на продовольственные магазины в часы пик после окончания смен и рабочего дня на промышленных предприятиях, в организаци­ях, учреждениях.

При этой форме продажи покупатели предварительно зака­зывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов про-


довольственных магазинов с универсальным ассортиментом то­варов, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обус­ловленное время в магазине, на дому или по месту работы. Для продажи товаров по предварительным заказам обязательными являются методы организации торгово-технологического про­цесса, приведенные в табл. 6.5.

Табл. 6.5. Методы организации торгово-технологического процесса

 

Основные элементы торго­во-технологического процесса Обязательные методы организации торго­во-технологического процесса
Прием иоформление заказов Организация приема заказов в специализиро­ванных магазинах заказов, отделах пунктов приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и по месту жительства Информация покупателей о наличии в прода­же товаров, оказываемых услугах, тарифах на услуги и др.
Комплектование заказанных товаров Фасовка товаров, поступивших в нерасфасо-ванном виде. Взвешивание отдельных товаров Размещение товаров и упаковочных материа­лов возле рабочих мест комплектовщиков Комплектование заказанных товаров в наборы с использованием средств механизации
Доставка, расчет и выдача заказов Предварительная или последующая оплата за­казанных товаров (по выбору покупателя) Упаковка товаров в тару, обеспечивающую удобства при транспортировании покупателем Использование наиболее эффективных средств доставки заказов к месту выдачи Составление оптимальных графиков завоза и маршрутов доставки товаров в пункты приема и выдачи заказов на промышленных предпри­ятиях, стройках, в учреждениях, на дом поку­пателям в обусловленное время Применение самообслуживания для выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках и в учреждениях

Розничная торговля продовольственными товарами по пред­варительным заказам может развиваться по следующим нап­равлениям.

1. Организация продажи продуктов питания на основе пред­варительных заказов в столах заказов продовольственных мага­зинов для всех трудящихся. Большие и крупные, не говоря уже


о крупнейших, магазины самообслуживания могут иметь отде­лы (столы) заказов.

2. Организация продажи продуктов питания по предвари­тельным заказам для отдельных социальных групп населения (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвали­ды труда, семьи погибших в Великой Отечественной войне, пре­старелые одинокие граждане, многодетные семьи и т.п.).

3. Продажа товаров на основе предварительных заказов ра­бочих промышленных предприятий, строителей, работников учреждений и организаций.

Технологический процесс в пунктах заказов основан на по­лучении скомплектованных наборов из магазинов заказов или отделов заказов продовольственных магазинов и последующей их выдачи покупателям. При этом выполнение операций по оформлению заказов, расчету и выдаче производится в пунктах заказов, а фасовка и комплектование наборов — на базовых предприятиях.

Для доставки и реализации скомплектованных наборов при­меняется тара-оборудование. Выдачу наборов покупателям про­изводят в торговом зале пункта заказов, где устанавливаются контейнеры с наборами.

Основными типами пунктов заказов на промышленных предприятиях являются предприятия с однодневной реализа­цией 200, 300, 500, 700 и 1000 заказов (табл. 6.6).

Табл. 6.6. Примерные размеры помещений пунктов заказов, м2

 

 

Помещение Количество реализуемых наборов в день, шт.
200        
Служебные и бытовые          
Приемочная (накопитель)          
Торговый зал          
Итого          
Количество продавцов          
Рабочие по перемещению груза          
Итого          

Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам имеет больше социальное значение, чем экономичес­кое. При применении этой формы сокращаются затраты време­ни на покупку; в условиях недостаточности ресурсов по отдель­ным продуктам питания (мясо, мясопродукты, некоторые виды


молочных, рыбных, бакалейных товаров) дает возможность лучше использовать ресурсы для обеспечения рабочих, служа­щих, ветеранов и т.п.

Развитие торговли по заказам сдергивается рядом факто­ров. Прежде всего необходимо отметить слабую материаль­но-техническую базу этой формы продажи. Магазины и отделы заказов в большинстве случаев не приспособлены для этой фор­мы. Особенно низкий уровень материально-технической базы на промышленных предприятиях. Помещения, предоставляемые для отделов заказов, не рассчитаны на Использование типового оборудования, оснащенность торговым оборудованием крайне низкая, уровень механизации в большинстве случаев равен ну­лю. Не получили развития в республике типовые проекты мага­зинов-заказов с применением прогрессивной технологии.

Среди других факторов можно отметить нехватку транспорта для доставки товаров на дом, недостаточную обеспеченность упа-ковочными материалами, что особенно важно для этой формы продажи (коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты с фир­менным знаком и т.п.), небольшая пропускная способность отде­лов заказов, узкий ассортимент реализуемых товаров. В резуль­тате удельный вес этой формы продажи в реализации продоволь­ственных товаров составляет в настоящее время не более 1 %.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что основ­ными путями улучшения торговли по заказам являются:

централизация всей работы по приему, комплектованию и доставке товаров;

внедрение современных технических средств приема (теле­фон, телевидение, компьютерная техника), комплектования (поточные линии) заказов;

разработка современных типов магази



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.42 (0.022 с.)