Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обслуживания предприятий торговли

Поиск

14.1. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств

Транспорт играет чрезвычайно важную роль в экономике каждой страны, являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных связей. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.

Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт содействует развитию межрайонных товарных свя­зей, что обеспечивает более правильное формирование ассорти­мента и лучшее удовлетворение спроса населения.

От работы транспорта зависит своевременное и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что в свою очередь способствует бесперебойной торговле и равномерному выполне­нию планов товарооборота.

Четкая организация работы транспорта оказывает влияние на улучшение работы торговых предприятий, совершенствова­ние торгово-технологических процессов, скорость оборачивае­мости товаров, объем и структуру товарных запасов и в конеч­ном итоге на уровень и структуру издержек обращения.

Транспортные расходы — существенная статья издержек об­ращения, поэтому торговые предприятия должны принимать меры по более эффективному использованию транспортных средств. Особое внимание должно быть уделено сокращению сроков погрузки и разгрузки транспортных средств, повыше­нию коэффициента использования их грузоподъемности, ис­пользованию более эффективных систем товароснабжения, про­ектированию предприятий торговли с учетом требований тран­спортировки и т.п.

Перевозка товаров народного потребления может осущес­твляться железнодорожным, автомобильным, водным, воздуш­ным и гужевым транспортом.

Основными видами транспорта, используемыми в торговле, является железнодорожный и автомобильный. По перевозке гру-


зов первое место в республике занимает автомобильный тран­спорт, которым в 1999 г. перевезено 81 % грузов. Перевозки же­лезнодорожным транспортом занимают 17 % в общем объеме пе­ревезенных грузов. По грузообороту же удельный вес железнодо­рожного транспорта в 3 раза превышает автомобильный.

Каждый из видов транспорта имеет свои особенности, кото­рые определяют сферу его применения. При выборе транспор­тных средств для перевозки необходимо учитывать себестои­мость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность грузов и т.п.

Особенности железнодорожного транспорта:

низкая себестоимость перевозок, особенно на расстоянии свыше 200 км;

независимость от климатических условий;

широкие возможности механизации погрузочно-разгрузоч-ных работ;

перевозка любых товаров, независимо от их упаковки.

Для перевозки грузов железнодорожным транспортом могут быть использованы транспортные средства различных типов, грузоподъемности и назначения. Наиболее широкое примене­ние получили:

крытые вагоны для перевозки затаренных грузов вместимос­тью от 50 до 125 т;

полувагоны для перевозки навалочных длинномерных гру­зов, грузов в контейнерах;

платформы для перевозки грузов в контейнерах;

цистерны для перевозки наливных грузов;

вагоны-рефрижераторы для перевозки охлажденных и замо­роженных продуктов;

специальные изотермические вагоны для перевозки молока, вина, живой рыбы.

Особенности автомобильного транспорта:

возможность доставки грузов в любой населенный пункт;

обеспечивает хорошую сохранность товаров;

низкая себестоимость перевозки на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт подразделяется на грузовые авто­мобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

По грузоподъемности автомобили бывают:

особо малой грузоподъемности до 1 т;

малой грузоподъемности 1— 3 т;

средней грузоподъемности 3— 5 т;

большой грузоподъемности 5— 8 т;

особо большой грузоподъемности свыше 8 т.


По назначению автомобили делятся на:

автотранспорт общего назначения для перевозки любых гру­зов:

специализированный автомобильный транспорт для пере­возки нестандартных и специальных грузов, скоропортящихся товаров и т.п.

По типу кузова автомобили бывают с бортовой платформой, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны.

Морской транспорт характеризуется:

самой низкой себестоимостью перевозки грузов;

обеспечивает хорошую мобильность, т.е. может быстро ме­нять маршруты;

неограниченной пропускной способностью морских путей.

Морской транспорт представлен пассажирскими, грузопас­сажирскими судами, сухогрузами, наливными судами, парома­ми, контейнеровозами и т.п.

Речной транспорт отличается:

высокой провозной способностью по рекам;

низкой себестоимостью перевозок;

сезонностью перевозок.

На речном транспорте используются самоходные суда и бар­жи, специализированные суда.

Воздушный транспорт характеризуется:

высокой скоростью перевозки;

сокращением путей транспортировки;

хорошей сохранностью, особенно скоропортящихся грузов;

зависимостью от климатических условий;

самой высокой стоимостью перевозок.

Гужевой транспорт используется в потребкооперации при перевозках небольших партий товаров и тары на небольшие рас­стояния.

14.2. Управление транспортом и планирование объема перевозок товаров народного потребления

Общее руководство системой транспорта в нашей стране осу­ществляют Министерство транспорта и коммуникаций, Государ­ственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога.

Министерство транспорта и коммуникаций регулирует перевозки грузов автомобильным и водным транспортом.

Непосредственное управление автомобильным транспортом осуществляют областные управления автомобильного транспор­та. Организацией автоперевозок занимаются:


государственные автотранспортные предприятия общего пользования;

автотранспортные предприятия с коллективными формами собственности (ООО, АО и т.п.);

ведомственный автотранспорт;

автотранспорт частных предпринимателей.

В Министерстве транспорта и коммуникаций функциониру­ет Управление водного транспорта, которое через территориаль­ное речное пароходство организует перевозки грузов. Морские перевозки осуществляют созданные в республике транспор-тно-экспедиционные морские компании, которые устанавлива­ют связи с морскими портами Балтийского и Черного морей и организуют перевозки экспортно-импортных грузов как на сво­их, так и на зафрахтованных судах.

Государственный комитет по авиации через государственные авиатранспортные компании "Трансавиаэкспорт", "Белавиа", на­циональный аэропорт "Минск-2" и областные аэропорты органи­зует перевозки преимущественно экспортно-импортных грузов.

Белорусская железная дорога в своей структуре имеет грузо­вую службу БЖД и грузовые отделы отделений железной доро­ги, которые организуют перевозки грузов по железной дороге внутри страны. В пределах стран СНГ координацию грузопере­возок осуществляет Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ.

На каждой станции БЖД имеются специальные службы (то­варные дворы, товарные конторы, товарные кассы), которые за­нимаются непосредственным обслуживанием грузоотправите­лей и грузополучателей.

В основе планирования перевозок грузов лежит расчет обще­го объема перевозимых грузов, который определяется грузоот­правителями с учетом вида груза, его количества, расстояния перевозки и других факторов.

Грузоотправители в процессе планирования тщательно ана­лизируют состояние и структуру перевозок за прошлый период, распределение объема перевозок и стоимость 1 т/км на различ­ных видах транспорта. После этого составляется план перевозок на предстоящий период. Основной показатель плана перево­зок — общий объем перевозимых грузов. Расчет его произво­дится по видам грузов в такой последовательности:

определяется объем грузооборота путем деления общего объ­ема товарооборота на среднюю стоимость 1 т груза;

рассчитывается физический объем перевозок, который ра вен грузообороту, умноженному на коэффициент массы тары;


определяется транспортный объем перевозок, для чего физи­ческий объем перевозок умножается на коэффициент повтор-ности перевозок;

рассчитывается грузооборот в тонно-километрах путем ум­ножения транспортного объема перевозок на среднее расстояние перевозки 1 т груза;

общий объем перевозок грузов распределяется по видам транспорта с учетом эффективности использования транспор­тных средств;

определяется потребность в транспортных средствах, для че­го общий объем перевозок по видам транспорта делится на гру­зоподъемность транспортного средства и коэффициент ее ис­пользования.

После выполнения соответствующих расчетов грузоотправи­тели составляют заявки на потребность в транспортных сред­ствах, которые служат основой для заключения договоров на пе­ревозку и транспортно-экспедиционное обслуживание.

14.3. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Основными документами, регламентирующими порядок пе­ревозки грузов железнодорожным транспортом, а также возни­кающие в процессе перевозки хозяйственные взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями и органами транспорта являются Устав железных дорог, а также правила и инструкции, периодически издаваемые органами управления железнодорожным транспортом.

В соответствии с этими документами последовательность и порядок перевозки на железнодорожном транспорте выглядит следующим образом.

Классификация перевозок и отправок. Грузы могут перево­зиться в следующих сообщениях:

местном (между станциями одной дороги);

прямом (между станциями двух и более дорог);

прямом смешанном (железнодорожно-водном, железнодо-рожно-автомобильном);

прямом международном железнодорожном (перевозки толь­ко по железной дороге разных стран);

прямом международном смешанном (выполняются разными видами транспорта нескольких стран).

Под отправкой понимается определенное количество грузов, предъявляемых к перевозке по одной накладной.


Виды отправок:

повагонная (для перевозки предоставляется отдельный ва­гон);

мелкая (партия груза до 10 ти вместимость до 1/3 вагона);

малотоннажная (масса 10— 20 т и вместимость до 1/2 вагона);

сборная (состоит из грузов разных наименований, перевози­мых по одной накладной);

маршрутная (перевозка грузов целыми составительскими поездами).

Перевозки могут осуществляться:

грузовой скоростью (для основной массы непродовольствен­ных и некоторых продовольственных товаров);

большой скоростью (главным образом для скоропортящихся продовольственных товаров в изотермических вагонах);

пассажирской скоростью (для особо ценных грузов).

В зависимости от состояния упаковки, способа погрузки и транспортировки грузы подразделяются на:

штучные (принимаются к перевозке по количеству еди­ниц — машины, оборудование и т.п.);

тарно-упаковочные (грузы в ящиках, мешках, бочках и т.п.);

навалочные (грузы без тары — уголь, брикет и т.п.);

насыпные (грузы без тары в крытых вагонах — зерно, мука, химические товары и т.п.);

наливные (грузы в цистернах — масло, кислоты, нефтепро­дукты).

Операции по отправке грузов. До предъявления груза к пе­ревозке он должен быть тщательно подготовлен. Операции по подготовке следующие:

груз приводится в транспортабельное состояние для обеспе­чения сохранности;

объединение мелких мест в более крупные;

уплотнение;

дробление;

разборка.

После подготовки груза к отправке грузоотправитель запол­няет документы по перевозке, предъявляемые в товарную кон­тору не позднее суток до отправления. После проверки докумен­тов станция дает разрешение на ввоз груза или на его погрузку со склада отправителя.

Перевозочные документы. Основной документ при перевоз­ке — накладная, которая заполняется отправителем и следует вместе с грузом до вручения его покупателю. Кроме накладной, заполняются дорожная ведомость, квитанция и корешок.


Дорожная ведомость, в которой, кроме данных накладной, указаны срок доставки и особенности перевозки груза, остается на станции назначения.

Грузовая квитанция дорожной ведомости выдается грузоот­правителю, который вместе со счетом на оплату отправляет ее получателю груза.

Корешок дорожной ведомости остается на станции отправле­ния для учета отправки.

Маркировка грузов. Тарно-упаковочные и штучные грузы должны иметь отправительскую маркировку, в которой содер­жатся знаки отправителя, станции отправления и назначения и наименование грузополучателя.

В мелких и малотоннажных отправках маркируется каждое место. При повагонных отправках вагон маркируется в четырех местах. Не маркируются насыпные, наливные и навалочные грузы.

Мелкие отправки, кроме отправительной, содержат желез­нодорожную маркировку, в которой указан порядковый номер по книге учета грузов, число мест, условные номера дороги и станции отправления, что ускоряет розыск грузов.

Специальная маркировка содержит предупреждение об осо­бенностях перевозки и обращения с грузами ("Верх", "Не канто­вать" и др.).

Масса груза определяется железной дорогой при погрузке на станции отправления или отправителем при отправке его со склада.

Погрузка. Перед погрузкой товаров в вагоны они должны быть тщательно проверены на целостность, очищены, при необ­ходимости промыты и продезинфицированы. Погрузку осущес­твляет железная дорога в местах общего пользования или грузо­отправитель на собственных подъездных путях.

Сроки погрузки и выгрузки грузов, если эти операции совер­шаются не железной дорогой, устанавливаются органами управ­ления железной дорогой.

Пломбирование вагонов и контейнеров осуществляется с целью обеспечения сохранности груза в процессе транспортиров­ки грузоотправителем или железной дорогой. Порядок пломби­рования установлен Правилами перевозки.

Операции в процессе транспортировки следующие:

осмотр вагонов и контейнеров на промежуточных станциях и устранение неисправностей;

перегрузка в другой вагон при необходимости;

сортировка мелких отправок;

переадресовка;


досылка (отправка остатка груза);

передача на другой транспорт.

Сроки доставки грузов. Различают уставный и фактический сроки доставки.

Уставный срок показывает время, в течение которого груз должен быть доставлен к месту назначения с учетом норм време­ни на движение и другие операции. Он включает:

время на отправление и сдачу грузов (обычно 1 сутки);

время на следование в пути, исходя из расстояния и скорости (например, грузовая скорость для мелких отправок — 180 км/сут­ки, большая скорость — 330 км/сутки);

время на дополнительные операции устанавливается в пра­вилах перевозок (например, переадресовка — 0,5 суток).

Фактический срок — время, в течение которого груз достав­лен. За просрочку доставки груза — штраф.

Стоимость перевозки на железнодорожном транспорте опре­деляется в зависимости от вида груза, вида отправки, расстоя­ния и скорости перевозки, а также сборов, взимаемых за допол­нительные операции (перевешивание, хранение и т.п.). Приме­няется также система штрафов за нарушение условий перевозки (сверхнормативный простой вагонов, неочистка, недослив, не­догруз и т.п.).

Здесь действует система тарифов за перевозки, которая еже­годно обсуждается на совещании представителей железных до­рог стран СНГ — участников тарифного соглашения.

Операции, выполняемые после прибытия грузов:

грузополучатели информируются о прибытии груза (не поз­днее 12 часов следующего дня), при нарушении штрафы за про­стой вагонов и сборы по хранению не предъявляются;

оформляется выдача грузов в товарной конторе;

производится выгрузка (железной дорогой или грузополуча­телем);

груз определяется на хранение (в течение 24 часов — бес­платно);

грузы выдаются получателям при представлении постоян­ной или разовой доверенности.

Ответственность железной дороги, отправителей и грузопо­лучателей регламентируется Уставом железной дороги.

Железная дорога несет ответственность за неподачу в срок вагонов, за просрочку в доставке груза и его сохранность при транспортировке.

Отправители и грузополучатели несут ответственность за отказ от заказанных вагонов, за сверхнормативный простой, их повреж­дение, неправильное оформление документов, недогруз и т.п.


При несоответствии количества и качества товаров при их поступлении на станцию назначения данным накладной состав­ляется коммерческий акт, на основании которого может быть предъявлена претензия железной дороге.

Кроме коммерческого, может также быть составлен:

акт общей формы (при утере документов, простое вагонов, подаче неподготовленных вагонов и т.п.);

акт вскрытия вагона (при таможенном и пограничном кон­троле);

акт технического осмотра вагона (контейнера) при их неис­правности.

Эти акты при необходимости прилагаются к коммерческому при предъявлении претензии железной дороге.

14.4. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые предприятия используют собственный автомобильный транспорт, транспорт общего поль­зования либо принадлежащий предприятиям с коллективной или частной собственностью.

Порядок перевозки товаров определяется Уставом автомо­бильного транспорта, на основании которого в республике раз­работаны и введены в действие Правила планирования перевоз­ки грузов, Правила перевозки грузов автомобильным транспор­том, Правила перевозок отдельных грузов и др.


где Т — полезное время работы автомобиля, мин; q — грузоподъем­ность автомобиля, т; k — коэффициент использования грузоподъем­ности автомобиля; L — длина рейса, км; v — техническая скорость ав­томобиля, км/м; t — время простоя под подгрузкой и разгрузкой, мин.

 

В соответствии с этими документами перевозки товаров авто­мобильным транспортом осуществляются на основе заявки, ко­торая разрабатывается грузоотправителем и представляется ав­тотранспортному предприятию или частному перевозчику за 48 часов до начала перевозки. В заявке указывается объем перевоз­ки, вид груза, наименование грузополучателя, расстояние пере­возки и др. При составлении заявки определяется потребность в транспортных средствах. Для этого вначале определяется суточ­ная производительность автомобиля (Р):


После этого рассчитывается необходимое количество автомо­билей (М):

где Q — количество грузов, подлежащих перевозке за сутки, т.

Классификация перевозок. Грузовые автомобильные пере­возки классифицируются по следующим признакам:

по принадлежности транспортных средств: перевозки тран­спортом общего пользования, ведомственным транспортом и транспортом предпринимательских структур;

по территориальному признаку перевозки могут быть техно­логические (внутрихозяйственные), городские, пригородные (до 50 км), междугородние (более 50 км на территории Республики Беларусь и стран СНГ), международные (страны Прибалтики и дальнего зарубежья);

по виду сообщения различают перевозки в прямом автомо­бильном и прямом смешанном (автомобильно-железнодорож­ном, автомобильно-водном и т.п.) транспорте;

по организационному признаку перевозки делятся на цен­трализованные и децентрализованные (самовывоз);

по времени перевозки — постоянные, сезонные и разовые;

по виду перевозимых грузов - тарные, бестарные, в таре-обо­рудовании, навалочные, наливные, скоропортящиеся и т.п.;

по размеру партии товара — массовые грузы, партионные (до 20 т) мелкопартионные (до 2 т);

по оплате перевозки могут осуществляться по сдельным, пов­ременным, покилометровым тарифам или по договорным ценам.

Перевозочные документы. Основными перевозочными доку­ментами на автомобильном транспорте являются товарно-тран­спортная накладная (форма ТТН-1) и путевой лист шофера.

Товарно-транспортная накладная - обязательный документ строгой отчетности для всех торговых предприятий независимо от формы собственности. Она заполняется грузоотправителем в четы­рех экземплярах: один экземпляр остается у грузоотправителя, второй — грузополучателя, третий служит основанием для расче­тов с транспортным предприятием, четвертый прилагается к путе­вому листу для учета выполненной шофером работы.

В товарно-транспортной накладной должны быть указаны:

дата перевозки;

марка и государственный номер автомобиля;

владелец транспорта;

заказчик;

грузоотправитель и грузополучатель;

пункты погрузки и разгрузки.


В товарной части указывается наименование товара, цена единицы, стоимость всей партии, вид тары, количество мест.

В транспортной части учитывается время прибытия, простоя и убытия автомобиля, дополнительные операции и услуги и т.п.

В путевом листе указывается маршрут, время выхода авто­мобиля из гаража и его возращения. По этому документу учиты­вается работа автомобиля и шофера, расход топлива, произво­дятся расчеты за перевозку.

Прием грузов к перевозке. Отправитель представляет тран«спортному предприятию заявку на день, декаду, месяц. Суточная заявка может быть уточнена до 11 часов накануне дня перевозки.

Грузоотправитель представляет груз, подготовленный к пе­ревозке: затаренный, сгруппированный, с выписанными доку­ментами на перевозку и пропуск на право проезда к месту пог­рузки и разгрузки. Правила перевозок определяют случаи, ког­да транспортное предприятие может отказаться от перевозки: груз незатарен, его масса превышает грузоподъемность автомо­биля, не оформлены перевозочные документы, из-за стихийных бедствий и т.п.

При приеме груза к перевозке водитель обязан предъявить служебное удостоверение и путевой лист с печатью транспортное го предприятия.

При сдаче грузов навалом, наливом, насыпью, в контейне­рах в товарно-транспортной накладной указывается их масса. Масса тарных и штучных грузов определяются до предъявления их к перевозке и проставляется на грузовых листах. Она может» определяться взвешиванием, подсчетом грузовых мест, расчет­ным путем, обмером, по объемной массе.

Масса определяется совместно отправителем и перевозчиком техническими средствами отправителя, а на грузовых автостан­циях — техническим средствами перевозчика.

При перевозке тарных и штучных грузов мелкими отправка­ми отправитель маркирует каждое место нанесением определен­ных знаков или с помощью ярлыков.

Полностью загруженные автомобили — фургоны, прицепы, цистерны, контейнеры, отдельные секции — отправитель дол­жен опломбировать. Мелкоштучные грузы пломбируются как бандероли.

Погрузка и разгрузка и другие необходимые операции (ук­репление, укрытие, увязка, снятие) возлагаются на грузоот­правителей и грузополучателей. По соответствующему догово­ру эти функции может взять на себя автотранспортное пред­приятие.


Продолжительность простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой ограничена нормами, которые указаны в прейскуран­тах на перевозку грузов автотранспортом. Они зависят от грузо­подъемности автомобиля, вида погрузки-разгрузки (ручная или механизированная), типа автомобиля (фургон, самосвал) и др.

Сдача груза. Выдача груза грузополучателю осуществляется по массе и количеству мест. Грузы, прибывшие в исправной та-ре, с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю водителем-экспедитором без проверки массы, количества и качества груза. Проверка этих показателей произ­водится, если:

поврежден кузов автомобиля;

повреждены пломбы отправителя;

нарушены сроки доставки и режимы перевозки;

повреждена тара.

Если при проверке обнаруживаются несоответствия (недос­тача, порча, повреждение) груза данным сопроводительных до-кументов, в установленном порядке оформляется акт, который подписывается представителями автопредприятия и грузополу­чателя. На основании акта автопредприятию может быть предъ­явлена претензия о возмещении причиненного ущерба.

14.5. Перевозки грузов в контейнерах и пакетах

Грузовой контейнер представляет собой разновидность многоо­боротной тары стандартного размера, объем которой не менее 1 м3.

По конструкции различают контейнеры цельные (закрытые и открытые), решетчатые, разборные и складные.

По назначению — универсальные, принадлежащие тран­спортным предприятиям, и специализированные, принадлежа­щие грузоотправителям или грузополучателям. Они применя­ются для перевозки определенных грузов.

По грузоподъемности универсальные контейнеры бывают:

малотоннажные (0,625 и 1,25 т);

среднетоннажные (2,5; 3; 5 т);

крупнотоннажные (10, 20, 30, 40, 60 т).

Универсальные контейнеры подразделяются на два типа: унифицированные и неунифицированные. Унифицированные на основе модуля 800 х 1200 мм контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в любом сообщении: прямом, смешан­ном, международном.

Специализированные контейнеры бывают групповые и ин­дивидуальные. Групповые применяются для перевозки товаров,


близких по потребительским свойствам, индивидуальные — для товаров со специфическими свойствами.

Специализированные контейнеры применяются для пере* возки сыпучих, наливных, опасных и других грузов.

Контрейлеры — большегрузные контейнеры для перевозки грузов на морских судах и в международном сообщении.

Эффективность контейнерных перевозок определяется:

значительным повышением производительности труда на погрузочно-разгрузочных и складских операциях;

ускорением доставки грузов;

снижением затрат на тару и упаковку;

уменьшением потребности в складах и вагонах;

улучшением использования транспортных средств;

обеспечением сохранности товаров и т.п.

Контейнерные перевозки планируются на основе заявок гру­зоотправителей и являются составной частью плана железнодо­рожных перевозок. Перевозки грузов в контейнерах осущес­твляются на основе договора между грузоотправителем и тран­спортным предприятием.

Отправка товаров в контейнерах. Контейнеры, представ­ленные для загрузки товаров, должны быть исправными и чис­тыми и загружаться до полной вместимости, но не выше норм грузоподъемности с учетом технической нормы загрузки.

Техническая норма — это количество товаров, загружен­ных до полной вместимости в пределах грузоподъемности кон­тейнера, например, для контейнера 2,5 т техническая норма загрузки кожаной обуви — 0,9 т, одежды — 0,65 т, тканей — 1— 1,5 т и т.д.

Товары в контейнер укладывают плотно, чтобы обеспечить их сохранность в пути, внутрь каждого контейнера вкладывает­ся спецификация или счет-фактура, заверенная подписью и пе­чатью грузоотправителя. Контейнер закрывается проволочной закруткой и пломбируется. На каждый загруженный контейнер грузоотправитель заполняет бланк накладной.

Получение контейнера с товаром. Контейнеры, прибывшие на станцию назначения без повреждений и с исправными плом­бами, выдаются получателям без проверки массы.

При наличии повреждений производится проверка количес­тва или массы товаров в соответствии с накладной или счетом-фактурой. Приемка оформляется составлением коммерческого акта.

Контейнер выдается получателю после оформления расчетов в товарной конторе и после росписи в дорожной ведомости.


Порядок приемки товаров в контейнерах, оформление доку­ментов, порядок предъявления претензий к органам транспорта или грузоотправителям аналогичен повагонным отправкам.

Пакетные перевозки. Пакетирование, как и контейнериза­ция, представляет собой укрупнение грузовых мест с помощью различных технических средств. Эти средства могут быть много­разового и одноразового пользования и принадлежать транспор­тным предприятиям, отправителям и получателям товаров. Сред­ства разового использования обеспечивает всегда отправитель.

В Правилах перевозок предусмотрено, что укрупненное гру­зовое место или пакет должно обеспечивать:

возможность механизации погрузки (разгрузки);

целостность пакета;

сохранность грузов;

максимальное использование транспортных средств;

безопасность грузовых работ.

В пакетах могут перевозиться все грузы, кроме массовых на­валочных, насыпных и наливных.

Для формирования пакетов могут использоваться:

плоские деревянные поддоны;

стоечные и ящичные поддоны;

полужесткие многооборотные стропы для лесоматериалов;

специальные контейнеры для сыпучих, жидких грузов;

решетчатые контейнеры для овощей, шифера и т.д.

В соответствии с рекомендациями международной организации по стандартизации принято три типоразмера поддонов: 800 х 1200, 1000 х 1200, 800 х 1000 мм грузоподъемностью 1 т.

Пакеты принимают к перевозке на складах отправителя или железной дороги. Массу пакета указывает грузоотправитель. В сопроводительных документах отмечается количество пакетов, их масса брутто, тип пакетов. Пакеты выдаются получателям только по наружному осмотру, если нет повреждений пакета.

Пакеты могут перевозиться мелкими, повагонными и мало­тоннажными отправками между станциями железной дороги, открытыми для пакетных перевозок.

Перевозка грузов в пакетах, как и в контейнерах, характери­зуется высокой экономической эффективностью, которая дости­гается за счет более эффективного использования грузоподъем­ности и вместимости транспортных средств, складских площа­дей, снижения расходов на крепежные приспособления, резкого снижения расходов на погрузочно-разгрузочные работы и т.п.

Именно по этим причинам большинство тарно-упаковочных и штучных грузов в США перевозятся на поддонах или в кон­тейнерах.


14.6. Основные показатели эффективности использования автотранспортных средств

Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных по­казателей. Приведем важнейшие из них.

Продолжительность работы автомобиля включает вре­мя нахождения на линии и время в наряде.

Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.

Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгруз­ки и т.п.).

Более эффективного использования автомобилей во времени можно добиться путем:

уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные опера­ции;

повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

своевременной подготовки товаров и документов к перевозке;

применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров;

применения прогрессивных методов транспортировки.

Коэффициент использования грузоподъемности автомо­биля — это отношение фактически перевезенного груза к грузо­подъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять также коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонна-километрах, т.е. учитывается и масса, и расстояние. Коэффициент использования грузоподъемности можно определить по формулам:

где Q — объем перевезенного груза за одну поездку; q — грузоподъем­ность автомобиля, т; Гфакт — фактический грузооборот, т/км; Гвош — возможный грузооборот при полном использовании грузоподъемнос­ти, т/км.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля зависит от вида груза, его объемной массы, формы, вида упаков­ки и т.п. В зависимости от этого все грузы согласно прейскуран-


ту 13-01-03 делятся на четыре класса: I класс — 1,0; II — 0,71—0,99; III — 0,51—0,70; IV — 0,40—0,50.

Пути повышения использования грузоподъемности автомо­биля:

применение более рациональных способов укладки;

усовершенствование кузовов автомобилей;

использование прицепов и полуприцепов;

установление соответствия между формами и размерами ку­зова и транспортной тары и т.п.

Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к об­щему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который вклю­чает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).

Пути повышения коэффициента:

снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;

рациональный выбор автотранспортных предприятий (бли­же к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);

выбор рациональных маршрутов движения и графиков заво­за товаров;

диспетчеризация движения транспорта и т.п.

Скорость движения автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.

Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необ­ходимых остановок (светофоров) и т.п.

Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.

Повышению эксплуатационной скорости способствует:

увеличение технической скорости;

устранение непроизводительных простоев;

сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;

сокращение времени на техническое обслуживание и др.

Отношение эксплуатационной скорости к технической пред­ставляет коэффициент времени движения.

Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемнос­ти автомобиля, типа кузова (фургон, самосвал, цистерна), степе-


ни механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и ме­ханизированные). За простой автомобилей сверх норм предус­мотрены штрафные санкции.

Пути сокращения простоев автотранспорта:

разработка четких графиков завоза и отпуска товаров;

повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

расширение прогрессивных технологий товароснабжения;

рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.

Использование парка подвижного состава характеризуется показателями технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности определяется как отношение автомобиле-дней парка в готовом для эксплуатации состоянии к списочному количеству автомобиле-дней нахожде­ния подвижного состава на предприятии.

Коэффициент выпуска подвижного состава — это отноше­ние количества автомобиле-дней эксплуатации автомобилей к списочному количеству автомобиле-дней нахождения их на предприятии.

Использование габарита — это отношение площади кузова к площади, занимаемой автомобилем. Чем выше этот коэффи­циент, тем больше легковесных грузов можно разместить в ку­зове автомобиля.

Экономичность автомобиля характеризуется топливной экономичностью, под кото



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.21 (0.013 с.)