Организационно-правовые формы торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы торговли



 

С переходом к рыночной экономике затрагиваются все стороны деятельности торговых предприятий и внешней среды. Рыночные перемены выдвигают ряд принципиальных задач, ориентированных на новые экономические и социальные регуляторы. Одновременно с этим усиливается внимание к стратегическим вопросам деятельности торговых предприятий. С этих позиций целесообразно рассмотреть логическую схему их развития в новых условиях хозяйствования.

При переходе к рынку усиливается роль торговли и стратегии развития торговых предприятий. Организация коммерческого дела, развитие конкуренции, использование маркетинга, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала – это далеко не полный перечень вопросов, которые раньше были за пределами компетенции торговых предприятий, а теперь стали наиболее важными.

С одной стороны, деятельность торгового предприятия предопределяется совокупностью ресурсов: необходимы квалифицированные кадры, конкурентоспособные товары, современные технические средства, инвестиции, информация о состоянии рынков товаров и спросе потребителей. С другой стороны, выходя на рынки сбыта и представляя продукцию к реализации, они должны быть подготовленными к конкурентному соперничеству. Следовательно, стабильное и устойчивое функционирование торговых предприятий в новых условиях обусловливается потенциальными ресурсами, стратегией их развития и факторами внешней среды.

Организационно-экономические перемены, происходящие на региональном уровне, новые подходы к регулированию и изменению региональной экономики на основе сбалансированности являются предпосылкой развития торговых предприятий региона. Регион – это относительно самостоятельная подсистема общей экономики. В масштабе страны центр тяжести хозяйствования все больше перемещается в регионы, значение которых постепенно будет расти. В то же время повышается сложность и интенсивность решаемых ими задач. В качестве основного экономического фактора региона рассматривается воспроизводственная система в целом. Она проявляется в специализации структуры производства, своеобразии стратегических задач, степени развития инфраструктуры, наличии природных и трудовых ресурсов. Помимо управления процессами замкнутого цикла воспроизводства и потребления определенное место отводится регулированию соотношений между ввозом и вывозом продукции региона, внешнеэкономической деятельности, организации межрегиональных связей. Вместе с тем укрепление горизонтальных связей между центрами хозяйствования способствует упрощению системы управления предприятиями и народным хозяйством в целом и ведет к повышению эффективности рыночных отношений. Основой устойчивого развития региона считается региональная сбалансированность. Ее важнейшими сторонами выступают внутрирегиональные пропорции и модифицированные структуры производства, отражающие макро – и микро-интересы. Эти положения реализуются посредством законодательных и нормативно-правовых актов, а также целенаправленных программ.

Сочетание рыночных и административных методов управления торговыми предприятиями государственного сектора экономики также выступает фактором, оказывающим влияние на развитие коммерции. В процессе перехода к рынку сократилось число торговых предприятий госсектора при одновременном расширении предпринимательства. Однако, в ведении государства находится определенная часть внутреннего валового продукта страны. При этом значение крупных торговых предприятий не уменьшается, поскольку именно эти предприятия представляют собой реальную и уже сложившуюся базу для формирования конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках промышленных групп товаров.

В этих условиях необходима новая политика управления предприятиями госсектора, основанная на комбинации рыночного и административного методов регулирования с позиций сохранения действующих технологических комплексов и научно-технического потенциала. Преобладание того или иного метода зависит от статуса предприятия: если предприятие находится под управлением государства, правомерен должный контроль с его стороны в вопросах производства, политики цен, заработной платы, финансов.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все предприятия в зависимости от основной деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основной целью коммерческих предприятий является извлечение прибыли, некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у них не основная цель. К некоммерческим предприятиям относятся общественные.

Классификация коммерческих предприятий может быть следующей:

1 Личные (индивидуальные предприниматели).

2 Производственные кооперативы.

3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

4 Хозяйственные товарищества и общества.

– Полное товарищество.

– Товарищество на вере (коммандитное).

– Общество с ограниченной ответственностью.

– Общество с дополнительной ответственностью.

– Акционерное общество.

Если государственное предприятие действует на полном хозяйственном расчете, ему предоставляются широкая самостоятельность и коммерческие права. На акционерных государственных предприятиях государство осуществляет контроль через своих представителей в их органах управления. Такое разнообразие методов обеспечивает гибкость системы управления, повышение ее эффективности благодаря введению рыночных элементов, значение которых будет возрастать от этапа к этапу переходного периода.

С переходом к рынку особая роль отводится государственной поддержке торговых предприятий. Государственная поддержка включает систему мер, обеспечивающих регулирование торговой деятельности и развитие предприятий:

– социально-экономические мероприятия;

– разработка организационно-правовых актов, нормативных требований;

– регулирование налогообложения и размера уставного фонда;

– защита прав потребителей;

– обеспечение охраны окружающей среды и др.

Рыночная экономика предполагает усиление механизма государственного регулирования и поддержки предприятий торговли.

По мере углубления рыночных отношений новое качественное развитие должна получить торговля. В современных условиях объективными предпосылками, регламентирующими деятельность торговых предприятий, являются:

– равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности;

– экономическая ответственность хозяйствующих субъектов, отвечающих по своим обязательствам принадлежащим им имуществом и денежными активами;

– децентрализация управления (самоорганизация), т. е. право самостоятельного принятия коммерческих и хозяйственных решений;

– взаимовыгодные отношения с поставщиками товаров, строящиеся на коммерческих принципах;

– проявление конкуренции, ведущей к развитию рынка потребительских товаров;

– установление равновесной цены на реализуемые товары.

Практика показывает, что по мере продвижения к рынку характер решаемых коммерческих и хозяйственных задач предприятием становится все более динамичным и сложным. Изменения, происходящие в переходный период, затрагивают все стороны формирующегося потребительского рынка. Самостоятельные закупки и поставки товаров способствуют все возрастающему насыщению рынка товарами и росту товарооборота. Позиции на рынке в основном определяются активными действиями посредников и организационно-экономическими факторами. Торговля становится обширной сферой предпринимательской деятельности. В нее включилось много предприимчивых людей, способных к ведению коммерческого дела в новых условиях.  

Формы и характер отношений собственности являются определяющими признаками современной экономики и наиболее активно проявляются и реализуются в условиях рынка, где действуют товарно-денежные и рыночные отношения. Рынок – это прежде всего разнообразие и взаимодействие форм собственности, без собственников нет рынка.

Существует ряд условий, которые в совокупности определяют формы и отношения собственности в рыночной системе.

1. На рынке регулируются и развиваются взаимоотношения между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, произведенного продукта.

2. Необходим механизм, придающий динамизм развитию форм собственности, и таким механизмом является конкуренция, порождаемая рынком.

3. Отношения собственности – неотъемлемое и подлинное свойство хозяйствования, обеспечивающее рост эффективности деятельности собственника.

4. Определяющими принципами рынка являются экономическая свобода и заинтересованность хозяйствующих субъектов – собственников.

Фактор риска выступает стимулом повышения ответственности за принимаемые предпринимательские и коммерческие решения собственником. Наиболее высока степень мотивации при индивидуальной форме собственности, когда собственник рискует всем своим имуществом. При участии в совместной собственности степень мотивации снижается. Следовательно, риск определяет побуждения собственника к рациональному использованию объекта собственности.

Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы в хозяйственной деятельности. Будучи хозяином объекта собственности, подлинный собственник не руководствуется скоротечными интересами. Он больше думает о будущем использовании объекта. Интерес к перспективе – наиболее действенный мотив постоянной заботы собственника об объекте собственности, организации его эффективной деятельности. Отсутствие собственнического интереса притупляет озабоченность о состоянии и развитии объекта собственности, что приводит к неустойчивому и бессистемному использованию материальных ценностей и, как следствие, к определенным потерям. Если не подкреплять в людях чувство хозяина путем инициирования собственнического интереса, то шансы на успех в хозяйствовании будут незначительны.

Особую роль в развитии форм собственности играет рыночная конкуренция. Она становится залогом образования устойчивых соотношений

Особую роль в развитии форм собственности играет рыночная конкуренция. Она становится залогом образования устойчивых соотношений между разными формами собственности и формирования их структуры. В результате усиления конкуренции происходит вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными в сферах производства, обращения и потребления продукции. Отметим, что конкуренция форм собственности, по сути, необходима, поскольку стимулирует каждую из них к совершенствованию.

Процесс формирования собственности, связанной с производством общественного продукта, включает ряд этапов. В ходе производства рабочая сила, соединяясь со средствами производства, создает результат труда – продукцию, товары, услуги, информацию. Такой результат выражается либо в появлении самостоятельного продукта, либо в приращении путем расширенного воспроизводства.

В случае если все факторы производства: рабочая сила, орудия и предметы труда – принадлежат одному лицу, то право собственности распространяется и на продукт, созданный или приращенный в процессе производства собственником.

Если рабочая сила в лице работника или трудового коллектива не является собственником средств производства, т. е. они находятся в распоряжении обладателя-собственника, то собственник средств производства, предоставляя средства в пользование рабочей силы, заключает договорное соглашение, в соответствии с которым устанавливается, кто и в какой мере будет владельцем или распорядителем созданной (приращенной) продукции.

Переход от государственной собственности к рыночным формам еще не решает проблему построения рынка. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. В противном случае образованные формы собственности не приведут к надлежащему эффекту.

В условиях рынка важны не выделение и функционирование отдельной формы собственности, какой бы эффективной она ни казалась, а создание и поддержание различных форм собственности. Многообразные современные потребности в обществе могут быть достаточно полно удовлетворены лишь на основе всей совокупности форм собственности. Народное хозяйство должно представлять собой единство взаимосвязанных и конкурирующих форм собственности. Их дифференциация и постоянная подвижность усиливают конкурентный признак, а следовательно, и динамику рынка. Вопрос о месте и роли каждой формы собственности находит свое решение в наилучшем сочетании различных форм собственности, отвечающем требованиям экономики.

Государственная собственность отличается от рыночных форм собственности целями и функциями деятельности. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, она имеет место в тех отраслях и сферах, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. К ним относятся капиталоемкие и малоприбыльные производства: энергетика, транспорт, связь, образование, инфраструктура, охрана окружающей среды. Государственная форма собственности в условиях рынка обусловливается не стремлением к получению прибыли, а преследует иные цели. Чаще всего это связано с деятельностью государства по активизации и оздоровлению убыточных предприятий и отраслей за счет государственного бюджета. Целью государственной собственности является не расширение собственной сферы, а гармоничное развитие производительных сил и достижение необходимого равновесия в структуре форм хозяйственной деятельности.

Анализируя место и роль других форм собственности в условиях рынка, следует обратиться к истории развития предпринимательства. Возникновение каждого нового вида предпринимательства соответствует определенной ступени развития производительных сил и рынка, т. е. непосредственно увязано с преобразованием форм и отношений собственности.

Индивидуальная и семейная формы собственности наиболее характерны для мелкого бизнеса. В результате развития производительных сил общества произошло объединение труда и капитала, что привело к образованию двух направлений: с одной стороны, развилась частная собственность на основе коллективного наемного труда, с другой – наблюдалось развитие коллективных совместных форм собственности.

Несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации и заинтересованности в результатах труда коллективной или кооперативной форм собственности, в чистом виде эти формы не получили широкого распространения. Дело в том, что эффективность данных форм весьма высока в условиях малых предприятий, где достаточно четко прослеживается связь между собственностью и участием в управлении, получением и распределением дохода.

В акционерной форме собственности и коммерческо-предприни-мательской деятельности проявилось наиболее рациональное сочетание коллективных и индивидуальных интересов, поэтому акционерная форма и стала базисной в рыночной системе, в частности в торговле.

В ходе реформирования в отрасли торговли произошли коренные структурные изменения. Образованы торговые предприятия рыночного типа, перед которыми ставятся иные, чем прежде, задачи в торговле и обслуживании потребителей. Под торговым предприятием в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъект с правовым статусом юридического или физического лица, деятельность которого связана с закупкой и реализацией товаров, а также с другими видами деятельности, не запрещенными законом. Юридическим лицом является предприятие, имеющее устав, расчетный счет в банке, печать и прошедшее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое не дает представление о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверяет и охраняет его известность. Фирменное обозначение указывается в товарном знаке, вывеске, контрактах, бланках писем, что определяет отличительный признак торгового предприятия.

С переходом к рыночной экономике появились частная (личная, коллективная), государственная, муниципальная и другие виды собственности, создавшие базу для построения и функционирования различных форм торговых предприятий. Основанные на личной и коллективной собственности возникли индивидуальные, партнерские и корпоративные формы торговых предприятий, действующие на коммерческой основе.

Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического или физического лица, созданный за счет капитала только одного владельца или членов одной семьи. Такие предприятия могут функционировать в следующих организационно-правовых формах.

Индивидуальное предприятие является личной собственностью одного человека, несущего всю ответственность за свою деятельность. Использование наемного труда на таких предприятиях исключается.

Семейное предприятие основано на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно. При этой форме деятельности использовать наемный труд также запрещается.

Частное предприятие находится в личной собственности одного владельца и выступающего от его имени. Для его развития предоставляется право найма рабочей силы.

Индивидуальные торговые предприятия могут создаваться в результате как приватизации государственных или муниципальных предприятий, так и организации новых. Образование последних во многом определяется наличием стартового капитала у претендентов на индивидуальное предприятие.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В коммерческой практике эти формы подразделяются на партнерские и корпоративные предприятия.

Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, образованный для ведения совместной коммерческой деятельности несколькими учредителями (участниками), объединившими свой капитал и действующими на принципах партнерства. Каждый из партнеров является представителем предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. К партнерским торгбвым предприятиям относятся следующие организационно-правовые формы: полное товарищество, товарищество на вере, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) действуют от его имени. Оно выступает как самостоятельный субъект хозяйственного оборота. Предпринимательская деятельность товарищества осуществляется и регулируется на основании учредительного договора. К моменту регистрации полного товарищества участники обязаны внести не менее половины причитающегося вклада в складской капитал. Остальная часть вклада вносится в сроки, предусмотренные учредительным договором. Участник полного товарищества вправе передать свою долю в складском капитале другому участнику. С передачей участником доли вклада прекращается его участие в товариществе. Управленческие полномочия полного товарищества осуществляются всеми участниками. При выполнении этих функций одним или несколькими участниками необходимо письменное согласие остальных участников общества. Прибыль и убытки между участниками распределяются пропорционально принадлежащим им вкладам.

В товарищество на вере (коммандитное товарищество) наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, входит один или более участников-вкладчиков, именуемых коммандитистами. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных вкладов и не принимают участия в деятельности товарищества. Товарищество на вере действует на основании учредительного договора. Статус и ответственность полных товарищей аналогичны положению участников полного товарищества. Управление деятельностью товарищества осуществляется только участниками с полной ответственностью. Коммандитисты не вправе участвовать в управлении, ведении дел и выступать от имени товарищества. Полученная прибыль распределяется между участниками, в том числе и коммандитистами, в соответствии с их внесенными вкладами в капитал товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью – это общество, учрежденное двумя и более лицами, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительным договором. Его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах сумм вложенных ими вкладов. Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или едино-начальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.

В обществе с дополнительной ответственностью уставный фонд поделен на доли между участниками с указанием размеров в учредительном договоре. Его участники солидарно несут имущественную ответственность по его долгам в кратном размере к сумме своих вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Руководство и управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляются на тех же условиях, что и обществом с ограниченной ответственностью.

Корпоративное торговое предприятие (лат. corporatio – объединение) – хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Оно имеет уставный фонд, поделенный на определенное количество акций. Учредители акционерного общества (акционеры) несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они заключают между собой договор, определяющий обязательственные права по ведению совместной деятельности. Учредительным документом служит устав, утвержденный учредителями. Он должен содержать: основные положения об акционерном обществе; условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и порядке размещения; размеры уставного капитала; права акционеров; вопросы управления деятельностью общества. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 формируется совет директоров. Исполнительный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытым и закрытым.

Открытое акционерное общество – торговое предприятие, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом. Оно должно регулярно публиковать сведения о годовом отчете и бухгалтерском балансе.

Закрытое акционерное общество – торговое предприятие, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Открытые и закрытые акционерные общества широко распространены в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала.

Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество преобладает в его уставном капитале или заключает договор о возможности определять его решения. Основное общество (товарищество) в этом случае отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Каждая из представленных организационных форм деятельности торговых предприятий имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 5.1).

Отметим наиболее характерные признаки.

Индивидуальная форма деятельности наиболее приемлема для мелких и малых торговых фирм. При этом они рассчитаны на реализацию товаров повседневного спроса и ограниченного ассортимента. По мере накопления капитала они могут превратиться в средние предприятия.

Партнерская форма свойственна для деятельности средних торговых предприятий. Однако использование этой формы не исключает образования малого предприятия. При переходе в крупное предприятие следует расширить состав учредителей, что позволит привлечь необходимый стартовый капитал.

Корпоративная форма наиболее эффективна для создания крупных торговых предприятий. В отдельных случаях эта форма приемлема для средних торговых предприятий. Этот выбор определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества.

Производственный кооператив (или артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговля, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может предусматриваться участие в его деятельности юридических лиц. Число его членов не должно быть менее пяти. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размерах и порядке, предусмотренных уставом. Текущее руководство его деятельностью осуществляет правление и (или) его председатель, которые подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

 

Таблица 5.1 – Преимущества и недостатки организационных форм деятельности торговых предприятий

Индивидуальные Партнерские Корпоративные
Преимущества торговых предприятий
Наличие необходимого капитала для организации предпринимательского дела Активная вовлеченность в деятельность предприятия и высокая удовлетворенность трудом Соответствие подходов и действий происходящим изменениям в товарной политике и торговле Солидарная ответственность учредителей по обязательствам предприятия Финансовая предрасположенность к достижению относительно высоких темпов развития предприятия Возрастание реагирования на спрос потребителей Расширение возможностей в осуществлении стратегии развития предприятия Неограниченность в формировании финансовых средств за счет эмиссии акций и облигаций Снижение издержек и удешевление товаров путем закупок больших партий
Недостатки торговых предприятий
Ограниченный капитал, что не способствует развитию торговли Экономическая и финансовая зависимость от коммерческого риска Сдерживание закупок большими партиями товаров, оказывающее влияние на товарную наценку Меньшая оперативность при изменяющейся ситуации на потребительском рынке Необходимость упорной и целенаправленной работы по укреплению конкурентных позиций Наличие предпосылок для возникновения конфликтов среди учредителей по вопросам деятельности предприятия Большая величина уставного фонда Многофункциональная структура предприятия, и, как следствие, недостаточная объективность в решениях Снижение защиты оперативной и стратегической информации

 

Одной из основных задач кооперативов является устранение посреднических звеньев на товарном рынке. В качестве субъектов коммерческой деятельности на внутреннем рынке выступают производственно-сбытовые кооперативы, которые производят потребительские товары и реализуют их без посредников, объединяют сбыт сельскохозяйственной продукции фермеров, имеют предприятия в пищевой, легкой промышленности и других отраслях народного хозяйства. Торгово-закупочные кооперативы функционируют в торговле продовольственными товарами (картофель, овощи, фрукты и др).

Торговое предприятие может иметь организационную форму унитарного государственного или муниципального образования. Имущество государственного или муниципального предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Следует учесть и то, что имущество предприятия указанной формы не может быть распределено между его работниками. Руководитель унитарного предприятия назначается органом, уполномоченным собственником, и ему подотчетен.

Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив, ассоциации и союзы.

Одной из распространенных организационных форм торгового предприятия является потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства и объединения их имущественных паевых взносов для совместной деятельности. Члены кооператива солидарно несут ответственность по его обязательствам. Его учредительным документом является устав, утвержденный общим собранием. Он должен содержать предмет и цели деятельности кооператива, характер трудового участия и ответственность членов кооператива, размеры и условия внесения ими паевых взносов, состав органов управления, порядок возмещения понесенных убытков. Доходы, полученные потребительским кооперативом от хозяйственной деятельности, распределяются между его членами с учетом трудового участия.

Ассоциации и союзы – это объединения коммерческих организаций в целях координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов. Ассоциации и союзы представляют интересы предпринимателей в государственных органах, оказывают консультации по ведению коммерческой деятельности, маркетингу, менеджменту, коммерческому праву, содействуют подготовке кадров и др. Члены ассоциаций и союзов сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности с включением слова "ассоциация" или "союз".

Одной из существующих организационно-правовых форм предприятия является частное индивидуальное. Индивидуальное предприятие – это собственность одного человека, который несет всю ответственность за свою деятельность. К индивидуальным частным относятся и семейные предприятия, принадлежащие членам одной семьи на праве долевой собственности. Такие предприятия могут создаваться как за счет приватизации существующих (государственных и муниципальных), так и за счет образования новых.

Производственные кооперативы создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной или другой деятельности, не противоречащей законодательству и основанной на личном трудовом участии членов и объединении их паевых взносов. Всем участникам производственного кооператива предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса.

Имущество кооператива образуется за счет денежных и материальных взносов его членов, доходов от производственной деятельности, выкупа арендованных основных фондов, а также за счет имущества неделимых фондов.

Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива, если это предусмотрено уставом. При оплате паевых взносов членам кооператива предусмотрена льгота: к моменту регистрации они должны внести 10% общей суммы, а в течение первого года работы – 90%.

Прибыль и ликвидационная квота распределяются в производственном кооперативе по трудовому участию, а не по размеру паевых взносов.

Учредительным документом производственного кооператива является Устав, утверждаемый общим собранием его членов. В Уставе производственного кооператива отражаются следующие сведения:

– о размере и порядке внесения паевых взносов членами кооператива;

– о характере трудового участия членов кооператива в его деятельности;

– об ответственности членов кооператива за нарушение обязательств по личному трудовому участию;

– о порядке распределения прибыли кооператива;

– о компетенции органов управления кооперативом.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. При числе членов более пятидесяти в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который должен осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива – правления и его председателя.

Промышленное предприятие может иметь организационную форму унитарного государственного или муниципального предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Имущество предприятий указанной организационной формы не может быть распределено по долям, паям (в том числе и между работниками предприятия).

Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Директор такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу. В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждое предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например, "муниципальное предприятие", "областное государственное предприятие", "федеральное государственное предприятие". Уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Унитарные предприятия образуются в двух формах: основанные на праве хозяйственного ведения, казенные. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации, которое утверждает устав и принимает решение о его ликвидации. Ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.

В ходе коммерческой деятельности торговые предприятия должны решать целый ряд важных задач, связанных с выбором целевого рынка, определением товарного ассортимента и комплекса услуг, установлением цен, стимулированием и выбором мест размещения предприятий розничном торговли.  

Выбор целевого рынка – важнейший из решений торговца, поскольку от него зависит профиль магазина, его товарный ассортимент, характер оформления магазина, организация рекламы, установление цен и т. п. Зачастую многие торговцы не имеют четкого представления о своих целевых рынках, в результате чего все последующие решения носят случайный характер. С целью устранения такой неопределенности следует систематически проводить маркетинговые исследования, позволяющие находить оптимальные решения по удовлетворению выбранного целевого сегмента рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 15671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.049 с.)