Тема 2. Организационное построение торговли Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Организационное построение торговли Республики Беларусь



Сущность организационного построения торговли. Структура отрасли торговля. Признаки организационного построения торговли республики: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственной подчиненности. Принципы организационного построения. Отраслевая инфраструктура торговли как система субъектов, находящихся в отношениях, как непосредственного подчинения, так и государственного регулирования в рамках установленных полномочий. Совет Министров и его функции управления торговлей. Министерство торговли Республики Беларусь, задачи, функции. Организация управления торговли. Единая система органов управления торговли. Органы управления торговлей городских и районных исполнительных комитетов. Торговые системы Республики Беларусь.

Система потребительской кооперации. Понятие потребительской кооперации. Потребительская кооперация как хозяйственная система универсального типа. Основные задачи потребительской кооперации. Потребительское общество. Областные союзы потребительских обществ. Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Направления деятельности и развития потребительской кооперации.

Республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, общественные организации, имеющие торговую сеть: не осуществляющие производство потребительских товаров и осуществляющие производство потребительских товаров. Ведомственная торговая сеть. Организация фирменной торговли. Фирменный магазин: понятие, виды, задачи. Отделы рабочего снабжения (ОРСы).

Республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование торговой деятельности по определенному кругу вопросов. Торговая организация. Признаки торговой организации. Организационно-правовые формы торговых организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, ОАО, ОДО, ЗАО), унитарные предприятия, производственные кооперативы. Организация торговой деятельности индивидуальных предпринимателей. Объединения торговых организаций. Торговая ассоциация: понятие, задачи, развитие в республике. Концерны: цели создания, направления деятельности. Торговые дома.

 

Тема 3. Организация проектирования, строительства реконструкции торговых объектов

Порядок получения разрешения и прав на проектирование. Требования к строительному проектированию. Нормативные документы по организации архитектурно-строительного проектирования. Проектная документация: архитектурный проект, градостроительный проект, строительный проект. Назначение проектной документации. Этапы градостроительного проектирования. Подготовка к проектированию. Обоснование инвестиций в строительство торгового объекта. Принятие решения о строительстве торгового объекта и согласование места размещения. Согласование и утверждение задания на проектирование. Оформление договора на проектирование. Инженерные изыскания: топографо-геодезические, геологические, гидрогеологические, гидрометеорологические, почвенные, санитарно-гигиенические, технико-экономические. Информация заказчика. Стадии и этапы проектирования. Двухстадийное проектирование. Одностадийное проектирование. Разработка, согласование, экспертиза, корректировка, утверждение архитектурного (строительного) проекта. Качество проектирования. Получение разрешения на производство строительно-монтажных работ. Подготовка к строительству. Отвод земельного участка для объекта и принятие решения о предоставлении земельного участка. Получение документа на право пользования земельным участком. Проведение подрядных торгов. Функции генподрядчика. Организационно-техническая подготовка к строительству. Продолжительность строительства. Подрядный и хозяйственный способы ведения работ. Приемка объекта заказчиком и приемочной комиссией. Организация строительных работ. Реконструкция действующего торгового объекта. Организация ремонта торговых объектов.

 

Тема 4. Организация товароснабжения торговых организаций

 

Понятие и сущность товароснабжения торговых организаций. Цели и задачи товароснабжения. Участники товароснабжения и их функции. Задачи рациональной организации снабжения торговых организаций товарами. Роль и место оптовых торговых организаций в организации товароснабжения. Товародвижение как составляющая товароснабжения. Принципы организации снабжения товарами торговых организаций (планомерность, бесперебойность, ритмичность, оперативность, технологичность, централизация, экономичность). Факторы, влияющие на организацию товароснабжения и товародвижения: производственные, транспортные, торговые, социально-экономические. Источники товароснабжения: понятие, основные виды. Факторы, влияющие на выбор источника товароснабжения. Выбор источника поставок. Роль местных источников в развитии производства товаров в соответствии со спросом населения.

Поставщики товаров. Виды поставщиков товаров. Деятельность торговых работников по изучению и выбору поставщиков товаров. Заключение договоров на поставку товаров. Методики оценки работы поставщиков. Организационно-экономические формы товароснабжения. Характеристика транзитной и складской форм товародвижения. Условия применения форм товароснабжения, определение эффективности. Организация доставки товаров в розничную торговую сеть. Формы доставки товаров - централизованная, децентрализованная, их сущность, преимущества и условия применения. Подготовительная работа поставщика и покупателя по организации централизованной доставки товаров в магазин. Графики и маршруты доставки товаров. Порядок заказа товаров. Расчет количества товара, подлежащего текущему завозу. Оптимальный размер заказа. Информационно-диспетчерские службы поставщиков и получателей товаров и их роль в организации товароснабжения. Компьютерные системы и цепочка поставок. Зарубежный опыт организации снабжения товарами торговых организаций.

 

Тема 5. Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли и организация перевозок товаров

 

Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли, его содержание и виды. Предприятия, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание перевозок товаров. Правила транспортно-экспедиционного обслуживания в Республике Беларусь. Роль транспорта в организации товародвижения. Задачи транспортной отрасли в области перевозки грузов. Единая транспортная система страны. Виды транспорта и транспортных средств, используемых для перевозки тоаров народного потребления. Значение каждого вида транспорта для перевозки товаров. Особенности использования отдельных видов транспорта и экономическая целесообразность их применения при выборе транспорта для организации перевозок. Факторы, определяющие выбор вида транспорта: экономические, отраслевые. Регулирование взаимоотношений транспортной организации, грузоотправителя и грузополучателя. Транспортные договора. Основные перевозочные документы.

Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом и нормативные документы, ее регулирующие. Классификация перевозок в зависимости от участия станций железных дорог. Понятие отправки. Виды отправок. Планирование перевозок грузов железной дорогой. Технология выполнения операций в процессе перевозки грузов. Операции по отправке грузов. Подготовка грузов к транспортированию, определение способа перемещения груза, вида отправки, скорости доставки и вида сообщений. Маркировка груза. Оформление комплекта перевозочных документов. Передача груза в распоряжение перевозчика, выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Пломбирование вагонов и контейнеров. Операции, выполняемые железной дорогой в процессе транспортирования грузов. Сроки доставки. Операции по прибытию грузов на станцию назначения. Организация сообщения и информации о прибытии груза. Оформление документов на право получения груза. Прием груза от транспортного предприятия. Организация выгрузки и проверки количества и качества прибывшего груза. Выдача груза грузополучателю. Документальное оформление приемки груза. Оформление недостачи, порчи или повреждения поступившего товара и их оформление. Расчеты за перевозку грузов. Организация обслуживания на автомобильном транспорте. Роль, место и использование автомобильного транспорта в перевозках товаров народного потребления. Нормативные документы, регулирующие организацию автомобильных перевозок грузов. Классификация автомобильных перевозок и автомобильных средств, используемых для перевозки товаров народного потребления. Определение необходимого количества и вида автомобилей для организации перевозки товаров грузоотправителем. Договор автомобильной перевозки. Технология процесса перевозки: прием груза к перевозке. Маркировка и пломбирование груза, загрузка автомобиля, оформление документов, осуществление процесса перевозки и доставка груза грузополучателю, разгрузка автомобиля и расчеты за перевозку. Документы, сопровождающие груз. Товарно-транспортная накладная, порядок ее заполнения и использования при отгрузке и получении груза в организациях торговли. Другие виды документов, сопровождающих груз в процесс е перевозки. Оформление недостачи, порчи или повреждения поступившего товара и их оформление.

Показатели эффективности использования автотранспортных средств, отражающие степень использования подвижного состава и результаты его работы. Показатели степени использования подвижного транспорта, технической готовности; коэффициент использования автомобилей; коэффициент использования грузоподъемности; коэффициент динамичного использования грузоподъемности; коэффициент использования про6ега. Показатели результатов работы автомобиля: количество поездок за смену; производительность подвижного состава.

 

Тема 6. Товарные склады в торговле, их устройство и планировка

 

Понятие товарного склада и складского хозяйства. Основное назначение складского хозяйства. Роль складов в товарном обращении. Факторы, определяющие развитие складского хозяйства отрасли. Функции складов и их содержание: накопление необходимых товарных запасов; преобразование товарных потоков; формирование товарного ассортимента для объектов розничной торговли; контроль качества товаров; хранение товарных запасов; доработка, упаковка товаров; товароснабжение розничной торговой сети и др. Классификация складов по месту расположения в процессе товародвижения, характеру выполняемых операций, ассортиментному профилю, режиму хранения, степени механизации технологических процессов, особенностям технологического устройства, организационным формам управления, связям с транспортными путями, этажности, размерам складской площади, вида складского здания и прилегающих территорий. Склады класса "А', "В", "С" и "D". Состояние и тенденции развития товарных складов. Опыт развития товарных складов за рубежом. Факторы, влияющие на устройство и планировку складов. Конструктивные элементы складских зданий: фундамент (ленточный и столбчатый), стены (монолитные, сборные), опорные колонны, полы, междуэтажные перекрытия, крыша, перегородки, рампы, двери. Требования к рациональному устройству и эксплуатации складских зданий. Требования к объемно-планировочных конструктивных и архитектурно-строительным решениям современных складских зданий. Складские помещения, их классификация и взаимосвязь. Характеристика операционных площадей (помещений для хранения, приемки, отпуска товаров). Состав и характеристика вспомогательных, подсобно-технических и административно-бытовых помещений складов.

Методика расчета площади и емкости общетоварного склада, площади холодильника и плодо-овощехранилища. Полезная площадь склада. Площади экспедиционных (приёмочного и отпускного) участков склада. Вспомогательная площадь склада. Площадь служебных помещений.

Технологические схемы планировки складских зданий: сквозная технологическая схема, «тупиковая» технологическая схема. Их преимущества и недостатки. Зарубежный и передовой отечественный опыт устройства, планировки товарных складов.

 

Тема 7. Организация технологических процессов на складах

 

Понятие технологического процесса на складе. Складская операция. Принципы и требования к организации рационального технологического процесса на складе. Содержание складского технологического процесса. Виды складских операций (поступление, хранение, отпуск товаров). Факторы, влияющие на содержание и объем технологического процесса на складах. Подготовительные мероприятия по приемке товаров на складе. Выгрузка товаров из транспортных средств. Организация приемки товаров по количеству и качеству. Порядок приемки товаров на подъездных железнодорожных путях в вагонах или контейнерах. Разгрузка транспортных средств. Доставка товара в зону приемки. Документы, регулирующие приемку товаров по количеству и качеству. Оформление приемки товаров. Ведение журнала регистрации принятых товаров.

Маркировка и идентификация товаров. Системы штрихового кодирования. Перемещение товара к местам хранения. Операции по размещению и хранению товаров. Требования хранения. Подходы к размещению товаров на складе. Способы размещения грузов (товаров) в складских помещениях. укладка товаров на местах хранения и предъявляемые к ней требования. Способы хранения товаров: напольный (штабельная, стеллажная и смешанная раскладка), подвесной (гравитационно-«подвижный» и принудительно-«подвижный») и комбинированный. Условия их применения. Режим хранения и контроль за его соблюдением. Потери товаров при хранении и пути их сокращения. Организация отпуска товаров со склада. Методы отборки товаров (индивидуальный, комплексный). Операции по отпуску товаров со склада: отборка товаров с мест хранения; комплектование и упаковка отобранных товаров; оформление документов и передача подготовленных товаров в экспедицию; комплектование партий по получателям; перемещение товаров на рампу; погрузка товаров и их отправка в розничную торговую сеть. Формы отпуска товаров со склада: отпуск получателю со склада; доставка покупателю товара со склада; отгрузка товаров для доставки их иногородним покупателям железнодорожным, автомобильным, другими видами транспорта. Управление складским технологическим процессом. Средства управления: компьютерная техника, информационно-диспетчерская служба, технологические карты, графики. Автоматизация технологических процессов на складах. Подходы к автоматизации. Технико-экономические показатели работы склада: грузооборот и товарооборот склада; коэффициенты использования складской площади и вместимости склада; коэффициент оборачиваемости товаров на складе и др. Зарубежный опыт организации складского технологического процесса.

 

Тема 8. Оборудование для механизации и автоматизации трудоёмких операций в торговле

 

Понятие о погрузочно-разгрузочных процессах в торговле. Классификация подъёмно-транспортного оборудования. Грузоподъёмное оборудование, основные узлы и элементы грузоподъёмного оборудования, используемого в торговле. Лифты, подъёмники, тали, тельферы, краны-подъёмники, погрузчики, подъёмные столы. Транспортирующие машины и механизмы. Машины непрерывного и периодического действия. Основные узлы и элементы транспортирующих машин. Конвейеры. Основные узлы и элементы транспортирующих машин непрерывного действия. Средства малой механизации. Основные узлы и элементы транспортирующих машин периодического действия. Эксплуатационно-технические характеристики транспортирующих машин. Правила эксплуатации, техника безопасности при эксплуатации. Робототехническое оборудование для перемещения товаров. Роботы - манипуляторы, автоматические тележки-роботы. Эксплуатационно-технические характеристики и правила эксплуатации. Комплексная механизация и автоматизация транспортно- экспедиционных операций в торговле. Понятие о комплексах машин и автоматизированных предприятиях торговли. Оптимизация и рационализация товародвижения на основе контейнеризации и типизации тары. Классификация контейнеров и тары-оборудования, их конструкция и расчёт потребности для транспортировки товаров от поставщика до розничной торговой организации по схеме «поставщик транспорт-торговля». Комплексная механизация транспортно-складских операций. Складские механизированные комплексы в оптовой торговле. Автоматизированные торговые склады. Комплексная механизация и автоматизация технологических процессов организаций розничной торговли. Механизированные линии расфасовки товаров. Информационные и управленческие системы в организациях торговли. Определение состава и количества оборудования для комплексного оснащения организации торговли. Расчёт экономической эффективности комплексной механизации и автоматизации технологических процессов торговой организации.

 

Тема 9. Торговое холодильное оборудование

 

Теоретические основы естественного и искусственного охлаждения. Применение искусственного холода в торговле, перспективы роста оснащённости организаций торговли холодильным оборудованием. Торгово-технологические требования, предъявляемые к холодильному оборудованию для хранения, демонстрации и продажи товаров. Устройство и принципы работы компрессионной холодильной машины. Холодильные агенты и хладоносители, их свойства, предъявляемые к ним требования. Холодильные агрегаты, их назначение, классификация и устройство. Устройство И принципы работы холодильных компрессоров, их виды и классификация. Системы охлаждения, используемые в торговом холодильном оборудовании.

Автоматизация работы холодильных машин. Показатели эффективности работы холодильного оборудования и расчёт потребности его для торговых организаций. Классификация торгового холодильного оборудования. Устройство и технико-эксплуатационные характеристики холодильных камер, витрин, прилавков, шкафов. Особенности конструкций холодильного оборудования для демонстрации, хранения, продажи продовольственных товаров в организациях торговли. Особенности установки холодильного оборудования в торговом зале.

Система централизованного холодоснабжения, особенности её регулирования. Оборудование для торговых залах. Схемы установок для кондиционирования воздуха. Эксплуатация торгового холодильного оборудования, техника безопасности при эксплуатации. Пути повышения эффективности его использования.

 

Тема 10. Весоизмерительное оборудование в торговле

 

Назначение оборудования и приборов для измерения количества и качества товаров, его место в системе комплексной механизации и автоматизации розничной и оптовой торговли. Система мер и метрологического обеспечения в Республике Беларусь. Весоизмерительные приборы, их классификация и конструктивные особенности. Требования, предъявляемые к торговым весам: метрологические, торгово-эксплуатационные, санитарно- гигиенические.

Электронные весы, их преимущества перед рычажно-механическими. Классификация электронных весов, технико-экономические и эксплуатационно-технические показатели. Весовой электронный терминал, его назначение и техническая характеристика. Принципы устройства и работа электронных весов виброчастотного и тензометрического типов. Функциональная схема электронных весов, взаимодействие её отдельных элементов. Выбор типа весов и расчёт необходимого количества для торговой организации. Понятие о весе и массе. Основы теории измерения. Гири, их классификация. Правила пользования гирями. Методы поверки гирь.

Государственный и ведомственный надзор и контроль за состоянием и использованием средств измерений в торговле.

 

Тема 11. Оборудование для расчетов с покупателями Виды и содержание расчётных операций в торговле

 

Технические средства, используемые в торговле для расчёта с покупателями, учёта товаров и денежных поступлений. Штрих-сканеры, терминалы сбора данных, кассовые суммирующие аппараты, деактивируемые датчики ярлыков и др. Назначение и классификация кассовых суммирующих аппаратов (контрольно-кассовых машин). Пассивные системные и активные системные суммирующие аппараты. Фискальные регистраторы. Электронно-регистрирующие машины, их устройство и принцип работы основных узлов. Технические характеристики и функциональные возможности электронных суммирующих аппаратов, перспективы применения в торговле. Специальные компьютерные системы, их функции и особенности эксплуатации. Платежные терминалы. Устройство и принципы работы механизированных и автоматизированных расчётных узлов, перспективы их совершенствования и применения в организациях торговли. Эксплуатационно-техническая характеристика расчётных узлов. Порядок работы на кассовых суммирующих аппаратах. Правила ведения кассовых операций. Факторы, определяющие рациональный подбор кассовых суммирующих аппаратов и эффективность их эксплуатации. Техническое обслуживание, правила эксплуатации, техника безопасности.

Организация безналичных расчетов в торговле.

 

Тема 12. Оборудование для защиты от несанкционированного выноса товара

 

Способы охраны. Визуальное наблюдение. Радиоэлектронные системы сигнализации. Системы сигнализации-оповещения. Система слежения. Противопожарное оборудование.

Защитные аксессуары. Радиочастотные системы охраны товаров. Защитные метки и рамки. Электромагнитные метки. Радиочастотные метки.

 

Тема 13. Построение и размещение розничной торговой сети

 

Понятие и сущность розничной торговой сети. Функции и роль розничной торговой сети в обслуживании населения. Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети. Требования, предъявляемые к розничной торговой сети.

Виды розничной торговой сети. Стационарная розничная торговая сеть: магазины, торговые центры, павильоны. Магазины, их преимущества перед другими видами розничной торговой сети, роль в обслуживании населения. Классификации и виды торговых центров, состав объектов торгового центра, их роль в организации торгового обслуживания.

Нестационарная торговая сеть: понятие, виды. Мелкорозничная торговая сеть: понятие и виды (киоск, палатка), особенности использования, направления развития. Торговые автоматы, их виды и роль в организации продажи отдельных товаров. Передвижная торговая сеть: понятие, сущность и роль в обслуживании населения. Виды передвижной торговой сети в зависимости от используемых организационно-технических средств (развозная: автомагазины, вагоны-магазины, судо-магазины; разносная), их характериистика. Сеть электронных магазинов, их преимущества и роль в обслуживании населения. Специализация розничной торговой сети: понятие, сущность, преимущества, направления. Факторы, влияющие на специализацию. Признаки специализации розничной торговой сети. Виды специализированных магазинов. Характеристика по товарному профилю магазинов: узкоспециализированных, специализированных, комбинированных, комплексного спроса, универсальных и смешанных. Уровень специализации розничной торговой сети, методы его определения, рекомендуемые значения. Факторы, влияющие на уровень специализации.

Типизация розничных торговых предприятий: понятие, основные признаки, определяющие тип магазина, значение в формировании торговой сети. Номенклатура типов магазинов для городских поселений, номенклатура типов предприятий розничной торговли потребкооперации. Основные типы магазинов: универмаг, универсам, товары для дома и др. Дополнительные типы магазинов: продукты, кондитерские товары, дом торговли и др. Структура розничной торговой сети. Показатели, характеризующие количественное и качественное состояние структуры розничной торговой сети.

Размещение розничной торговой сети в городской застройке. Задачи рационального размещения розничной торговой сети. Требования к территориальному размещению розничной торговой сети. Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети. Понятие "зона торгового обслуживания". Принципы размещения розничной торговой сети: равномерное размещение, групповое размещение, функциональное размещение магазинов. Магазины жилой застройки и общегородского значения. Варианты размещения торговых объектов: изолированные, сгруппированные. Особенности построения и размещения сельской торговой сети. Построение торговой сети в сельской местности. Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельской местности. Магазины товаров повседневного спроса. Сельские торговые центры. Планирование развития и размещения розничной торговой сети: сущность, основные задачи. Планы развития и размещения торговой сети и порядок их разработки. Этапы планирования развития розничной сети. Методы определения потребности в торговых площадях: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математические. Определение необходимого прироста розничной торговой сети. Современные тенденции в организации розничной торговой сети за рубежом.

 

Тема 14. Устройство и технологические планировки торговых объектов

 

Классификация торговых зданий: по типу здания, капитальности сооружения, особенностям объемно-планировочных решений, материалу конструкций и стен, размеру торговых площадей.

Общие требования к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные, технические, эстетические, экономические, электро- и взрывобезопасности. Земельный участок магазина и его зоны. Помещения торгового объекта: торговые и неторговые. Неторговые помещения: подсобно-оперативные, подсобно-вспомогательные, административно-бытовые, технические, коммуникационные. Способы расположения неторговых помещений (П-образное, вдоль задней стены здания, в подвале или нижнем этаже, Г-образное) и их применение в зависимости от концепции торгового объекта. Торговые помещения. Формы торгового зала. Виды площадей торгового зала в зависимости от их функционального назначения. Виды технологических планировок торгового зала (линейная, островная, боксовая, выставочная, смешанная, свободная), их преимущества и недостатки. Торговая мебель. Понятие "концепция" торгового объекта и ее виды (театральная, информационно-ознакомительная, ценовая, экономия времени). Принципы и требования к планировке торгового объекта в зависимости от их концепции. Размещение в магазине входов и выходов. Применение планировок торгового зала в зависимости от концепции магазина. Показатели эффективности использования площади торгового зала (коэффициент установочной площади, коэффициент экспозиционной площади, коэффициент эффективности использования установочной площади, коэффициент эффективности использования экспозиционной площади, коэффициент емкости оборудования, коэффициент подхода к отделу, коэффициент покупки, коэффициент привлекательности отдела, средняя сумма покупки на одного покупателя, среднее количество товаров в одной покупке, коэффициент эффективности использования торговой площади, среднее время пребывания покупателя в магазине). Карта показателей cpeднего товарооборота с учетом торговой площади в отделах магазина.

 

 

Тема 15. Атмосфера и система информации торгового объекта

 

Понятие атмосферы торгового объекта. Элементы, образующие атмосферу торгового объекта (психологические, организационные, органолептические (чувственные). Понятие интерьера. Требования, предъявляемые к интерьеру в зависимости от концепции торгового объекта. Органолептические (чувственные) элементы: освещение, цвет, музыка, запахи. Характеристики освещения торгового объекта: свет, общее освещение, освещенность, цветопередача, цвет и оттенок освещения, равномерность освещения, эффект отраженного света, единство интерьера, акцентирующее освещение. Требования, предъявляемые к органолептическим (чувственным) элементам торгового объекта в зависимости от его концепции. Влияние атмосферы торгового объекта на его имидж и поведение покупателей. Информационное оформление торгового объекта. Комплекс мер по созданию системы информации. Информационная среда торгового объекта. Структурирование информации. Классификация средств информации по функционально- ориентированному признаку (локализация, привлечение внимания, зонирование, экспонирование, просвещение, информирование, пропагандирование, тестирование, идентификация торгового персонала, демонстрация, транспортировка, утилизация) и по технологическим параметрам (по вместимости, по локации, по месту размещения, по мобильности, по динамичности, по конструкции, по сложности конструкции, по сочетанию компонентов). Вывеска торгового объекта и содержание информации, представленной на ней. Фирменное наименование торгового объекта. Информация, предоставляемая покупателям для облегчения ориентации в торговом объекте. Организация справочной службы. Средства и приемы дизайна интерьера, помогающие направлению покупателей в торговом объекте. Графические, звуковые, интерактивные средства указания пути и информирования покупателей: знаки и указатели, карты и схемы, брошюры. Их роль в организации торгового процесса. Требования к знакам и указателям.

 

Тема 16. Организация технологических процессов

 

Понятие и сущность торгово-технологических процессов. Операции технологического процесса: приемка товаров, хранение, подготовка к продаже, доставка в торговый зал, размещение и выкладка на оборудовании и торговой мебели. Операции торгового процесса: продажа и обслуживание покупателей, расчет за товары. Основные схемы технологических процессов. Факторы, влияющие на выбор схемы технологического процесса торгового объекта. Требования и принципы рациональной организации технологических процессов. Организация и технология при емки товаров. Порядок приемки товаров по количеству и качеству. Нормативные и товаросопроводительные документы, используемые при приемке товаров. Документальное оформление результатов приемки товаров. Маркировка и идентификация товаров. Учет товаров в магазине. Распаковка и транспортировка товаров: в места хранения, в места подготовки товаров к продаже, в торговый зал. Организация и технология хранения товаров. Размещение товаров в помещениях для хранения. Способы хранения товаров. Приемы укладки товаров на технологическом оборудовании (стеллажи, поддоны, контейнеры и др.). Сроки хранения товаров. Создание необходимых условий для сохранности товаров и контроль за их соблюдением. Технология подготовки товаров к продаже. Содержание общих и специальных операций по подготовке товаров к продаже. Фасовка товаров. Размещение товаров в торговом зале. Определение площади под конкретные товарные группы. Систематизация основных групп товаров в потребительские комплексы и схематическое размещение площади. Факторы, влияющие на размещение товаров. Принципы размещения товаров: товарно-отраслевой и комплексный. Основные правила размещения товаров в торговом зале. Выкладка товаров в торговом зале. Задачи, функции, выполняемые выкладкой: информационно-коммуникативная; организационная; убеждения; стимулирования. Виды выкладки: товарная, экспозиционная. Варианты выкладки товаров: на полках, вне полок, оформление витрин. Критерии выкладки товаров. Способы выкладки товаров: горизонтальное складирование; вертикальное складирование; развешивание на штангах или крючках; навалом в ящиках и корзинах. Принципы выкладки товаров. Планограмма и ее роль при выкладке товаров. Понятие "технологическая карта". Структура и содержание разделов технологической карты (групповой ассортимент реализуемых товаров, типовые технологические процессы и операции, технологическое оборудование и производственных инвентарь, технологический процесс возврата и утилизации тары, контроль качества, основной торговый персонал, вспомогательные материалы, требования безопасности труда). Потери товаров при организации технологического процесса. Нормируемые потери: естественная убыль, бой, лом, порча товаров при повреждении потребительской тары, технологические отходы. Ненормируемые потери. Порядок их списания. Пути сокращения потерь при осуществлении технологических процессов в магазине.

 

Тема 17. Организация магазинной формы продажи товаров

 

Понятие продажи товаров и формы продажи. Порядок открытия магазина. Согласование режима работы магазин, ассортимента реализуемых товаров. Доведение информации о работе магазина до сведения покупателей. Права и обязанности продавцов. Основные элементы операций продажи товаров в магазине. Содержание подготовительных и заключительных операций при продаже товаров. Процесс непосредственной продажи товаров и выявление спроса; предложение и показ товара; оказание помощи при выборе товара; консультации; предложение сопутствующих товаров: подготовка товара к отпуску; отпуск товаров. Методы продажи товаров в магазинах: понятие, классификация. Основные методы розничной продажи товаров и их характеристика: самообслуживание, продажа товаров через прилавок, по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам. Самообслуживание: понятие, значение в организации розничной продажи товаров, содержание торгово-технологического процесса, показатели эффективности (экономические, технологические, социальные). Методы расчета экономической и социальной эффективности внедрения самообслуживания. Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам, образцам, с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, их понятия, содержание торгово-технологического процесса, условия применения, правила продажи. Рекомендации по применению различных методов продажи для конкретных товарных групп. Правила продажи отдельных видов товаров. Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции. Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах.

 

Тема 18. Организация внемагазинной формы продажи товаров

 

Сущность внемагазинной продажи товаров. Внемагазинные формы торгового обслуживания: продажа товаров на рынках и ярмарках, продажа через мелкорозничную торговую сеть, продажа товаров через передвижную торговую сеть, продажа товаров на дому у населения, продажа через торговые автоматы. Продажа товаров на рынках. Классификация рынков. Доведение информации о работе рынка до сведения продавцов и покупателей. Права и обязанности продавцов. Требования к организации торгового процесса на рынке. Продажа товаров через объекты мелкорозничной торговой сети: палатки, киоски, летние кафе, мини-кафе, торговые автоматы. Порядок открытия и режим работы объектов мелкой розницы. Обязанности продавца. Основные операции торгового процесса. Товары, запрещенные к продаже через мелкорозничную сеть. Регулирование продажи через объекты мелкорозничной торговой сети. Варианты осуществления разносной торговли (на дому у граждан, на улицах и других общественных местах, в предприятиях, учреждениях, организациях). Ассортимент товаров, продаваемых посредством разносной торговли. Товары, запрещенные к продаже разносной торговлей. Обязанности продавца. Основные операции продажи при разносной торговле. Организация оплаты за товары. Регулирование разносной торговли.

 

Тема 19. Обслуживание покупателей в розничной торговой сети Сервис в торговле. Стандартный и индивидуальный торговый сервис.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.245.243 (0.054 с.)