Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом



В данном вопросе рассматриваются внутриреспубликанские перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования в пределах территории Республики Беларусь.

Грузами являются материальные ценности, принятые для доставки железнодорожным транспортом в пункт назначения по договору перевозки.

Участниками перевозочного процесса являются: грузоотправитель, грузополучатель и железная дорога.

Железная дорога представлена предприятиями, железнодорожными станциями. Принадлежащие предприятиям Белорусской железной дороги крытые склады и другие устройства, специально выделенные на территории железнодорожной станции для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов называются местами общего пользования.

Грузовое хозяйство. Для организации перевозочного процесса Белорусская железная дорога имеет оборудованные железнодорожные станции, способные осуществлять технологические операции с транспортными средствами и грузами.

Для оформления перевозочных документов, оказания услуг, выполнения расчетных операций железнодорожные станции имеют товарные конторы, или кассы.

Для выполнения операций по приемке, погрузке, выгрузке и выдаче грузов железная дорога имеют собственные вагоны, контейнеры и другие виды подвижного состава.Кроме того, они могут осуществлять перевозку грузов в вагонах, контейнерах, принадлежащих клиентам.

Подъездные пути. Операции с грузом могут осуществляться в местах общего пользования и в местах не общего пользования.

Выбирая вид подвижного состава для перевозки товаров, необходимо ориентироваться на снижение себестоимости перевозки, обеспечение сохранности груза и полное использование грузоподъемности вагонов.

Перевозки с участием различных видов транспорта выполняются в прямом смешанном (железнодорожно-водном, железнодорожно-автомобильном) сообщении.

Перевозка в прямом смешанном грузовом сообщении производится по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования.

Количество груза, предъявляемое к перевозке по одной накладной, называется отправкой.

Перевозки грузов осуществляются маршрутными, групповыми, повагонными (контейнерными), мелкими, малотоннажными отправками.

Грузы могут перевозиться грузовой скоростью и большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу. Скорость перевозки определяется грузоотправителем, о чем делается отметка в железнодорожной накладной.

Отдельные грузы (скоропортящиеся в изотермических вагонах, живность) принимаются к перевозке только большой скоростью.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на договорных началах. По договору на перевозку груза железная дорога обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его грузоотправителю, а грузоотправитель — оплатить перевозку.

Железная дорога не имеет права отказать в приеме заявки на перевозку грузов, при наличии у нее необходимых условий для их транспортирования.

Грузоотправитель должен предъявлять к перевозке груз в пакетированном виде.

Маркировка грузов. Выполнив подготовительные операции, грузоотправитель и железная дорога обязаны нанести маркировку грузов в соответствии с Межгосударственным стандартом (ГОСТ 14192–96).

Грузоотправителем и грузополучателем может быть только одно юридическое лицо. В графе накладной "получатель, почтовый адрес" обязательно должны быть указаны наименование получателя и его почтовый адрес.

Железная дорога должна подавать под погрузку исправные, очищенные вагоны и контейнеры, пригодные для перевозки заявленного груза. Грузоотправитель обязан проверить пригодность транспортных средств.

Пломбирование вагонов и контейнеров. Основное назначение пломбирования состоит в обеспечении сохранности грузов в процессе транспортирования. Пломба представляет собой охранный знак, информирующий о том, что в процессе перевозки в исправном подвижном составе к грузу не было доступа.

Документальное оформление перевозок. Основным перевозочным документом является накладная. Она заполняется грузоотправителем на каждую отправку и сопровождает груз до станций назначения, где вручается получателю при выдаче груза.

Операции, выполняемые после прибытия груза в адрес грузополучателя. Железная дорога информирует грузополучателя о прибытии в его адрес груза в день его прибытия, но не позднее 12 ч следующего дня с тем, чтобы он подготовился к его разгрузке. Если дорога не уведомила получателя о прибытии в его адрес груза, то он не несет ответственности за простои транспортных средств и освобождается от уплаты сбора за хранение груза до получения уведомления.

Выгрузку груза может производить получатель своими силами или дорога. В любом случае после выгрузки транспортные средства должны быть очищены.

Завершающий этап перевозки — выдача груза получателю.

Получатель должен раскредитовать груз, что предусматривает оформление выдачи груза по перевозочным документам с выдачей грузополучателю накладной под расписку в дорожной ведомости. Для этого он предъявляет станции разовую или постоянную доверенность.

После документального оформления выдачи груза наступает завершающий этап — выдача груза товарополучателю.

Предусмотрен следующий порядок выдачи груза:

· при отсутствии расхождений с сопроводительными документами и претензий грузополучателя к железной дороге указывается цифрами и прописью масса (количество) выданного груза и дата;

· при условии, если составлялся коммерческий акт, делается об этом запись, указывается номер, дата составления и о чем он составлен;

· при выдаче грузов без проверки, прибывших в вагонах (контейнерах), записывается, что он прибыл в исправном вагоне (контейнере) № … за исправными пломбами грузоотправителя, указывается дата выдачи и отмечается, что груз выдан без проверки.

· при выдаче груза, перевозимого в сопровождении проводника, делается следующая пометка: "Груз по настоящей накладной прибыл в сопровождении проводника и сдан грузополучателю непосредственно проводником".

Расчеты за перевозку грузов

Расчеты железной дороги с клиентами осуществляются, в основном, в безналичной форме, в отдельных случаях — наличными деньгами в порядке и пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1.Какой документ оформляется при отправке груза по железной дороге?

2.Какой документ оформляется при отправке груза автомобильным транспортом?

3.Какие виды транспортных средств используются для перевозки грузов?

4.По какой форме производятся расчеты за перевозку грузов железной дорогой?

5.Какой скоростью могут перевозиться товары железной дорогой

6.Какими документами регулируются автомобильные перевозки товаров?

 

 

ТЕМА 6. ТОРГОВЫЕ СКЛАДЫ В ТОРГВОЛЕ ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА

6.1 Роль и функции складов

6.2 Классификация складов

6.3 Состояние и развитие складского хозяйства

6.4 Устройство и оборудование складов

6.5 Планировка складских помещений

Роль и функции складов

Товары, произведенные в сфере производства, в своем движении к потребителю проходят, как правило, ряд промежуточных звеньев, где они могут временно задерживаться, образуя товарные запасы.

Необходимость создания товарных запасов определяется рядом факторов:

- разрывом во времени производства и потребления товаров (сезонное накоплена » плодоовощной продукции, спорттоваров и т.д.);

- узкой специализацией производства (необходимо сформиро­вать, преобразовать ассортимент применительно к розничной торговле);

- досрочным завозом товаров (климатические и другие усло­вия);

- необходимостью наличия государственных резервов;

- необходимостью подработки и хранения крупных партий то­варов.

Хранение товарных запасов требует соответствующей материально-технической базы, основу которой составляют склады.

Торговый склад представляет собой структурное подразделение оптовой или розничной торговли, назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этого специальное обособленное помещение. В узком смысле слова склад — это хранилище, предназначенное для склад­ских операций. Совокупность складов какой-либо организации или торговой системы представляет собой складскую сеть, а с учетом оборудования, инвентаря — складское хозяйство.

Приведем функции складов.

1.Получение товаров от поставщиков и контроль за выпол­нением договоров поставки.

2.Хранение товарных запасов — важнейшая функция скла­дов. Хранение свойственно и магазинам. Но основная функция магазина — это розничная продажа и обслуживание покупате­лей. В магазинах хранятся в основном текущие товарные запа­сы, тогда как на складах — их крупные партии.

3. Накопление и преобразование товарного ассортимента
применительно к требованиям розничной торговой сети.

По характеру накопления товарные запасы могут быть теку­щими, сезонными, резервными, досрочного завоза и т.п. Накоп­ление больших партий товаров на складах позволяет более опе­ративно маневрировать ими, ускорять процесс обращения това­ров, создавать необходимые государственные резервы.

Преобразование ассортимента может быть количественным и качественным.

Количественное преобразование может осуществляться:

- путем приема небольших партий товаров, вырабатываемых мелкими предприятиями, и накопление их для отправки более крупными партиями (вагонами, контейнерами);

- путем распределения крупных партий на мелкие примени­тельно к требованиям покупателей.

Качественное преобразование товарных масс производится путем подсортировки и комплектования ассортимента, благодаря чему товары со склада выходят с максимальной степенью готовности к розничной продаже, что повышает культуру торговли.

4.Контроль качества товаров. Цель контроля — не допус­тить в розничную торговлю недоброкачественных товаров и воз­действовать на промышленность по улучшению качества това­ров. Большой объем работы на складах позволяет сконцентри­ровать здесь кадры товароведов-бракеров и проводить качес­твенную разбраковку вплоть до лабораторных испытаний. В от­дельных случаях склады содействуют улучшению качества (дозревание фруктов, плодов, овощей и т.п.).

5.Доработка, переработка, фасовка и упаковка товаров. Эти операции на складах оптовой торговли выполняются более ка­чественно и с меньшими затратами труда и средств, так как большие объемы товарных масс позволяют механизировать и автоматизировать отдельные операции (фасовку, мойку ово­щей, переработку плодоовощной продукции и т.п.), в то время как в розничной торговле многие операции по подготовке, упаковке совершаются вручную, что требует значительного штата соответствующих категорий работников.

6.Производство продукции. На некоторых складах выпол­няются операции производственного характера (производство мороженого, заморозка плодов и овощей, изготовление сухого льда, засолка овощей, квашение капусты и т.п.).

7.Товароснабжение розничной торговой сети. Склады явля­ются основными источниками поступления товаров и организа­тором их доставки в магазины.

Товарные склады, как правило, не выполняют функции купли-продажи, а осуществляют организационное и техническое об­служивание товаропотоков. В отдельных случаях (склады ком­мерческих структур) могут выполняться и функции по куп­ле-продаже. Склады в этом случае выступают в качестве торговых баз.

 

Классификация складов

Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера, требует их четкой классификации, что позволяет лучше знать и видеть место и роль каждого склада.

По месту расположения в процессе товародвижения различаются:

склады в районах производства товаров (склады выходных баз, заготовительных организаций);

склады в районах потребления (склады торговых баз, роз­ничной торговли).

По характеру выполняемых операций:

Подсортировочно - распределительные. Их основная задача — накопление текущих запасов для товароснабжения розничной сети товарами с максимальной степенью готовности к продаже. Самый распространенный тип склада;

транзитно-перевалочные склады размещаются на железно­дорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия партионных грузов с целью перегрузки их на другие виды тран­спорта без вскрытия тары;

сезонного и долгосрочного хранения (хранилища для плодов и овощей, замороженных продуктов). Эти склады рассчитаны на долгосрочное хранение товаров сезонного производства, а также закладку их в госрезерв;

накопительные склады осуществляют приемку мелких пар­тий в районах проигводства и заготовок и дальнейшую отправку крупными партиям" в районы потребления.

По ассортиментному профилю склады делятся на универсальные и специализированные:

универсальные склады предназначены для хранения широкого ассортимента нескольких групп товаров;

специализированные склады служат для хранения товаров одной отрасли (бакалея, обувь и т.д.), узкоспециализированные — для хранения одного вида товара (соль, сахар и т.п.);

смешанные — для хранения основных видов продовольственных и непродовольственных товаров (склады потребкооперации, ОРСов и др.).

По режиму хранения и техническому устройству существуют:

общетоварные склады, не требующие особых условий хра­нения, специального технического устройства и обслуживания;

специальные, требующие особых режимов хранения (холодильники, плодоовощехранилища, элеваторы, склады стройматериалов, топлива и т.п.).

По степени механизации технологических процессов склады делятся на:

автоматизирозанные;

с комплексной механизацией;

с применением отдельных средств механизации.

По особенностям технического устройства различаются склады:

открытые (площадки, платформы, эстакады) для временно­го хранения топлива, зерна, овощей и др.;

полузакрытые — навесы для стройматериалов, тары и др.;

закрытые — деревянные, кирпичные, железобетонные, ме­таллические.

По этажности склады делятся на:

одноэтажные;

многоэтажные.

По наличию внешних транспортных связей есть склады:

с причалами;

с рельсовыми подъездными путями;

не имеющие подъездных путей водного и железнодорожного транспорта.

По организационным формам управления различаются:

склады индивидуального пользования — собственные и арен­дованные принадлежат или эксплуатируются одной организа­цией;

склады совместного пользования (кооперированные) сооружаются на средства и находятся в ведении нескольких торговых организаций;

общего пользования — создаются, как правило, на железно­дорожном и автотранспорте и предоставляются любым предпри­ятиям за особую плату для временного хранения товаров.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.011 с.)