Виды торговли и формы собственности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды торговли и формы собственности



Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной
организации, характер которой во многом определяется формой собственности на средства производства, производственными отношениями, общественным и государственным устройством. Наличие в экономике республики различных форм собственности предполагает существование и функционирование организаций розничной торговли нескольких форм собственности.

Организации с государственной формой собственности (государственная торговля) базируются на общественной собственности и сроят свою работу, но принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Если до недавнего времени эта форма торговли была преимущественной (на ее долю приходилось более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2007 г. ее удельный вес в общем товаро­обороте республики составил всего 15 % . В подчинении государственной торговли на 01.01.2007 г. находилось 4794 магазина.

Государственная розничная торговля включает в себя сеть организаций местных исполкомов, Министерства торговли Республики Беларусь и отделов рабочего снабжения (ОРС), а также розничную сеть отдельных министерств (Министерства связи, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и др.).

Организации с частной формой собственности:

• организации с коллективными формами частной собст­венности (потребительская кооперация, акционерные общест­ва, концерны, кооперативы и др.);

• организации с индивидуальной формой собственности (единоличные владельцы магазинов, кафе, оптовых баз и т.п.);

• физические лица (индивидуальные предприниматели);

• организации — иностранные собственники.

Удельный вес этих организаций составляет 85 % рознично­
го товарооборота страны.

Организационно-правовая форма торговых организаций определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

В торговле получили развитие следующие виды хозяйственных товариществ и обществ:

• полное товарищество;

• товарищество на вере (коммандитное);

• акционерное общество;

• общество с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество — это товарищество, участники которого в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с полными товариществами имеются один и более участников (коммандитов), которые несут риск убытков товарищества в пределах сумм внесенных вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

Акционерные общества — это достаточно крупные хозяй­ственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных организаций (универмага, универсама, гипермаркета, Дома торговли).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя и более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков деятельности общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Хозяйственные товарищества и общества могут действовать автономно, высыпая в виде совместных предприятий, малых предприятий, фирм или объединяться в различного рода ассоциации, концерны и др.

Совместные предприятия (СП) представляют собой, либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Главный критерий статуса малого предпри­ятия — предельная численность работающих (в розничной тор­говле она не должна превышать 30 человек). Они могут созда­ваться государственными и совместными предприятиями, ассо­циациями, акционерными обществами, физическими лицами.

Уставный фонд малого предприятия образуют основные и оборотные средства. Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе, который утверждается учредителями, определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельно­сти. В учредительном договоре оговариваются все обязательст­ва, права и ответственность сторон (учредителя и малого пред­приятия). На основании этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Совета народных депутатов города или района, после чего приобретает права юридического лица.

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике как на базе местных торгов, так и самостоятель­ными коммерческими структурами.

Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.

Основными функциями ассоциации являются:

• координация деятельности входящих предприятий;

• защита и представление интересов в суде, арбитраже и т.д.;

• исследование рынка;

• анализ и обобщение передового опыта;

• подготовка кадров;

• социальное развитие предприятий и т.д.

 

Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

• по региональному (районные, областные и республикан­ские);

• товарному (по товарным группам);

• межотраслевому (оптовая и розничная торговля);

• в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов);

• в зависимости от формы собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);

• в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий). В Республике Беларусь созданы и эффективно действуют "Ассоциация универмагов и торговых домов", "Ассоциация кулинаров".

Концерн — это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции инвестицион­ной, финансовой, внешнеторговой деятельности. Предприя­тия-участники связаны между собой кооперационными, техно­логическими и другими хозяйственными связями.

Главная характеристика концерна — единство управления и контроля. В отличие от ассоциации в нем более широко цент­рализованы функции управления и в большей степени утраче­на экономическая самостоятельность.

Основными функциями концерна являются:

• финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий;

• координация коммерческой и хозяйственной деятельности предприятий;

• проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;

• маневрирование товарными ресурсами;

• создание фондов и резервов и т.д.

Организации розничной торговли входят в состав концернов производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть имеют концерны "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белгоспищепром" и др.

Унитарные торговые предприятия — это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий.

Характерный признак торговой системы — однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся Министерство
торговли, потребительская кооперация, ОРСы промышленных
предприятий и транспорта, прочие министерства и ведомства
(Минздрав, Минобороны, Минсвязи и др.).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.250.158 (0.006 с.)