Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет поступления товаров в оптовой и розничной торговле.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В зависимости от особенностей товаров и условий поставки к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (коды по ОКУД 09030801, 09030802, 09030803, 09030804). К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. При отправке товара по железной дороге в контейнерах оформляется «накладная на перевозку груза в универсальном контейнере». Для оплаты поступивших товаров на предприятиях торговли могут быть использованы «Счет-фактура» (типовая форма № 141), или «Счет» (типовая форма № 868). Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счет-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество и качество поступивших товаров. Товары, поступившие на предприятие без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, принимаются комиссией и оформляются приемным актом (код по ОКУД 0903003). Для получения товаров со складов и баз поставщиков материально ответственным лицом выдается доверенность. В случае выявления при приемке товаров расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов приемной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствий составляется «Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей» (код по ОКУД 0903001). Акт составляется в двух экземплярах; один – для учета движения материальных ценностей, другой – для направления претензионного письма. Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями проводится на основании распоряжения руководителя предприятия и оформляется накладной. Первичные приходные и расходные документы служат основанием для составления товарного отчета. В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего отчета и поступление товаров и тары по каждому сопроводительному документу с отражением источника поступления товара. На с/с 41/1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, кладах, и кладовых предприятий общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.; на с/с 41/2 - наличие и движение товаров, находящихся на предприятиях розничной торговли (в магазинах, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах общественного питания. На этом же субсчете отражается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и пр.) на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания; на с/с 41/3 – наличие и движение тары, как находящейся под товаром, так и порожней, за исключением стеклянной посуды на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице (магазину), а внутри ее – по материально-ответственным лицам, наименованиям товаров (сортам, партиям, кипам). По отдельным видам товаров аналитический учет осуществляется по каждой единице товара. Однако организация аналитического учета товаров по их наименованиям не во всех случаях осуществима. Как правило, такой учет организуется на предприятиях оптовой торговли, где возможно документальное подтверждение движение товаров по их наименованиям, ценам и количеству. Учет реализации товаров. Организации, занимающиеся оптовой торговлей, специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми организациями (или другими оптовыми покупателями), а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг. Оптовые торговые фирмы призваны совершенствовать звенностъ товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. Их торговая деятельность характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот— один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. В соответствии с приказом Росстата от 12.11.2008 № 278 оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи). Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры. Организации оптовой торговли реализуют товары своим покупателям на основании заключенных договоров или заказов.Порядок документального оформления отпуска товаров зависит от того, кому производится продажа, от способа отгрузки (в порядке централизованной доставки или непосредственно представителю покупателя и др.). По формам товародвижения различают складской и транзитный оборот оптовой торговли. Складской оборот представляет собой продажу со складов товаров, как правило, сложного ассортимента, нуждающихся в предварительном комплектовании (кондитерские, швейные изделия и др.). Транзитным оборотом называется продажа товаров, как правило, простого ассортимента оптовой организацией без завоза на свои склады. При транзитной реализации ускоряется продвижение качественных товаров от производства до потребителя, обеспечиваются оптовым фирмам минимальные издержки обращения, значительно сокращается звенность и т. п. Различают транзитный оборот оплаченный (с участием оптовой организации в расчетах) и неоплаченный (без участия ее в расчетах). Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров, особенно без участия оптовой организации в расчетах. Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и организаций розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, то есть от наличия складских помещений, а главное, от величины прибыльности проводимых оптовых операций. Основной формой бухгалтерской отчетности является «Отчет о товарообороте, реализации и отпуске», который состоит из шести разделов: товарооборот, реализация, оптовый оборот, внутренний отпуск, отпуск товаров за пределы страны, неторговый оборот. Порядок документального оформления продажи товаров. В бухгалтерском учете реализации товаров в оптовой торговле следует различать понятия: ■ момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ); ■ момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ); момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГК РФ); ■ момент отражения реализации товаров для налогообложения и дата реализации товаров (работ, услуг). Оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства их приобретателя за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем — векселедателем собственного векселя. В этом случае оплатой товаров будет признаваться погашение покупателем выданного им векселя либо передача его по индоссаменту третьему лицу. В случае неисполнения покупателем обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты признается наиболее ранняя из следующих дат: ■ день истечения указанного срока исковой давности; ■ день списания дебиторской задолженности. Статьей 167 НК РФ определены следующие даты реализации товаров (работ, услуг). Если передача права собственности на товар происходит без отгрузки и транспортировки, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке. Порядок документального оформления продажи товаров в оптовой торговле аналогичен оформлению их поступления. При централизованной доставке оптовая организация может использовать как собственный автомобильный транспорт, так и сторонний — транспорт специализированных автотранспортных организаций. В последнем случае администрация оптовой организации заключает с автотранспортной организацией договор на перевозку груза. Автотранспортная организация, в свою очередь, оформляет договор о материальной ответственности с водителем, осуществляющим доставку. При отгрузке товаров покупателям железнодорожным транспортом,водным путем, специализированным автомобильным транспортом груз передается представителям транспортной организации по накладной, которая заполняется грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается представителю покупателя в пункте назначения вместе с товаром. Транспортная организация несет полную ответственность за сохранность груза в пути следования. Внутреннее перемещение товаров с одного склада на другой оформляется расходной накладной. С оптовых складов может производиться мелкооптовая продажа товаров закрытым учреждениям (детским садам, больницам, школам и т. д.). При этом оформляются счет-фактура или товарно-транспортная накладная, выписывается пропуск на вывоз товаров. Отпуск товаров производится по доверенности и, как правило, при наличии предоплаты. Все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры на реализацию товаров, работ, услуг. В соответствии с порядком ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС, предприятия-продавцы должны регистрировать в книге продаж выписанные счета-фактуры. Покупатели ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок. Розничный товарооборот характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования. Согласно разделу 3 Приказа Росстата РФ от 12.11.2008 № 278, он представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет. Организации розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, по договору комиссии, в кредит, по платежным картам. Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т. п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др., включается в оборот розничной торговли. Не включается в оборот розничной торговли стоимость: товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда; объектов недвижимости; проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи; товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т. п.) и индивидуальным предпринимателям. Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи. При продаже товаров за наличный расчет организациями розничной торговли, общественного питания требования вышеуказанного порядка считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый или/и товарный чек, содержащий наименование организации-продавца, номер кассового аппарата, номер и дату выдачи чека. Реализация товаров в розничных торговых организациях производится за наличный расчет. Учет ведут в суммовом или количественно-суммовом выражении. Документальное оформление продажи товаров за наличный расчет зависит от формы обслуживания покупателей и порядка получения наличных денег от них. Товарный отчетсоставляют на бланках товарно-денежного отчета и в основном аналогичным образом. Отличие имеется лишь в заполнении расходной части отчета, где реализация за наличный расчет отражается на основании показаний счетчиков кассовых машин в сумме фактически полученной выручки кассиром от покупателей. Если при подсчете чеков в конце дня будут выявлены расхождения суммы чеков, имеющихся у материально-ответственного лица, и показаний счетчиков кассы, то составляется специальный «Акт проверки чеков на реализованные товары по секциям магазинов».Выручка сдается в кассу ежедневно. Для учета продажи товаров в организациях оптовой и розничной торговли, а также для определения финансового результата используется счет 90 «Продажи».В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций к счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета: ■ субсчет 1 «Выручка», по которому отражается стоимость реализованных товаров по продажным ценам, включая налог на добавленную стоимость; ■ субсчет 2 «Себестоимость продаж», по которому отражается покупная стоимость проданных товаров; ■ субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость», на котором учитываются суммы налога на добавленную стоимость к получению от покупателей; ■ субсчет 4 «Акцизы», на котором учитываются суммы акцизов включенных в цену подакцизных товаров; ■ субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж», на котором определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц. По всем субсчетам, кроме субсчета 9, записи производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления совокупного дебетового и кредитового оборотов определяется финансовый результат от продаж за месяц. Полученный результат относится на счет 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж». При этом на сумму прибыли производится следующая запись на счетах бухгалтерского учета: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль от продаж» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки». В случае убытка делается обратная запись. Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на конец месяца не имеет. Для правильности исчисления оборота оптовой торговли за отчетный период большое значение имеет факт признания выручки в бухгалтерском учете. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) выручка признается в бухгалтерском учете при одновременном наличии следующих условий: ■ организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; ■ сумма выручки может быть определена; ■ имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Это возможно в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; ■ право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); ■ расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность. Если выручка от продажи товаров признана в бухгалтерском учете, то на стоимость отгруженных товаров покупателю на основании расчетных документов делается запись: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». На стоимость отгруженной тары под товаром производится следующая запись на счетах: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 41 «Товары» Поступление оплаты от покупателей отражается проводкой: Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Списание покупной стоимости проданных товаров отражается записью: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 41 «Товары» Если товары в розничной торговле учитываются по цене приобретения, другие проводки не производятся. Если товары учитываются по цене реализации, необходимо выполнить сторнирующую проводку: Сторно Дебет счета 90 «Продажи». Сторно Кредит счета 42 «Торговая наценка». На сумму начисленного налога на добавленную стоимость по проданным товарам производится запись: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Если товары отгружены, но не оплачены покупателем, то налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, отражается так: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». После поступления платежа от покупателя производится запись: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Списание расходов на продажу, относящихся к реализованным товарам, отражается записью: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 44 «Расходы на продажу» Финансовый результат от продажи товаров за отчетный месяц на счетах бухгалтерского учета отражается так: Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль от продаж» Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (на сумму полученной прибыли) или Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 90 «Продажи» субсчет 9 «Убыток от продаж» (на сумму допущенного убытка). При возврате многооборотной тары, когда имели место расходы и потери по таре, производятся следующие записи: ■ на стоимость тары по приемным ценам: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 41 «Товары»; ■ на сумму расходов по таре, связанных с доставкой, погрузкой и разгрузкой тары, разницей между приемными и учетными ценами: Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 41 «Товары». Потери по таре отражаются следующим образом: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 41 «Товары». При списании потерь за счет виновных лиц: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При отсутствии виновных лиц: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если при возврате тары получен доход в виде превышения приемной стоимости тары над учетной, то на счетах бухгалтерского учета производятся следующие записи: ■ на стоимость тары по учетным ценам: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 41 «Товары»; ■ на сумму разницы между приемной и учетной стоимостью (доход по таре): Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»; ■ на сумму налога на добавленную стоимость от полученного дохода: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При поступлении платежа за тару составляется проводка: Дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретной торговой организацией. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры. На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры проданных товаров. В небольших магазинах и торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований, учет реализованных товаров можно вести следующими способами: 1) каждая продажа записывается продавцом в специальную тетрадь (книгу); 2) сохраняются копии всех товарных чеков; 3) при передаче в торговый зал к каждой единице товара прикрепляются специальные бирки, которые открепляются при ее продаже; 4) все приобретенные товары заносятся в список, из которого проданный товар вычеркивается в день продажи (с указанием даты продажи) и т. д. В крупных магазинах (супермаркетах),обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой ассортимент товаров, для идентификации конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию. Если наладить учет реализованных товаров в разрезе каждого наименования (группы) товаров не представляется возможным, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам рассчитывают по формуле (п. 4.3.4 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5; далее — Методические рекомендации Роскомторга): Стоимость реализованных товаров по покупным ценам = Остаток товаров на начало месяца + Количество поступивших в течение месяца товаров - Остаток товаров на конец месяца. При таком способе определения количества и номенклатуры проданных товаров торговая организация должна ежемесячно проводить инвентаризацию, по результатам которой определяются остатки товаров в натуральных показателях. Для того чтобы определить стоимость проданных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.012 с.) |