Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав, формы и порядок представления текущей и годовой бухгалтерской отчетности.

Поиск

Бухгалтерская отчетность, представляет собой систему показате­лей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на определенную дату и финансовые результаты его дея­тельности за определенный период, методологически и организацион­но является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета. Она выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органическое единство формирующихся в ней показа­телей с первичной документацией и учетными регистрами.

В связи с большим разнообразием применяемых видов отчетности ее изучение целесообразно строить на основе классификации. По своему экономическому содержанию отчетность делится на бухгалтерскую, налоговую, статистическую и организационную. По длительности охватываемых периодов отчетность может быть промежуточной и годовой. По времени ее составления отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной и т.д., именуемой в дан­ном случае оперативной. По уровню специализации она может характеризовать итоги деятель­ности предприятия в целом и потому быть общей, а может раскрывать лишь отдельные стороны этой деятельности (например, характеризовать материально-техническое снабжение и т.п.) и рассматриваться как спе­циализированная. По степени обобщения отчетных данных отчетность, характеризующая деятельность отдельной организации, является индивидуальной, а та, которая обобщает деятельность дочерних предприятий, — сводной.

Отчетность предназначена для удовлетворения потребностей в ин­формации разнообразных ее потребителей (пользователей). На пред­приятии отчетной информацией пользуются все звенья управления и работники организации, а за ее пределами — реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, клиенты, правительственные учреждения и общественные организации, т.е. в зависимости от того, кто является пользователем отчетности, она делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри предприятия и может варьироваться по ус­мотрению руководства. Внешняя отчетностьпризвана обеспечивать широкий спектр инте­ресов ее разнообразных пользователей: инвесторов сведениями о до­ходности и риске инвестиций, ценности и перспективности акций пред­приятия и его способности выплачивать дивиденды; кредиторов — о способности возвратить займы и выплатить проценты; поставщиков — о платежеспособности предприятия; клиентов — о жизнеспособности предприятия; правительственные учреждения — об эффективности дея­тельности предприятия, налоговых поступлениях; общественные органи­зации — о тенденциях развития экономики и т.д.

При составлении внешней отчетности необходимо руководство­ваться следующими нормативными документами всех четырех уров­ней нормативного регулирования, среди которых важнейшие:

• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организа­ции» (ПБУ 1/2008);

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность

организаций» (ПБУ 4/99);

• приказ Минфина России от 22.07,2003 № 67н «О формах бухгал­терской отчетности организаций»;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, а также отдельные рекомендации и указания, регламентирующие порядок составления бухгалтерской отчетности, утверждаемые Минфином России.

Вышеназванные нормативные документы определяют состав, поря­док, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляе­мые к ее содержанию, каковыми являются:

- достоверность и полнота;

— нейтральность;

— целостность;

— существенность;

— сопоставимость;

— осмотрительность;

— приоритет содержания над формой;

— непротиворечивость;

— рациональность.

Рассмотренная совокупность требований, предъявляемых к бухгал­терской отчетности, в полной мере относится к требованиям, предъявля­емым к организации бухгалтерского учета, которые должны раскры­ваться в учетной политике организации в соответствии с ПБУ 1/2008.

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В условиях регулируемых рыночных отношений в экономике оче­видна заинтересованность органов государственной власти в доста­точно полной, достоверной и сопоставимой информации о реальном экономическом состоянии хозяйствующих субъектов, формируемой в системе бухгалтерского учета для обеспечения экономической и соци­альной стабильности государства, государственного прогнозирова­ния, планирования и регулирования экономических отношений.

Другой важной группой пользователей финансово-экономической информацией являются государственные налоговые органы, заинтере­сованные в получении полной и достоверной информации о прибыли и других объектах налогообложения хозяйствующего субъекта в це­лях пополнения доходов государственного бюджета.

Отдельной группой пользователей, заинтересованных в бухгалтер­ской информации о движении и использовании финансовых средств и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов, являются государ­ственные органы в лице казначейства и финансовых органов, осуще­ствляющих расходование и контроль за использованием государст­венных (бюджетных) средств и налоговых льгот.

Экономическая информация, представляемая в утвержденной го­сударством отчетности, сформированная в рамках общепризнанных и законодательно закрепленных правил ведения бухгалтерского учета, а также составления отчетности, позволяет обеспечить внутри хозяй­ствующего субъекта необходимый последующий контроль за состоя­нием имущества, финансов и их источников. Кроме того, она должна являться инструментом для проведения хозяйствующим субъектом анализа на предмет определения своей устойчивости на рынке в сфере его деятельности и способствовать поддержанию определенного имиджа, соответствующего его уровню. Однако финансовая отчетность, формируемая на основе стандартизированного бухгалтерского учета, в определенной степени абстрагирована от специфики условии хозяйствования конкретного предприятия. Поэтому для обеспечения его жизнедеятельности и конкурентоспособности менеджеры всех уровней, администраторы, действительные собствен­ники и совладельцы, осуществляющие управление его деятельнос­тью, должны иметь кроме финансовой оперативную, максимально приближенную по времени и условиям производства, обладающую достаточным уровнем информативности и аналитичности для решения конкретных управленческих задач и, что немаловажно в условиях жесткой конкуренции, закрытую для внешних пользователей в целях соблюдения коммерческой тайны экономическую учетно-аналитическую информацию. В силу специфики интересов и иного подхода к критерию полезности эту группу пользователей экономической ин­формацией принято называть внутренними. Представителями этой группы являются управленческие службы предприятия как по гори­зонтали, так и по вертикали Большую группу заинтересованных в достоверной, доступной и понятной экономической информации составляют действительные и потенциальные кредиторы, инвесторы, акционеры и другие держатели ценных бумаг, страховые и общественные организации, поставщики, покупатели, а также юридические и физические лица, заинтересован­ные в устойчивости и прибыльности хозяйствующего субъекта.

Не менее заинтересованы в информации об устойчивости и при­быльности хозяйствующего субъекта конкуренты, как функциониру­ющие, так и потенциальные.

В свою очередь внешние пользователи, исходя из степени заинте­ресованности, подразделяются на пользователей, имеющих прямые финансовые интересы и косвенные. Последние прямо и непосред­ственно не заинтересованы в финансовой деятельности предприятия, но изучение отдельных финансовых показателей предприятия пред­ставляет для них определенный интерес.

Для обеспечения конкурентоспособности и жизнедеятельности хо­зяйствующих субъектов, в целях формирования здоровых рыночных отношений в экономике России государство должно быть заинтересо­вано в законодательной защите интересов этой группы пользователей учетной информацией не в меньшей мере, чем поименованных ранее внешних пользователей. Таким образом, в условиях перехода России к рыночным отно­шениям в экономике важной задачей государства при формировании системы бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей скла­дывающимся экономическим отношениям, является определение оп­тимального уровня регулирования учета, позволяющего иметь объем информации, удовлетворяющий требованиям различных пользовате­лей без ущерба для чьих-либо интересов.

Состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности определен п. 5 ПБУ 4/99, а конк­ретный перечень форм, сроки и адреса представления зависят от дли­тельности охватываемых отчетностью периодов. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтер­ского баланса и Отчета о прибылях и убытках. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 года №88н годовая отчетность включает (вступает в силу с 2011 года):

— Бухгалтерский баланс;

— Отчет о прибылях и убытках;

— Отчет об изменениях капитала;

— Отчет о движении денежных средств;

— пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной форме:

- в бухгалтер­ский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

- в приложениях (пояснениях) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В соответствии с данным приказом установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.

Организация на основе рекомендуемых форм вправе самостоя­тельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности с сохранением всех данных, необходимых для достоверного и полного отражения финансового положения организации, а также представления финан­совых результатов ее деятельности и изменениях в ее финансовом по­ложении.

Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять кон­солидированную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Консолидированная отчетностьявляется особой разновиднос­тью сводной бухгалтерской отчетности. В отличие от обычной сводной отчетности, строящейся на основе суммирования и прямого обобще­ния показателей, входящих в сводку независимых друг от друга экономически разрозненных организаций, консолидированная обобщает показатели дочерних и материнских компаний как единого хозяй­ственного образования. Такие образования в виде концернов и хол­динговых компаний представляют собой объединение разнообразных по профилю деятельности дочерних предприятий, формально сохраня­ющих свою юридическую независимость, но фактически подчинен­ных единому центральному финансовому контролю в лице материн­ской компании.

В соответствии с российским законодательством хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале или по дого­вору имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. При этом основное общество несет солидарную ответ­ственность с дочерним по всем сделкам, заключенным во исполнение указаний материнской компании, а при банкротстве дочернего пред­приятия материнская компания несет субсидиарную ответственность по его долгам. Законодательное закрепление таких экономических основ взаимоотношений между материнскими и дочерними предприя­тиями усиливает необходимость консолидации отчетности. При составлении консолидированной отчетности показатели мате­ринской компании и дочерних предприятий объединяют путем допол­нения или слияния активов, обязательств, доходов и расходов.

Основное общество, имеющее вклады в дочерние и зависимые предприятия, при составлении консолидированной отчетности в усло­виях единства их учетных политик должно руководствоваться следу­ющими положениями:

— показатели активов и пассивов балансов дочерних обществ не­обходимо складывать. Если участие основного общества в уставном капитале дочернего составляет менее 50%, показатели активов и пас­сивов баланса такого дочернего общества складываются исходя из доли участия в уставном капитале;

— показатели баланса, отражающие взаимные расчеты и обяза­тельства основного и дочернего обществ, в сводную отчетность не включаются;

— прибыль дочерних обществ необходимо суммировать;

— показатели Отчета о прибылях и убытках, отражающие взаим­ные объемы продаж между основным и дочерним обществами и приходящиеся на них затраты, а также прочие взаимные доходы и расхо­ды, в сводную отчетность не включаются;

— дивиденды, выплачиваемые дочерним обществом основному обществу, в сводной отчетности не отражаются. В отчетности показы­ваются только дивиденды, выплачиваемые (начисленные) основным обществом;

— инвестиции основного общества в дочернее общество и соот­ветственно уставный капитал дочернего общества в части, внесенной основным обществом, в сводную отчетность не включаются;

— показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную отчетность основного общества за отчетный период, начиная с даты регистрации дочернего общества.

бухгалтерскую отчетность показатели бух­галтерской отчетности зависимых обществ не включает. В пояснитель­ной записке к сводной бухгалтерской отчетности основное общество должно дать расшифровку своих вложений в разрезе каждого зави­симого общества. В расшифровке приводятся данные о наименовании зависимых обществ, их юридических адресах, величине уставного капитала, своей доли в общей сумме вклада, а также изложение наме­рений в отношении дальнейшего участия. Эти указания создают методологическую основу консолидации от­четности. Однако ряд вопросов, связанных с порядком консолидации отчетности зависимых обществ, с различиями в учетной политике, консолидации отчетности многоуровневых групп и др., требует даль­нейшего исследования и регламентации.

Годовую бухгалтерскую отчетность организации, за исключением бюджетных, представляют в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а промежуточную — в течение 30 дней по окончании квартала. Она представляется учредите­лям и участникам организации, собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики. Кроме того, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ ее необходимо представлять в налоговые органы по месту регистрации организации. Государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия также обязаны на­правлять бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управ­лять государственным имуществом. Однако прежде чем представлять отчетность заинтересованным пользователям, ее необходимо утвердить.

Согласно п. 5 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерскую отчетность организация может сдавать непосредственно или через своего представителя, почтовым отправлением с описью вложения или передавать в электронном виде. Порядок представления налого­вой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуни­кационным каналам связи определен приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169. Днем оправления отчетности считается дата отправки почтового отправления или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактического предъявления отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, должны публико­вать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Непредставление в установленные законодательством сроки дек­лараций, документов и (или) иных сведений, необходимых для осуще­ствления контроля, а также представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет наложение административного штрафа и налоговых санкций на налогоплательщика и (или) должно­стное лицо (руководителя и (или) главного бухгалтера) в размерах, представленных в таблице:

Основное общество, имеющее вложение в зависимое хозяйствен­ное общество, в сводную



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.011 с.)