Особенности построения и размещения сельской торговой сети 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения и размещения сельской торговой сети



 

Специфика условий сельской жизни, различные размеры и большая разбросанность населенных пунктов, малая плот­ность населения и его демографический состав определяют особенности построения и размещения сельской торговой сети. Ее развитие предполагает создание на территории определенного сельского пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания, которая позволила бы сельскому на­селению приобретать все необходимое на местах. В этой связи сельская торговая сеть должна быть тесно увязана с районными планировками и с сельским расселением, развитием агрогородков.

Различают несколько категорий сельских населенных пунктов:

• райцентры (города, городские поселки, крупные сельские населенные пункты);

• межхозяйственные центры (малые города, крупные села);

• местные (кустовые) центры (центральные усадьбы сельс­кохозяйственных организаций, леспромхозов, агрогородков);

• рядовые населенные пункты (деревни, бригады и др.).

Кроме них на селе имеется значительное количество неста­ционарных населенных пунктов (садоводческие товарищества, зоны отдыха и т.д.), по этому основным принципом размещения сельской торговой сети является ее концентрическое (функцио­нальное) или ступенчатое построение.

В потребкооперации разработана и введена Номенклатура типов розничных торговых организаций для строительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4 Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

Тип магазина Вариант текста вывески Примерная торговая площадь, м2
     
Универмаг Универмаг. Детский мир. Моло­дежный 600, 800, 1000, 1200 и более
Супермаркет Супермаркет. Универсам 250,400, 550 и бо­лее
Мини-маркет Мини-маркет. Товары повседнев­ного спроса. Магазин 30, 50, 70,100,150
Продтовары Продтовары. Продукты. Продо­вольственные товары. Гастроном 70, 100, 150, 200
Специализирован­ный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров Хлеб. Сельхозпродукты. Мясо и молоко. Овощи и фрукты. Колбасы. Кулинария. Вино и водка. Кондитерские изделия и т.д. 30, 50, 70, 100
Промтовары Промтовары. Промышленные товары 100,150,250,400

 

Окончание табл. 2.4

 

     
Специализирован­ный магазин по продаже от­дельных групп непродовольст­венных товаров Хозтовары. Культтовары. Техни­ка. Товары для дома. Строитель­ные материалы. Товары для при­усадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйст­во. Одежда. Обувь. Трикотаж. Га­лантерея и парфюмерия. Подар­ки. Книги и др. 70, 100, 150, 250, 400 и более
Дом торговли Дом торговли. Торговый центр 1000,1500 и более
Фирменный мага­зин Фирменный магазин. Дары при­роды. Кооператор. Неман. Ком­мунарка. Горизонт и др. 100, 150
Удобный (диска-унтный) магазин Удобный магазин. Комфорт. Ко­миссионный магазин. Пайщик. Товары по сниженным ценам. Ве­теран. Магазин-заготпункт и др. 50, 70, 100

 

Наибольшее развитие получили такие типы магазинов, как "Универмаг", "Универсам", "Детский мир", "Товары повседневного спроса". Немаловажное место занимают современные типы магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Товары для приусадебного хозяйства", магазины-склады по торговле строительными и лесными материалами. Эти предприятия, как правило, размещаются вблизи вокзалов, автобусных станций, на магистралях. Широкое развитие получили торговые центры, преимущества которых на селе неоспоримы.

В потребительской кооперации для каждого администра­тивного района, как и для городской торговли, разрабатывают­ся схемы развития и размещения розничной торговой сети, согласованные с местными органами власти, органами АПК. Раз­работка таких схем основана на определении потребности в тор­говых площадях для населенных пунктов на перспективу. Ме­тодика расчета потребности необходимого прироста торговых площадей, как и для городской торговой сети, основана на нормативах (в настоящее время 260 м2 на 1000 жителей).

 

 

Планирование развития и размещения торговой сети

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением объема розничного товарооборота и ростом количества организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания в целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

- обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;

- повышение уровня технической оснащенности магазинов;

- улучшение условий труда работников магазинов;

- обеспечение рационального использования торговых площадей;

- создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города в целом или его отдельного района. Это требует установления непосредственной связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и пред­приятий. В потребкооперации такие планы разрабатывают рай-по, а сводные по областям — облпотребсоюзы по согласованию с местными властями.

Процесс планирования включает этапы:

• анализ состояния розничной сети;

• анализ экономических условий развития города или района;

• определение необходимой потребности в розничной торго­вой сети;

• определение необходимого прироста торговой сети;

• выбор типов магазинов и их размещение;

• определение экономической эффективности инвестиций в строительство сети.

Анализ состояния розничной торговой сети — исход­ный, важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа — выявление уровня развития торговой сети и изыска­ние резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа определяются и анализируются следующие показатели:

1. Коэффициент плотности торговой сети п) характеризует отношение количества магазинов к численности населения или размеру обслуживаемой территории

Кп = (К- 1000) /(Ч- П),

 

где К — количество магазинов; Ч — численность населения; II — пло­щадь территории, км2.

Как видно, коэффициент плотности не учитывает размеров магазинов, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может применяться только при ориентировочных расчетах.

2. Показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жите­лей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

3. Уровень специализации розничной торговой сети.

4. Средний радиус действия магазинов (Р). Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по тер­ритории застройки. Например, при размещении продовольст­венной торговой сети он должен быть не более 400—500 м. Для одного магазина он равен

 

Р =

где П — площадь территории, обслуживаемой магазином, км2; = 3,14.

5. Эффективность использования торговых площадей опре­деляется размером товарооборота, приходящегося на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона.

По результатам такого анализа определяются меры по со­вершенствованию структуры розничной торговой сети и ее ра­циональному использованию, по улучшению размещения, спе­циализации предприятий и т.д.

Анализ экономических условий развития города, района позволяет определить развитие и размещение промышленного производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения и объема платежеспо­собного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья.

Определение необходимой потребности в розничной тор­говой сети может осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.

Нормативный метод применяется повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей

П = (Н Ч)/ 1000,

где П - потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н - норматив торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч - плановая численность населения.

Норматив потребности разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического развития республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности в торговой сети на основе планируе­мого объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

Экономико-математические методы, используются для углубленного анализа состояния розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или товарооборота за 5-10 лет и более и на этой основе устанавливаются формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.

Необходимый прирост торговой площади определяется по формуле

 

где П – прирост торговой площади в магазинах, м2; П — общая по­требность на конец планового периода, м2; Ф — фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С — уменьшение размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.

Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа состояния обеспеченности розничной торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов магазинов.

Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.

Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства магазинов, определяется по формуле

 

К = П

 

где К — общий объем капитальных вложений, р.; П —прирост торговой сети, м2; У — удельные капитальные вложения (стоимость строительства 1 м2), р.

 

Эффективность капитальных вложений характеризуется показателем общей эффективности и сроком окупаемости капитальных вложений

 

Э общ = Пр / К

где Эобщ – коэффициент общей эффективности капитальных вложений;

Пр – торговая прибыль за год, р.; К – объем капитальных вложений, р.

 

Срок окупаемости – величина, обратная эффективности

 

Т = К / Пр

 

где Т – срок окупаемости капитальных вложений, лет.

 

Для торговли нормативный показатель срока окупаемости в среднем составляет 5 лет.

Важным элементом планирования является определение ис­точников финансирования. Если ранее основным источником финансирования капитальных вложений в торговлю были от­числения 5—7 % от жилищного строительства, т.е. государ­ственные бюджетные средства, то в настоящее время эти источ­ники значительно расширяются за счет производителей това­ров, торгово-посреднических кооперативов, совместных пред­приятий, частных лиц, иностранных инвестиций.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается понятие и сущность розничной торговой сети?

2. Какие факторы влияют на развитие розничной торговой сети.

3. Назовите виды рознично-торговой сети.

4. Что такое специализация розничной торговой сети и как она определяется?

5. Что такое типизация розничной торговой сети?

6. Назовите показатели, характеризующие количественное и качественное состояние структуры розничной торговой сети.

7. Как размещается розничная торговая сеть в городской застройке?

8. Какие особенности построения и размещения розничной торговой сети в сельской местности?

9. Где размещаются торговые центры и магазины товаров повседневного спроса?

10. Назовите этапы планирования развития и размещения розничной торговой сети.

11. Какие методы применяются при определенной потребности в торговых площадях?

12. Как определяется необходимый прирост торговой площади

 

 

ТЕМА 14. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВКИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ

 

14.1 Классификация торговых зданий

14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам

14.3 Устройство и планировка магазинов

14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.004 с.)