Классификация торговой деятельности для целей правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация торговой деятельности для целей правового регулирования



Гос регулирование и контроль в сфере деятельности по реализации товаров

ФЗ «О торговле» содержит как нормы ГП, так и АП. В целом там системные требования для осуществления торговой деятельности.

Направления гос регулирования и контроля:

1. установления требований к организации торговли

2. антимонопольное регулирование

3. информационное обеспечение в этой области

4. гос и муниц контроль в этой области. Гос контроль должен осуществляется в соответствии с нормами ФЗ от 28.12.08 №294 «О защите ЮЛ и ИП при осуществлении гос контроля (надзора) и муниципального контроля».

Иные методы регулирования торговли не допускаются, за исключением случаев определяемым иными ФЗ. Такая вот либеральная идея, такая вот гарантия для субъектов оборота, надежда на саморегулирование предпринимателей.

Но за пределами этого перечня оказываются лицензирование, гос регулирование цен, тех регулирование, гос поддержка малого предпринимательства… это все меры регулирования. А еще есть декларирование продажи алкогольной продукции, сертификация специалистов в соответствующей сфере и т.п., товарно-закупочные интервенции на рынке зерна...

Международная купля-продажа

ФЗ «О гос основах регулирования внешнеторговой деятельности», Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи» (Венская Конвенция 1980), Конвенция об исковой давности в межд купле-продаже (Нью-Йоркская конвенция 1974), Конвенция о Единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров (Гаагская 1964), Конвенция о представительстве в международной купле-продаже (Женевская конвенция 1983, в силу не вступила).

Основная конвенция – Венская. Сфера применения – область международной торговли мат ценностями. Исключения: не применяется к продаже товаров с аукциона, к отчуждению товаров в порядке исполнительного производства, товаров для личных и аналогичных нужд.

По сути своей мы получим договор поставки. Договор отличается от внутренней купли-продажи:

· к субъектам договора относятся коммерсанты разной гос принадлежности

· отчуждаемые предметы перемещаются через гос границу

 

В соответствии с международным договором купли-продажи одна сторона принимает обязательство передать товар, перемещаемый через гос границу, в собственность контрагента, коммерческое предприятие которого находятся на территории др государства, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его.

Общее правило: предприятия должны находятся в различных государствах, это влияет на квалификацию договора.

 

Форма договора международной купли-продажи. Венская конвенция допускает как письменную, так и устную форму. СССР сделал оговорку о неприменении этого положения к отношениям с участием резидентов СССР. РФ последовала этой оговорке, приверженность письменной форме была еще раз подтверждена в ч 3 ГК ст 1209: Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву, а ст 168 говорит о последствиях несоблюдения простой письменной формы: Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Существенные условия договора международной купли-продажи. Это ее предмет, т.е. указание на товар, и цена, которая может быть обозначена и косвенно, допускается возможность указания в договоре указания способа и порядка определения цены.

Правовое регулирование торговли на товарных биржах [2]

Много специфики => отд направление законодательства.

Закон РФ от 20.2.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

ФЗ О защите конкуренции.

ФЗ от 27.07.10 № 224 (вступает в силу в конце 2010) О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Существует законопроект по регулированию деятельности всех бирж, не только товарных.

Подзаконные акты:

Пост Правительства РФ от 24.02.94 №152 Об утверждении Положения о государственном комиссаре на товарной бирже.

Пост Правительства от 2.3.10 №111 Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров.

Пост Правительства от 1.4.10 №208 Положение о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

Субъекты биржевой торговли

Две категории:

1. субъекты в широком смысле: все участники оборота, брокеры, дилеры, клиенты – все те, кто причастен к бирже.

2. Субъекты в узком смысле – посредники, кот профессионально занимаются непосредственно заключением сделок в интересах их клиентов. Основа взаимодействия посредника и клиента – договоры между ними.

a. Биржевые брокеры

b. Биржевые дилеры

c. Пр.

 

В качестве субъектов биржевой торговли в широком смысле выступают

- члены биржи. Членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами биржи. Статус члена товарной биржи подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей. Член товарной биржи обладает рядом прав, которые позволяют ему реализовывать его интересы в осуществлении биржевой деятельности. В частности, членство на бирже дает право: участвовать в биржевой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, получать дивиденды и пр.

o полные члены - лица, которые имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

o неполные члены - лица, имеющие право на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

- постоянные и разовые посетители (не являющиеся членами биржи, но имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок). Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. А совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется только биржевыми посредниками.

- Биржевые посредники – лица, кот являются брокерскими фирмами или брокерскими конторами (на практике – филиалы ЮЛ), кот определены в ст 10 ФЗ О товарной бирже. Требования к ним должны обеспечить фин устойчивость: собственные средства в размере не менее 2 млн руб. Их деятельность лицензируется, лицензия выдается ФСФР без ограничения срока действия.

o Биржевые брокеры – лица, являющиеся служащими или представителями организаций-членов биржи и биржевых посредников, а так же независимые брокеры, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей без образования ЮЛ. Брокеры совершают биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет и от своего имени и за счет клиента => все посреднические договоры.

o Биржевые дилеры – биржевые посредники, кот совершают сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на бирже.

Клиенты – те лица, от имени и за счет которых биржевой посредник заключает в биржевой торговле соотв договоры. Иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, вправе участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников.

 

Гос комиссар на товарной бирже – лицо, на которого возлагаются обязанности по непосредственному контролю товарной биржи и деятельности биржевых посредников. Это штатный сотрудник ФСФР, обладает рядом прав и обязанностей:

Правомочия:

1. Вправе проводить инспекцию товарной биржи и деятельности посредников => вправе присутствовать на биржевых торгах

2. Право получать информацию о биржевых сделках, кот совершаются биржевыми посредниками

3. Контролировать организацию биржи и публичных торгов

Запреты:

1. Прямо или косвенно участвовать в работе биржи

2. Запрет изымать при проверке документы товарной биржи или посредников

3. Разглашения информации

 

Деятельность торговой биржи обеспечивается ее служащими, в качестве которых выступают физические лица, участвующие в ее работе на основе трудового договора в форме контракта.

Высшим органом управления товарной биржи является общее собрание членов биржи. Общее собрание членов биржи обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Среди основных документов, на которые опирается товарная биржа в процессе своей деятельности, следует назвать Устав биржи и Правила биржевой торговли.

 

По общему правилу, споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевой арбитражной комиссии, в суде, арбитражном суде. Биржевая арбитражная комисси я создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. По своему правовому положению биржевая арбитражная комиссия является третейским судом, порядок создания и условия деятельности которого основываются на Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации".

Источники

На фед уровне актов много, и общего, и частного характера.

Общий характер имеют

§ нормы ГК (5 главы 30, глава 73 – право на селекционные достижения),

§ НК (глава 26.1 – система налогообложения для с\х производителей, кот регулирует уплату единого с\х налога)

§ ЗК

С\х отношения в определенных сферах регулируются:

· Закон РФ О зерне 93 года

· ФЗ 2 дек 94 О закупках и поставках с\х продукции, сырья и продовольствия для гос нужд.

· ФЗ 23.8.95 О племенном животноводстве

· 8.11.95 О с\х кооперации

· 10.01.96 ФЗ О мелиорации земель

· ФЗ О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатам 97

· ФЗ О семеноводстве 97

· 98 год – ФЗ О гос регулировании обеспечения плодородия земель с\х назначения

· 98 год – ФЗ О гос надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

· 2000 ФЗ О карантине растений

· 2002 ФЗ О фин оздоровлении с\х товаропроизводителей

· 2002 ФЗ Об обороте земель с\х назначения

· 2003 ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Подзаконное регулирование на уровне Пост Правительства:

Ø 14.07.07 О гос программе развития с\х и регулировании рынков с\х продукции, сырья и продовольствия на 2008-12 года.

Ø 11.06.08 № 446 Об утверждении перечня с\х продукции, производство, первичную и последующую пром обработку кот осуществляют с\х производители.

Ø 16.12.08 № 959 О перечне видом в\х продукции, в отношении кот могут проводится гос закупочные и товарные интервенции.

 

Тем самым законодатель регулирует статус субъектов и правовой режим их имущества (зерна), основы с\х деятельности (земель и порядок их оборота). Так что хоть и разветвлённая, но система.

Понятие с\х деятельности

Так как для таких субъектов установлены ряд преференций (налоги, гос субсидии, дотации), нужно установить юр критерии этой деятельности.

С\х деятельность – деятельность, направленная на производство с\х продукции, ее переработку, реализацию, заготовку. К этой же деятельности относится мат-тех обеспечение с\х. Разнообразие отношений, возникающих в области сельскохозяйственной деятельности при ее организации и осуществлении, позволяет отождествлять понятие сельскохозяйственной деятельности в широком смысле с понятием агропромышленного производства

2 группы отношений:

1. ГП – те отношения, кот складываются между субъектами-товаропроизводителями в широком смысле (и приобретатели продукции, и мат-тех обеспечение)

2. Публично-правовые отношения – те отношения, кот возникают у публ субъектов и частных товаропроизводителей; связаны с организацией и гос поддержкой с\х.

 

Совокупность норм, призванных регулировать отношения в области с\х, могут ли быть выделены в область аграрного права?! С 70-х годов встает этот вопрос, но, вспоминая понятие отрасли и критерии их выделения, пришли к выводу только о существовании науки и учебной дисциплины – аграрного права, которая заменила собой колхозное право.

Обоснование самостоятельной отрасли аграрного права:

А) это комплексная отрасль права, т.е. вторичная структура в системе права

Б) комплексное законодательство (нормы ГП и публичное)

 

Субъекты аграрных отношений:

1. обычные участники гр оборота. Хоз общества и товарищества, производственные кооперативы, ГУП и МУП, граждане.

2. спец субъекты. Крестьянские (фермерские) хозяйства, заготовители с\х продукции (лица, осуществляющие закупки с\х продукции для ее переработки или продажи).

 

Причины особого статуса субъектов аграрной деятельности:

А) аграрное производство удовлетворяет фундаментальные потребности общества.

Б) с\х оч зависимо от самых непредсказуемых факторов (погода) => производитель экономически слабее иных участников оборота. Сезонность => особые возможности фин оздоровления и труд отношений.

 

С\х товаропроизводитель определяется в ряде законодательных актов (ФЗ О с\х кооперации, ФЗ О фин оздоровлении с\х производителей и даже НК в ст 346.2). Другой термин – «с\х организация» (ФЗ О несостоятельности).

С\х товаропроизводитель – организация, ИП, осуществляющие производство с\х продукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров доля доходов от реализации этой продукции составляет не менее 70% за календарный год.

К продукции предъявляется формальные требования: произведена в соотв с перечнем Пост Правительства от 11.6.08 № 446.

Прямым указанием законодателя к с\х производителям отнесен ряд граждан:

· ведущие личные подсобные хозяйства (ФЗ О личном подсобном хозяйстве)

· с\х потребительские кооперативы (ФЗ О с\х кооперации). Для с\х деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива. Наряду с основными (обязательными) членами в кооперативе могут быть так называемые ассоциированные члены, т.е. юридические лица и граждане, внесшие паевой взнос, который дает им право на получение дивидендов в размере и в порядке, которые предусмотрены уставом кооператива. Кроме того, члены кооператива могут переоформить свое основное членство в ассоциированное членство в случаях, предусмотренных законом.

o перерабатывающие

o сбытовые

o обслуживающие

o снабженческие

o заготовители

или

§ сельскохозяйственная артель

§ рыболовецкая артель

§ кооперативное хозяйство. Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности

· крестьянские (фермерские) хозяйства.

· Градо- и поселкообразующие рыболовецкие организации. Критерий отнесения к ним – работающие и члены семей составляют не менее половины населения НП.

· Рыбохозяйственные организации. Ограничения: в состав входит не более 300 работников, доход от реализации рыбной продукции – не менее 70%.

Крестьянское (фермерское) хозяйство [3].

Особый субъект предпринимательской деятельности. Это объединение граждан, связанных родством или свойством и имеющих в общей собственности имущество, и совместно осуществляющих производственную и иную хоз деятельность в сфере с\х, основанную на их личном участии.

Особенности правового статуса:

· Не является ЮЛ => квазисубъектное образование

· Допускается возможность создания одним лицом

· Имущество принадлежит его членам на праве общей совместной собственности. Договор между членами может предусматривать иное

· Хозяйство подлежит гос регистрации.

· В отношениях с 3 лицами от имени хозяйства действует глава, правовой статус которого с момента гос регистрации хозяйства рассматривается как статус ИП.

· К деятельности хозяйства применяются нормы о коммерческих организациях. Исключение: если иное не вытекает из существа складывающихся отношений.

Договоры в сфере с\х деятельности

При помощи договоров опосредуются отношения в области с\х на всех стадиях цикла: от производства через переработку до реализации. 3 группы таких договоров:

А) общегражданские. Арендные, подрядные, кредитные и пр

Б) специфические с\х договоры. Контрактация, аренда земель с\х назначения, закупка с\х продукции для гос нужд,

В) внутрихозяйственные и трудовые отношения в с\х организациях.

Контрактация.

До Революции не существовала, использовались договоры купли-продажи или запродажи. Контрактация появляется при Советах в Основах 1961 года и ГК РСФСР. Но рассматривалось сие только как гос закупка у колхозов и совхозов на основе гос планов развития с\х производства. Теоритическое обоснование такой модели в том, что земля является исключительной собственностью государства => государство вправе понуждать с\х производителей устанавливать условия сдачи ему с\х продукции. Ведомства устанавливали по каждой разновидности продукции разрабатывали типовые договоры.

Современная концепция ГП сохранила контрактацию как разновидность купли-продажи, но уже как договор, по которому продавец – производитель с\х продукции – принимает обязательство передать произведенную или выращенную им с\х продукцию покупателю – заготовителю, а заготовитель обязуется оплатить продукцию.

Иерархия норм: § 5 гл 30, § 3 главы 30 (поставка). Но контрактация – не разновидность поставки.

Общие характеристики: возмездный, взаимный, консенсуальный.

В качестве объекта выступает с\х продукция, кот произведена или выращена в хозяйстве ее непосредственного производителя. Не могут быть объектом договора продукты переработки (колбаса, консервы), только та продукция, кот предназначена для переработки или продажи, но не потребления.

Существенные условия: предмет, особенно количество и ассортимент продукции.

Содержание договора:

А) Производителю, как более слабой стороне, предоставлены доп права, по сравнению с заготовщиком, на кот возлагаются доп обязанности: по общему правилу заготовитель обязан принять продукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (хотя и диспозитивно).

Б) производитель ответственен перед заготовителем только при наличии вины.

В) спец ответственность за неисполнение обязательства со стороны заготовителя. Указ Президента от 22.9.93 года № 1401 Об упорядочивании расчетов за с\х продукцию: ответственность заготовителя за просрочку в 1% за день.

Закупка с\х продукции для гос нужд

Иерархия норм:

Ø Старый ФЗ № 53 о закупках в части, не противоречащей ФЗ 2005 О размещении заказов на поставки товаров для гос и муниц нужд

Ø Пост Правительства от 24.07.98 № 822 Об утверждении положения об оперативном резерве с\х продукции и продовольствия.

Ø Временное положение о размещение гос заказа на поставку с\х продукции на конкурсной основе от 26.03.96 года, принятое рядом министерств.

 

Закупка с\х продукции для гос нужд – приобретение государством продукции у товаропроизводителей для последующей переработки или реализации потребителем.

Процедура:

А) Правительство или органы исп власти РФ определяют гос заказчиков (органы исп власти, а так же коммерческие и некоммерческие организации).

Б) заказчики осуществляют выбор товаропроизводителей и конкретных потребителей, сроки, согласуют с потребителями ассортимент, объемы и сроки поставок, а так же предоставляют товаропроизводителям гарантии поставок по ценам и срокам, кот определяется гос контрактом.

В) отношения по поставке опосредуются заключаемым договором.

 

Существенные условия: предмет, цена, сроки. А также условия о порядке расчетов.

Законодательно установлены особенности ответственности за неисполнение:

Ø в случае нарушения обязательств виновная сторона обязана уплатить законную неустойку в 10% от стоимости непоставленной продукции.

Ø При несвоевременной оплате наступает наложение пени в размере 2 % от суммы платежа за каждый день просрочки, а по прошествии 30 дней – 3%. Суды через 333 ГК снижают пеню как не соответствующую последствиям нарушения обязательства.

Понятие инвестиции

С экономической точки зрения, инвестиции – затраты на производство и накопление средств производства, а так же увеличение мат запасов. Предпосылки инвестиционной деятельности – общественное разделение труда. Проще говоря, одни обладают деньгами, а у других – возможности и навыки.

В широком смысле, инвестиции – процесс движения имущества, в первую очередь – ден средств. Движение – перемещение между субъектами оборота. Но для права важна и цель вложения как базовый критерий для определения инвестиции. В большинстве НПА, кот регулируют инвестиции, в качестве такой цели указывается получение дохода и прибыли. Более универсальным является критерий о цели достижения некого соц полезного эффекта.

Другой признак: в результате инвестирования происходит передача имущественных прав от одного лица к другому. И не только право собственности.

В результате этого происходит разделение ролей. Один субъект оказывается заинтересованным в результате инвестирования, но при этом остается пассивным, другой – активен, но у него нет непосредственного интереса в результате его труда, только в получении вознаграждения за его труд.

В общем, понятие аморфное, размытое. В разных НПА законодатель по-разному дает определения, в зависимости от целей акта.

Классификация инвестиций

Сложный феномен => множество критериев.

1. объект вложения.

А) реальные инвестиции. Осуществляется в мат форме. Важно при регулировании иностранных инвестиций: существует ряд преференций для инвесторов, кот инвестируют оборудованием и т.п.

Б) финансовые инвестиции. Осуществляется в ден форме

1. Спекулятивные. На фондовых рынках, на товарных биржах.

2. Долгосрочные.

3.

Форма собственности

А) частная инвестиция. Осуществляются ФЛ и ЮЛ

Б) муниципальная инвестиция.

В) инвестиции субъектов РФ.

Г) гос фед

Д) смешанные. За счет средств нескольких бюджетов, а также за счет средств частных субъектов. Требуется строгое соблюдение бюджетного законодательства.

 

Нац принадлежность

А) резиденты

Б) нерезиденты. Государства, ФЛ, ЮЛ, международные организации.

 

Цели инвестирования

А) прямые инвестиции (стратегические). Цель – управление тем объектом, в кот вкладываются ден средства. ФЗ Об иностранных инвестициях определяет ее как

1. приобретение иностранными инвесторами не менее 10% долей или вкладов в организации на территории РФ. Процент – формальный критерий, по которому и разграничивают на практике прямые и портфельные инвестиции, ибо с мелким пакетом акций все равно обществом не по управляешь.

2. вложение капитала в основные фонды филиала иностранного ЮЛ

3. осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем фин аренды того оборудования, таможенная стоимость которого составляет не менее 1 млн руб в соотв с товарной номенклатурой СНГ.

Б) портфельные инвестиции. Получение прибыли, дохода. Пост Госкомстата 28.10.02 № 204:

1. ценные бумаги, с помощью которых обеспечивается участие в капитале

2. долговые обязательства в форме облигаций

3. краткосрочные инструменты рынка

4. покупка или продажа акцией и паев, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятия, и составляющих менее 10% в уставном капитале организации.

Инвестиционный договор

Понятие связано с инвестицией => не определено, это только собирательное понятие. Сами отношения охватываются различными договорами.

Общие классификации:

1. «Общегражданские» инвестиционные договоры. В законе не поименованы в качестве инвестиционных. Товарищество, подряд, заем, лизинг. Да и вообще, можно заключить любой непоименованный договор.

2. «специальные» - поименованы в качестве инвестиционных. Это собственно инвестиционные договоры, исторически более ранние Соглашения о разделе продукции, договоры об участии в долевом строительстве, концессионные соглашения, договоры с негосударственными пенсионными фондами и пр.

Специальные акты зачастую отсылают к ГК => верность заявленного деления.

Суд практика может признать инвестиционный договор договором о совместной деятельности (простого товарищества) или наоборот, признать договор товарищества инвестиционным. Но можно и не признать: у дольщика и застройщика разные цели => не договор о совместной деятельности.

 

В законодательстве существует попытка дать определение инвестиционных договоров для локальных целей. Например, Правительство РФ в Пост 10.08.07 № 505 О порядке принятия фед органами исп власти решений о даче согласие на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в фед собственности объектов недвижимого имущества. В его развития принимаются приказы Минэкономразвития от 6.3.08 № 61 (типовая форма инв договора) и № 62 (порядок аукциона на право заключения инв договоров).

Для этих целей инвестиционный договор – соглашение, которым устанавливаются права и обязанности лиц, в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от того, как такой договор именуется. А наименоваться он может как инвестиционный контракт, договор об инвестировании, договор на реализацию инвестиционного проекта, договор об участии в долевом строительстве, договор о совместной деятельности, договор простого товарищества, договор на строительство или реконструкцию \ реставрацию недвижимости.

Тем самым предмет инвестиционного договора – реализация инвестиционного проекта по осуществлению сторонами деятельности, связанной с инвестированием внебюджетных ден средств для строительства \ реконструкции \ реставрации недвижимости, кот создается в результате реализации проекта.

Правительство в значительной мере зарегулировало подобные договоры (избыточное регулирование). Число существенных условий значительно:

1. Предмет.

2. Характеристика объекта недвижимости

3. Срок действия договора

4. Земля и строение – самост объекты недвижимости => если договор связан с поземельной (рукотворной) недвижимостью, то необходимо урегулировать отношения с земельным участим => существенное условие – использование земельного участка.

5. Объем имущественных прав сторон на реализацию проекта. Кому что достанется, в какой доле.

6. График реализации инвестиционного проекта.

7. Суммарный объем капитальных вложений по проекту. Это условие – аспект предмета, но законодателем выделяется.

8. График финансирования проекта.

9. Порядок и сроки перечисления инвестором денежных средств.

10. Банковские гарантии, предоставляемые инвестором. Гарантия должна покрывать весь срок финансирования.

11. Страхование рисков.

12. Требования к порядку привлечения строительных организаций

13. Ответственность сторон. Зачем, ведь есть общие правила?! Разве что признать выполненный договор незаключенным!

14. В отношении объектов культурного наследия – формулирование охранных обязательств.

К счастью, все это избыточное регулирование касается только отдельной сфер инвестирования – объект фед собственности.

 

Иные подходы. Закон СПб № 282-43 О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности СПб для строительства и реконструкции. Свое понятие инвестиционного договора как заключаемого в соответствии с этим законом сделка, направленная на осуществление инвестиционной деятельности и представляющая собой смешанный договор, содержащий обязательства сторон по выполнению условий застройки земельного участка, проведению реконструкции, завершения строительства объекта недвижимости.

Эти отношения могут охватить и классические инструменты: подрядные отношения. Но давая общую дефиницию, законодатель перечислил еще и ряд отношений, кот рассматривается в качестве этого явления:

Ø соглашение собственников объекта недвижимости о порядке осуществления инвестиционной деятельности в отношении объекта недвижимости (о порядке использования),

Ø соглашение об установлении сервитутов (!),

Ø договоры о развитии застроенной территории (обычно заключается публичными субъектами со строительными организациями об облагораживании территории; на практике эти договоры вытеснены арендой с инвестиционными условиями),

Ø договоры аренды земельного участка на инвестиционных условиях – смешанный договор, направленный на осуществление инвестиционной деятельности в отношении земельного участка и содержащий обязательство сторон по аренде земельного участка, его застройке и выполнению иных инвестиционных условий.

Ø Договор купли-продажи земельного участка, кот заключается на торгах в соотв с законом 282-43 и представляют из себя возмездное отчуждение земельного участка, предназначенного для строительства.

\ => отсутствие единства в понимании инвестиций приводит к тому, что попытке юридизировать понятие ограничивается сфера отношений, в рамках которой дается дефиниция.

СПб

Поддержка и контроль

В СПб законы 30.08.08 О гос поддержке инвестиционной деятельности на территории СПб, 16.07.01 О гос поддержке инвестиций в жилищное строительство, 25.12.06 Об участии СПб в гос-частных партнерствах, 3.12.08 О стратегических инвестиционных проектах, партнерах.

Формы:

А) поручительства, выдаваемые городом в обеспечение возврата инвесторами кредитов

Б) налоговые льготы, кот предоставляются инвестору.

В) льготы, кот предоставляются кредитным учреждениям, финансирующие инвестиционные проекты

Г) льготы по арендной плате

Д) Отсрочки и рассрочки по платежам за предоставление объектов недвижимости на инвестиционных условиях.

Е) участие города в подготовке, экспертизе и реализации городских инвестиционных программ и проектов.

 

Ряд доп мер для сферы жилищного строительства: гарантии по кредитам, предоставляемые банком, льготы по арендной плате на те земельные участки, на кот осуществляется инвестиционные проекты

 

Участие СПб в инвестиционной деятельности:

Все на основе гос частного партнерства.

· Предоставление инвестору земельных участков для создания объектов невидимости

· Предоставление инвестору земельных участков и недвижимости для реконструкции объекта. По окончании срока инвестирования инвестор обязан вернуть городу право собственности (аналог репо или притворная сделка, прикрывающая аренду?! Вроде сомнению не подвергается).

· Инвестору предоставляется имущество или исключительные права в целях предоставления товаров, работ, услуг.

· Заключение с инвестором концессионных соглашений. С опорой на ФЗ. Пока что остается декларацией, все идет через договоры о гос-частном партнерстве

 

Режим стратегических инвестиционных проектов. Закон СПб и подзаконные акты: Пост Правительства от 28.04.09 № 440, расп комитета по инвестированию от 21.05.08 № 46, расп от 15.06.09 № 74.

Стратегический инвестор – субъект, осуществляющий инвестиции в целях реализации проекта, имеющего особое значение для развития СПб.

Стратегические партнеры – субъекты, деятельность которых имеет или может иметь значительное воздействие на соц-экон развитие СПб.

 

Контроль в СПб осуществляется Правительством или по спец поручению – ЮЛ. Правительство же пользуется такими инструментами как

· утверждением примерных форм инвестиционных соглашений

· дает метод рекомендации по заключению инвестиционных соглашений.

На практике основной контролер – комитет по инвестициям и стратегическим проектам СПб.

Правовые аспекты НИОКР

Гл 38 ГК. Специфика: условия расторжения, ответственность при вине, права на результата инт деятельности.

ЦБ (Банк России)

Правовая природа его волшебна. Не только в РФ, но и в др государствах идет дискуссия о том, что такое ЦБ. Восходят эти дискуссии к понимаю роли и функции.

3 основных направления:

1. ЦБ – орган управления.

2. ЦБ осуществляет коммерческую деятельность, так как кредитует банки.

3. ЦБ совмещает функции управления и коммерческую деятельность.

 

В РФ статус определяется целями деятельности. Это ст 3 Закона о ЦБ:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Хотя он и не отказывается от нее J.

 

Если говорить о нормативной основе деятельности, то статус ЦБ проистекает из КРФ. КС: конституционные полномочия ЦБ предполагают его исключительное право на осуществление денежной эмиссии. Плюс функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос власти, ибо реализация этих функций предполагает применение мер гос принуждения.

ЦБ является ЮЛ, но у него нет ни устава, ни иных учредит документов. Таким документом для ЦБ является Закон о ЦБ.

Закон допускает возможность предоставления банком банковских услуг субъектам гражданского оборота. Но круг лиц ограничен:

Ø кредитные организации,

Ø гос органы,

Ø гос внебюджетные фонды,

Ø воинские части

Ø военнослужащие

Ø служащие ЦБ.

 

Имущество ЦБ.

а) все имущество (включая уставный капитал) является фед собственностью. Но изъятие этого имущества или его обременение без согласия самого ЦБ не допускается. Так что это за такое ограниченное вещное право, если собственник не может пользоваться и распорядиться имуществом?!

Б) государство и ЦБ не отвечают по обязательствам друг друга => расходы ЦБ несет за счет собственных доходов: от банковских операций и от участия в капиталах кредитных организаций. Ден средства от эмиссии в состав доходов ЦБ не входят!

Инвестиционные банки

Про коммерческие- см закон.

Инвестиционные появляются в США после Великой Депрессии. Суть их деятельности – в управлении фин активами и совершении операций с ценными бумагами (при публичном размещении акций на биржах), фин консультирование. В 90-е годы появляется тенденция к размыванию границ между инвестиционными и коммерческими банками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.164 с.)