ТОП 10:

Правовое регулирование транспортной деятельности



Система источников

Четко выражена дифференциация частного и публ регулирования

Частное:

· ГК (гл 40 – перевозка, 41 – транспортная экспедиция)

· Детализация в транспортных уставах и кодексах. Поднимается вопрос о создании единого акта, но пока что сие не актуально, ибо слишком много особенностей.

o Воздушный кодекс

o КТМ

o Кодекс Внутреннего водного транспорта.

o УАТ

o УЖТ

· Иные ФЗ

o О железнодорожном транспорте

o О транспортно-экспедиционной деятельности

· Правила Правительством РФ - если их условия являются условиями публичного договора.

o Транспортной экспедиционной деятельности (Пост от 8.8.06 № 552)

o Перевозка наземным пассажирским транспортом (14.02.09 № 112)

· Правила министерств и ведомств (МПС в первую очередь)

o Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (изначально 1971 год).

o Правила заполнения перевозочных документов на ЖД транспорте (19.01.01 № 211).

o Правила перевозок ЖД транспортом грузов в открытом ПС (16.06.03 № 19)

o Правила формирования и применения тарифов в гр авиации (Минтрнас от 25.08.08 № 155)

Договоры об оказании услуг

Основной инструмент регламентации отношений в этой области.

Общая характеристика. Классификация по видам транспорта.

· ЖД

· АМ

· Речной

· Морской

· воздушный

 

по услугам:

- договор перевозки груза

- договор перевозки грузобагажа

- договор перевозки пассажиров

- договор об организации перевозок

- договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении

- договор буксировки

- договор транспортной экспедиции

- оказание лоцманских услуг

- морское агентирование

- договор о спасании души

- договор об аэронавигационном обслуживании

 

характеристика отд видов.

Договор перевозки грузов

Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать этот груз управомоченному на получение груза лицу, кот именуется получателем. Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Взаимный, возмездный, реальный. Исключение составляет чартер – он консенсуальный.

Предмет – обязательство перевозчика о поставке вверенного ему груза в пункт назначения и обязательство отправителя произвести оплату за оказанную услугу.

Выделяется в отд тип, ибо действия перевозчика подчинены единой цели – доставить груз по месту назначения. Сие – договорообразующий фактор, т.е. то, что повлияло на формирование договорного типа.

Реальный характер договора => заключен с момента передачи имущества => отношения в процессе подачи транспортных средств не охватываются этим договором => договор об организации перевозок.

Исключение – договор фрахтования. Он сформулирован как консенсуальный договор => охватывает отношения в связи с подачей ТС.

Способы осуществления договора перевозки груза:

1. составление и выдача отправителю транспортной накладной.

2. выдача ему коносамента.

3. квитанция отправителю о приеме груза. Распространен в сфере ЖД транспорта.

4. для оформления приема груза может быть выдан иной документ о приеме груза.

 

Субъекты отношений. Грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик.

Грузоотправитель – ФЛ или ЮЛ, собственник или владелец груза, либо уполномоченное титульным владельцем на заключение договора перевозки.

Грузополучатель – лицо, которому перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения. Это лицо не связано договорными отношениями с перевозчиком! Поэтому претензий быть не может?! На основании императивных правил сие меняется: в силу закона грузополучатель обязан получить груз. => договор перевозки грузов – это модель в пользу 3-го лица.

Перевозчик – коммерческая организация или ИП, обладающие правом на осуществление перевозок.

Обязанности перевозчика:

- обеспечить сохранность груза.

- Доставить груз в установленные сроки в пункт назначения

- Известить грузополучателя о прибытии груза

- Выдать груз получателю.

Права перевозчика:

- Право требовать оплаты перевозки груза

- удерживать груз в счет причитающейся платы

 

Оплата. По общему правилу, вносится до момент отправления груза.

Исчисление платежа. Проводится на основе 2-х критериев: длинна пробега ТС, осуществляющего перевозку, и время пребывания груза в пути. Поэтому важное значение придается отметкам в путевом листе о времени погрузки и разгрузки, и показателям счетчика.

 

Переадресовка.

Регламентируется только в УЖТ и КВВТ.

На ЖД транспорте по заявлению грузоотправителя или грузополучателя. В заявлении может быть изменен грузополучатель или станция назначения.

ВВТ: переадресовка может быть сделана пароходством по требованию грузоотправителя на страх и риск грузоотправителя.

КТМ и ВЗК не регламентируют переадресовку грузов, так как использование спец инструмента – коносамента – исключает необходимость использования переадресовке. При использовании воздушного транспорта переадресовку не ввести, ибо очень малы сроки доставки.

 

Выдача груза. На ЖД и ВВ имеет место после внесения платы за перевозку. Получение груза подтверждается подписью грузополучателя в дорожной ведомости. Для АМ необходимо составление 3 экз товарно-транспортных накладных, на всех ставятся подписи и печати, причем 2 остаются у экспедитора или его шофера.

В морском транспорте выдача груза осуществляется в порту выгрузки. Выдача различается в зависимости от того, каким документом сопровождается этот груз. Например, если именной коносамент – груз выдается тому получателю, который указан в именном коносаменте, либо тому лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи. По ордерному коносаменту груз выдается получателю, приказу которого составлен коносамент, а при наличии переданных надписей – тому лицу, которое указано последним в непрерывном ряду передаточных надписей. Если коносамент на предъявителя – предъявившему лицу.

Договор буксировки

Какбе оригинально.

Буксировка в российском праве осуществляется только в сфере водного транспорта. КТМ и КВВТ. Оба кодекса используют термин «плавучий объект» как предмет договора.

2 типа регулирования: назначает ли отправитель свой экипаж или нет. Если экипаж не назначается, то складывающиеся отношения укладываются в буксировку груза. Если отправитель назначает свой экипаж, то имеет место собственно буксировка, о кот говорит закон.

Объект буксировки остаётся в обладании экипажа отправителя, буксировщику не передаётся. Очевидно, что сие отпочковалось от договора перевозки. В основе самост модели лежит не столько способ перемещения, сколько специфика складывающихся при этом отношений. Эта специфика проявляется лишь при морской и водной буксировке, при иных видах отношения между субъектами укладываются в рамки перевозки грузов.

Содержание договора перевозки.

КТМ в ст 225 дает определение договора буксировки как обязанности владельца одного судна за вознаграждение буксировать другое судно, или иной плавучий объект (морская буксировка) на определенное расстояние.

Портовая буксировка аналогично, но не для расстояния, а для выполнения маневров на акватории порта.

КВВТ в ст 88: в соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (далее - буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее. В общем, консенсуальный, возмездный, двусторонний.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.93.2 (0.01 с.)