ТОП 10:

Специализация торговой сети.



В торговой сети применяется одна из форм специализации, которая состоит в рациональном формировании ассортимента товаров магазина в пределах определенной группы товаров.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю (признаку) и функциональной роли. Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Существуют 3 основных метода определения уровня специализации:

- как отношение количества специализированных магазинов к общему их количеству;

- как отношение товарооборота специализированных магазинов к общему товарообороту сети;

- как отношение торговой площади специализированных магазинов и секций к общей торговой площади (более точный метод).

Для продовольственной торговой сети рекомендуемый уровень специализации – 25-30%, для непродовольственной – более 80%.

С точки зрения специализации магазины могут быть объединены в следующие группы:

узкоспециализированные магазины имеют в своем ассортименте часть товарной группы – подгруппы (например, детская одежда, торты);

специализированные магазины осуществляют продажу товаров одной группы (например, культтовары, ткани, рыба);

комбинированные магазины объединяют родственные группы товаров, связанные общностью спроса (например, галантерея-парфюмерия, овощи-фрукты);

универсальные магазины реализуют все группы продовольственных или непродовольственных товаров для всех групп населения (Универмаг, Универсам);

неспециализированные магазины (магазины со смешанным ассортиментом) торгуют товарами различных групп, не образуя специализированные отделы и секции (Товары повседневного спроса, Продукты).

Типизация торговой сети.

Под типизацией торговой сети понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически современных и экономически эффективных типов магазинов. Характеристика магазина по основным его признакам представляет собой его тип (категория магазина, определяемая ассортиментным профилем, размером торговой площади и методом продажи товаров).

Типами розничного торгового объекта являются универмаг, универсам, гастроном, магазин «Ткани» и др.

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов для городских поселений (утверждена Министерством торговли РБ 09.01.2002г.), а также в Номенклатуру типов предприятий розничной торговли потребкооперации (утверждена Белкоопсоюзом 16.08.1996г.).

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные (предназначены для нового строительства в районах новой застройки) и дополнительные (используются преимущественно в районах старой застройки).

Размещение торговой сети в городах.

Общее количество магазинов, их товарная специализация, размеры, методы работы, территориальное размещение должны способствовать налаживанию во всех районах и населенных пунктах пропорционального и равномерного размещения розничной сети с широким применением прогрессивных методов обслуживания населения. Размещение розничной торговой сети в городах осуществляется на основе следующих принципов:

- равномерное размещение торговых объектов – характерно для торговых объектов, реализующих товарв повседневного спроса;

- групповое расположение магазинов – концентрация торговых объектов в местах пересечения транспортных потоков;

- размещение с учетом функциональной роли магазина.

В настоящее время применяется функциональная система размещения торговых предприятий, в соответствии с которой вся торговая сеть подразделяется на 2 взаимосвязанные группы магазинов: магазины районов жилой застройки и магазины общегородского значения. В жилой застройке концентрируется 75% всей торговой площади продовольственных магазинов и 25% торговой площади непродовольственных.

При размещении торговой сети оценивают влияние следующих факторов;

1) функционально-пространственные (территориальное развитие города и его инфраструктуры) – расположение города, его функции, характер застройки, направление развития жилья, транспорта;

2) социально-экономическое – численность, плотность, доходы/расходы населения, тенденции развития местной экономики;

Торгово-организационные.

Размещение торговой сети в сельской местности.

Развитие сельской торговой сети предполагает создание на территории определенного сельского населенного пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания.

Для потребительской кооперации в рамках административных районов рекомендуется концентрическая (ступенчатая) система построения розничной торговой сети. Она предполагает дифференцированное размещение торговых предприятий различных типов по трем основным функциональным группам населенных пунктов: районным центрам, местным (кустовым) центрам, рядовым селам.

Первую ступень торгового обслуживания предполагают в рядовых селах магазины «Товары повседневного спроса». Вторую ступень торгового обслуживания образуют магазины местных центров (универмаги площадью 650-1000м2, магазины «Продукты», «Промтовары»). Торговые объекты, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров эпизодического, периодического и повседневного спроса, обслуживая жителей всего района.

61. Этапы планирования развития розничной торговой сети.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генерального плана развития города в целом и отдельного его района.

Процесс планирования включает ряд этапов:

- анализ состояния розничной торговой сети – общее число торговых объектов, плотность торговой сети (количество магазинов на 1 кв. м. или на 1000 жителей), обеспеченность населения торговыми площадями (кв.м/чел);

- анализ условий развития города – экономические показатели по населению, градообразующие предприятия, обеспеченность населения жильем;

- определение необходимой потребности в торговой сети на конец планируемого периода (три метода: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математический);

- расчет необходимого прироста торговой сети: DП=П-Ф+С-В±Итп, где П – выявленная потребность в торговых площадях на конец планируемого периода; Ф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода; С – размер торговых площадей, подлежащих реконструкции или сносу; В – торговые площади, которые будут введены в эксплуатацию в плановом периоде; Итп – торговые площади, которые поменяют свой товарный профиль;

- выбор типов магазинов и их размещение;

- определение эффективности капитальных вложений в строительство объекта: коэффициент обще й эффективности – Коб.эф=Поб/Кз , где Поб – прибыль объекта, Кз – капитальные затраты; срок окупаемости: Т=Кз/Поб.

62. Методы определения потребности в торговых площадях.

При определении необходимой потребности в торговой сети на конец планируемого периода используются методы: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математический и др.

1) нормативный: П=(Н×Ч)/1000, где П – потребность в торговой сети на конец планируемого периода, м2; Н – норматив торговой площади на 1000 человек на конец планируемого периода, м2; Ч – планируемая численность жителей, чел.

Это основной метод определения потребности в торговой сети в РБ В качестве измерителя нормативов в практике планирования используется показатель торговой площади (м2) в расчете на 1000 жителей. Для Республики Беларусь системой государственных стандартов социального обслуживания населения республики утвержден норматив 600 м2 на 1000 жителей.

2) метод технико-экономических расчетов: Пi=Ti/ti; П=SПi, где Пi

- потребность в торговых площадях по i-той группе товаров; Ti – прогнозный объем продаж (выручка) от реализации i-той товарной группы; ti – товарооборот или выручка от реализации по i-той товарной группе товаров, обеспечивающий необходимый уровень рентабельности продаж.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.85.115 (0.011 с.)