Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оно применяется при выборе наиболее экономичных методов и приемов труда, рациональных систем организации и обслуживания рабочих мест, установлении лучших форм разделения и кооперации труда.

Поиск

Цели нормирования труда в торговле:

- четкое планирование деятельности торговой организации;

- эффективная организация труда;

- определение оптимального уровня производительности труда;

- обоснованное установление размеров зарплаты и премирования;

- социальная защита работников от чрезмерной интенсивности и продолжительности трудовых процессов.

Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятия самостоятельно разрабатывают свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.

Нормы труда определяют загруженность работников, влияют на степень полезного использования рабочего времени, состояние дисциплины труда, способствуют установлению рационального темпа и ритма работы. Их берут в основу определения численности персонала, размера оплаты их труда.

По назначению выделяют следующие нормы труда: времени; выработки; обслуживания; численности; нормированное задание.

Норма времени — это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками.

Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени (час, смену, месяц и т. д.). Норма выработки обратно пропорциональна норме времени.

Норма обслуживания — это число объектов, которые должны обслуживаться в единицу времени одним или несколькими работниками.

Норма времени обслуживания — это затраты времени на обслуживание одного объекта (покупателя, клиента, посетителя или оборудования).

Норма численности работников — это необходимое количество работников для выполнения предусмотренного объема работы в единицу времени.

Рабочее место: понятие, классификация.

Рабочее место – зона трудовой деятельности одного или нескольких работников, оснащенная необходимым оборудованием, инвентарем и запасом товаров, предназначенная для выполнения определенного вида работ (должностных обязанностей).

Рабочие места в торговле классифицируются по различным признакам:

- по степени разделения труда (индивидуальное/бригадное);

- по методам продажи товаров: (места для традиционной продажи/для прогрессивных методов);

- по степени механизации (немеханизированные/механизированные/автоматизированные);

- по продолжительности функционирования (постоянные/эпизодические/временные);

- по числу рабочих смен (односменные/полуторасменные/двухсменные);

- по месту расположения (в закрытых помещениях/на открытом воздухе);

- по условиям труда (с нормальными/вредными/с высокой нервно-психологической нагрузкой) и т.д.

Организация рабочих мест в торговле

Организация рабочего места включает следующие элементы: оснащение, планировка, обслуживание.

Уровень организации труда на рабочих местах во многом определяется степенью их технической оснащенности. Оснащение характеризуется совокупностью расположенного в границах рабочего места торгового оборудования, предметов технологической и организационной оснастки, а так же технической документации средств связи.

Потребность магазина в различных видах оборудования и технических средствах определяется по примерным нормам технического оснащения. Рабочее место должно быть оснащено различными приспособлениями для удобства работы, оборудованием для размещения и хранения товаров, упаковочными материалами, и др.

Планировка – взаимное пространственное расположение на отведенной площади торгового зала оборудования и предметов оснастки, а так же самого работника. Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочего места. Внешняя планировка заключается в установлении месторасположения рабочего места по отношению к другим местам в магазине или секции. Внутренняя планировка сводится к рациональному размещению на площади рабочего места оборудования, инвентаря.

Создание нормальных условий труда на каждом рабочем месте зависит от организации их рационального обслуживания, т.е. обеспечения наличия на рабочем месте товаров и упаковочного материала, инвентаря, инструмента и размещения их в определенном порядке. От уровня обслуживания рабочих мест во многом зависит и культура обслуживания покупателей.

Работа по обслуживанию рабочих мест подразделяется на:

- подготовительно-заключительную (пополнение рабочего запаса товара, подготовка торгового оборудования, перемещение товара в конце рабочего дня в зону хранения и т.д.);

- транспортную (доставка товаров к рабочему месту и перемещение их на рабочем месте в процессе продажи, вывоз тары и мусора);

- хозяйственно-бытовую (поддержание чистоты, порядка на рабочем месте, соблюдение работником личной гигиены, текущий ремонт оборудования).

Виды обслуживания: стандартное, планово-предупредительное, дежурное.

Рабочие места подвергаются аттестации и рационализации в соответствии с положением «Об аттестации и рационализации рабочих мест в торговле и общественном питании». Аттестация рабочего места – комплексная проверка рабочего места на соответствие техническим, организационным, экономическим и санитарным требованиям. В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается по трем группам показателей: технико-технологическим; организационным; условиям труда и технике безопасности.

По результатам аттестации каждое рабочее место относится к одной из 3 групп:

- аттестованные – рабочие места, показатели которых полностью соответствуют предъявляемым при их оценке требованиям или превышают их (коэффициент больше 0,75);

- подлежащие рационализации – рабочие места, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации (коэффициент 0,5-0,75);

- подлежащие ликвидации – рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой категории относятся рабочие места, рационализация которых экономически нецелесообразна, а также излишние рабочие места (коэффициент ниже 0,5). Рационализация рабочего места заключается в доведении показателей его состояния до требуемого технического и организационного уровня.

Режим работы торгового объекта.

Режим работы торгового объекта должен отвечать ряду требований:

- соответствовать интенсивности покупательского потока;

- гарантировать эффективное использование рабочего времени;

- обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учетом запросов работников.

При определении режима работы магазина или склада учитывается:

1) контингент обслуживаемых покупателей;

2) режим работы близлежащих торговых и иных организаций и учреждений;

3) обеспеченность данного района торговой сетью;

Коэффициент использования рабочего времени работников и др.

Во внешнем режиме работы магазина и склада должно быть определено:

- время начала и окончания работы;

- продолжительность рабочего для и обеденного перерыва;

- выходные и санитарные дни.

Время работы магазина и выходные дня согласовываются с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.

Режим работы магазина или склада может быть односменным, полуторасменным, двухсменным и круглосуточным.

Внутренний режим работы магазина или режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина или склада, в связи с чем могут применяться различные графики работы персонала.

Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается:

- время начала и окончания работы;

- время перерыва на обед и отдых;

- выходные дни.

При семичасовом рабочем дне устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, при восьмичасовом – пятидневная неделя с двумя выходными. Общая продолжительность рабочей недели – 40 часов.

Условия труда в торговле.

Условия труда ─ это совокупность взаимосвязанных санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических и социально-психологических факторов, которые воздействуют на человека во время работы.

К санитарно-гигиеническим факторам относятся элементы внешней среды (микроклимат, состояние воздушной среды, освещения и санитарно-бытовых помещений, уровень шума). При неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях снижается сопротивляемость организма человека простудным и инфекционным заболеваниям, а это ведет к увеличению количества целодневных потерь рабочего времени. Рекомендуемая температура в кабинетах – 18-21. В торговом зале: прод – 12-14, непрод – до 18. Скорость движения воздуха – не более 0,5 м/с.

К психофизиологическим факторам относятся: нервно-психологическое напряжение, связанное с процессами мышления, внимания, памяти; нагрузка на нервно-двигательный аппарат в связи с выполнением работы; темп и ритм работы; режим рабочего времени и отдыха.

Напряженность труда определяется степенью влияния на человека умственной деятельности:

- интеллектуальный труд;

- сенсорные нагрузки – на слуховой, голосовой аппарат и длительность сосредоточенного напряжения;

- эмоциональные нагрузки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.31 (0.007 с.)