Организация и обслуживание рабочих мест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и обслуживание рабочих мест



На основе принятого разделения и кооперации труда на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий по совершенствованию организации и обслуживанию рабочего места. Труд человека всегда осуществляется во времени и в
пространстве. Объектом пространственного приложения труда является рабочее место – зона, оснащенная техническими средствами в которой осуществляется деятельность одного или нескольких исполнителей.

Рабочее место является первичным и главным звеном в любом производственном процессе, его организационно-технической основой. Это элементарная часть производственной площади (территории, пространства), на которой расположены все элементы процесса производства и на которой субъект труда (работник или группа работников) в соответствии с определенным целевым назначением, технологией и в определенных условиях осуществляет организованную трудовую
деятельность. Следовательно, от эффективного функционирования каждого рабочего места зависят общие результаты труда на рабочем месте, участке, цехе,
предприятии.

Организация рабочего места – это система мероприятий по его специализации, оснащению средствами и предметами труда, их размещению в определенном порядке, его внешнему оформлению и созданию надлежащих условий труда.

Рабочие места должны: способствовать снижению утомляемости, располагать простыми и надежными приспособлениями поиска документации, средств труда, создавать возможность удобным информационным связям. В таблице 15 приведена классификация рабочих мест по основным признакам.

Таблица 15. Классификация рабочих мест по основным признакам.

Признак классификации Вид рабочего места
1. По уровню механизации. Ручные – один или несколько исполнителей выполняют работу с помощью ручных орудий труда Машино - ручные – рабочие места, на которых преобразование предметов труда осуществляется машинами и механизмами при непосредственном участии работников. Механизированные рабочие места – на них трудовые процессы осуществляются машинами и механизмами, действие которых направляет один или группа работников. Эти рабочие места бывают частично-механизированные или комплексно-механизированные. Основная задача организации комплексно-механизированных рабочих мест – обеспечение синхронной деятельности машины и человека. Автоматизированные рабочие места – работа осуществляется механизмами, выполняющими все основные технологические операции без непосредственного участия рабочего. Вспомогательные работы механизированы частично (полуавтоматы) или полностью (автоматы). Управление процессом производства изделия ведется автоматически по заданной программе. Рабочий наблюдает за работой автомата, настраивает его, устраняет возникающие неполадки, контролирует подачу сырья, материалов, заготовок. На полуавтоматах рабочий периодически заполняет приемные устройства машины сырьем и материалами. На автоматах подача сырья и материалов осуществляется автоматически. Аппаратурные рабочие места – оснащены специальным оборудованием (печами, аппаратами, камерами, емкостями), в которых происходит процесс теплового и (или) химического (физико-химического) воздействия на предмет труда. Рабочие наблюдают за ходом технологического процесса, регулируют его, запускают в работу оборудование или останавливают его работу. Такие процессы преобладают в металлургической, химической, нефтеперерабатывающей, и некоторых других отраслях промышленности.
2. По количеству обслуживаемого основного технологического оборудования. Одностаночные (одноагрегатные).   Многостаночные (многоагрегатные).  
3. По числу исполнителей. Индивидуальное – работает один исполнитель Коллективное (или бригадное) – работают несколько исполнителей.
4. По типу и виду производства   По типу производства – рабочие места в массовом, серийном и единичном производстве. По виду производства – рабочее место в основном и вспомогательном производстве.
5. По степени специализации.   Специальные – рабочие места, на которых выполняется одна технологическая операция. Характерны для массового производства с большой повторяемостью операций. Рабочие места оснащают узкоспециализированным оборудованием, обеспечиваются ограниченным количеством видов инструмента при его высокой специализации. Специализированные – рабочие места, на которых выполняются ограниченное число однотипных работ. Они типичны для среднесерийного, крупносерийного и массового производства. В серийном производстве повторяемость производственных операций велика, поэтому эти рабочие места оснащают специализированным оборудованием, которое часто объединяют в поточные линии. Эти линии легко переналаживаются на изготовление различных деталей и узлов. Рабочие места оснащаются специализированной оснасткой, приспособлениями. Универсальные – рабочие места, предназначенные для выполнения разнородных работ. Характерны для мелкосерийного и единичного производства, так как там существует незначительная повторяемость производственных операций. Применяется универсальное оборудование и большое количество разнообразного инструмента.
6. По функциям исполнителей и профессиональным признакам. По функциям исполнителей рабочие места подразделяются на: руководителей, специалистов, служащих, рабочих, обслуживающего персонала, охраны и т.д. По профессиональному признаку могут быть места бухгалтера, экономиста, машиниста и т.д.
7. По месту нахождения. В помещении, на открытом воздухе, под землей.
8. По числу смен.   Одно и многосменные рабочие места.
9. По расположению рабочего. Сидя, стоя, попеременно.
10. По условиям труда. Выделяют рабочие места с нормальными условиями, с тяжелым физическим трудом, с особо вредными условиями, с особо тяжелым трудом, с особо вредными условиями, с высокой нервно-психической напряженностью, с монотонным трудом.
11. По степени подвижности рабочих мест. Стационарные, передвижные.

Оснащение рабочего места

Оснащение рабочих мест – это обеспечение их оборудованием, оснасткой,
то есть всем необходимым для эффективной работы на них. Должно соответствовать характеру осуществляемых на нем работ, облегчать труд рабочего, быть удобным и безопасным.

Средства оснащения рабочих мест могут быть постоянными, т.е. всегда находящимися на рабочем месте, и временными, используемыми лишь для выполнения отдельных видов работ.

Основные факторы, влияющие на оснащение и планировку рабочего места:
тип производства, тип технологического процесса, характер труда работника, условия труда, уровень разделения труда и т.д.

Исходным этапом проектирования рабочего места является его специализация, т. е установление рационального производственного профиля и закрепление за ним определенного круга работ и операций по признаку их технической однородности, сложности, точности и т.д. От уровня специализации рабочего места зависит состав применяемого основного технологического оборудования
и оснащения.

Перечень основных элементов оснащения рабочего места

· Основное технологическое оборудование – станки, машины, агрегаты, установки, счетная и вычислительная техника, аппараты, автоматические линии, и т.д., предназначенные для выполнения основных работ, то есть оказывающее непосредственное воздействие на предмет труда и постоянно находящееся на рабочем месте.

· Вспомогательное оборудование – сборочные, сварочные, испытательные стенды, транспортеры, краны, подъемные устройства и другие устройства, предназначенные для обеспечения выполнения операций по подаче к рабочему месту и непосредственно в рабочую зону предметов труда, их подъему, установке, съему и отправке с рабочего места.

· Технологическая оснастка – зажимные приспособления, кондукторы, рабочий и измерительный инструмент, контрольно-измерительные приборы, канцелярские принадлежности для служащих, расходные материалы и т.д.

· Организационная оснастка – средства размещения и хранения, производственная тара, производственная мебель, средства хранения и размещения документов, средства связи и т.д.

Требования эргономики к основному и вспомогательному оборудованию

– Конструкция оборудования должна обеспечивать удобство его эксплуатации и способствовать устранению излишних усилий рабочего.

– Высота расположения органов управления, высота рабочих поверхностей должна соответствовать оптимальной рабочей зоне.

– Конструкция и цветовое оформление оборудования должна отвечать требованиям технической эстетики.

Планировка рабочего места

Планировка рабочего места – это пространственное размещение средств, предметов труда и исполнителей с учетом антропометрических, биомеханических данных и основных характеристик органов чувств человека.

Методологическая основа научно обоснованной планировки рабочего места – ее соответствие эргономическим требованиям. Это достигается за счет рационального формирования рабочих зон и правильного размещения материальных элементов произ­водства в соответствии с антропометрическими и психофизиоло­гическими данными человека на основе обеспечения рабочему необходимого оперативного пространства (с учетом экономного использования производственных площадей), позволяющего сво­бодно осуществлять трудовые функции.

Некоторые требование к планировке рабочего места и размещению оснастки.

1. Рациональная планировка рабочего места должна предусмат­ривать четкий порядок и постоянство в размещении инструмен­тов и приспособлений, документации, деталей, заготовок как в процессе работы, так и при их хранении и обеспечивать удобную рабочую позу, выполнение трудовых процессов с максимальной экономией движений рабочего, а также полную безопасность труда. При планировке рабочего места следует создавать условия для его эффективного обслуживанияне только в нормальной,нои в аварийной обстановке.

2. Необходимо обеспечить правильное использование от­веденной для рабочего места производственной площади. Этому способствует микроклассификация рабочего пространства, в ос­нову которой положены степень и частота использования того или иного участка площади рабочего места. На рабочем месте фиксируется оперативное и вспомогательное рабочее простран­ство. В оперативном пространстве, где осуществляется основная доля трудовых затрат на выполнение технологической или про­изводственной операции, размещается все необходимое для этого оборудование, во вспомогательном пространстве – реже исполь­зуемые средства и предметы труда. Оперативное пространство может подразделяться
на рабочие зоны различной значимости. Рабочая зона – это участок трехмерного пространства, ограни­ченный пределами досягаемости рук в горизонтальном и верти­кальном направлениях.

3. Выбор рабочей позы. Большое значение имеет выбор рабочей позы, вызывающей минимальное утомление работника: «сидя», «стоя» или «сидя – стоя». Выбор осуществляется с учетом физических усилий, не­обходимых для выполнения работы, ее темпа и характера. Так, при выполнении работ с усилиями до 5 кг, а также при невысо­ком темпе работы и небольшом размахе рук наиболее целесооб­разна рабочая поза «сидя», при значительных усилиях (10 – 20 кг) или при большом количестве движений с широким раз­махом – «стоя», при наблюдениях за работой оборудования и многих других работах – «сидя – стоя». Целесообразность ра­бочего положения определяется с помощью метода моделиро­вания.

4. Исключение возможности нанесения травмы, соблюдение правил экономии движений (min коротких движений). Во многих случаях рабочему приходится
делать за смену сотни движений, многие из которых бывают лишними. Поэтому первой задачей рационализации планировки рабочего места яв­ляется сокращение их числа. В этих целях на многих предприятиях разрабатываются маршруты
передвижения рабо­чих и схемы планировки рабочего места в горизонтальной
и вер­тикальной плоскостях, составляются модели структуры трудовых действий, определяются длина и траектории трудовых движений, вычерчивается планировка рабочих поверхностей рабочего места и пр.

5. Площадь рабочего места определяется нормами промсанитарии и техники безопасности. Основным показателем, характеризующим рациональность использования производствен­ной площади, является удельная площадь, приходящаяся в сред­нем на один станок вместе с проходами. В машиностроении, на­пример, ее нормативы составляют: для мелких станков – до 10 – 12 кв. м, для средних –
15 – 25, для крупных – 30 – 45 и для особо крупных – 50 – 100 кв. м. Второй показатель – это са­нитарные нормы площади, согласно которым на каждого рабо­тающего должно приходиться не менее 4,5 кв. м производствен­ной площади при высоте помещения 3,2 м.

Изучение рациональности планировки рабочего места вклю­чает также ее анализ в вертикальном разрезе: определяется соот­ветствие антропометрическим
данным человека высоты рабочей площади, производственной мебели, расположения средств управ­ления, организационно – технической оснастки, обеспечивающих физиологически целесо­образную рабочую позу. Проверяется правильность расположе­ния источников света, средств вентиляции и т. п. Одновременно устанавливается соответствие расстановки обо­рудования и оснастки нормам техники безопасности и условиям труда.

6. Важные исходные предпосылки проектирования рациональ­ной планировки рабочего места – его специализация в соответ­ствии с установленной технологией и формами разделения и ко­операции труда; принятая планировка оборудования на участке, в цехе; его технологическая и организационная оснащенность, система обслуживания; разработанные методы и приемы труда; требования техники
безопасности и охраны труда. Каждый из этих факторов оказывает непосредственное влияние на необхо­димую величину производственной площади и систему размеще­ния технологической и организационной оснастки на рабочем месте.

Проект планировки рабочего места разрабатывается с учетом количества
обрабатываемых деталей, заготовок, собираемых уз­лов, которые должны обеспечивать непрерывную работу в тече­ние смены и не загромождать рабочие места. При этом преду­сматривается, что все детали, заготовки, узлы находятся в соот­ветствующей таре, на подставках или стеллажах. При планировке рабочих мест необходимо соблюдать раци­ональную ширину транспортных проходов и проездов, а также правильно определять виды подъемно-транспортных средств. Основные продольные и поперечные проезды должны быть сквоз­ными, без тупиков.

На рабочих местах в массовом и крупносерийном производ­стве большое
внимание уделяется вопросам размещения пред­метов и средств труда непосредственно в зоне оперативной ра­боты, а также организации транспортировки
предметов труда. В мелкосерийном и индивидуальном производстве особое
вни­мание уделяется быстрой подготовке к выполнению задания, т. е. рациональному размещению инструмента, приспособле­ний и т. д.

7. При многостаночном обслуживании расположение оборудо­вания должно быть взаимоувязано с маршрутом движения рабо­чего во время трудового
процесса. Место рабочего должно быть максимально приближено к предметам и средствам труда с уче­том времени их обработки и использования, обеспечивать опти­мальный обзор, безопасность труда, удобство рабочей позы.

Обслуживание рабочих мест

Обслуживание рабочих мест является исключительно важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда.
От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и
продукции.

Организация обслуживания рабочегоместа – означает его обеспечение по
установленному регламенту средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места: средства труда, предметы труда, субъекты труда (работники).

Система обслуживания – это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.Все функции обслуживания группируются следующим образом:
(смотри таблицу 16).

Таблица 16. Основные функции обслуживания рабочего места

Функции Содержание работ и исполнители
Инструментальная Обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента, хранение и доставка. (Заточник, слесарь-раздатчик).
Наладочная Наладка и подналадка оборудования, технический инструктаж. (Наладчик).
Энергетическая Обеспечение рабочих мест всеми видами энергии.
Поддержание оборудования в рабочем состоянии Профилактическое обслуживание оборудования, ремонт, наладка оборудования. (Слесарь-ремонтник, электро-монтер).
Ремонтно-строительная Текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки.
Складская Прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента. (Комплектовщики, раздатчики, подносчики).
Транспортная Погрузочно-разгрузочные работы, доставка к рабочим местам предметов и средств труда и вывоз готовой продукции. (Водители, грузчики).
Контрольная Контроль качества сырья, материалов, инструментов, готовой продукции. (Контролеры, браковщики).
Информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий.
Санитарно-гигиеническое обслуживание, хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание, медицинское обслуживание, культурное обслуживание, охрана труда.

Системы обслуживания могут быть различными (см. таблицу 17) в зависимости от конкретных условий производства или организационно-технических факторов. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах. Но ко всем системам предъявляются общие требования. Система обслуживания должна быть: комплексной, рациональной, гибкой, прогрессивной, плановой, предупредительной, своевременной, надежной и экономичной.


Таблица 17. Системы обслуживания рабочего места
Система обслуживания Тип производства Основания для ее применения Отличительные особенности
По форме выполнения функций
1. Система дежурного обслуживания Единичное и мелкосерийное производство Сменно-суточные задания.   Характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и регламентов. Выполняется вспомогательными рабочими при возникновении потребности в обслуживании с помощью различного рода сигналов. Система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
2. Планово-предупредительное обслуживание Крупносерийное и среднесерийное производство Календарные планы-графики запуска партии деталей, переналадки оборудования, часовые графики, увязанные с производственными планами и заданиями. Обслуживание осуществляется вспомогательным персоналом при почти полном освобождении основных рабочих от функций обслуживания своих рабочих мест. При этой системе осуществляется плановое и активно-предупредительное обслуживание: – обеспечивается такое положение, при котором необходимые материалы обязательно поступают на рабочее место в соответствующий момент времени. – осмотр и ремонт оборудования производят в заранее определенный срок. – переналадка оборудования, подготовка и изготовление специальной технологической оснастки осуществляется вовремя, с учетом запуска в обработку новых партий деталей и т.д. Внедрение этой системы требует значительной подготовительной работы, значительных трудовых и материальных затрат. Однако профилактический характер работ обеспечивает ритмичность работы, повышает производительность труда у основных рабочих. Осуществляется часто в межсменные паузы и обеденные перерывы.
3. Система стандартного обслуживания (регламентированного).   Поточно-массовое производство Жесткие стандарты расписания, регламенты и графики обслуживания.   Характеризуется принудительным режимом обслуживания. Производственный рабочий полностью освобождается от функций обслуживания, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и измерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда.. Данная система обслуживания является наиболее экономичной, но для ее организации требуется жесткая ритмичность основного производства.
В зависимости от степени централизации
1. Централизованное Предполагает сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или предприятия. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслуживания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономической эффективности.
2. Децентрализованное При данном виде обслуживания функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинством этого вида обслуживания является, зачастую, более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными его недостатками являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).
3. Смешанное (комбинированное) При данной системе обслуживания часть функций обслуживания выполняется централизованно, а часть – децентрализовано.
         

 


При выборе форм обслуживания на различных участках про­изводства целесообразно пользоваться рекомендациями, приведенными в таблице 18.

Таблица 18. Выбор системы обслуживания рабочих мест.

Характер специализации или форма организации производственного процесса на участке Номенклатура производства Тип производства
единич­ное и мелкосе­рийное серий­ное крупно­серийное массо­вое
Технологически специализированный уча­сток Любая ДО ДО или НПО ППО ППО или СО  
Предметно-специализи­рованный участок Малономенкла­турное ДО ДО или ППО   ППО   СО  
Многономенкла­турное ДО ДО или ППО ППО ППО или СО
Участок групповой обработки деталей —   ДО ППО ППО ППО
Поточные линии   Однономенкла­турное НПО ППО СО
Многономенкла­турное Без догрузок – ППО
С догрузкой – ДО  
Автоматические линии   Однономенкла­турное и мало­номенклатурное   ППО ППО СО  
               

Примечание: ДО – дежурное обслуживание; ППО – планово-предупреди­тельное обслуживание; СО – стандартное обслуживание.

Многостаночное обслуживание

Многостаночное обслуживание – этотакая форма организации труда, когда один или несколько рабочих (бригада) обслуживают одновременно несколько станков или автоматов. Оно основано на использовании машинного времени,
в течение которого не требуется выполнять ручную работу или наблюдать за
ходом технологического процесса на данном станке или агрегате.

Многостаночное и многоагрегатное обслуживание развивается по мере
автоматизации производственных процессов, совершенствования производства
на основе его специализации, а также вследствие повышения технического
уровня рабочих.

Основное условие использования многостаночного обслуживания состоит в том, что машинно-автоматическое время каждого станка должно быть больше
или равно тому времени, в течение которого рабочий занят обслуживанием
всех остальных станков.

Это выражается следующим образом:

tма ≥ tз (n-1)

tм – машинно-автоматическое время станка, в течение которого рабочий
свободен от функций по его обслуживанию;

tз – время занятости на одном станке, т. е. время вспомогательной работы,
активного наблюдения за работой одного станка и перехода от одного станка
к другому;

n – количество одновременно обслуживаемых станков.

Способствуя рациональному использованию машинного времени, удельный вес которого возрастает в результате автоматизации технологии производства, многостаночное обслуживание помогает реализовать возможность роста производительности труда. Производительность труда многостаночника при этом растет почти пропорционально увеличению числа станков или агрегатов, обслуживаемых одним рабочим.

Автоматизация цикла обработки при многостаночном обслуживании является важным условием безаварийной работы оборудования и фактором снижения нервного и физического напряжения рабочего в процессе труда.

Основные условия организации и развития многостаночного обслуживания:

1. Рациональная планировка участков, обеспечивающая хороший обзор
станков.

2. Рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем месте, разработка удобных и кратчайших маршрутов передвижения многостаночника
от одного станка к другому, свободный подход к каждому станку, возможность свободного обзора всего обслуживаемого оборудования из любой точки
маршрута обхода.

3. Применение рациональных форм разделения и кооперации труда, передача функций наладки и подналадки станков наладчикам, переход к коллективным формам труда.

4. Рациональный подбор деталей подлежащих обработке (по идентичности
конструкторских форм и размеров, общности технологических операций и
переходов) в условиях многостаночного обслуживания.

5. Увеличение размеров партий обрабатываемых деталей на основе специализации рабочих мест многостаночников.

6. Определение наиболее эффективных систем обслуживания, введение регламентированного обслуживания рабочих мест.

7. Введение контроля качества продукции.

8. Необходима проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и анализ баланса рабочего времени и работы оборудования с целью выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности выполнения норм.

9. Расчет экономической эффективности внедрения многостаночного
обслуживания.

10. Обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на
многостаночное обслуживание и в достижении высоких результатов их труда.

Создание предпосылок развития многостаночного обслуживания связано с проведением подготовительной работы, направленной на совершенствование
технологий, модернизацию оборудования, повышения уровня технической
оснащенности производства, улучшения планировки участка и рост квалификации кадров.

Так как число станков обслуживаемых одним рабочим зависит от соотношения машинного и ручного времени, наибольшее значение имеют мероприятия, направленные на снижение затрат ручного времени, внедрение приспособлений с быстродействующими зажимами, автоматических контрольно-измерительных приборов и т.д.

Применение автоматических загрузочных приспособлений и средств активного контроля не только сокращает затраты вспомогательного ручного времени,
но и позволяет обслуживать станки в произвольные моменты. В результате этого уменьшаются простои оборудования, связанные с необходимостью обслуживания одновременно нескольких станков.

Система многостаночного обслуживания и формы организации труда рабочих многостаночников зависят от применяемого оборудования и организации
производства.

Классификация рабочих мест многостаночников с точки зрения

организации труда и технологии производства.

С точки зрения организации труда рабочие места многостаночников
делятся на индивидуальные, когда группу станков обслуживает один рабочий
и бригадные. На многостаночных рабочих ме­стах может иметь место работа
одного рабочего, совмещающего функ­ции оперативной работы, наладки и подналадки оборудования, либо разделение этих функций между рабочим-оператором и наладчиком. В последнем случае лучше используется оборудование, так как при наладке или подналадке одного из станков другие станки
продолжают работать.

Обслуживание рабочих мест многостаночника бывает:

– обслуживание нескольких станков-дублеров, т. е станков, не связанных
общим ритмом работы с другими станками и работающих независимо друг от друга, следовательно, остановка одного из них не вызывает остановку других.

– обслуживание станков, связанных общим ритмом работы.

На станках несвязанных общим ритмом работы может иметь место как циклическое обслуживание, по заранее разработанному и периодически повторяющемуся маршруту, так и нециклическое обслуживание, когда у рабочего многостаночника нет постоянного маршрута обслуживания оборудования.

При циклическом обслуживании рабочий последовательно выполня­ет приемы вспомогательной работы, переходя от первого станка ко вто­рому, от второго к третьему и т. д. Циклическое обслуживание преоб­ладает на поточных линиях и на многостаночных рабочих местах, в со­став которых включены станки-дублеры,
т. е. станки, на которых выпол­няется одна и та же технологическая операция.

При нециклическом обслуживании, которое преобладает в мелкосе­рийном и серийном производстве, рабочий подходит к первому станку, на котором закончилась основная (технологическая) работа, вне зави­симости от расположения
станков на участке.

С точки зрения технологии производства и применяемого оборудо­вания
многостаночные рабочие места могут быть технологически одно­родными, если в их состав включены однотипные станки (зуборезные, токарные автоматы,
фрезерные, резьбонарезные и т. д.) или технологи­чески разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В этом случае рабочие многостаночники
совмещают несколько профес­сий соответственно типам станков, включенных
в их рабочее место.

Наиболее широкое распространение в промышленности получили три метода многостаночного обслуживания:

Сторожевой (дежурный). При сторожевом методе рабочий наблюдает за работой всех станков, подходит к ним, когда возникает необходимость. Этот
метод возможет при обслуживании группы разнотипного технологического
оборудования, станков-дублеров и целесообразен при обслуживании небольшого количества станков.

Маршрутный. Многостаночник по определенному маршруту обходит
объекты, останавливаясь у тех, которые требуют обслуживания. Данный метод применяется повсеместно, в случае циклической и нециклической работы, но при большой зоне обслуживания.

– Маршрутно-сторожевой. Этот метод обслуживания сочетает два первых метода. Его применение целесообразно при обслуживании нескольких станков, среди которых имеются станки, выполняющие однопроходные операции с большей длительностью технологического цикла, а также станки, выполняющие относительно короткие, но многопроходные операции. Тогда обслуживание первых, с длительным технологическим циклом, осуществляется по маршрутному способу, а остальных – по мере необходимости.

Варианты планировки рабочего места многостаночника

Маршрут обхода при многостаночной работе может быть (смотри рисунок 7) параллельный, перпендикулярный, кольцевой, линейный, смешанный.
Он должен удовлетворять следующим условиям:

а) Быть наиболее коротким, чтобы рабочий как можно быстрее вернулся к тому месту, от которого ушел (чтобы быстрее устранить возникшие за время его отсутствие неполадки).

б) Обеспечивать равномерное обслуживание каждого станка, или участка
рабочего места.

в) Быть простым.

 

Рисунок 7. Маршрут обхода при многостаночной работе.

Построение графиков многостаночного обслуживания

Число одновременно обслуживаемых станков рабочим – многостаночником (норма обслуживания) может быть определено путем построения графика или аналитически из соотношения времени машинно-автоматической работы механизма tм и времени tз, характеризующего занятость рабочего – многостаночника.

Рассмотрим основные этапы построения.

1. Согласно информационным картам определяют структуру оперативного времени по каждой операции, включенной в многостаночное обслуживание
по зависимости tоп i = tмi + tз i

2. Строят сетку графика, для чего чертят число горизонтальных строчек,
равных предполагаемому числу совмещаемого оборудования, оставляя промежутки между строчками, соответствующие ожиданию (подходу) рабочего или выполнению рабочим работы, не связанной с определенным станком.

3. На сетку графика наносят продолжительность каждого элемента процесса труда в строгой последовательности их выполнения.

Варианты графиков многостаночного обслуживания представлены на рисунке 8

При обслуживании станков – дублеров норма обслуживания рассчитывается исходя из основного условия многостаночной работы – отсутствия простоев
в работе обслуживаемых станков (рисунок 8, вариант а).

Для станков – дублеров имеют место соотношения:

tм1 = tм2 = … = tмn;

tз1= tз2 = … = tзn;

tм = tз (n-1)

Норма обслуживания определяется по формуле:

tм машинно-автоматическое время на любом из совмещаемых станков.

t з время занятости рабочего, т.е. ручное вспомогательное время (tр) с учетом времени перехода от одного станка к другому (tпер) и времени активного наблюдения (tнабл) на любом из обслуживаемых станков. Округление нормы обслуживания обычно производится в меньшую сторону. В большую сторону округление
возможно лишь в том случае, когда заданный объем одной и той же работы выполняется на группе одинаковых станков и когда значение n близко к принятому.

Время на переход (tпер) рабочего от станка к станку определяется из расчета
0,015 мин. на 1 м пути. Время активного наблюдения tнабл определяется как
5% от tм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.073 с.)