ТОП 10:

Организация и осуществление торговой деятельности.



В данный блок входит наибольшее количество нормативных правовых актов. Его основу составляют Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о торговле, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности и осуществлению торговой деятельности.

Положения данных федеральных законов конкретизируются в следующих постановлениях Правительства Российской Федерации:

от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;

от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»;

от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;

от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;

от 31 декабря 2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образующие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности, федеральные законы:

– от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

– от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;

– от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

– от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

– от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

– от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

– от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

– от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

– от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;

– от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Одновременно требования к организации торговой деятельности (организации и использования торговых объектов) и осуществлению торгового процесса (выполнению торгово-технологических операций) содержатся в федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в его развитие подзаконных нормативных правовых актах, и федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Наиболее сложным является нормативный массив об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так для реализации положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» принято более десятка постановлений Правительства Российской Федерации (в частности, от 25 июня 2007 г. № 401 «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации», от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», от 31 декабря 2005 г. № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками», от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками», от 19 июня 2006 г. № 380 «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 25 июня 2007 г. № 400 «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых разрешаются производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта», и другие) и более десятка ведомственных актов – Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы по регулированию алкогольной рынка.

Комплексно регулируются и отношения, возникающие при организации и осуществлении торговли на розничных рынках – Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и принятые в их развитие постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. № 297 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», от 28 апреля 2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений», от 10 марта 2007 г. № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка».

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонопольного законодательства, основу которого составляет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за нарушения вышеперечисленных нормативных правовых актов предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с нормами федеральных законов от 6 октября 1999 г.
№184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» принимали свои нормативные акты, преимущественно регулирующие отношения в сфере торговли в части установления требований к организации торговой деятельности (размещении торговых объектов, режиме работы торговых объектов, техническом и ином оснащении торговых объектов и т.д.).

Статьей 3 Закона о торговле закреплено право:

субъектов Российской Федерации на региональное нормотворчество в сфере торговли посредством принятия законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Более того, Законом о торговле за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов (статья 10), порядок организации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации площадями торговых объектов (статья 19);

органов местного самоуправления на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В частности, статьей 10 Закона о торговле на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.85.115 (0.011 с.)