Поддержка кооперации малого и среднего бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержка кооперации малого и среднего бизнеса



Кооперацию необходимо рассматривать в двух аспектах:

- сбытовые кооперативы малых и средних производителей;

- закупочные кооперативы малых и средних торговых предприятий.

Сбытовые кооперативы производителей позволяют агрегировать предложение нескольких производителей и с приемлемыми удельными издержками создать единую систему дистрибуции, которая позволит членам кооператива:

- выйти в новые регионы и каналы продаж (в т.ч. соответствовать требованиям крупных розничных игроков о ритмичности и объемах поставок, контроле качества, маркировке и др.);

- увеличить рыночную власть малых и средних производителей и получать более привлекательные условия у торговых компаний;

- снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних производителей и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.

Закупочные кооперативы позволяют объединить спрос нескольких малых и средних розничных компаний, что в результате дает возможность:

- создать эффективную систему дистрибуции, позволяющую снизить удельные издержки, в т.ч. построить склады и др.;

- получить лучшие условия у поставщиков за счет эффекта масштаба;

- устранить посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей;

- внедрить современные IT-системы, слишком дорогие для одного малого или среднего предприятия;

- в некоторых случаях создать и продвигать единый бренд, который сможет на межрегиональном или даже федеральном уровне, конкурировать с брендами сетевых игроков;

- снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних торговых компаний и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.

Кооперативное движение, в целом, должно развиваться малыми и средними игроками естественным образом, как ответ на конкурентное давление сетей и крупных производителей. Тем не менее, для поддержки кооперативного движения целесообразно:

- совершенствовать законодательство о закупочных и сбытовых кооперативах, которое позволит защитить интересы компаний, вступающих в кооператив: например, необходимо решение вопроса о залоговой базе кооперативов, а также упрощение процедур регистрации и отчетности кооперативов;

- вести пропаганду идеи кооперации среди российского малого и среднего бизнеса, в том числе с рассказом об успешном международном опыте, оказывать консультации компаниям, вступающим в кооперативы;

- в ряде случаев, когда производители слишком малы или их слишком много (например, малые сельскохозяйственные производители), целесообразно создать сбытовой кооператив силами государства.

Отдельно следует выделить необходимость поддержки кооперации малых сельскохозяйственных производителей и торговых предприятий, находящихся на относительно привлекательных и непривлекательных для бизнеса территориях. Во многих сельских населенных пунктах нецелесообразно создавать розничные точки крупных форматов. Основой торговой инфраструктуры там должны быть малые торговые предприятия, которые могут существенно повысить эффективность своих операций, качество товаров и обслуживания с помощью кооперации. Такая поддержка может осуществляться через существующую систему потребкооперации на селе (Центросоюз).

Европейской организацией социальных и экономических исследований было проведено исследование влияния кооперации компаний малого и среднего бизнеса на их эффективность. Основными показателями для оценки эффективности были выбраны динамика прибыли компаний, ассортимент продукции, качество предоставляемых услуг, доля расходов на R&D (исследования и разработки) от доходов компаний, исследование проводилось на примере компаний малого и среднего бизнеса из Европейских стран[8]. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация приводит к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

Рис. 36. Эффективность кооперации в европейских странах

7.6. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки

Проблемы, связанные с дефицитом топ-менеджмента и сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании, тогда как решение с дефицитом сотрудников средней квалификации в сфере торговли, требует государственного вмешательства.

Розничные компании реализуют корпоративные образовательные программы, нанимают сторонние компании для проведения корпоративных тренингов с целью повышения квалификации управленческого персонала, привлекают компании, специализирующиеся на наборе персонала. В крупных розничных компаниях широко распространена практика направления топ – менеджмента в российские и международные бизнес – школы по программам MBA, EMBA.

Задачи по снижению дефицита низко квалифицированных кадров также является непосредственной задачей для малых и средних предпринимателей, и крупных сетевых компаний. Основными инструментами снижения дефицита низко квалифицированного персонала для компаний малого, среднего бизнеса и крупных сетевых компаний, является повышение мотивации сотрудников. Введение компаниями систем повышения мотивации персонала посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста в компании снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.

Решению проблемы дефицита персонала средней квалификации помимо проведения корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частное партнерство между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями.

Данные мероприятия получили широкое распространение в мировой практике, в особенности в странах Европы и в США, которые стимулируют государственно–частные партнерства в сфере образования посредством предоставления налоговых льгот розничным компаниям, при этом денежные средства, потраченные на образовательную деятельность, уменьшают налогооблагаемую базу.

В отличие от европейских стран в России отсутствует практика предоставления государством налоговых льгот розничным компаниям, оказывающим поддержку образовательным учреждениям, вследствие чего в России не существует соглашений между государственными ВУЗами и розничными компаниями.

Программа сотрудничества в России между частными компаниями и образовательными учреждениями действует преимущественно в технической и нефтедобывающей сфере. Например, компании ЛУКОЙЛ, «Алкоа» (крупнейший производитель алюминиевого проката), Intel и «Северсталь – Ресурс» тесно сотрудничают с государственными техническими и нефтехимическими ВУЗами. Основными преимуществами данного государственно-частного сотрудничества являются:

- подготовка специалистов под определенные проекты;

- проведение научных исследований;

- повышение квалификации специалистов компаний.

В Российской Федерации в данный момент развитие подобного сотрудничества не получает необходимой поддержки, а в некоторых случаях сталкивается с дополнительными ограничениями. Существует проблема двойного налогообложения: средства жертвователей, поступившие в фонды и облагаемые подоходным налогом, выдаются в форме грантов ВУЗам и облагаются подоходным налогом второй раз, отсутствуют налоговые льготы для компаний, осуществляющих затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников.

В России целый ряд ВУЗов готовит специалистов для сектора торговли. Однако по оценке представителей отрасли, эти программы зачастую оторваны от реальных потребностей бизнеса. Крупным компаниям приходится переучивать выпускников в собственных корпоративных университетах. В прочих компаниях выпускники переучиваются уже на рабочем месте. При этом крупные розничные компании выражают желание участвовать в совместных с ведущими ВУЗами программах по обучению специалистов для торговли. Для реализации таких программ государству не требуется выделять дополнительного финансирования. Тех средств, что выделяются на бюджетные места в ВУЗах по оценке экспертов из розничных компаний вполне достаточно для полноценной подготовки. Необходимо изменить не финансирование, а содержание программ обучения.

Целесообразно привлечь крупные торговые компании и профессиональные ассоциации сектора торговли к сотрудничеству с ведущими вузами для обучения студентов данным специальностям. Торговые компании и их профессиональные ассоциации могут участвовать в разработке образовательных стандартов, формировании требований к выпускникам, разработке образовательных программ, организации стажировок. Сотрудники компаний могут быть привлечены в качестве лекторов и т.д.

Необходимо также исправить положения налогового законодательства, снижающие заинтересованность компаний в поддержке образования:

- предоставить компаниям права учитывать при исчислении налога на прибыль затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников и финансовые средства, выделяемые образовательным учреждениям;

- отменить систему двойного налогообложения, при котором средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов вузам и второй раз облагаются подоходным налогом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.008 с.)