Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире



Оборот торговли

Общемировой оборот розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США[1]. Вследствие экономического кризиса в 2009 году было отмечено снижение оборота розничной торговли на 6,4%.

Рис. 1. Оборот мировой розничной торговли

Вклад в ВВП и занятость

Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость – до 13% (данные 2008 года)[2].

Рис. 2. Доля оптовой и розничной торговли в добавленной стоимости и в занятости страны

Социальная задача

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Рис. 3. Доля расходов в розничных каналах торговли от общих расходов населения

Роль малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике и занятости населения в зарубежных странах. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

Рис. 4. Доля малого бизнеса от оборота продовольственной розничной торговли в 2007 г.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Дополнительные возможности малого бизнеса лежат в переориентации на другие сектора экономики, в частности, услуги для организаций. За период с 1990-2000 гг. в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. Произошли изменения в структуре направлений деятельности малых предприятий. В 1990 г. 26% малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 г. – уже только 9%, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций.

В целях зашиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов – требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м. до 3000 кв.м.

Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Рис. 5. Число предприятий малого и среднего бизнеса по секторам экономики

Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы – таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы.

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% – в формальные. В розничной торговле – 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% – в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

Розничная торговля

Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов[3] торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она превосходит 70%.

Рис. 6. Доля современных форматов торговли в обороте продовольственной и непродовольственной розницей

В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли достигает 5%.

Рис. 7. Доля Интернет-продаж в общем обороте розничной торговли

Степень консолидации

Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в США – 55%, в Швейцарии – 63%, в Португалии – 47%.

Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли

Оптовая торговля

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота. Малые фирмы сузили поле своей деятельности и сосредоточились на оказании клиентам специализированных услуг.

Спецификой современной зарубежной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая – оптовые организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары непосредственно населению, вторая – розничные предприятия берут на себя функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.

Другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали:

создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

образование «открытых распределительных центров» в качестве самостоятельных оптовых фирм;

расширение сети магазинов-складов по технологии «Кэш-энд-Кэрри»;

расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;

образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.

Выводы

В целом, торговая отрасль в развитых странах характеризуется высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.006 с.)