Организация приемки товаров в магазине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация приемки товаров в магазине



 

Приемка товаров — важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависят качество това­ров в торговом зале и культура обслуживания покупателей.

Различают приемку товаров по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству представляет собой проверку соответствия количества поступивших товаров (массы брутто, нетто, количества единиц, объема, площади) данным сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству — проверка соответствия качества поступивших товаров (физико-механических, хими­ческих свойств, внешнего вида и др.) данным сопроводитель­ных документов (стандартам, ТУ, сертификатам, удостоверени­ям качества).

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии:

• с Положением о приемке товаров по количеству и качес­тву (2008 г.);

• Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (1996 г.);

• уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.

Нормы этих документов применяются во всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами постав­ки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству — основной документ, регулирующий отношения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица.

В Положении о приемке товаров оговариваются обязанно­сти продавца (поставщика) и покупателя (магазина).

Продавец обязан:

• соблюдать правила и нормы упаковки, затаривания и мар­кировки товаров;

• обеспечивать поставку товаров, по качеству и комплектно­сти соответствующих нормативно-технической документации;

• правильно оформить все отгрузочные документы (накладные, счета-фактуры, технический паспорт, сертификаты качества, ярлыки, кипные карты и т.д.);

• соблюдать действующие на транспорте условия погрузки, крепления и перевозки грузов.

При приемке товаров от органов транспорта покупатель обязан:

• проверить исправность транспортного средства и тарного места, наличие пломб отправителя, маркировку груза;

• проконтролировать соответствие товаров и их маркировки данным сопроводительных документов;

• осмотреть товар;

. проверить соблюдение сроков доставки и правил перевоз­ки грузов;

• принять товар по количеству мест или весу;

• требовать от перевозчика отметки на документах, если груз принят без проверки веса и состояния товара, проверить имеются ли повреждения или нарушения условий перевозки.'

При окончательной приемке покупатель обязан:

• правильно и своевременно произвести приемку, обеспечив сохранность товаров;

• обеспечить исправность средств измерений и испытаний;

• осуществлять контроль за работой лиц, осуществляющих приемку.

Общие условия приемки. Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, складе продавца или ином месте в соответствии:

• с требованиями нормативно-технической документации и правилами;

• данными маркировки;

• данными сопроводительных транспортных документов (счета-фактуры, спецификации, описи, сертификаты и удосто­верения качества и др.).

О несоответствии количества и качества товара этим доку­ментам покупатель должен уведомить продавца. В уведомле­нии указываются:

• наименование товара, даты отгрузки, номера товар­но-транспортных документов;

• количество недостающих товаров, его стоимость и харак­тер недостачи;

• состояние пломб;

• основные недостатки качества товаров;

• время двухсторонней (если необходимо) приемки.

Уведомление по любому средству срочной связи направляет­ся поставщику в течение 24 часов, а по скоропортящимся това­рам — безотлагательно после обнаружения нарушений коли­чества или качества товаров.

Представитель продавца должен явиться не позднее следую­щего дня, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 часов после получения вызова, если не указан иной срок.

Продавцы обязаны на следующий день после получения уве­домления дать ответ о направлении представителя для приемки.

Представитель иногороднего поставщика должен явиться в трехдневный срок (не считая дороги) или уполномочить для приемки юридическое или физическое лицо, находящееся в месте получения товара.

Представители поставщика должны иметь должным обра­зом оформленные удостоверение или доверенность на право приемки.

При неявке представителя поставщика количественная приемка может осуществляться:

• с участием компетентного представителя органа государ­ственного управления и иной государственной организации;

• с участием представителей органов контроля качества (центры стандартизации, сертификации, гигиены и т.д.);

• с участием представителей Торгово-промышленной палаты.
Представители, выделяемые для участия в приемке, долж­
ны иметь удостоверение, в котором указываются:

• дата выдачи и номер;

• фамилия, имя, отчество, место работы и должность;

• наименование получателя;

• наименование товара.

Сроки приемки. Приемка товаров по количеству произво­дится в следующем порядке:

• товары, поставляемые без тары, в открытой или повреж­денной таре, по весу брутто в исправной таре — в момент при­емки от продавца или перевозчика;

• товары в исправной таре по весу (нетто) и количеству това­ра в таре — со вскрытием тары в течение 10 дней, по скоропортящимся — не позднее 24 часов с момента доставки.

Приемка товаров по качеству производится на складе поку­пателя:

• при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 ча­сов после получения;

• при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а по скоропортящимся — не позднее 24 ча­сов после получения.

Особенности приемки товаров по количеству. Приемка то­варов по количеству зависит от способа доставки и упаковки.

При централизованной доставке без тары, в открытой или поврежденной таре приемка осуществляется в момент доставки.

При поставке товара в исправной таре проверяются вес брутто, количество тарных мест и маркировка. Покупатель имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом тарном месте.

По весу нетто и количеству товарных единиц товары принимаются со вскрытием тары на складе конечного покупателя.

При невозможности взвесить товар без тары (масло растительное, олифа, жиры и т.д.) при приемке определяется вес брутто, а вес тары – при ее освобождении.

В случае обнаружения недостачи товара покупатель обязан:

- приостановить приемку;

- обеспечить сохранность товара и предотвращение его смешения с однородным товаром;

- вызвать для участия в приемке представителя продавца или иного незаинтересованного лица;

- оформить факт выявленной недостачи актом.

Особенности приемки товаров по качеству. Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии со стандартами, договорами, сопроводительными документами (сертификаты, ветеринарные свидетельства, удостоверения о качестве и т.д.), образцами (эталонами).

При обнаружении несоответствия качества товара, тары требованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, в котором указываются количество про­веренного товара и характер выявленного несоответствия ка­чества.

При этом приемка приостанавливается, обеспечиваются ус­ловия для сохранения качества и уведомляется поставщик.

При неявке поставщика в состав комиссии по качеству при­емки могут быть включены эксперт по качеству и представи­тель общественности своей или другой организации.

Сложнотехнические товары с гарантийным сроком проверя­ются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее гарантийного срока. При обнаружении скрытых недос­татков в течение 24 часов с момента обнаружения составляется акт. При проверке качества товаров может быть произведен от­бор образцов, о чем также составляется соответствующий акт.

Важным элементом качественной приемки является экс­пертиза, которая осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного письма. Экспертиза может проводиться:

• Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

• Министерством торговли Республики Беларусь, а также ее местными организациями;

• Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь и ее структурами;

• санитарно-эпидемиологическими центрами;

• центрами стандартизации и метрологии.
Срок проведения экспертизы — 14 дней.

Ее результаты оформляются соответствующим актом эк­спертизы.

При несогласии с оценкой экспертизы возможна повторная экспертиза или решение вопросов в суде.

Порядок составления актов приемки товаров. Если при приемке товаров по качеству или количеству выявлены недос­тача или излишки товара или ненадлежащее его качество, то результаты приемки оформляются актом, который составляет­ся в день их выявления.

В акте должны быть указаны и приложены развернутые ха­рактеристики всех сопроводительных документов, характер выявленных нарушений, адреса сторон и целый ряд другой документации (по Положению — 27 пунктов).

Акт подписывается всеми должностными лицами, участво­вавшими в проверке. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано изложить свое мнение в письменной форме.

Акт утверждается руководителем принимающей стороны не позднее следующего для после приемки, регистрируется и хра­нится покупателем в установленном порядке.

Хранение товаров в магазине

 

После приемки товары направляются в места хранения.

Хранение товаров — составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является:

• доведение товаров до покупателей с сохранением их ка­чества и минимальными потерями;

• повышение эффективности торгово-технологического процесса;

• эффективное использование площадей для хранения и экспозиционных площадей магазина;

• создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.

В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм склади­рования и пожарной безопасности. Ответственность за соблюде­ние этих требований несут материально ответственные лица.

Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационные, технические и санитар­но-гигиенические мероприятия.

Организационные мероприятия включают определение час­тоты и размера партии завоза товаров, составление технологи­ческих карт размещения товаров, обеспечение охраны товар­но-материальных ценностей ит.д;

Технические мероприятия заключаются в выборе соответ­ствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспече­нии режимов хранения и контроля за ними.

Санитарно-гигиенические мероприятия предполагают ор­ганизацию санитарного надзора и контроля за хранением.

Процесс хранения включает в себя следующие операции:

• размещение товаров на хранение;

• укладка в местах хранения;

• создание соответствующих режимов хранения;

наблюдение и поддержание условий хранения.Размещение товаров на хранение предполагает их группировку по режимам хранения с учетом их потребительских свойств. Товары с одинаковыми или близкими режимами хранения размещаются по ассортиментному признаку рядом(мука—крупа, ткани—белье и т.д.), но с соблюдением товарного
соседства. Не допускаемся совместное хранение товаров с резки­
ми запахами (рыба, парфюмерия и др.), с различной степенью
гигроскопичности (соль, сахар, мука и др.).

В камерах хранения за определенными группами товаров закрепляются постоянные места хранения. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность хранения, сроки поступления и подачи их в торговый зал. В глубине поме­щений хранят товары с замедленной оборачиваемостью, вбли­зи — товары громоздкие или быстрой реализации.

Товары укладывает на хранение в затаренном или распа­кованном виде штабельным или стеллажным способами, нава­лом или в подвешенном состоянии.

Штабельная укладка применяется чаще в продовольствен­ных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:

• прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний;

• обратную, когда штабель выглядит в виде клеток;

• перекрестную — верхний ряд грузов поперек нижнего.
При стеллажной укладке распакованные товары (или в мягкой упаковке) укладываются на стеллажи рядами или стопками.

Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент и др.). В подвешенном состоянии хранят одежду, туши мяса и др.

Создание соответствующих режимов хранения заключа­ется в поддержании необходимой температуры, влажности, ос­вещенности и санитарно-гигиенических условий, соблюдении сроков хранения. Повышенная температура приводит к усушке товаров, низкая температура и высокая влажность способству­ют появлению плесени, ржавчины, что в итоге сказывается на качестве реализуемых товаров. Санитарный режим предпола­гает регулярный осмотр товаров, очистку от загрязнений, де­зинфекцию и дератизацию.

Наблюдение и поддержание условий хранения возлагается на материально ответственных лиц. Чем качественнее осущес­твляются их функции, связанные с условиями и режимами хранения, тем меньше количественные потери товаров и выше качество.

 

Подготовка товаров к продаже

 

В каждом магазине осуществляется предварительная подго­товка к продаже, так как товары должны быть поданы в торго­вый зал с максимальной степенью готовности.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распа­ковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Коли­чество подготовительных операций зависит от сложности ас­сортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (спе­цифические) операции с товарами.

Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.

Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродо­вольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических това­ров, настройку, техническое регулирование и др.). Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-техни­ческой документации, но и современного оборудования, техни­чески оснащенных рабочих мест и т.д.

По продовольственным товарам данные операции включают в основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в роз­ничную торговлю, в большинстве своем недостаточно подготов­лены к продаже. Торговля вынуждена сама организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар – по 1 кг.), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.

Для подготовки товаров к продаже могут выделяться от­дельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров).

Ответственность за качественную подготовку товаров к про­даже несут материально ответственные лица (заведующие отде­лами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия

магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирова­ния в торговый зал.

Подготовка товаров к продаже должным образом способствует:

• снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;

• улучшению внешнего вида товаров;

• ускорению процесса продажи и росту товарооборота;

• уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;

• общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.037 с.)