Состав и взаимосвязь помещений магазина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и взаимосвязь помещений магазина



Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

1) торговые;

2) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

3) подсобные;

4) административно-бытовые;

5) технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процес-са в магазине и экономические показатели его деятельности.

К таким помещениям относятся:

• торговые залы магазинов;

• отдел заказов;

• зал кафетерия;

• помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными нормами и правилами в зависимости от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:

• разгрузочные;

• приемочные;

• кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);

• для подготовки товаров к продаже;

• кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;

• вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

• помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

• помещения для приема стеклянной тары от населения;

• моечные

• камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов;

• мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;

• рекламно-декорационные мастерские;

• экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

• помещения аппарата управления;

• комната персонала;

• предприятия питания для персонала (столовая, буфет);

• помещения для приема пищи;

• главная касса;

• гардеробные;

• душевые и др.

Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:

• машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;

• вентиляционные камеры;

• электрощитовую;

• котельную;

• тепловой узел;

• камеру кондиционирования воздуха;

• радиоузел;

• телефонные коммутаторы и др.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина (рис. 8) должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.

Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла 6ы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Рис. 8. Планировка помещений универсама:

1 - торговый зал; 2- отдел заказов; 3 - кафетерий; 4 - кладовая продовольственных товаров; 5 - охлаждаемые камеры; 6 – кладовые непродовольственных товаров; 7 - помещение для хранения тары; 8 - административно-бытовые помещения; 9 - разгрузочная; 10, 11 - технические помещения

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

• разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

• помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если то-вары поступают в таре-оборудовании;

• помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

• помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

• административно-бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;

• взаимное расположение административно- бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обе-спечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

• помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

§ 3. Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговый зал - часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставленные для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

• обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

• создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;

• удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

• эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

• обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

• создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вы тянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6 х 6, 6 х 9, 6 х 12 м, но она может быть увеличена до 18, 24 м и более.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить:

• на установочную площадь;

• площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

• площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

• площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле

Где - коэффициент установочной площади;

- установочная площадь магазина,

- площадь торгового зала, м2.

В магазинах самообслуживания оптимальным является значение коэффициента равное 0,27-0,33, т. е. под установочную площадь обычно отводится примерно 30% о всей площади торгового зала. Если значение коэффициента установочной площади ниже, то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено, то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

 

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

где - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

- экспозиционная площадь магазина, м2;

- площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,75.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и другое подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т. Д

Часть площади торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов в каждом конкретном магазине зависит от его торговой площади (чем больше магазин, тем шире проходы между оборудованием), применяемых средств механизации и интенсивности ниже, контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а так-же площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15%о площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100 м2 площади торгового зала, а в непродовольственных - до 160 м2.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров методом самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную покупку с расчетом в едином контрольно-кассовом узле, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки (рис. 9):

• продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;

• поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

• комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

Рис. 9. Варианты линейной планировки торгового зала: 1 - продольная; 2 - поперечная; 3- комбинированная

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала целесообразно использовать попе-речную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т. п.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.026 с.)