Основные характеристики магазинов различных типов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики магазинов различных типов



(по ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли")

Тип магазина Торговая г площадь, м, не менее Ассортимент реализуемых товаров Методы продажи товаров Отличительные особенности магазина
         
Универсальные магазины
Гипермаркет   Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Преимущественно самообслуживание Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных; кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. До 40%о площадей используют под размещение непродовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям  
Универмаг 3500 -в городах, 650 - в сельской местности Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание; продажа товаров по образцам, по катало- гам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др. Реализация широкого ассортимента непродовольственных товаров, допускается наличие отдела продовольственных товаров (до 20%о всего ассортимента). Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Магазин-склад   Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров преимущественно из транспортной тары и тары-оборудования (ящики, контейнеры и др.). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Универсам   Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок Возможно наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом Оказание дополнительных услуг покупателям  
Супермаркет   Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок Непродовольственные товары составляют не более 30%о всего ассортимента. Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Гастроном   Универсальный ассортимент продовольственных то- варов и узкий ас- сортимент непродовольственных товаров Преимущественно индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок с частичным самообслуживанием Гастрономические товары составляют не менее 40%о всего ассортимента. Наличие отдела по реализации полуфабрикатов и кулинарных изделий
Специализированные продовольственные магазины
Магазин "Хлеб", "Овощи- фрукты", "Рыба", "Мясо", "Колбасы", "Минеральные воды" и т. п.   Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание; индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом  
Магазин "Одежда", "Обувь", "Ткани", "Электротовары", "Хозяйственные товары", "Мебель","Книги","Зоотовары", "Семена", "Цветы", "При-рода", "Мир садовода", "Охот-ник", "Спорт и туризм" и т. п.   Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание; продажа товаров по образцам; индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Магазин-салон   Ограниченный ассортимент товаров одной группы (например, автомобили, обувь, одежда, цветы и др.) Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров. Оказание дополнительных услуг покупателям
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров
Магазин товаров повседневногоспроса   Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание Реализация социально значимых товаров потребительской корзины. Размещение, как правило, в радиусе шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом.
Мини-маркет 40 (но не 6о- лее 50) Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, вино-водачные товары, безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса Самообслуживание -----
Неспециализированные магазины скомбинированным ассортиментом товаров Торговый
Торговый Дом   Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, женщин и детей (одеж да, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.); электротовары, предметы мебели, хозтовары и т. п. Преимущественно самообслуживание; продажа товаров по образцам, по ката- логам, по предвари- тельным заказам; индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок Многопрофильное предприятие торговли. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация тонаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Товары для дома, для детей, 5 для женщин, для мужчин, для молодежи, для новобрачных, для будущих мам, для новорожденных, для полных и т п.   Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание; продажа товаров по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок и др. Возможна реализация тона-ров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг покупателям
Прочие неспециализированные магазины
Магазин "Продукты"   Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса, в том числе хлеб, кондитерские и гастрономические то-вары, безалкогольные напитки Индивидуальное о6служивание покупателей через прилавок с частичным самообслуживанием ----
Магазин "Промтовары"   Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежда, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары и др. Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок ------
Комиссионный магазин   Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварных Самообслуживание, индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок Реализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении, которые принимаются у населения на основании договоров комиссии
Стоковый магазин (магазин "Сток") Не нормируется Ограниченный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация морально устаревших непродовольственных товаров
Магазин "Секонд-хенд"   Узкий ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация бывших в употреблении непродовольственных товаров
Магазин "Дисконт", "Кеш-эндкерри", "Дискаунтер" Не нормируется Широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров с невысоким уровнем наценок
Магазин "Бутик"       Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр. Оказание дополнительных услуг покупателям

Принцип равномерности применим к однотипным пред-приятиям и, в первую очередь, к магазинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с учетом плотности населения.

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т. д.) с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары.

Не менее важным является принцип ориентации магазинов на определенную зону торгового обслуживания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общегородского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль авто-магистралей.

Магазины местного значения, или "удобные магазины", располагаются в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах и т. д.) в пределах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города, поэтому в их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные магазины. В таких магазинах покупателям необходимо предоставить максимально широкий выбор как товаров, так и дополнительных услуг.

Магазины в составе торговых центров, как правило, предлагают покупателям универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки.

Вдоль автомагистралей, наряду с магазинами, размещают и такие объекты мелкорозничной торговли, как павильоны, киоски и т. п.

Перспективным направлением развития розничной торговли в городах является создание сетей магазинов, включающих в свой состав супермаркеты, супермаркеты и магазины-дискаунтеры.

При размещении розничных торговых предприятий е сель-ских поселениях учитывают функциональную значимость каждого населенного пункта и численность населения, проживающего в нем.

Так, в крупных и больших сельских поселениях (с численностью населения свыше 5 тысяч человек и от 1 тысячи до 5 тысяч человек соответственно) розничная торговая сеть может состоять из универсамов, универмагов, специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, магазинов "Современное домашнее хозяйство", "Техника", "Детский мир" и т. д.

В средних сельских поселениях (с численностью населения от 200 человек до 1 тысячи человек) могут быть представлены в основном следующие типы магазинов: "Продукты", "Промтовары", "Товары повседневного спроса".

В малых сельских поселениях (с численностью населения до 200 человек) при невозможности создания стационарной розничной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов и других передвижных средств торговли. Кроме того, они могут применяться и при обслуживании мест массовых сельскохозяйственных и иных работ.

 

Тема. Устройство и основы технологических планировок магазинов

§ 1. Классификация торговых зданий и сооружений, предъявляемые к ним требования

Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:

• капитальность сооружения;

• особенности объемно-планировочного решения;

• материал наружных стен.

По капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида - капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелко-розничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цокольными и подземными этажами или без них.

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров).

По материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наиболее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции с двойным остеклением из прозрачного, тонированного или зеркального витринного стекла. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Павильоны могут быть одноэтажными или двухэтажными, а их конфигурация - прямоугольной, круговой, многогранной. Отделка их внешнего вида и интерьера также отличается разнообразием.

Торговые здания и сооружения должны отвечать техно-логическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим требованиям.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.

Архитектурно-строительными требованиями предусматриваются прочность конструкции здания, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требованиями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, применение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водо-снабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований позволяет создать условия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслуживания покупателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 5763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.015 с.)