Специализация розничной сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализация розничной сети



 

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация — это форма разделения труда между тор­говыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальнойэффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

• предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);

• предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);

• предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

• предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.);

• прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).
По степени специализации магазины делятся:

• на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, мо­локо);

• специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);

• комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты);

• универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);

• неспециализированные (смешанные) магазины — реали­зуют отдельные виды продовольственных или непродовольст­венных товаров (магазин "Товары повседневного спроса").

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культур­но-бытового назначения), имеющие в пределах товарной груп­пы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, тре­буют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам", "Все для садовода" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздей­ствию на поставщиков, организации контроля качества и в це­лом процесса продажи товаров.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассорти­мента сужено до нескольких единиц ("Товары для спорта и ту­ризма", "Товары для детей").

Перспективными направлениями специализации рознич­ной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

• в продовольственной торговле' — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольствен­ных товаров повседневного спроса (мини-маркетов);

• в непродовольственной торговле — возрастание роли уни­вермагов, Домов торговли и крупных специализированных ма­газинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализирован­ных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уро­вень специализации К1 определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству К0

К1 = (Кс / Ко) 100%

Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

Во втором случае уровень специализации может быть оп­ределен как отношение товарооборота специализированных ма­газинов Тс к общему товарообороту Т0

= (Тс / Т0) 100 %.

И, наконец, более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в определении уровня специализации К3 как отно­шение торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади П0

 

= (Пс0) 100 %.

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам.

На уровень специализации влияет ряд факторов:

• характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);

• степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);

• размеры торговых предприятий (меньшие размеры требу­ют более узкой специализации);

• местные условия развития товарооборота;

• размеры помещений магазина;

• численность населения городов и т.д.

Типизация розничной сети

 

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации мага­зинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых набо­ров торгового оборудования и инвентаря (например, комплек­тов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наибо­лее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения иповышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет зна­чительно сократить сроки изатраты на проектирование, строи­тельство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объек­ты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культу­ры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений тор­говой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства ипланировки торговых за­лов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие основные признаки:

• ассортиментный профиль магазина;

• мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;

• формы торгового обслуживания;

• район деятельности магазина.

Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслужива­ние, продажа по заказам, образцам и т.д.).

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

• магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, разме­щаемые в жилой зоне;

• магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское зна­чение.

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены Современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции, действующей торговой сети.

Номенклатура типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

• для разработки перспективных планов (схем) развития и
размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;

• разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;

• работ по рациональной специализации действующей торговой сети;

• планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;

• улучшения условий работы персонала магазина и повы­шения эффективности его деятельности.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установ­лены определенные размеры торговой площади.

В табл. 2.1 приведены основные типы продовольственных магазинов.
Таблица 2.1
Основные типы продовольственных магазинов

 

Тип магазина Торговая площадь, м2
   
С универсальным ассортиментом товаров
Гипермаркет 5000 (2500), 7000 (4200)  
Супермаркет 650 (160), 1000 (300), 1500 (450) (640), 3500 (1600)  
Универсам 400 (100), 650 (160), 1000 (300), 1500 (450)
Гастроном 200, 400, 650, 1000 (200)
Дисконтный магазин 300, 400, 600, 700
Продукты 100 (30), 250 (100)
Специализированные
Диетические продукты 250, 400
Детское питание  
Кондитерские товары  
Хлебокондитерский 250, 400

Окончание табл. 2.1

 

   
Мясо-молоко 250, 400
Птица  
Рыба 250, 400
Овощи, фрукты 250, 400
Винно-водочные изделия  

 

Примечание. В скобках указана площадь для непродовольственных товаров.

 

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

Дополнительных типов продовольственных магазинов в но­менклатуре также немного. Среди них магазины "Овощи—фрукты", "Мясо—молоко" (50—250 м2), "Винно-водочные изделия" (30—100 м2), "Кондитерские товары" (30—100 м2), "Рыба" (100—200 м2), "Табак" (20—75 м2), "Птица"(50—200 м2), "Хлеб" (20—50 м2), "Чай—кофе" (20—50 м2), "Колбасы—копчености" (30—150 м2).

В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов

В зависимости от численности населения города в Номен­клатуре рекомендованы примерные типоразмеры и коли­чество тех или иных типов магазинов. Так, для города с насе­лением 50 000—100 000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250 000 до 1 000 000 человек — 4500, 6500 м2, с населением более 1 000 000 человек — 6500—8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют го­родское значение.

В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.

Гипермаркет — торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 м2.

Универмаг — торговый объект, реализующий главным образом непродовольственные товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь от 3500 м2.

Универмаг "Детский мир" — торговый объект, реализующий непродовольственные товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2.

Универсам (супермаркет) — торговый объект, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары массового спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.

Гастроном — торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

Магазин "Продукты" — торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивиду­альным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

Дом торговли — торговый объект, реализующий товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

Торговый центр — совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое це­лое и (или) централизующих функции хозяйственного обслу­живания торговой деятельности.

Дисконтный магазин — торговый объект площадью от 300 м2, реализующий продовольственные и непродовольствен­ные товары массового спроса и отличающийся от других мага­зинов удобным месторасположением (на автозаправках, в мес­тах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удли­ненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, сов­мещением торговых функций с другими (бытовым обслужива­нием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.027 с.)