Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специализация розничной сетиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды. Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности. Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальнойэффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров. Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса. При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям: • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.); • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары); • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.); • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.); • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.). • на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко); • специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары); • комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты); • универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет); • неспециализированные (смешанные) магазины — реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин "Товары повседневного спроса"). Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов. При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам", "Все для садовода" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос. Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц ("Товары для спорта и туризма", "Товары для детей"). Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются: • в продовольственной торговле' — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (мини-маркетов); • в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.). Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уровень специализации К1 определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству К0 К1 = (Кс / Ко) 100% Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту. Во втором случае уровень специализации может быть определен как отношение товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту Т0 = (Тс / Т0) 100 %. И, наконец, более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в определении уровня специализации К3 как отношение торговой площади специализированных магазинов и секций Пс к общей торговой площади П0
= (Пс/П0) 100 %. Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов: • характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос); • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна); • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации); • местные условия развития товарооборота; • размеры помещений магазина; • численность населения городов и т.д. Типизация розничной сети
Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству. Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама). Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения иповышению культуры торговли. Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки изатраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ. Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства ипланировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления. Тип магазина определяют следующие основные признаки: • ассортиментный профиль магазина; • мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей; • формы торгового обслуживания; • район деятельности магазина. Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.). Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы: • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне; • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение. Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены Современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции, действующей торговой сети. Номенклатура типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется: • для разработки перспективных планов (схем) развития и • разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов; • работ по рациональной специализации действующей торговой сети; • планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения; • улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности. Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные. Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади. В табл. 2.1 приведены основные типы продовольственных магазинов.
Окончание табл. 2.1
Примечание. В скобках указана площадь для непродовольственных товаров.
Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов. Дополнительных типов продовольственных магазинов в номенклатуре также немного. Среди них магазины "Овощи—фрукты", "Мясо—молоко" (50—250 м2), "Винно-водочные изделия" (30—100 м2), "Кондитерские товары" (30—100 м2), "Рыба" (100—200 м2), "Табак" (20—75 м2), "Птица"(50—200 м2), "Хлеб" (20—50 м2), "Чай—кофе" (20—50 м2), "Колбасы—копчености" (30—150 м2). В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов В зависимости от численности населения города в Номенклатуре рекомендованы примерные типоразмеры и количество тех или иных типов магазинов. Так, для города с населением 50 000—100 000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250 000 до 1 000 000 человек — 4500, 6500 м2, с населением более 1 000 000 человек — 6500—8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют городское значение. В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров. Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров. Гипермаркет — торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 м2. Универмаг — торговый объект, реализующий главным образом непродовольственные товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь от 3500 м2. Универмаг "Детский мир" — торговый объект, реализующий непродовольственные товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2. Универсам (супермаркет) — торговый объект, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары массового спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2. Гастроном — торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2. Магазин "Продукты" — торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2. Дом торговли — торговый объект, реализующий товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2. Торговый центр — совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Дисконтный магазин — торговый объект площадью от 300 м2, реализующий продовольственные и непродовольственные товары массового спроса и отличающийся от других магазинов удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.014 с.) |