Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние и перспективы развития розничной торговой сетиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Розничная торговая сеть составляет основу материально-технической базы торговли и является совокупностью пунктов торгового обслуживания потребителей на определенной территории (административном районе, городе, области, страны). Ее роль и задачи в процессе товарного обращения определены постоянным увеличением объемов производства потребительских товаров, расширением и углублением ассортимента, требованиями доведения их к потребителям с минимальными расходами общественной работы. В сети розничных торговых предприятий осуществляется сложный организационно-хозяйственный процесс, связанный с изучением состава и особенностей основного контингента покупателей, анализа их потребительских преимуществ, приемом и хранением товаров, формированием торгового ассортимента, который обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей. Развитие и усовершенствования розничной торговой сети обусловлено экономическими, производственными, градостроительными и социальными факторами. Экономические и производственные факторы есть наиболее значащими и связанные с ростом денежных доходов населения, увеличением объемов производства и расширением ассортимента товаров. Эти взаимосвязанные показатели стимулируют расширение нужд и обеспечивают более полное удовлетворение покупательского спроса, который находит свое отражение в росте товарооборота, темпы увеличения которого связаны с количественным увеличением розничной торговой сети. Товарооборот, как основной показатель деятельности торговых предприятий, характеризует уровень жизни населения. За последние годы в Украине наметилась тенденция общего экономического роста, о чем свидетельствует достаточно высокий прирост валового внутреннего продукта и доходов населения. Номинальные доходы населения в 2004 году в сравнении с 2003 годом выросли на 22,5%, а реальные доходы на 27, 4%, что обеспечило увеличение расходов населения за этот период на 24%. В среднем украинец тратит около 87% своего бюджета [УР]. Рост розничного товарооборота торговых предприятий и на один человека в Украине отображен в табл.3.1.
Таблица 3.1 Розничный товарооборот предприятий и на один человека в Украине за 1995-2004 г.г.
Приведенные данные таблицы 1 показывают на значительные темпы роста товарооборота предприятий Украины и товарооборота на одного человека. Так темпы роста товарооборота предприятий Украины в 2004 г. до 2000 г. составили 235%, а 2004 г. до 1995 г. - 565%. Еще высшие темпы роста розничного товарооборота предприятий Украины на одно лицо, показатель которого в 2004 г. более чем в 6 раз превышает показатель 1995 г. Товарооборот на одно лицо в сельской местности в 4,6 раза меньше, чем в городах, при чем эта тенденция из года в год усиливается. Основной причиной этого является значительное сокращение, а в отдельных сельских населенных пунктах полное отсутствие розничной торговой сети. Поэтому задачи по развитию розничной торговой сети особенно в регионах преобладают высокую социально-экономическую значимость. Дальнейшее развитие розничной торговой сети предусматривает использование экстенсивного и интенсивного направлений. Экстенсивное развитие торговой сети - это ее простое количественное увеличение. Оно осуществляется путем нового строительства торговых объектов, в новых градостроительных образованиях, на транспортных магистралях, на главных улицах центрально-городской зоны, за счет использования приватизированного жилищного фонда под предприятия розничной торговли разной специализации. Интенсивное развитие розничной торговой сети преследует цель качественного улучшения ее использования и осуществляется путем внедрения эффективных форм розничной продажи товаров (самообслуживание, торговли по образцам, по заказам), рациональной специализации и типизации магазинов. Использование этого направления развития торговой сети требует значительных финансовых средств необходимых на реконструкцию и модернизацию магазинов. Объединение обоих направлений развития будет оказывать содействие не только повышению уровня обеспеченности населения торговыми площадями, но и значительно улучшит ее использование, сократит расход времени потребителей на приобретение товаров, повысит уровень культуры торгового обслуживания. Важную роль в развитии городской торговой сети выполняет расширение градостроительной структуры и образование новых жилых массивов. В настоящий период в крупных областных центрах Украины увеличиваются объемы жилищного строительства и в новых жилых образованиях предполагается новое строительство магазинов. К социальным факторам, обслуживающим развитие торговой сети, принадлежит необходимость повышения доли свободного времени населения. Фонд свободного времени трудоспособного населения зависит не только от фонда рабочего времени, но и в значительной мере от расходов времени на домашнюю работу и бытовые нужды, в которых важная доля приходится на поиск и покупку потребительских товаров. В связи с этим, дальнейшее развитие розничной торговой сети, повышение ее плотности и усовершенствование форм продажи будет оказывать содействие сокращению расходов времени потребителей на приобретение товаров. Таким образом, к числу основных факторов, которые определяют развитие розничной торговой сети относятся постоянное расширение ассортимента, объемов производства потребительских товаров, рост доходов населения и масштабов жилищного строительства, необходимость повышения свободного времени трудящихся. За период формирования рыночной экономики (1995-2005 г.г.) состоялись значительные изменения в количественном и качественном составе розничной торговой сети. Приватизация государственной собственности в Украине, которая происходила в 90-и года внесла важные изменения в процессы планирования развития розничной торговой сети и вызвала за собой значительные сокращения численности как магазинов в целом, так и торговых площадей в частности. В таблице 3.2 приведенные данные Госкомстата Украины по изменению состояния розничной торговой сети в Украине за период 1990-2004 г.г. В этой таблице приведенные количественные показатели, которые характеризуют состояние розничной торговой сети Украины всех форм собственности, не учитывая количества палаток, киосков и ларьков, расположенных на продовольственных и непродовольственных рынках городов и сельской местности.
Таблица 3.2. Изменение состояния торговой сети в Украине за 1990-2004 г.г.
Приведенные данные таблицы 3.2 показывают, что за указанный период розничная торговая сеть Украины испытала важные количественные и качественные изменения. Значительно ухудшилась качественная структура розничной торговой сети. Так общее количество торговых объектов в Украине за данный период сократилась на 67,2 тыс. ед., в частности магазинов на 62,3 тыс. ед., павильонов и киосков - на 4,9 тыс. ед. Доля магазинов в общем количестве торговых объектов уменьшилась с 83% - в 1990 г. до 74% - в 2004 г. В тоже время доля киосков и павильонов повысилась с 17,2% - в 1990 г. до 26% - 2004 г. Такая деформация розничной торговой сети вне сомнения отобразилась на уровне обеспеченности населения торговыми площадями и в целом на качестве торгового обслуживания. Общая торговая площадь магазинов уменьшилась с 11300 тыс. м2 – в 1990г., 5976 тыс. м2 – в 2004г. обеспеченность население Украины торговыми площадями из расчета на 1000 жителей сократилась с 217,5 м2 - в 1990 г. до 126,4 м2 - в 2004 г. Тем не менее с 2004 г. происходит увеличение торговой площади магазинов Украины, причем при уменьшении количества магазинов увеличивается общий размер торговой площади, которая говорит о строительстве крупных магазинов в этом периоде. Одним из значащих показателей состояния розничной торговой сети, который используется во всех развитых странах есть размер торговой площади, что приходится на 1000 жителей. Этот показатель отображает обеспеченность населения отдельных регионов и страны в целом торговыми площадями. Значение этого показателя в вышеприведенной таблице показывают, что по уровню обеспеченности торговыми площадями в 2004 г. Украина опустилась к уровню 1970 г. Анализ этого показателя в разрезе областей Украины (табл. 3.3) показывает, что только г. Киев и г. Севастополь увеличили обеспеченность данных регионов торговыми площадями: г. Киев - с 158 м2 до 224 м2 и г. Севастополь с 178 м2 до 240 м2. Подчеркивается очень низкий уровень обеспеченности торговыми площадями Ивано-Франковской, Тернопольской, Луганской, Черновицкой и Ровенской областей, где этот показатель составляет до 100 м2. Значительно ниже обеспеченность торговыми площадями имеет сельская местность, которая отображается на уроне удовлетворения спроса сельского населения и в частности на товарообороте на 1 жителя сельской местности, который в 2004 году был в 4,6 раза меньше чем в городе (табл.3.1). Таблица 3.3 Обеспеченность областей Украины торговыми площадями на 1000 жителей за период 1991-2004 г.г.
В странах с развитой рыночной экономикой размещения и специализация розничной торговой сети сопровождается условиями ее высокой концентрации и насыщенности. Основной количественный показатель - обеспеченность торговой площадью из расчета на 1000 жителей составляет в странах восточной Европы 350-400 м2 и от 800 м2 до 1000м2 в Германии, Италии, Франции, США и Японии. Как правило, уровень обеспеченности торговыми площадями высший в крупных городах, центрах туризма и т.п.. Опыт формирования розничной торговой сети в развитых странах и ее сегодняшнее состояние в Украине говорит о том, что наша страна в этой проблеме находится только в начале большого пути. Последние годы характеризуются динамическим развитием рынка розничной торговли в Украине, факторами которого являются рост ВВП и доходов населения, рост культуры потребления у населения. Это особенно наглядно приводится Киеве и крупных областных центрах таких как Днепропетровск, Харьков, Одесса, Запорожье, Донецк, Львов и другие. Рост розничного товарооборота в Украине в 2004 году по сравнении с 2003 годом составил 32,8% (табл.3.4), а в сопоставлении с 2000 годом 245% (статистический ежегодник Украины за 2004 год).
Таблица 3.4 Товарооборот торговли и ресторанного хозяйства Украины за 2000-2004 г.г. (млрд.грн.)
Согласно данным, представленных в таблице 3.4 за 2004 год, темпы роста товарооборота на рынках еще довольно высокие (130%), хотя они меньше темпов роста розничного товарооборота предприятий (135,2%). Высокими темпами растет оптовый товарооборот предприятий, который вырос в сравнении с 2000 годом в 3,3 раза. В статистической отчетности Украины используется дифференцированный учет товарооборота в торговле, согласно которому выделяются следующие его виды: Оборот розничной торговли включает розничный товарооборот предприятий, которые осуществляют деятельность в розничной торговле, а также объемы продажи товаров на рынках и физическими лицами-предпринимателями. Розничный товарооборот предприятий определяется как объем продажи потребительских товаров населению через розничную торговую сеть и через сеть ресторанного хозяйства всеми действующими предприятиями независимо от форм собственности, а также промышленными, транспортными и другими торговыми предприятиями непосредственно населению через кассу предприятия. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа через торговую сеть ведомствам, организациям и предприятиям продовольственных товаров для населения обслуженных ими контингентов (в санаториях, детских учреждениях, больницах и др.) Данные в денежном выражении приходятся в фактических ценах, индексы физического объема товарооборота рассчитываются в сопоставимых ценах. Товарооборот ресторанного хозяйства включает розничный товарооборот предприятий всех форм собственности, которые осуществляют деятельность в ресторанном хозяйстве. Оптовый товарооборот определяется как перепродажа предприятиями товаров без каких-нибудь перемен (кроме обычных для торговли операций) другим предприятиям и организациям (кроме населения) для их использования или для дальнейшей продажи как в Украине так и на экспорт. Оптовый товарооборот учитывается без НДС и акциза. Обычными для торговли операциями есть фасовка, сортировка, упаковка, измельчение партий, распределение, складирование, перемещение и др. Готовые к реализации товары являются готовыми изделиями, которые реализуются без обработки или переработки. Обобщая вышесказанное можно отметить, что общие показатели состояния украинского рынка розничной торговли есть весьма привлекательными как для отечественных так и для зарубежных операторов, где можно эффективно работать с учетом перспективы его развития. Не смотря на проблемы, которые касаются развития розничной торговой сети, в целом в Украине повышается спрос на цивилизованную торговлю, и, соответственно, на современные типы магазинов. При анализе ведущих игроков украинского рынка следует выделить следующие более развитой сети, а именно украинских операторов «Сильпо», «Фуршет», «Большой карман» (г. Киев, Днепропетровск), «Амстор», «Обжора» (г. Донецк), а среди иностранных операторов - «Метро», «Spar AG», «Billa». Высокими темпами развиваются отдельные форматы непродовольственной торговли в Украине. Прежде всего это супермаркеты электроники и бытовой техники «Фокстрот», «Мегамакс», «Домотехника», «Быттехника» (г. Донецк), а также сеть крупных магазинов по торговле строительными материалами типа «Стройбат», «Будапешт» (г. Донецк). Наиболее распространенным форматом продовольственных магазинов в развитие таких форм, как гипермаркет, «магазин возле дома». Организованная розничная торговля в г. Киеве (супермаркеты, Cash and Carry гипермаркеты) составляет 50-55%, в регионах - 15%. Это говорит о большом потенциале в регионах. Вхождение в регионы имеет свои особенности. Особенностью Украинского продовольственного рынка вообще есть тот факт, что продукты питания отечественного производителя в торговой сети составляют 90%. Поэтому при работе в регионах очень важно присутствие местных товаропроизводителей, в которых есть доверие и лояльность покупателей. Поэтому в ближайшие несколько лет важную роль в увеличении торговых площадей в Украине должны сыграть региональные центры. Крупные областные центры предрасполагают инвесторов отсутствием сильной конкуренции и высокими темпами роста платежеспособности местного населения. О выходе в регионы уже заявили владельцы крупных торговых компаний. В 2006 году можно ожидать введение в эксплуатацию ряда современных торговых центров в Харькове, Донецке, Одессе, Днепропетровск и Николаеве (УР). Украина в цифрах и фактах 1.Товарооборот розничной торговли за 2004 год в целом по Украине составил 116,3 млрд.грн., который включает следующие виды: - розничный товарооборот предприятий - 67,6 млрд.грн. - 58,12% - товарооборот ресторанного хозяйства - 3,5 млрд.грн. - 3%
2.товарооборот рынков и физический лиц - 48,7 млрд.грн. - 41,88%; 3.оптовый товарооборот предприятий в Украине - 547,1 млрд. грн. 4.В 2004 году розничный товарооборот предприятий Украины составил 67,56 млрд. грн., г. Киева - 10,6 млрд. грн., что составляет 15,7% от Украины в целом; 5.Розничный товарооборот предприятий Украины на одного человека в 2004 году составил 1424 грн., в г. Киеве - 3975 грн., что в 2,8 раза больше, чем в Украине в целом; 6.Количество магазинов в Украине за 2003 год составила 62,3 тыс.од. - 100%,из них: коллективной формы собственности - 47,9 тыс.од. - 76,9%; частной формы собственности - 7,7 тыс.од. -12,4%; государственной и коммунальной - 6,7 тыс.од. - 10,7%. 7.Торговая площадь магазинов в Украине на 1.01.2005г. составила 5976 тыс.м2, что в 1,9 раза меньше, чем на 1.01.92г.; торговая площадь магазинов г. Киева на1.01.2005г. составила 598 тыс.м2 и увеличилась в сравнении с 1991 годом на 179тыс.м2. 8.Обеспеченность торговыми площадями из расчета на 1000 жителей Украины на 1.01.2005г. составила 126,4 м2, что по сравнении с 1991 годом(217,8 м2) уменьшилась в 1,7 раза; обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей г.Киева на 01.2005г. составила 224 м2, что по сравнении с 1991 годом (158 м2) увеличилось в 1,4 раза. В 2005 году в Украине было 518 супер - и гипермаркетов из них 120 в г. Киеве, которые обеспечивают около 57% розничного товарооборота продовольственных товаров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.011 с.) |