Принципы размещения магазинов в городах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы размещения магазинов в городах



Рациональное, научно обоснованное размещение магазинов на территории города имеет большое социально-экономическое значение, поскольку оно должно обеспечить высокую экономическую эффективность деятельности торговых предприятий, обеспечить максимальное удовлетворение и высокий уровень торгового обслуживания потребителей. Кроме того раозничная торговая сеть должна стать составной частью архитектурного ансамбля отдельных зон города. При размещение торговой сети учитывается целый ряд факторов, основными из которых есть: состав и масштаб городской территории; размещение крупных учреждений административных, научных, культурных, производственных центров; наличие современных скоростных транспортных артерий и мобильного общественного транспорта.

При размещении торговой сети должно быть соблюденные такие условия:

1. Торговая сеть должна быть максимально приближенная к потребителю. В первую очередь, это относится к розничным торговым предприятиям, которые осуществляют торговлю товарами повседневного спроса. Это условие реализуется на практике путем размещения магазинов во встроенных в жилые дома помещениях.

2.Предоставление покупателям максимально широкого выбора товаров, не рассредоточивая товары сложного ассортимента по большому числу магазинов, реализацию которых осуществлять в крупных специализированных магазинах общегородского значения.

 

3.Реализация техническо-сложных товаров должна быть предусмотрена в крупных специализированных магазинах и фирмах города. их оптимальное количество должна быть определено из расчета 4-5 магазинов на 200 тыс. население города.
При этом в административных районах центрально-городской зоны города этот показатель может быть высшим, а в периферийных зонах города он может быть в пределах 1-2 магазинов.

4 Разделение зон деятельности однотипных по ассортиментному профилю магазинов, чтобы их торговая площадь и плотность покупательных потоков обеспечили необходимый объем товарооборота и уровень рентабельности работы розничного торгового предприятия.

Правильный выбор месторасположения магазинов с учетом основных направлений потоков населения. С учетом этого принципа магазины должны размещаться на главных улицах городов, на остановках общественного транспорта, на пересечении транспортных магистралей, в местах концентрации учреждений, производственных предприятий, учебных заведений, на авто и железнодорожных вокзалах.

Кроме выше перечисленных условий, при размещении магазинов должны использоваться следующие принципы:

1. Равномерное размещение розничной торговой сети с учетом плотности населения. Это особенно затрагивает размещение магазинов по реализации товаров повседневного спроса в жилых зонах. Равномерность размещения может быть реализованна на практике, за счет размещения магазинов с учетом радиусов пешеходной доступности. Под радиусом пешеходной доступности понимается расстояние от местожительства любого потенциального покупателя жилой зоны к магазину по реализации продовольственных товаров. Эти радиусы могут иметь разную величину в зависимости от плотности населения жилой зоны, и их оптимальное значение составляет для жилых массивов с высокой плотностью населения (9 и большей поверхностности домов) - от 300 до 500г, при низкой и средней плотности населения (одно и 5 поверхностные дома) - от 500 до 700г. При равномерном размещении торговой сети жители города, проживающие в любой его части должны тратить на дорогую к магазину не более 5-8 минут.

2.Ступенчатость или концентричность размещения магазинов на территории города, которая характерная для розничной торговой сети по реализации непродовольственных товаров. Этот принцип предусматривает осложнение ассортимента товаров в магазинах города при перемещении от периферийных районов города к центрально-городской зоне. Этот принцип реализуется на практике за счет размещения основной массы товаров простого ассортимента (повседневного спроса) в жилой зоне города и постепенном осложнении ассортимента товаров в меру приближения к центральной части города, где сконцентрированный полный ассортимент товаров повседневного, периодического и редчайшего спроса. Этот принцип обосновывается имеющимися статистическими данными по дислокации торговой сети в административных районах городов, которые показывают, что до 75-80 % розничной торговой сети по реализации непродовольственных товаров размещается в районах, которые формируют центрально-городскую часть административного центра. Например, Ворошиловський, Киевский, Калининской районы города Донецка имеют уровень обеспеченности торговыми площадями непродовольственным товарах четыре и более раз больше, чем Буденовский, Пролетарский, Петровский и Кировский районы.

3. Розничная торговая сеть по реализации непродовольственных товаров в настоящий период характеризуется усилением специализации и углублением ассортимента. Этот принцип в основном связан с уменьшением размеров торговой площади отдельных магазинов, где отсутствующая возможность продажи товаров широкого ассортимента. Это особенно относится к магазинам частной формы собственности, которые формируются на базе приватизации первых этажей жилищного фонда главных улиц города. Чем меньше размер торговой площади, тем более узкий ассортимент товаров может быть на ней выставлен. Эти магазины реализуют товары периодического спроса, такие как ткани, одежда, обувь, парфюмерия, спортивная одежда, спортивная обувь, ювелирные изделия, часы, канцелярские товары, бытовая химия и др. Характерным признаком магазинов по реализации товаров строительного назначения, бытовой техники и мебели есть наличие больших торговых площадей размером от 600 до 5000 м2. Примером таких магазинов в городе Донецке есть Мебельный центр «Полесье» АО «Фирма Мебель» (5000м2), СП ООО «Мир мебели» (2000 м 2), магазин «Стройбат», магазин «Будапешт», магазин «Стройцентр», сеть магазинов «Быттехника» и др.

4. Групповое расположение магазинов, которые торгуют товарами близкими по своему потребительскому назначению (например, парфюмерией, тканями, обувью, одеждой и др.) и имеют ограниченные по размерам торговые площади. Этот принцип характерен для центральных улиц и зон города, где формируется большое количество узкоспециализированных магазинов, которые в комплексе формируют универсальный ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров. Территориальная близость магазинов разной товарной специализации, связанных общностью спроса, дает возможность делать комплексные покупки с меньшим расходом времени. Явным примером такого принципа размещения магазина в городе Донецке есть группа магазинов расположенных по проспекту Гринкевича (между драматическим театром и улицей Университетской), где сконцентрировано до 40 небольших магазинов разной специализации.

5. Одним из принципов размещения магазинов, который нашел свое использование в условиях рыночной экономики, есть размещение небольших по размерам магазинов (С - 80м2) на автозаправочных станциях. Основной ассортимент этих магазинов - это напитки, молочные товары, кондитерские изделия и другие товары повседневного спроса, предназначенные для водителей.

6.Размещение крупных супермаркетов, универсамов вдоль главных транспортных магистралей города, на основных въездах-выездах города. Примером такого принципа размещения в городе Донецке есть супермаркеты «Обжора» на бульваре Шевченко, улице Петровского, Ленинском проспекте, супермаркет «Амстор» на проспекте Ильича, супермаркет «МЕТКО» на Ленинском проспекте.

7. Сосредоточение торгового обслуживания в торговых центрах и торговых комплексах, где принцип группового размещения приобретает новые качества. Предприятие розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами и
предприятие массового питания формируется ввиде единой системы, в которой отдельные предприятия функционируют как взаимосвязанные элементы, дополняя друг друга и обеспечивая покупателям возможность приобретения комплексных покупок. Такая группа магазинов получает общий район деятельности, концентрирует поток покупателей, вследствие чего значительно усиливается общая посещаемая магазинов и торговые предприятия, таким образом, помогают друг другу в привлечении покупателей.

Торговые центры считали неотъемлемым элементом градостроительной структуры городов многих развитых стран, особенно Германии, Англии.

Торговые центры - явление не новое для Украины. Еще в 70 годах во всех областных центрах, в том числе и в Донецке, были сформированы торговые центры и торговые комплексы общегородского и районного значения, которые базировались на базе универмагов или универсамов. Примером таких торговых центров и комплексов в городе Донецке есть ТЦ «Белый лебедь», торговый комплекс «Маяк», торговый комплекс «Киевская Русь». торговый комплекс «Пролетарский» и др. Функции, аналогичные торговым центрам, в административных районах выполняли торговые дома и районные универмаги, такие как Торговый дом «Радуга» в Ленинском районе, универмаг «Донбасс» - в Куйбышевском районе, универмаг «София» - в Киевском районе города Донецка. В настоящий период высокие темпы развития крупных супермаркетов торговой площадью от 2 до 10 тыс. м2' расположенных на основных транспортных магистралях крупных городов, обеспечивает дальнейшее расширение сети торговых центров, поскольку эти форматы магазинов выполняют аналогичные функции.

Торговый центр является комплексом взаимосвязанных объектов непродовольственной и продовольственной торговли, бытового обслуживания, предприятий общественного питания, отдыха и развлечений, которые размещаются в одном или нескольких территориально близких один к одному зданиях, построенных и управляемых как единое целое. Торговые центры обеспечивают комплексность торгового обслуживания, предоставляя покупателям широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, высокий уровень сервиса и услуг. Они различаются по величине, месторасположению на территории города и состава входящихх в них предприятий. С учетом последнего признака они в отдельных случаях именуются как торговые комплексы.

В зависимости от месторасположения и значимости торгового центра на территории города, можно выделить три уровня торговых центров. Первый уровень - это общегородской торговый центр, второй уровень - это районный и третий уровень - это местный или торговый центр жилого массива.

Торговые центры общегородского значения формируются индивидуально в зависимости от конкретных градостроительных условий и является сложным комплексом предприятий торгово-бытового назначения с единым технологическим объемно-планировочным решением. Основой формирования общегородского торгового центра есть универмаг, с привязкой к нему крупных специализированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При реконструкции действующей торговой зоны и отсутствия в этой зоне универмага торговый центр может создаваться на базе нескольких крупных специализированных магазинов.

Торговые центры административных районов формируются на базе магазина типа универсам - супермаркет с привязной к нему специализированного магазина (магазинов) по торговле непродовольственными товарами, предприятий общественного питания, сферы услуг, отдыха и развлечений. Примером такого торгового центра в городе Донецку может быть торгово-развлекательный комплекс «Обжора» (Ленинский проспект).

Местные торговые центры обслуживают жилую зону с населением от 15 до 30 тыс. жителей и предлагают универсальный ассортимент товаров повседневного спроса и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров высокой частоты спроса. Обычно в состав такого торгового центра входит продовольственный магазин типа гастроном-универсам, кафе, кулинария, отделение связи, аптека, разного рода мастерские и др. Определяющим фактором при формировании торгового центра жилой зоны есть радиусы пешеходной доступности.

Опыт проектирования и размещение торговых центров в Украине и в странах с развитой экономикой свидетельствует о новых тенденциях в этом направлении. Пересматривается отношение к понятию торговых центров жилых массивов, функции которых берут на себя разные типоразмеры супермаркетов, которые стали, выносится к транспортным магистралям, а в отдельных случаях за границу города. В настоящий время в отдельных странах и в крупных городах Украины супермаркеты формируются на главных транспортных магистралях, развилках дорог и остановках

общественного транспорта. Значительное влияние на данный процесс предоставляет высокий уровень обеспеченности населения автотранспортом, развитие мобильного городского общественного транспорта. Все это определило формирование новой концепции размещения торговых центров и комплексов, в которой реализуется принцип движения не товаров к потребителю, а потребителя к товару. Это обусловило размещение предприятий современной торговой сети, которое обусловлено не местом проживанием покупателя, а тем, где ему удобнее приобрести товар. Много потребителей считают лучше приобретать продукты в крупных супермаркетах независимо от их местоположения, где представленный широкий ассортимент товаров, чем пользоваться услугами мелких магазинов жилой зоны, где ограниченный ассортимент товаров и не всегда соответствующее качество. В данное время во многих крупных городах Украины, в том числе и в городе Донецке, разработанны и приняты к исследованию программы размещения крупных торговых объектов.

Такие программы обеспечат не только решение социально-экономических и градостроительных проблем, но и помогут предпринимателям найти свою нишу на рынке, определить формат торгового объекта и оптимально сформировать ассортимент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.014 с.)