Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав помещения магазинов и их функциональная связь.

Поиск

Магазины должны располагаться комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технических процессов. Состав и размер отдельных помещений зависит от типа магазина, его общей площади и типа торгового зала. Совокупность помещений магазина, в соответствии с их взаимосвязью, составляет технологическую планировку его.

Согласно ГОСТам выделяют в магазинах функциональные группы помещений:

1 торговые помещения – торговые залы, залы заказов, кафетериев, помещений для оказаний дополнительных услуг. Эти помещения несут основную функциональную нагрузку.

2 помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине. В эту группу входят следующие помещения:

- разгрузочные;

- приемочные;

- кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов.

3 подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

- помещения для хранения контейнеров и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

- помещения для приема стеклянной тары от населения;

- моечные;

- мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;

- рекламно-декорационные мастерские;

- экспедиции по доставке товаров на дом и др.

4 административно-бытовые помещения: конторские помещения, кабинет директора, столовые, буфеты, комната отдыха, гардеробные, душевые, санузлы и др.

5 технические помещения: вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещения теплового узла, радиоузел, камера кондиционирования воздуха.

 

Требования к торговым помещениям.

Размещение помещений и их планирование должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей и рациональное выполнение всех операций торгово-технологического процесса.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.

Все помещения должны быть расположены с учетом рациональной взаимосвязи с ними, планировка помещений должна отвечать следующим требованиям:

1 торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров.

2 Оптимальным считается решение, когда полы торговых залов и кладовых расположены на одном уровне.

3 Торговый зал должен быть связан кратчайшими путями с помещениями для приемки товаров.

4 Помещения для хранения товаров не должны быть проходными.

5 Административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, с помещениями для приемки, хранения их и подготовки товаров к продаже.

6 Помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.

7 Пункт приема посуды у населения (должен быть отдельно вход, должен быть соединен с разгрузочной платформой для удобства перегрузки стеклотары из кладовой на автотранспорт).

8 помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

9 помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;

10 помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;

11 служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими помещениями;

12 взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи).

3 Устройство и планировка торгового зала магазина

Торговый зал – часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров.Устройство и планировка торгового зала должны разрабатываться с учетом следующих требований:

- обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

- создания условий для механизации трудоемких процессов;

- удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

- эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

- обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

- создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1: 1 до 1: 3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1: 1; 1: 1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1: 10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

- установочную площадь;

- площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

- площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

К у = S y / S т.з,

где К у коэффициент установочной площади; S y – установочная площадь магазина, м2; S т.з – площадь торгового зала, м2.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:

К эксп = S эксп / S т.з,

где К эксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; S эксп – экспозиционная площадь магазина, м2; S т.з – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15 % площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют, исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования (пристенные горки, тару- оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяет совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки:

- продольную – линии оборудования выстроены вдоль торгового зала;

- поперечную – оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

- комбинированную, сочетающую в себе продольную и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной

для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).

Островная планировка – торгово-технологическое оборудование расположено в торговом зале в виде различных островков, размещаемых отдельно в торговом зале. Островки размещаются с таким расчетом, чтобы покупатели могли свободно к ним подойти. Широко используются в крупных магазинах, применяющих продажу товаров по методу самообслуживания по образцам (мебель). Преимуществом является большая протяженность фронта оборудования, на котором выложен товар, но при этом затрудняется доставка товаров к местам их выкладки.

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах. Выставочная планировка – характерна для организации продажи товаров по образцам, в этом случае весь торговый зал превращают в выставку образцов товаров, а рабочий запас размещается в подсобном помещении. Весь торговый зал при выставочной планировке делится на две части:

- для показа товаров и обслуживания покупателей;

- для хранения рабочего запаса.

Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

При планировке торговых залов магазинов особое место отводится основным и боковым проходам для покупателей. Основные и магистральные проходы размещают вдоль стен. В крупных магазинах их может быть 2, чтобы обеспечить беспрепятственное движение покупательских потоков. Магистральные проходы связывают все зоны торговых помещений и переходы к лестничным маршам.

 

 

ЛЕКЦИЯ 26 Фасад и интерьер торгового предприятия. Общетехническая оснащенность торгового предприятия, строительные и санитарные нормы.

План

1 Интерьер магазина и его оформление.

2 Фасад торгового предприятия

1 Интерьер магазина и его оформление.

Внутреннее пространство зданий или отдельного помещения называется интерьером, но под интерьером следует понимать не только внутреннее пространство помещений, но и внутреннее убранство и оформление торгового зала и решения всех его составляющих элементов (отделка, освещение, торгово-технологическое оборудование). Оформление магазина должно осуществляться с использованием элементов фирменности, создающих фирменный стиль магазина. Он создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала.

Основными составляющими фирменного стиля являются торговый знак, фирменные цвета, логотип, рекламный слоган, рекламный персонаж.

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

1 вывеска у входа магазина;

2 элементы помещения торгового зала (стены, колонны, перегородки);

3 различные виды витрин;

4 торговое оборудование;

5 указатели и вывески в помещениях магазина;

6 ценники;

7 наклейки, этикетки;

8 пакеты;

9 коробки и различные упаковочные материалы;

10 одежда персонала.

Художественное оформление интерьера торгового зала определяется целым рядом задач, решаемых при этом:

- создание оптимальных пропорций помещений, расстановка оборудования с учетом расположения колонн, пандусов, проходов;

- расположение витрин и различных средств рекламы;

- отделка потолков, полов, стен и колонн;

- цветовая характеристика помещений;

- расположение светильников и местных подсветок;

- устройство подвесных потолков с учетом архитектуры, пространства торгового зала.

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и эргономическим требованиям.

Фактор эргономики должен учитываться при организации функциональных зон, при расстановке торгового оборудования и выборе его размеров.

В интерьерах торговых залов должна широко использоваться реклама и информация о наличие товаров, о расположении торговых отделов, мест отдыха для покупателей, столов находок.

Рекламно-информационное оформление магазина целесообразно разрабатывать заранее и для этой цели создается рекламный проект. При его разработке учитывают расположение магазина, архитектурно-строительные особенности магазина, технологическую планировку торгового зала и организацию торгово-технологического процесса.

Фасад торгового предприятия

Внешняя информация включает: вывеску, состоящую из названия магазина, оформление с учетом фирменного стиля, а также указатели времени работы магазина. При входе в магазин должны быть указатели расположения основных торговых групп.

Одним из основных элементов оформления магазина является торговое оборудование, при выборе которого учитывается сочетание практических и эстетических сторон оборудования. Большое влияние и общее впечатление о магазине оказывают витрины. Они являются украшением магазина, улиц населенных пунктов. С помощью витрин информируют покупателей о товарном профиле магазина, рекламируют товар, методы продажи и дополнительные услуги, оказываемые в магазине. В магазинах применяют световую рекламу в виде вывесок, указателей, табло. Для этого применяют фасады, крыши и др.

Применяемые в магазине рекламные средства целесообразно сочетать с внутримагазинной информацией (указатели, ценники, объявления, схемы).

Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых в нем операций. Важнейшими требованиями являются:

- рациональное использование торговой площади и свободное движение покупательских потоков;

- обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения, подготовки товаров к продаже к местам их размещения и выкладки;

- создание хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Выполнение перечисленных требований достигается рациональной планировкой основных функциональных зон торгового зала. Важным моментом при планировке торгового зала является зонирование площади торгового зала под товарные группы, т.е. закрепление определенной площади торгового зала под определенную торговую группу.

Зонирование осуществляется с учетом частоты пополнения товарных запасов. Зоны под товарные группы, по которым требуется частое пополнение, размещаются ближе к зоне хранения. Товары, которые требуют предварительной подготовки, должны прилегать непосредственно к этим помещениям.

Планировка торговых залов зависит от их конфигурации. Оптимальной формой торгового зала является квадрат, т.е. соотношение длины и глубины 1:1. форма торгового зала бывает с соотношением 1:3; 1:5. в настоящее время часто используют соотношение 1:2.

 

 

Тема 3.4 Технология товародвижения в розничной торговле

ЛЕКЦИЯ 27 Технология товародвижения в магазине, структура торгово– технологического процесса, пути его совершенствования.

План

1 Торгово-технологический процесс в магазине

2 Совершенствование торгово-технологического процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.016 с.)