Услуги розничной торговли: определение, основные и дополнительные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Услуги розничной торговли: определение, основные и дополнительные.



Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Таким образом, основная услуга, которую оказывает розничная торговля - это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.

Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением ассортимента дополнительных услуг, оказываемых им. Наилучшее условия для этого могут быть созданы в магазинах.

Перечень таких услуг зависит от специализации магазина, места его расположения, торговой площади и др. Наибольшее число элементов дополнительного обслуживания предоставляют покупателям крупные специализированные магазины, универсамы, универмаги и т.п.

Цели услуг – обеспечить конкурентоспособность, завоевать новые сегменты рынка, достижение большей прибыли.

В наше время, чтобы обеспечить конкурентоспособность магазины выдумывают самые разнообразные способы привлечения клиентуры – начиная с обычных красочных вывесок – реклам; скидок, дисконтных карт; заканчивая различными промоушн – акциями (раздаче листовок, дегустации и т.п.) и бесплатной доставкой на дом некоторых габаритных товаров (иногда даже с установкой сложной техники).

Задачи услуг:

1 Обеспечить высокую культуру сервиса обслуживания;

2 Обеспечить рекламу, обеспечить высокое качество и большой ассортимент услуг

Услуги в розничной торговле являются органическим процессом торгово-технологического процесса. Перечень услуг, оказываемых торговым предпочтением, определен в ГОСТе «Услуги в розничной торговле общие требования», который принят в 2002 году. По ГОСТу, услуга розничной торговли – результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателей при приобретении товаров по договору купли-продажи.

В соответствии с ГОСТом услуги классифицируются на следующие группы:

1 группа – услуги реализации товаров. Включают операции ТТП. К ним относят: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товаров. Реализация товаров может осуществляться как в магазинах, так и вне магазинов.

2 Группа – услуги по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании. К этой группе относят: прием и исполнение заказа на товар; организация доставки товаров на дом; упаковка купленных в магазине товаров; комплектование подарочных наборов и улучшенная упаковка; оценка и прием вещей на комиссию у комитента; оценка ювелирных изделий на дому; оценка антиквариата; прием стеклопосуды; реализация товаров в кредит; организация работ по послепродажному оборудованию; организация приема заказов на строительно-монтажные работы с использованием товаров, приобретенных в магазине; кабины для зарядки фотоаппаратов; кабины для прослушивания записей; раскрой тканей; пошивка штор; мелкая переделка купленных в магазине швейных изделий; растяжка обуви и головных уборов; ремонт технически сложных изделий.

3 Группа – информационно-консультационные услуги: предоставление информации о товаре, об их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином; консультационные специальные товары; проведение рекламных презентаций.

4 Группа – услуги по созданию удобств покупателям: предоставление услуг комнаты «матери и ребенка»; гарантированное хранение купленных товаров; прием и хранение вещей покупателей; организация питания покупателей; реализация пищевых продуктов с потреблением на месте; парковка личных автомашин у магазина и их охрана.

Кроме перечисленных услуг в магазине могут представляться другие виды, которые не связаны на прямую с совершаемыми ими покупками (обмен валюты, обмен аудио-, видеокассет, проявка, печать фото, ксерокопирование, продажа газет и журналов и др.).

Услуги могут быть платными и бесплатными. К бесплатным относят: услуги, которые непосредственно связаны с продажей товаров (устные консультации продавцов, предоставление рекламной информации, погрузка крупногабаритных товаров на транспортное средство).

Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, магазин предоставляет за отдельную плату по утвержденным тарифам.

Все услуги, оказываемые торговым предприятием, должны отвечать ряду общих требований:

1 Требования социального назначения. Предусматривают обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене; должны обосновывать социальную адресность, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в т.ч. инвалидам. Социальную адресность услуги должны учитывать еще на стадии проектирования здания, при установлении режима работы, при формировании ассортимента.

2 Требования функциональной пригодности услуги торговли:

- Предусматривают точность и своевременность оказания услуги;

- Наличие товаров надлежащего качества;

- Наличие ассортимента товаров, установленного для данного типа магазина;

- Обеспечение условий для выбора товаров и услуг;

- Наличие необходимой достоверной информации о товарах и услугах;

- Исполнитель услуги обязан оказывать их в соответствие с требованиями о пригодности их использования.

3 требования эргономики услуги торговли:

- Удобство и комфортность покупателей при оказании услуги;

- Гигиеничность требований к уровню освещенности, вентиляции, шуму, температуры в торговом зале, а также требования к персоналу.

4 требования к эстетике: гармоничность, целостность композиции, единый стиль, художественная выразительность, оформление фасадов, оформление интерьера торгового зала.

5 требования технологичности: наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря; наличие помещений, необходимых для организации ТТП; наличие технических средств для обработки информации; оптимальный уровень затрат.

6 требования безопасности услуг рознично торговли: безопасность предприятия торговли; условия обслуживания покупателей; соблюдение санитарных и других требований.

7 требование охраны окружающей среды. Оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшение характеристик окружающей природной среды (загрязнение воздуха и др.).

 

Дополнительные услуги

Наряду с продажей товаров розничными торговыми организациями оказывают покупателям ряд услуг, которые помогают совершенствовать процесс купли- продажи.

Торговая услуга – деятельность, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использованию.

Дополнительные услуги могут быть платными (доставка товаров на дом, раскрой тканей) и бесплатными (автостоянки, дегустации, выставки, демонстрация мод).

Все дополнительные услуги делятся на три группы:

1 оказание помощи покупателю в совершение покупки и при ее использовании;

2 информационно-консультационные услуги;

3 создание удобств покупателям.

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

- прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно в магазине по телефону или вне магазина, комплектование заказов, упаковка заказов, отпуск товаров непосредственно в магазине или доставка на дом);

- организацию доставки товаров;

- упаковка купленных в магазине товаров;

- комплектование и улучшенную упаковку подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;

- оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента;

- оценку ювелирных изделий на дому;

- прием стеклопосуды;

- реализация товаров в кредит;

- организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров на дому у покупателя, сборка мебели и др.);

- организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;

- предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов;

К этой же группе услуг можно отнести:

- раскрой тканей и пошивку штор, приобретенных в магазине;

- мелкую переделку купленных в магазине швейных изделий;

- растяжку обуви и головных уборов;

- ремонт технически сложных товаров и др.

2 Информационно-консультационные услуги включают:

- предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, ауди и видео средствами;

- консультации специалистов по товарам;

- проведение рекламных презентаций товаров

3 В состав услуг по созданию удобств покупателям входит:

- организация и создания мест отдыха;

- предоставления услуг комнаты матери и ребенка(при наличии в магазине комплекса товаров для детей);

- гарантированное хранение купленных товаров;

- прием и хранение вещей покупателя;

- реализация пищевых продуктов с потреблением на месте;

- парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.

4 Кроме перечисленных выше покупателям в магазинах могут предоставляться и другие услуги, не связанные напрямую с совершаемыми ими покупками. К числу таких услуг относят:

- обмен валюты;

- телефонные услуги;

- проявка фотопленок и печать фотографий;

- ксерокопирование;

- продажа цветов и прием заказов на изготовление букетов.

Услуги, оказываемые магазином, могут быть платными и бесплатными.

К бесплатным услугам относят те из них, которые непосредственно связаны с продажей товаров (консультации продавцов, предоставление рекламной информации, упаковка развесных продовольственных и некоторых видов непродовольственных товаров, погрузка крупно габаритного товара на транспортное средство покупателя и т.д.).

Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, предоставляются магазином за отдельную плату по утвержденным прейскурантам.

 

ЛЕКЦИЯ 20 Качество услуг розничной торговли. Обязательные и рекомендательные требования. Методы контроля и определения показателей качества услуг розничной торговли.

План

1 Требование к услугам

2 Методы контроля за качеством услуг

Требование к услугам

Услуги торговли должны отвечать требованиям социального назначения, функциональной пригодности, эргономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды.

1 Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:

- обеспеченность населения услугами данному вида;

- соответствие уровня качества услуги розничной цене;

- социальную адресность услуги, т.е. ее соответствие требованиям различных групп потребителей, в том, числе инвалидов.

2 К требованиям функциональной пригодности услуги торговли относят:

- точность и своевременность ее оказания (соблюдение установленного режима работы магазина, точность срока выполнения услуги, точность выписка счета и оформления кассового чека и др.);

- наличие товаров надлежащего качества;

- наличие товаров установленного для данного типа магазина ассортимента;

- обеспечения условий для компетентного выбора покупателем товаров и услуг;

- информативность (наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнители услуг, о правилах и условиях указаниях услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей);

- соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.

3 Требования эргономики услуги торговли включают:

- комфортность покупателей при оказании услуги (удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования и др.);

- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, к оборудованию и т.п.;

- доступность информации возможностям восприятия покупателем.

4 Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности:

- архитектурно-планировочных решений помещений магазина;

- оформления фасада здания, вывески витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;

- интерьера торгового зала путем оснащенности соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и освещения.

5 Требования технологичности услуги торговли включают:

- наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения с учетом, используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг;

- создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;

- наличие помещений, необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечение рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров;

- наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;

- наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процесса обслуживания;

- оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемкости процессов обслуживания покупателей.

6 Безопасность услуг торговли должна обеспечивать безопасность предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.

7 Требования охраны окружающей среды заключается в том, что оказание услуг розничной торговли не должно вызывать ухудшение характеристик природной среды (засоренность территории, запыленность и загазованность воздуха и т.п.).Так, не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде (сжигание древесной, бумажной, полимерной и другой упаковки на открытых площадках, прилегающих к территории жилых домов, промышленных предприятий, транспортных и иных коммуникаций, нефтепроводов; выбрасывание упаковки в лесных массивах, вблизи водоемов, нефте-, газопроводов).Уровень шума транспортных средств, используемых предприятием торговли, не должен превышать установленных норм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 11300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.032 с.)