Области применения окрасочных составов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Области применения окрасочных составов



 

Название Состав и области применения
Водные
Известковые Клеевые Силикатные Цементные Состав: известь, вода, пигменты (при необходи­мости); для прочности, пленки иногда добавляют соль (до 10 г/л). Применяют для окраски фасадов и внутренних помещений по кирпичу, штукатур­ке, бетону, дереву Состав: клей, мел, пигменты, наполнители. Применяют для окраски сухих помещений Состав1, жидкое стекло, вода, пигменты, напол­нители. Применяют для окраски фасадов и внут­ренних помещений с высокой влажностью Состав: цемент, вода, пигменты. Применяют для наружной и внутренней окраски деревянных, каменных, асбоцементных и других поверхностей, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности
Неводные
Масляные Синтетические Эмалевые Состав: густотертая краска, олифа, растворитель (уайт-спирит, скипидар). Применяют для окраски деревянных, штукатурных, бетонных, металли­ческих поверхностей в целях улучшения их внеш­него вида и зашиты от коррозии. Условие нанесе­ния — сухая поверхность Состав; синтетические смолы, пигменты синте­тические, растворители, разбавители. Применяют для покрытия деревянных, штукатурных, камен­ных, бетонных, металлических поверхностей при внутренней и наружной окраске Состав: синтетические или масляные лаки, минеральные или органические пигменты, растворители. Применяют для внутренних или наружных работ по дереву, металлу, штукатурке

Окончание табл. 13.3

 

Название Состав и области применения
Лаки Применяются: для антикоррозийных покрытий (кузбасслак); горячих поверхностей; лакировки элементов из дерева, металла, бумаги, стекла; для повышения долговечности деревянных, каменных, металлических конструкций, стен, полов и т.п.
Эмульсионные
Масляная: ВМ (вода в масле), MB (масло в воде) Синтетическая ПВА Состав: олифа, известь, эмульгатор, вода. Применяется для окраски внутренних поверх­ностей Состав: смола ПВА, пигмент, наполнитель, эмульгатор, стабилизатор. Применяют для внут­ренней отделки деревянных, бетонных, отштука­туренных поверхностей
Суспензии
Синтетические Состав: смолы, пигменты, наполнители, эмуль­гаторы, вспомогательные вещества. Применяют для высококачественной окраски наружных и внутренних поверхностей

Приготовление окрасочных составов. Приготовление окрасоч­ных составов является трудоемкой и ответственной задачей, по­этому осуществляется в стационарных условиях — централизо­ванно на лакокрасочных заводах и в краскозаготовительных мас­терских, оборудованных мешалками, виброситами, краскогерка-ми и клееварками.

Колер составляется из одного или нескольких пигментов. В за­висимости от количества основного пигмента различают колеры: цельные (100%); густые (80%); нормальные (50%); разбеленные (10 %). В зависимости от количества черного или белого пигмента различают колеры темные или светлые; от количества красного или синего — теплые и холодные.

После приготовления колеры перетирают на краскотерке, под цвет колера подбираются шпатлевки и грунтовки.

Шпатлевки — составы для выравнивания поверхностей, задел­ки трещин, выбоин и других дефектов. Густые шпатлевки называ­ют подмазочными пастами. Основные требования к шпатлевкам — хорошая адгезия (сцешгяемость) с основанием и окрасочным


составом, хорошая разравниваемость, отсутствие растрескивае-мости после высыхания. Каждый слой шпатлевки должен огрун-товываться.

Грунтовка —- разжиженное связующее вещество с пигментом, способное глубоко впитываться в поры основания и прочно сцеп­ляться с основанием, шпатлевкой и колером. Назначение грун­товки — обеспечение сцепляемости краски с основанием и вы­равнивание его тянущейся способности, т. е. отсоса жидкости. Обыч­но грунтовки — это те же кодеры, но более жидкие.

Способы нанесения малярных составов. В индивидуальном стро­ительстве при небольших объемах работ малярные составы могут наноситься вручную с помощью инструментов (рис. 13.13).

В индустриальном строительстве РФ при малярных работах рас­пространены пневмоокрасочные и шпатлевочные установки, со­стоящие из компрессора и пневмонагнетательного аппарата с форсунками для нанесения малярных составов. Однако передо­вые строительные фирмы сейчас ориентируются на безвоздуш­ное нанесение малярных составов и электрокраску в статичес­ком поле высокого напряжения (рис. 13.14), что позволяет повы­сить качество работ и до 30 % снизить расход материалов.

При безвоздушной окраске малярный состав под давлением 4... 6 МПа попадает к соплу, где приобретает скорость выше кри­тической для данной вязкости. На выходе из сопла часть раство­рителя мгновенно испаряется из-за резкого перепада давления, что вызывает увеличение объема факела и мельчайшее распыле­ние краски, обеспечивающее ее равномерное нанесение.





 


 






 


е ж з и

Рис. 13.13. Инструменты для малярных работ:

а...д — кисти: маховая, макловица, торцовка, филеночная, ручник; е — шпатель; ж — валик с бачком; з — валик резиновый узорчатый; и — краскопульт ручной

с удочкой



-ъ.

 


Рис. 13.14. Механизация малярных работ:

а — пневмоокрасочная установка; 6 — шпатлевочная пневмоустановка; в, г — схемы безвоздушной и электроокраски; М — манометр; 1 — распылитель; 2 — редуктор; 3 — компрессор; 4 — нагнетательный бак; 5 — аккумулятор; 6 — шари­ковый клапан; 7 — воздухораспределитель; S — насос; 9 — высоковольтный гене­ратор; 10 — чашечный электрораспылитель; // — щелевой электрораспылитель

При окраске в электростатическом поле электроны, двигаясь по силовым линиям постоянного электрического поля, равномерно осаждаются на заземленном изделии. При окраске диэлектриков (стекло, резина, пластмассы) требуется дополнительное устрой­ство заземленных экранов, токопроводящих пленок и т.д. Но рас­пространенные в строительстве конструкции из дерева, камня, бетона, металла дополнительных устройств не требуют.

Подготовка поверхностей. Основные мероприятия подготовки поверхности — сглаживание, разрезка трещин, очистка и грун­товка, подмазка и шпатлевка.


Сглаживание песчаным камнем или торцом дерева ведут для удаления песчинок, потеков раствора и следов затирки шту­катурки.

Трещины разрезают ножом на глубину не менее 2 мм. При разрезке трещин разрушаются кромки и увеличивается размер самих трещин. Это дает возможность заполнить их подмазочной пастой.

Очистку поверхностей ведут сжатым воздухом или щет­ками. Сильно загрязненные поверхности очищают шлифовальны­ми машинами или металлическими электрощетками.

Огрунтовку поверхностей выполняют перед частичной под­мазкой, каждой шпатлевкой и окраской механизированным спо­собом с помощью тех же средств, что и окраску. Отдельные виды первой грунтовки сильно впитывающих поверхностей наносят 2...3 слоями.

Частичную подмазку трещин и неровностей производят вручную шпателями. После высыхания подмазанные места шли­фуют и грунтуют.

Сплошная шпатлевка является выравнивающим слоем. Ее наносят шпатлевочными агрегатами или шпателями.

Шлифуют подмазку, шпатлевку и подстилающие слои окраски машинками, на рабочих дисках которых закреплена пемза.

Состав операций по подготовке поверхностей в зависимости от качества окраски приведен в табл. 13.4.

Таблица 13.4

Технологические операции по ремонту, выравниванию и обработке поверхностей под окраску

 

 

 

Поел едо вательность и наименование операций Наличие (+) или отсутствие (—) операции при окраске поверхности
деревянной металли­ческой бетон иро ванной и штукатуренной новой (ранее окра­шенной)
простой улучшенной высококачест­венной простой улучшенной простой УЛУЧШСЕШОЙ высококачест­венной
Удаление непрочной штукатурки, отсло­ившейся краски Ремонт штукатурки ; ; ; ;   <+> <+)  

Окончание табл. 13,4

 

 

 

Последовательность и наименование операций Наличие (+) или отсутствие (—) операции при окраске поверхности
деревянной металли­ческой бетонированной и штукатуренной (новой, ранее окра­шенной)
простой улучшенной высококачест­венной простой улучшенной простой улучшенной высококачест­венной
Очистка поверхности Сглаживание Вырезка сучьев, засмолов и расшив­ка щелей Расшивка мелких трещин Первая грунтовка, проолифка Частичная подмазка с грунтовкой подмазанных мест Шлифование подмазанных мест Первое сплошное шпатлевание Шлифование Второе шпатлевание Шлифование Вторая грунтовка Третья грунтовка с подцветкой + 11 I + + + 1 Illll   + 1+ 1 + + + + +++ + + 1| 1 + + + | 11 +   + (+) + (+) ♦ <♦> + (+) + (+)

Окраска внутренних поверхностей. В зависимости от высоты помещения и вида выполняемых работ окраску ведут с подмос­тей, вышек и малярных столиков.


Известковую окраску наносят на увлажненную поверхность ручными и электрокраскопультами в 1...3 слоя (рис. 13.15).

Силикатную окраску выполняют в 2...3 слоя валиками, крас­копультами и пневмораспылителями по грунтовке из раствора жид­кого стекла. Каждый слой наносят через интервалы 10... 12 ч.

Клеевую окраску также можно наносить валиками, краскопуль­тами и установками воздушного распыления по хорошо загрунто­ванной поверхности. Окраску ведут участками. Во избежание об­разования полос каждый участок окрашивают без перерывов в работе и до высыхания выполненной смежной окраски. В процес­се окраски и сушки нельзя интенсивно проветривать помещение. Это может привести к неравномерному высыханию колера и об­разованию пятен.



  -*- \ 1 г Г -*-
Неправильно Правильно

 


Рис 13.15. Окраска поверхностей:

а — ручными краскопультами; б — электрокраскопулыами; в — пистолетами-распылителями; 1,2— положение пистолета при окрашивании; 3 — направление

движения распылителя


Водоэмульсионная окраска высыхает за 2...3 ч, поэтому окра­шивать отдельные участки необходимо за один прием, не допус­кая перерывов, иначе будут видны стыки окраски, выполненной в разное время.

Окраску выполняют валиками или пистолетами-распылителя­ми не менее чем в 2 слоя по огрунтовке из разбавленной водо­эмульсионной краски.

Неводную окраску наносят не менее чем в 2 слоя валиками, пневмоваликами, пневмоустановками, установками безвоздушного распыления и легкими краскораспылителями, у которых емкость для окраски присоединена непосредственно к пистолету-распы­лителю- Чтобы избежать появления потеков, краску наносят тон­ким ровным слоем по хорошо просохшему предыдущему. Окраску




ш

 


Рис. 13.16. Фактурная малярная отделка поверхностей:

а, 6, в — внутренних: лессировочная (торцованная), «под крокодиловую кожу»,

«под шагрень»; г — варианты фасадной отделки


труднодоступных мест выполняют кистями и специальными ва­ликами различного назначения.

Наиболее приемлемым способом окраски стен и потолков яв­ляется фактурная окраска, поскольку она не требует шпатлева­ния и выравнивания поверхностей. Поэтому часто предпочтение отдается мелкошероховатой фактуре «под крокодиловую кожу», «под шагрень» и другой (рис. 13.16), скрывающей мелкие дефекты.

При отделке поверхностей «под шагрень» используют синте­тические пастовые составы: латексномеловые, гипсо полимер це­ментные, наносимые с помощью шпатлевочной установки из сопла, располагаемого на расстоянии 400...500 мм от поверх­ности.

При однотонной гладкой стене лучше использовать матовое покрытие, которое делает малозаметным дефекты штукатурки, бетона, древесины.

Окраска фасадов. Фасады окрашивают механизированным спо­собом с лесов, подмостей и вышек. Для нормального высыхания красок не допускается окраска фасадов в сухую и жаркую погоду при температуре выше 25 °С, при прямом воздействии солнечных лучей, во время дождя, при скорости ветра более 10 м/с, зимой по наледи.

Наряду с декоративными штукатурками для отделки фасадов стали использовать воднодисперсионные краски. Главным преиму­ществом этих красок является то, что вместо растворителей в них применяется вода. Формирование пленок не связано с протекани­ем химических реакций, а только с испарением воды, что безо­пасно для природы и человека.

Стойкость этих красок к атмосферным воздействиям связана с наличием в их составе акриловых полимеров и сополимеров, а также кремнииорганических соединений (силиконовая смола).

Обойные работы

Во все времена люди старались украсить стены своего жили­ща: вначале рисунками, затем гобеленами, шелком, наконец обоями.

Сейчас применяются обои бумажные обычные, влагостойкие (моющиеся) и звукопоглощающие (ворсовые); пластмассовая пленка на бумажной подоснове (линкруст); синтетические плен­ки безосновные и на тканевой основе; рельефные и структурные под покраску; жидкие и т.д. Наиболее распространены бумажные печатные обои: простые, средней плотности, плотные и тисне­ные. Различают типы обоев симплекс (однослойные) и дуплекс (двухслойные).

Заготовка обоев. Все виды бумажных обоев раскраивают в цен­трализованных мастерских, подбирают по оттенку, нумеруют и


поставляют на стройку комплектами. При этом у простых бумаж­ных обоев обрезают одну кромку. Декоративно-отделочные плен­ки, широкорулонные и древесные обои раскраивают непосред­ственно на объекте.

Рулоны линкруста в течение 5... 10 мин замачивают в воде. Это предупреждает появление трещин на лицевом слое линкруста.

Подготовка поверхности. Обои наклеивают на бетон, штукатурку, облицовку из древесностружечных плит, обивку из картона и т. д.

Ровные и гладкие поверхности, не имеющие грубой шерохова­тости и следов затирочных инструментов, можно оклеивать без предварительной оклейки бумагой. Стыки сухой штукатурки, обив­ки из картона и других гладких материалов шпатлюют и шлифу­ют, а после высыхания оклеивают полосками бумаги и снова шлифуют.

После устранения отдельных неровностей, трещин и заделки стыков поверхности из древесностружечных плит и шероховатую штукатурку оклеивают бумагой, а после высыхания шлифуют.

Поверхности, оклеиваемые моющимися обоями и декоратив­ными пленками, подготавливают так же, как под масляную ок­раску.

Перед наклеиванием обоев поверхности грунтуют клеем. Грун­товка повышает прочность сцепления обоев с поверхностью и предохраняет их от действия влаги. Вид клеящего состава для грун­товки поверхности и приклеивания обоев зависит от вида обоев и принимается на основании СНиПа.

Наклеивание обоев. Простые бумажные обои наклеивают вна­хлестку. Обрезанная кромка нахлестки должна быть обращена к свету. Это исключает появление теней от нахлестки. Первое полот­нище наклеивают в углу у наружной стены. Во время оклейки стен один рабочий работает внизу, второй — наверху со стремянки или стола (рис. 13.17).

Линкруст, тисненые моющиеся обои на бумажной основе и другие виды невытягавающихся обоев наклеивают впритык с пред­варительной обрезкой кромок по линейке. Моющиеся обои и плен­ки на тканевой основе растягиваются и дают усадку, поэтому их наклеивают внахлестку с последующей обрезкой кромок. Когда прослойка высохнет, кромки прирезают ножом по линейке, от­ворачивают, намазывают клеем и прикатывают. Выдавленный клей немедленно удаляют.

Заготовленные полотнища декоративной пленки с невысыха­ющим заводским клеем и защитной подложкой перед наклеива­нием выдерживают в раскатанном виде не менее суток. Перед на­клеиванием снимают небольшую часть защитной пленки. Осво­божденной частью полотнище крепят к поверхности после его ориентирования. Оставшуюся часть подложки удаляют по мере при­клеивания полотнища.




 


Рис. 13.17. Наклеивание обоев:

а — нанесение клея на столике с ванночкой; б — то же, кистью на полу; в — наклеивание намазанных полотнищ; 1,2, 3 — очередность операций по подготов­ке полотнищ

Оклеенные обоями поверхности до их полного высыхания не­обходимо защитить от прямого воздействия солнечных лучей, сквозняков и интенсивного просушивания. Максимальная темпе­ратура в помещении не должна превышать 23 °С.

Современные декоративные обои. В общественных местах обыч­ные обои с печатным рисунком во многих случаях уступают место однотонным обоям, окрашиваемым после наклеивания в различ­ные цвета. В основном для этого используют структурные, волок­нистые бумажные и стеклообои.

Структурные обои состоят из вторично переработанных бумаж­ных волокон (90%), целлюлозы, древесной муки, добавок и от­личаются разнообразными тиснеными рисунками (рис. 13.18, а).


   
1 . V '■■ 'i v
   
: V ^ t ~.. •'•  
   

еж

Рис. 13.18. Разновидности декоративных обоев:

я — структурные; 6 ~ волокнистые; в, г — тисненые; д — стеклообои; е — флизе-линовые; ж — жидкие обои

Благодаря трехслойной бумажной структуре структурные обои при наклеивании не сминаются и не растягиваются. Их наклеивают встык, затем окрашивают. Для окраски рекомендуется акриловый лак или шелковисто-глянцевый латекс.

Волокнистые обои (рис. 13.IS, б) отличаются оригинальной конструкцией: между двумя листами бумаги равномерно распре­делены древесные опилки. В зависимости от количества опилок обои отличаются разной степенью рельефности. Эти обои эколо­гически чисты, маркированы специальным знаком — экологи­ческим «голубым ангелом», присуждаемым за вклад в охрану ок­ружающей среды. Обои наклеивают встык во избежание наруше­ния рельефной текстуры, приглаживают при наклеивании не ва­ликом, а мягкой щеткой. После просушивания окрашивают дис­персионной краской.


Тисненые бумажные обои (рис. 13.18, в, г) состоят из несколь­ких слоев бумаги, полученной из тяжелой волокнистой макулату­ры. Тисненым является только верхний слой, а нижний легко от­стает от бумажного ковра так, что при ремонте можно снять обои со стены «всухую», оставив нижний слой на стене в качестве под­ложки. При наклеивании клей наносится не на обои, а на стену.

Стеклообои (рис. 13.18, д) — наиболее распространенный вид офисных обоев. В процессе изготовления таких обоев при темпера­туре 1200 вытягиваются стеклянные нити, сплетаются в волок­на и перерабатываются в ткань с названием: «рогожка», «шелк», «плетенка», «елочка» и т.п.

Стеклообои обладают многими преимуществами по сравнению с другими видами обоев: экологичны, так как состоят из природ­ных материалов (песок, сода, известь и доломит); не горят; нейт­ральны к химикатам; прочны и долговечны; устойчивы к воздей­ствию микроорганизмов и насекомых.

При подборе стеклообоев необходимо учитывать их структу­ру: чем тоньше структура, тем тоньше должен быть слой краски. Обои с крупной структурой следует использовать в больших по­мещениях.

Обои на основе нетканого полотна — флизелина (рис. 13.18, е) по виду напоминают стекловолокно, но с более тонкой структу­рой. На полотно наносят слой вспененной целлюлозы, который образует нужную текстуру. Технология наклеивания — тради­ционная,

Флизелиновые обои заменяют стеклообои в тех случаях, когда не требуются очень высокие износостойкость и долговечность. Они дешевле стеклообоев, при ремонте легко снимаются отмачивани­ем, отпариванием и т.п., тогда как стеклообои снять со стены невозможно.

Окраску стены можно производить после наклеивания обоев и до наклеивания. Благодаря прозрачности основы вспененная цел­люлоза оттеняется окрашенной стеной.

Жидкие обои появились в России несколько лет назад и заре­комендовали себя как экологически чистый материал с привле­кательным внешним видом (рис. 13.18, ж). Обои поставляются в виде порошка, состоящего из композиции на основе натураль­ного целлюлозного волокна и связующего клея (К.МЦ). Поро­шок разводится в воде, полученный раствор наносится на лю­бую сухую, чистую поверхность. Толщина слоя 1... 10 мм в зави­симости от качества поверхности. Работы выполняют в следую­щем порядке:

поверхность очищают от грязи, старых обоев и т, п.; во избежа­ние преступления плесени ее покрывают масляной краской;

в пластмассовой емкости размешивают смесь до полного ра­створения клея;


смесь наносят на стенку кельмой и разглаживают до требуемой толщины валиком. Оставшийся материал можно скатать в блин, а затем вновь использовать несколько раз, размачивая водой;

фактурная отделка осуществляется через 5... 6 ч накаткой рель­ефным валиком или напылением распылителем.

13.7. Стекольные работы

Общие положения. Материалы. Несмотря на возможность ис­кусственного освещения, необходимо, чтобы свет в помещения, где находятся люди, проникал через окна, световые фонари и т.д. В качестве светопроницаемого материала используется стекло.

Люди знали о свойствах стекла 55 в. назад (к этому периоду относятся найденные в Египте стеклянные изделия). Первый рус­ский стекольный завод появился в 1635 г. близ Воскресенска. Од­нако только в XX в. сформировалась технология изготовления ли­стового стекла.

Кроме листового стекла применяют пустотелые стеклянные бло­ки, стеклопакеты из 2...3 стекол, стеклянные плитки толщиной 3...5 мм, стеклопрофили, рифленое стекло (рис. 13.19).



Рис, 13,19. Установка стеклянных изделий: а — стеклоблоков; б — обычного окон­ного стекла; е — стекло паке топ; / — стек­лоблок; 2 — арматура; 3 — раствор; 4 — замазка

 



Листовое стекло устанавливают на замазке, которую готовят из молотого мела и натуральной олифы, для стальных перепле­тов сухой мел предварительно перетирают с сухим свинцовым суриком. Нанесение замазки может осуществляться шприцем (рис. 13.19).

Остекление переплетов и проемов. Стекольные работы осуще­ствляют в две стадии. На первой стадии заготовляют материалы, а на второй — выполняют остекление.

Стекло нарезают алмазным, твердосплавным или электростек­лорезом (электрический ток нагревает тонкую нихромовую про­волоку, под которой стекло дает трещину и распадается по на­правлению нити).

При раскрое надо учитывать, что стекло должно перекрывать не менее 3Д ширины фальца и на 2... 3 мм не доходить до бортов фальца при вставке стекла на замазке и на 3... 5 мм при резиновой прокладке (для перемещения стекла при температурном расши­рении).

В деревянных и пластмассовых переплетах стекла устанавливают на двойной замазке, на замазке и штапиках, на эластичных про­кладках и штапиках (рис. 13.20), укрепляют металлическими шпиль­ками, кляммерами, зажимами, винтами, уголками, замками.

Рис. 13.20. Способы закрепления стекал:

а, 6, в — в деревянных переплетах; г, д — то же, в стальных; е, ж, з — то же, в пластмассовых; и — при остеклении теплиц и оранжерей; 1 — стекло; 2 — шпиль­ка; J— замазка; 4 — штапик; 5 — гвоздь; 6 — уплотнитель; 7 — кляммер; 8— штырь; 9— винт; 10— пластмассовый замок; II— упор


Широко применяется остекление стальных и алюминиевых пе­реплетов на резине или пластмассе П-образного и сложного про­филей. В этом случае не требуется замазок и других материалов.

Витринное стекло устанавливают с помощью блоков, лебедок и автокранов, а при остеклении витражей многоэтажных зданий используют телескопические вышки, передвижные подъемные ус­тановки, навесные люльки и трубчатые леса. Для подъема стекла используют подъемники и траверсы с вакуумными присосками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.079 с.)