ТОП 10:

Методы контроля качества строительной продукции



Различают внутренний и внешний контроль качества.

Внутренний контроль.Качество строительной продукции опре­деляется по результатам производственного контроля и оценива­ется в соответствии со специальной инструкцией по оценке каче­ства строительно-монтажных работ.


Данные результатов контроля должны фиксироваться в журна­лах работ. В табл. 19.1 приведены виды внутреннего контроля.

Таблица 19.1

Виды внутреннего контроля

 

Вид контроля Содержание
По времени проведения
Входной Операционный Приемочный Проверка поступающих материалов и изделий Осмотр и замеры в процессе работ Приемка завершенных работ с составлением акта на скрытые работы
По объему проверок
Сплошной Выборочный Проверка всех изделий » части изделий
По периодичности
Непрерывный Периодический Летучий Проверка в течение всего времени выполнения работ То же, через определенные промежутки времени Эпизодические проверки
По средствам проведения (методу)
Визуальный Измерительный Регистрационный Осмотр без измерительных инструментов То же, с применением измерительных инструментов, в том числе лабораторных То же, методом анализа документации (проектов, паспортов, сертификатов)

При входном контроле надлежит проверять соответствие по­ступающих на стройку материалов и изделий сертификатам, тех­ническим условиям, паспортам и другим документам, подтверж­дающим качество, и требованиям рабочих чертежей. Входной кон­троль должен возлагаться на службу производственно-технологи­ческой комплектации предприятия-изготовителя, инженерно-тех­нический персонал стройки и строительные лаборатории.

Операционный контроль должен осуществляться при выпол­нении производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также своевременное принятие мер по их уст­ранению и предупреждению.


При операционном контроле должны проверяться: соблюде­ние заданной в проектах производства работ технологии выпол­нения строительных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам к правилам производ­ства работ.

Основные рабочие документы при операционном контроле ка­чества — схемы операционного контроля, разрабатываемые в со­ставе проектов производства работ.

Приемочный контроль производится для проверки и оценки качества законченных строительством объектов или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.

Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов их освидетельствования, которые должны составляться на завер­шенные процессы, выполненные самостоятельными подразделе­ниями исполнителей.

Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций. В обязательном по­рядке производится, в частности, приемка фундаментов под обо­рудование.

Готовность фундаментов под монтаж должна быть оформлена актом, подписанным представителями заказчика, строительной и монтажной организаций. К приемо-сдаточному акту о готовно­сти фундаментов под оборудование должен быть приложен фор­муляр на фундамент с указанием: проектных и фактических отме­ток поверхностей фундаментов; проектных и фактических основ­ных размеров фундаментов; расположения и отметок металличес­ких деталей и реперов, заложенных в тело фундамента, или скоб, закрепленных на конструкциях зданий, фиксирующих главные оси фундаментов; акта на освидетельствование основания под фунда­менты; документации, характеризующей качество применяемых материалов и выполненных работ (журналы испытания бетона, бетонирования, акты скрытых работ на укладку арматуры и т.п.); акта на скрытые работы по виброизоляции фундаментов.

Внешний контроль.Кроме производственного контроля за ка­чеством строительства осуществляется внешний контроль со сто­роны государственных и ведомственных органов контроля и над­зора (пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.). Проектная организация осуществляет авторский контроль, застройщик — технадзор заказчика.

Авторский надзор проектных организаций за качеством строи­тельства осуществляется совместно с технадзором заказчика и другими органами контроля качества строительства.

Технический надзор заказчика контролирует качество строи­тельных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проектам, сметам, СНиПу и


государственным стандартам. Работники технического надзора за­казчика несут ответственность за плохое качество работ, приня­тых от строителей, несвоевременное оформление актов на скры­тые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Без подписи заказчика «К производству работ» рабочие чертежи считаются недействи­тельными.

Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов

Такая проверка — завершающая стадия внешнего контроля ка­чества. Правила приемки регламентирует СНиП.

Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполняют в две стадии: предварительная техническая приемка объекта от подряд­чика рабочей комиссией заказчика и окончательная приемка, осу­ществляющаяся Государственной комиссией.

Рабочая комиссия назначается приказом руководителя пред­приятия с включением в состав представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсо­юзных, других заинтересованных организаций.

Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных ра­бот проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству вы­полненных работ и заключение о возможности эксплуатации обо­рудования.

Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Го­сударственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом со­ответствующей инстанции. В состав государственных приемочных комиссий включаются представители ГАСН, заказчика, генпод­рядчика, генерального проектировщика, органов государственно­го, санитарного и пожарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, финансирующего банка, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной организации заказчика.

Заказчик передает Государственной приемочной комиссии сле­дующие материалы: проектное задание и справку о технико-эко­номических показателях объекта; разрешение об отводе земельно­го участка; акты разбивки осей здания и сетей, на скрытые и специальные работы; данные о геологии и гидрогеологии строй­площадки, глубине заложения подошвы фундаментов; комплект рабочих чертежей с необходимыми изменениями; утвержденный и исполнительный генпланы; перечень организаций, участвовав­ших в проектировании и строительстве объекта; акты техниче­ской приемки рабочей комиссией.


РАЗДЕЛ IV. ОХРАНА ТРУДА

ГЛАВА 20 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Основные понятия. Организация контроля за состоянием охраны труда

Существенные изменения правовых и организационных основ охраны труда связаны с изменением форм собственности и усло­вий хозяйствования.

Государство отдало работодателям часть функций по обеспече­нию охраны труда, оставив за собой право надзора и сосредото­чив его, главным образом, в ведении Минтруда России и Мин­строя России.

Государственная политика в области охраны труда предусмат­ривает совместные действия органов законодательной и исполни­тельной власти РФ и республик в ее составе, объединений рабо­тодателей, профсоюзов и уполномоченных работниками предста­вительных органов по улучшению условий и охраны труда, пред­упреждению производственного травматизма и профессиональ­ных заболеваний.

Права граждан в области охраны труда закреплены Конститу­цией России, Гражданским и Трудовым кодексами, Основами за­конодательства Российской Федерации об охране труда и явля­ются обязательными для всех работодателей, независимо от фор­мы собственности. Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган надзора за охраной труда, пол­номочия которого определяются Президентом РФ или, по его по­ручению, Правительством РФ, а также соответствующие органы субъектов федерации.

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов ра­ботников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и до­веренные лица трудовых коллективов.

В строительной отрасли выдвигаются повышенные требования к созданию и обеспечению благоприятных для здоровья и безо­пасных условий труда из-за специфики производства:

рассредоточенность в расположении строительных объектов, нередко значительная удаленность их от культурно-бытовых цен­тров;

многообразие типов машин, механизмов и приспособлений, большинство из которых имеет электроприводы;

необходимость работы под открытым небом, часто при небла­гоприятных погодных условиях (снег, дождь, слякоть и т.п.).


Поэтому в организации системы охраны труда в строительстве должны участвовать технический персонал стройки и работники системы управления ведомства, региона, страны.

Охрана труда складывается из многообразия технических, орга­низационных, социально-экономических, санитарно-гигиениче­ских и других мероприятий и заключает в себе:

трудовое законодательство, предусматривающее и разрешаю­щее правовые вопросы о трудовых взаимоотношениях на произ­водстве, о режиме рабочего времени и отдыха, условиях труда женщин и подростков. Законодательно устанавливаются льготы и преимущества для различных категорий работников, определяет­ся порядок приема, перевода и увольнения. Основы трудового за­конодательства по охране труда и возмещению вреда, причинен­ного работникам, содержатся в Трудовом законодательстве и Граж­данском кодексе РФ, дополняются указами Президента и поста­новлениями Правительства РФ;

технику безопасности, отражающую организационные и тех­нические мероприятия при выполнении строительно-монтажных и специальных работ независимо от ведомственной подчиненно­сти и принадлежности строительных организаций и фирм, вы­полняющих эти работы. Нормативные требования по технике без­опасности содержатся в СНиП 12.03.2001 «Безопасность труда в строительстве». Инженерно-технический персонал строек обязан знать и строго соблюдать требования СНиПа;

производственную санитарию, учитывающую влияние условий труда на организм и здоровье человека; разрабатывает и осуще­ствляет меры по оздоровлению условий труда в производствен­ных процессах и профилактические санитарно-гигиенические мероприятия. Нормативные требования по проектированию и осу­ществлению санитарно-технических мероприятий приводятся в Санитарных правилах и нормах (СанПиН), государственных стандартах, санитарных нормах (СН), санитарных правилах (СП) и др.;

противопожарную безопасность, предусматривающую меропри­ятия по предупреждению пожаров и устанавливающую нормы проектирования зданий с целью улучшения их противопожарно­го состояния. Требования к пожарной безопасности объектов, сред­ствам и способам тушения возгораний и профилактическим ме­роприятиям приводятся в соответствующих СНиПах, нормах и технических условиях.

Виды документов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в строительстве, приведены в табл. 20,1.

Кроме единых межотраслевых общегосударственных норм и правил в области охраны труда действуют ведомственные и регио­нальные правила, инструкции и положения, утверждаемые в установленном порядке и отражающие специфику производства в


Таблица 20.1







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.005 с.)