ТОП 10:

Создание службы контроля качества



В соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства. При этом у строительных предприятий есть два варианта надлежащей организации контроля качества строительно-монтажных работ, которые тем не менее не являются взаимоисключающими.

Во-первых, организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ на основании требований СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) от 20.02.2009 № 8.

Во-вторых, возможно создать службу контроля качества (далее – СКК) строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной ТКП 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 28.06.2006 № 168 (далее – ТКП 45-1.01-47-2006). При этом название структурного подразделения, которое создано и аттестовано в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006, не имеет принципиального значения — это может быть служба контроля качества, испытательное подразделение, отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел контроля качества и т.д.

 

Врезка:Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, то она не обязана создавать у себя службу контроля качества в виде отдельного структурного подразделения.

 

Для надлежащей работы СКК должны быть обязательно оформлены следующие документы:

· положение об испытательном подразделении;

· должностные инструкции на каждого специалиста;

· графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования;

· рабочие чертежи и технологическая документация на испытываемую продукцию;

· инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний;

· журналы (протоколы) результатов испытаний.

Что касается положения о СКК, то оно в обязательном порядке должно содержать следующие разделы:

1.функции, права, обязанности и ответственность испытательного подразделения;

2.порядок управления документацией и записями;

3.порядок управления средствами испытаний и контроля;

4.порядок работы с другими подразделениями предприятия;

5.порядок подготовки и повышения квалификации персонала;

6.порядок проведения внутреннего аудита;

7.порядок устранения выявленных несоответствий;

8.порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

9.порядок рассмотрения претензий.

Положение должно быть утверждено руководителем строительной организации, в состав которого входит испытательное подразделение. Положение должно периодически (не реже одного раза в три года) проверяться и актуализироваться руководством испытательного подразделения. В структуре службы контроля качества могут быть предусмотрены подразделения, входящие в испытательный комплекс. В таком случае задачи, права и обязанности таких структурных подразделений должны быть регламентированы в положениях об этих подразделениях или в едином документе.

Хотя ТКП 45-1.01-47-2006 и предусматривает, что при необходимости могут быть предъявлены дополнительные документы, практика работы с организациями по оценке показывает, что лучше сразу приложить к заявлению следующие бумаги:

· перечень средств измерения, используемых испытательным подразделением;

· договор на проведение поверки средств измерения;

· план-график поверки средств измерения (желательно согласованный с компетентной метрологической организацией);

· перечень ТНПА, используемых службой контроля качества (или договор на установку ИПС «СтройДокумент»);

· договор на актуализацию ТНПА (или договор на актуализацию ИПС «СтройДокумент»);

· приказ о создании службы контроля качества и назначении ответственных лиц;

· опись документов;

· доверенность на представление интересов и получение бланка свидетельства.

Анализ состояния СКК

Экспертизу документов, отражающих состояние испытательных подразделений, допускается проводить одновременно с проведением анализа состояния испытательных подразделений.

При необходимости к работам могут быть привлечены представители органов государственного метрологического надзора, органов государственного строительного надзора, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и других организаций.

При анализе состояния испытательных подразделений проверяются:

- обеспеченность испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией;

- система ведения ТНПА, то есть порядок внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;

- соответствие технологической документации требованиям ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 03.08.2009 № 251;

- наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям действующих ТНПА на продукцию и методы ее контроля;

- систему управления техническим состоянием средств измерений и испытательного оборудования, то есть работу по организации поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 15.11.1993 № 8, и СТБ 8015-2004 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное. Порядок проведения метрологического контроля», утвержденного постановлением Госстандарта от 14.12.2004 № 65;

- соответствие монтажа и условий эксплуатации испытательного оборудования и средств измерений требованиям эксплуатационной документации;

- правильность оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний;

- систему контроля обеспечения условий проведения испытаний и параметров окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции;

- состав и квалификацию персонала, порядок проведения обучения и повышения квалификации персонала;

- результаты внутреннего аудита качества работ;

- порядок устранения выявленных несоответствий;

- порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

- порядок рассмотрения претензий;

- другие положения, отражающие специфические особенности функционирования испытательных подразделений.

Результаты анализа состояния испытательных подразделений оформляют в виде отчета по форме приложения М к ТКП 45-1.01-47-2006. С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство строительной организации, в состав которой входит служба контроля качества.

Организации по оценке технической компетентности в течение 10 дней рассматривают материалы анализа состояния испытательных подразделений и принимают решение о выдаче (невыдаче) свидетельств и сроках их действия. В случае положительно решения выдается свидетельство о технической компетентности испытательного подразделения по соответствующей форме.

 

Инспекционный контроль

Необходимо отметить, что организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум один раз в 5 лет.

В п. 11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать, в том числе, оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений, оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией, анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования, оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала, оценку результатов внутреннего аудитадеятельности персонала, результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям, оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и Положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В этом документе дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствию требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля организации по оценке технической компетентности могут принять решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, что и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

- общий журнал работ;

- протоколы испытаний или справки о результатах контрольных испытаний;

- акты и протоколы по результатам приемочных испытаний;

- журналы лабораторного контроля качества;

- акты и протоколы всех имеющихся проверок качества;

-акты скрытых работ;

-ведомости и журналы входного, операционного и приемочного контроля качества;

-исполнительные схемы;

-акты промежуточной приемки выполненных работ;

-акты и протоколы по результатам приемки объектов в эксплуатацию;

- жалобы потребителей о плохом качестве;

- рекламации заказчика о качестве;

- финансовые данные о затратах на качество;

-документация о выполненном техническом обслуживании и поверок оборудования;

- лицензии и сертификаты соответствия

 

Факторы, определяющие стратегию маркетинга. Типы стратегии маркетинга в отношении выпускаемой продукции, рынков сбыта. Варианты выхода на новые рынки сбыта.

ЖЦСО: маркетинг и анализ рынка; добыча естеств. стройматериалов; проектно-изыск.работы; произв-во строймат-в и изделий; трансп-ка и хранение; СМР; техн. эксплуат. зд. и соор; реконстр-ция(модернизация) объекта; утилизация объекта.

Стратегия маркетингаопределяется: факторами спроса; уровнем конкуренции; общей рыночной ситуацией. Она должна обеспечить возможность реализации существующих и потенциальных преимуществ предприятий. Существуют два типа стратегии, определяющие позицию предприятия в отношении выпускаемой продукции:

- стратегия низких издержек, при которой достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет более низких цен традиционного для предприятия товара;

- стратегия предпочтения, заключающаяся в разработке и производстве товаров, качественно отличающихся от товаров конкурирующих фирм, так называемых товаров рыночной новизны.

В отношении рынка сбыта продукции в теории маркетинга рассматриваются два возможных типа стратегии:

- первый– предполагает использование традиционных для предприятия рынков сбыта; второй– выход на новые рынки сбыта.

Реализация выхода на новые рынки сбыта может осуществляться несколькими способами.

1-Вариант выхода на новые рынки с освоенным товаром без каких-либо его существенных доработок. При этом продвижение товара осуществляется с использованием стандартной программы маркетинга в части рекламы и стимулирования сбыта –недифференцированный маркетинг.

2-Вариант дифференцированного маркетинга предполагает учет особенностей спроса на новых рынках и соответствующие усовершенствования товара. Мероприятия по продвижению товара также осуществляются с учетом специфики новых рынков.

3-Вариант концентрированного маркетинга,предполагающего сосредоточение усилий по производству и сбыту продукции на ограниченных, но наиболее перспективных рынках сбыта.

4-Вариант диверсифицированного маркетинга используется в случае наличия конкурентоспособного товара и значительных средств на проведение маркетинговых мероприятий. Предполагает выход предприятия с новым товаром одновременно на большое число новых рынков сбыта.

При выборе стратегии маркетинга необходимо учитывать следующие факторы:

1. Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного (целевого) маркетинга.

2. Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров.

3. Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного и концентрированного маркетинга.

4. Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товаров в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, то в этом случае уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.

5. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, то применение стратегий недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И, наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

Стратегия маркетингаопределяется: факторами спроса; уровнем конкуренции; общей рыночной ситуацией. Она должна обеспечить возможность реализации существующих и потенциальных преимуществ предприятий. Существуют два типа стратегии, определяющие позицию предприятия в отношении выпускаемой продукции:

- стратегия низких издержек, при которой достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет более низких цен традиционного для предприятия товара;

- стратегия предпочтения, заключающаяся в разработке и производстве товаров, качественно отличающихся от товаров конкурирующих фирм, так называемых товаров рыночной новизны.

В отношении рынка сбыта продукции в теории маркетинга рассматриваются два возможных типа стратегии:

- первый– предполагает использование традиционных для предприятия рынков сбыта; второй– выход на новые рынки сбыта.

Реализация выхода на новые рынки сбыта может осуществляться несколькими способами.

1-Вариант выхода на новые рынки с освоенным товаром без каких-либо его существенных доработок. При этом продвижение товара осуществляется с использованием стандартной программы маркетинга в части рекламы и стимулирования сбыта –недифференцированный маркетинг.

2-Вариант дифференцированного маркетинга предполагает учет особенностей спроса на новых рынках и соответствующие усовершенствования товара. Мероприятия по продвижению товара также осуществляются с учетом специфики новых рынков.

3-Вариант концентрированного маркетинга,предполагающего сосредоточение усилий по производству и сбыту продукции на ограниченных, но наиболее перспективных рынках сбыта.

4-Вариант диверсифицированного маркетинга используется в случае наличия конкурентоспособного товара и значительных средств на проведение маркетинговых мероприятий. Предполагает выход предприятия с новым товаром одновременно на большое число новых рынков сбыта.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.008 с.)