Виды, формы и элементы контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды, формы и элементы контроля



 

Вид контроля – составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий.

По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют контроль:

­ административный;

­ производственно-технический;

­ финансово-хозяйственный.

Административный контроль производится административными комиссиями, созданными на уровне соответствующих районов и других территорий.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

Финансово-хозяйственный контроль организуется специальными службами организаций (службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные отделы), их вышестоящими органами управления и соответствующими государственными органами.

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления финансово-хозяйственного контроля возникает необходимость его классификации (рисунок 1).

 

 

 
 


Рисунок 1 – Классификация контроля по основным признакам,

выделенным в экономической литературе

По организационным формам контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный, аудиторский, внутрихозяйственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют органы государствен­ной власти и управления, административные органы. Он обеспечивает интересы государства и общества.

Ведомственный (его еще принято называть внутриведомственный, внутрисистемный) контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Он проводится министерствами, комитетами и другими органами управления за деятельностью подведомственных им организаций. Ведомственный контроль представляет интересы ведомства. Такой контроль осуществляется путем проведения комплексных проверок (ревизий) и тематических проверок в подведомственных организациях.

Аудиторский контроль осуществляется независимыми специализированными аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями-аудиторами, имеющими лицензию на указанный вид экономической деятельности, с целью выражения независимого мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторский контроль является независимым и представляет интересы всех пользователей финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль производится отдельными работниками, службами, комиссиями самого субъекта контроля. Он защищает его интересы. Внутрихозяйственный контроль направлен на повышение эффективности функционирования субъекта контроля.

Общественный контроль проводится различного рода представителями общественных организаций (например, Общество защиты прав потребителей).

Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 утверждено Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок.

Такой контроль решает узконаправленные вопросы.

Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок:

­ за соблюдением законодательства о труде, об охране труда, о профсоюзах;

­ выполнением коллективного договора (соглашения) и др.

По целевой направленности государственный контроль подразделяется на общегосударственный, отраслевой и специальный.

Общегосударственный осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами контроля и управления.

Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку: транспорт, торговля, общественное питание и т.п.

Специальный контроль производят специализированные инспекции. Они проводят проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию, контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий (Госархивнадзор, Пром-атомнадзор).

По подведомственности контроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль осуществляется специалистами контрольных служб независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности субъекта контроля (например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь).

Ведомственный контроль проводится вышестоящим органом по принципу ведомственной подчиненности в соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
9 января 2002 г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (с изм. от 1.06.2007 № 736). Министерства, ведомства, комите­ты, концерны, тресты проводят ревизии и тематические проверки в подведомственных организациях. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Объектами предварительного контроля могут быть внутрихозяйственные планы, проектно-сметная документация на новое строительство, документы на отпуск имущества, выдачу денежных средств, договоры и т.д. Предварительный контроль способствует предупреждению несанкционированных действий должностных и материально ответственных лиц, неправильного оформления документов и т.д. Предварительный контроль необходим на всех уровнях управления, так как позволяет предотвратить непроизводственные расходы, незаконное и нерациональное расходование средств, документальное оформление хозяйственных операций с нарушением установленного порядка.

Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных операций. На практике его еще называют оперативным. Текущий контроль осуществляется, как правило, самой организацией (контроль за целевым использованием денежных средств, пропускной режим и др.).

Последующий контроль организуется после совершения хозяйственных операций на основе данных, зафиксированных в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности путем проведения проверок (ревизий).

В зависимости от источников информации, используемых при выполнении контрольных функций, хозяйственный контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль базируется на использовании первичных документов, учетных регистров и данных отчетности, в которых нашли отражение хозяйственные операции.

Фактический контроль основывается на установлении количественного и качественного состояния проверяемого объекта. Он осуществляется с помощью специальных процедур.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей следующие формы:

­ ревизию;

­ аудит;

­ анализ;

­ тематическую проверку;

­ обследование;

­ служебное расследование;

­ хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительства; определение условий, способствующих установленным нарушениям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нарушений, бесхозяйственности, хищений и других злоупотреблений на всех стадиях кругооборота материальных, денежных и трудовых ресурсов.

Аудит – это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству.

Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, анализу подвергается периодическая или годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта хозяйствования, на основании которой исследуются основные показатели деятельности.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы организации. Цель тематической проверки – получение исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике, и выявление неиспользуемых в организации резервов.

Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками, заключениями, предположениями и т.д.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками организации должностных обязанностей, а также должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя организации в случаях выявления хищений, недостач, потерь, порчи материальных ценностей и в других случаях.

Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Правильное разрешение хозяйственных споров субъектов хозяйствования играет важную роль в обеспечении дисциплины расчетов, выполнении плановых заданий и договорных обязательств во всех звеньях экономики. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.

Система контроля состоит из следующих элементов: предмет, объект, субъект, сфера деятельности, принципы, процесс, метод (методика), техника и технология, механизм, сбор и обработка исходных данных (информация) для проведения контроля, результат, принятие решения по результатам контроля.

Предметом хозяйственного контроля (что контролируют) является производственная и финансово-хозяйственная деятельность на уровне отдельных субъектов хозяйствования, отраслей, территориальных единиц и т.д.

Объектами контроля (кого контролируют) являются конкретные организации, предприятия, органы управления и др. Субъекты контроля (кто контролирует) – это специальные государственные контрольные органы, а также подразделения в организациях, на предприятиях или в органах управления.

Сфера деятельности хозяйственного контроля – хозяйственные операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки, взаимозачетные операции и т.д.).

Принципами хозяйственного контроля являются законность, ответственность, объективность, системность.

Процесс контроля предполагает деятельность субъектов контроля, направленную на достижение поставленных перед ними целей, которые должны быть получены эффективными способами.

Методы контроля предусматривают совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля.

Совокупность принципов, методов и процесса контроля объединяется в понятие «механизм контроля». Элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей, образуют систему контроля.

Важным условием реализации хозяйственного контроля являются финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Результатом хозяйственного контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе проведения контроля отклонения от действующих норм и правил.

Принятие решения по результатам контроля производится субъектами управления и ставит перед собой цель устранения недостатков и нарушений, выявленных в процессе контроля.

 

 

Предмет и методЫ контроля

 

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом контроля являются управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности имущества субъекта хозяйствования и (или) собственника, осуществляемые субъектом контроля в лице должностного лица (исполнителя контроля). Предметом финансово-хозяйственного контроля являются процессы воспроизводства, включающие финансовые и хозяйственные операции и процессы (рисунок 2).

Как правило, в поле действия функции контроля попадают преимущественно отрицательные отклонения отдельных частей управляемого объекта от установленных критериев. В общей системе управления контролируется состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства и реализации продукции (работ, услуг). Однако в отличие от функций анализа, где рассматриваются эти процессы взаимосвязанно, контроль во многих случаях носит локальный характер, в основном ориентирован на выявление отклонений, оказывающих негативное влияние на конечные результаты деятельности организации.

 

 


Рисунок 2 – Предмет финансово-хозяйственного контроля

 

Иное содержание имеет и предмет бухгалтерского учета, который ограничивается лишь той частью процесса производства, которая может быть представлена информацией, выраженной в натуральном и денежном измерителе, определяющей состояние и использование средств и их источников в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Следовательно, предметом финансово-хозяйственного контроля в современных условиях хозяйствования является планомерное и целенаправленное комплексное исследование различных сторон деятельности организации с целью всесторонней оценки результатов ее деятельности, предупреждение фактов бесхозяйственности и злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования финансовых средств и материальных ценностей, изыскания резервов повышения эффективности конечных результатов деятельности организации.

Субъектами финансово-хозяйственного контроля являются организации, осуществляющие финансовый контроль в лице должностного лица (исполнителя контроля).

Объекты финансово-хозяйственного контроля – носители прав и обязанностей. Ими могут быть субъекты хозяйствования и граждане, выступающие как носители хозяйственных прав и обязанностей и законодательно-нормативная база, обеспечивающая функционирование экономики (рисунок 3).

Метод (от греч. methods – путь, исследование, прослеживание) – это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В широком смысле метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. Финансово-хозяйственный контроль имеет свой метод, основанный на диалектическом подходе и являющийся способом его приложения к изучению объектов контроля.

 


Рисунок 3 – Объекты финансово-хозяйственного контроля

 

Метод финансово-хозяйственного контроля представляет собой диалектический подход к комплексному, всестороннему и глубокому исследованию финансово-хозяйственной деятельности организации, а также отношений, складывающихся в процессе контрольных действий с помощью совокупности специальных приемов, способов и процедур для установления экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Прием – это отдельное контрольное действие. Например, пересчет денег в кассе магазина у кассира; проверка наличия документов, подтверждающих поступление товара в магазин и т.д.

Способ – это совокупность действий, применяемых в ходе изучения документов и хозяйственных операций. Например, инвентаризация денежных средств в кассе магазина – это способ фактического контроля, в котором используется прием «пересчет». Использование в ходе проверки любого приема и способа требует знания основ и логики их применения.

Для обоснованности выводов по результатам проверки проверяющий должен выполнить ряд процедур. Процедура – это определенный порядок и последовательность действий проверяющего для получения доказательств на конкретном участке контроля. Например, определение вреда, нанесенного организации в результате недостачи денежных средств в кассе, предполагает проведение инвентаризации денежных средств, а затем, последовательно выполнив ряд приемов и способов, определяется фактический вред.

В процессе осуществления контроля, при изучении различных сторон деятельности организаций широко используются такие общепринятые методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также логические методы исследования – дедукция и индукция.

В настоящее время государство придает большое значение развитию и укреплению методологических основ контрольной деятельности в Республике Беларусь. В развитие Указа № 510 принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы осуществления контрольной деятельности, которые на законодательном уровне устанавливают способы и методы проведения проверок, в частности:

­ постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

­ постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 декабря 2009 г. № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь»;

­ постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» (далее – Постановление № 88);

­ постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 161 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении»;

­ постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 162 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения»;

­ постановление Министерства экономики Республики Беларусь от
31 декабря 2009 г. № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

­ приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Приказ № 1) и др.

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок определены в Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной Приказом № 1.

В Инструкции выделено два метода проверки:

­ метод документальной проверки, который заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.;

­ метод фактической проверки, направленный на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

Инструкцией предусмотрен еще ряд способов (методов), которые могут быть использованы в ходе проведения проверки:

­ проведение встречных проверок;

­ использование чека-листа. Под контрольным списком вопросов (чек-лист) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим органом. Формы контрольного списка вопросов, перечень контролирующих органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров Республики Беларусь и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет.

В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489 утверждены:

­ перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) кон­трольный список вопросов (чек-лист);

­ формы контрольного списка вопросов (чек-листа) в различных сферах (контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий; осуществление оптовой и розничной торговли нефтепродуктами и т.д.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.035 с.)