Роль и задачи службы управления качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и задачи службы управления качеством



Задачи службы УК:

- защита репутации фирмы,

- защита потребителя от дефектной продукции.

- сокращение непроизводительных работ,

- предупреждение брака

Функции службы УК:

- поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в отношении качества

- выдача рекомендаций по введению новых или изменению действующих требований к качеству

- поддержание связей и обмена информации с др. службами

- определение методов отбора и подготовки работников в области обеспечения качества продукции

- определение методов и периодичности проверок продукции

- участие в составлении рабочих инструкций

- обеспечение контроля технических процессов

- анализ причин и видов брака

Вне рамок службы УК могут функционировать отделы технического контроля (ОТК), которые осуществляют независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям.

В состав ОТК входят все работники цехов и др. подразделений предприятия, занятые только техническим контролем. Структурные подразделения ОТК:

а) техническое бюро

б) подразделения ОТК функциональной компетенции:

- входного контроля

- контрольных испытаний

- анализа брака и рекламации

- инспекционого контроля

- контроля на складе готовой продукции

в) подразделения ОТК цеховой компетенции: - бюро тех. контроля в производственных и испытательных цехах

Задачи ОТК:

1) предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации

2) укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество

системой контроля понимают совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом по правилам, установленным соответствующей документацией.

Виды технического контроля подразделяются:

По объекту - контроль количественных и качественных характеристик свойств продукции, технологического процесса;

По стадиям создания и существования продукции - проектирование, производственный и эксплуатационный контроль;

По этапам процесса - входной (контроль качества поступающей продукции, осуществляемый потребителем), операционный (контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения определенной операции), приемочный (контроль законченной производством продукции);

По полноте охвата - сплошной, выборочный.

По времени – непрерывный, периодический.

По возможности последующего использования продукции – разрушающий, неразрушающий.

По степени использования средств контроля - измерительный, регистрационный, органолептический, по контрольному образцу, технический осмотр.

По исполнителю – ведомственный, государственный.

В зависимости от уровня технической оснащенности - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.

 

Метрология

Метрология – отрасль науки об измерениях, методах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Регулируется законами «О метрологии» и «Об обеспечении качества измерений», которые устанавливают понятия:

Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности измерений качества (рис. 1.).

Эталоны – официально утвержденные средства измерений, обеспечивающие воспроизводимые и/или хранение единицы физической величины с целью передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений (рис. 2.).

Образцовые средства измерений – средства измерений, служащие для поверки по ним нижестоящих средств измерений.

Поверка средств измерений – это определение уполномоченным органом погрешностей средств измерений и установление их пригодности применению.

Специальный эталон - обеспечивающий воспроизведение единиц в особых условиях и служащий первичным эталоном.

 


Рис. 1. Метрологическое обеспечение

Первичный эталон - это эталон, обеспечивающий воспроизведение единиц с наивысшей в стране точностью.

Вторичный эталон - это эталон, полученный размер единиц сличением с первичным.

 
 

 

 


Рис. 2. Уровни поверочной схемы

Стандарты качества

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В РФ применяются и международные стандарты.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, они содержат требования по безопасности; технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации. ГОСТы принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их регистрации.

ОСТы разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования ГОСТов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты обществ разрабатываются и применяются ими для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

В зависимости от специфики объекта стандартизации, разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, анализа).

Правовые основы стандартизации – деятельности по установлению норм - устанавливает Закон «О стандартизации». Документальное подтверждение соответствия продукции стандарту называют сертификацией, которая бывает добровольной и обязательной (детские товары, медикаменты и пр.).

Сертификацию проводит орган по сертификации.

Порядок проведения сертификации:

1) оформление Заявки на сертификацию в орган по сертификации,

2) заключение Договора на проведение испытаний с лабораторией,

3) испытания (лаборатория осуществляет отбор образцов сертифицируемой продукции, их идентификацию и испытания),

4) оформление Протоколов испытаний (испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные она передает их в орган по сертификации),

5) экспертиза результатов сертификационных испытаний. Орган по сертификации проводит экспертизу технических и эксплуатационных документов на продукцию и сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства. Результаты экспертизы оформляются в виде Экспертного заключения, на основании которого выдается сертификат.

В руководстве ИСО определены 8 схем сертификации:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами и закупаемыми на рынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем образцами, приобретенными на открытом рынке.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий. 8. 100%-ный контроль.

Правовые основы сертификации устанавливает закон «О сертификации». В соответствии с ним юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность.

Права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и условия замены (возврата) дефектного товара установлены законом «О защите прав потребителей».

Основные права потребителя:

приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей

получение информации о товаре и об изготовителе

на государственную и общественную защиту интересов

на просвещение

Изготовитель обязан:

- обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству,

- представить продукцию на сертификацию,

- разработать специальные правила использования продукции,

- установить срок службы продукции,

- обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации

- в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства

- в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб

- обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности.

Квалиметрия

Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализу­ющая методы количественной оценки качества.

предмет квалиметрии – коли­чественные, и неколичественные методы оценивания каче­ства (например, вкусно – невкусно).

Оценка уровня качества представляет собой совокуп­ность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.

Уровень качества – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выб­ранного за эталон сравнения.

Показатель качества – количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям его жизненного цикла. Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств делят на единичные и комплексные.

Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта, комплексный - показатель качества объек­та, относящийся к нескольким его свойствам.

Относитель­ный показатель качества – отношение показателя качества оце­ниваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

Методы оценки качества классифицируются на два вида:

Методы прямого счета делятся – по эффективности для субъекта создающего качество и – эффективности для субъекта потребляющего качество.

Параметрические методы: расчетные и экспер­тные.

Расчетные методыпозволяют более точно оценивать уро­вень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров, которые могут быть измерены соответ­ствующими приборами и рассчитаны на основе формул. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, ха­рактеризующим одну из сторон качества данной услуги, посколь­ку он может быть получен путем измерений с помощью часов.

Экспертные методыоценки уровня качества применяются для оценки мягких параметров качества. Это такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, например, характеристика внешнего вида объекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.018 с.)