Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность качества и управления им↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность качества и управления им В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества, которое формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств: в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, в рыночной экономике - с позиции потребителя. Качество изделия проявляется в процессе потребления. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков и т.д. Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, стандартов и т.п. Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Методы классифицируют по: объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование и пр.; по условиям: э кономические - подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. К таковым относят: - финансирование деятельности в области управления качеством; - экономическое стимулирование производства; - ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; - применение системы оплаты труда и материального поощрения; - экономические меры воздействия на поставщиков; - бизнес-планирование создания новых видов продукции. организационно-распорядительные -осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества: - регламентирование (функциональное, должностное); - стандартизация; - нормирование; - инструктирование (объяснения, разъяснения); - распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.). социально-психологические - влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах: - моральное стимулирование высокого качества труда; - приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников); - сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; - способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива. Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих факторов. Для предупреждения их влияния необходима система управления качеством - совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. Показатели качества Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции По характеризуемым свойствам показатели могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными). По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах. По оценке уровня качества - базовые, относительные. По стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные. По характеризуемым свойствам: назначения; экономного использования сырья и энергии; надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности); эргономические, эстетические; технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом: назначения и условий использования продукции; анализа требований потребителей; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества. Различия в национальных стандартах и технических регламентах препятствуют свободному международному перемещению товаров. Для решения этой проблемы в 1985 г. был принят документ ЕЭС «Глобальный подход к испытаниям и сертификации», который предусматривает разработку мер по усилению доверия со стороны потребителей и органов государственной власти к товарам, появляющимся на рынке, а также по повышению уверенности в объективности и компетентности независимых испытательных лабораторий, сертификационных органов и производственных лабораторий, принадлежащих изготовителю. Методы оценки качества продукции включают: дифференциальный (основан на использовании единичных показателей качества продукции), комплексный, смешанный, статистический (показатели качества продукции определяют с использованием правил математической статистики). Оценка уровня качества продукции заключается в выборе показателей качества оцениваемой продукции, определении их значений и сравнении с базовыми образцами и значениями. При выборе показателей следует помнить, что их количество должно быть минимальным, но достаточным для точной оценки. Основным документом, отражающим технический уровень и качество продукции, является карта технического уровня и качества продукции, в которой сопоставляются различные технические характеристики образца продукции, и образцов-аналогов, взятых в качестве баз сравнений. Определив фактические и базовые значения показателей, дают оценку уровню качества продукции. Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные); отношению к различным свойствам продукции (показатели - надежности, технологичности, эргономичности и др.); стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные); показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения; показатели надежности и долговечности изделий; показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда; показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия; эргономические - характеризующие удобство эксплуатации; эстетические показатели, характеризующие оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю; патентно-правовые пок-ли, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, его патентную чистоту; экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции. При оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности, транспортабельности и однородности продукции. Метрология Метрология – отрасль науки об измерениях, методах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Регулируется законами «О метрологии» и «Об обеспечении качества измерений», которые устанавливают понятия: Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности измерений качества (рис. 1.). Эталоны – официально утвержденные средства измерений, обеспечивающие воспроизводимые и/или хранение единицы физической величины с целью передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений (рис. 2.). Образцовые средства измерений – средства измерений, служащие для поверки по ним нижестоящих средств измерений. Поверка средств измерений – это определение уполномоченным органом погрешностей средств измерений и установление их пригодности применению. Специальный эталон - обеспечивающий воспроизведение единиц в особых условиях и служащий первичным эталоном.
Рис. 1. Метрологическое обеспечение Первичный эталон - это эталон, обеспечивающий воспроизведение единиц с наивысшей в стране точностью. Вторичный эталон - это эталон, полученный размер единиц сличением с первичным.
Рис. 2. Уровни поверочной схемы Стандарты качества Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В РФ применяются и международные стандарты. ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, они содержат требования по безопасности; технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации. ГОСТы принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их регистрации. ОСТы разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования ГОСТов. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, сделана ссылка на эти стандарты. Стандарты обществ разрабатываются и применяются ими для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России. В зависимости от специфики объекта стандартизации, разрабатываются стандарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, анализа). Правовые основы стандартизации – деятельности по установлению норм - устанавливает Закон «О стандартизации». Документальное подтверждение соответствия продукции стандарту называют сертификацией, которая бывает добровольной и обязательной (детские товары, медикаменты и пр.). Сертификацию проводит орган по сертификации. Порядок проведения сертификации: 1) оформление Заявки на сертификацию в орган по сертификации, 2) заключение Договора на проведение испытаний с лабораторией, 3) испытания (лаборатория осуществляет отбор образцов сертифицируемой продукции, их идентификацию и испытания), 4) оформление Протоколов испытаний (испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные она передает их в орган по сертификации), 5) экспертиза результатов сертификационных испытаний. Орган по сертификации проводит экспертизу технических и эксплуатационных документов на продукцию и сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства. Результаты экспертизы оформляются в виде Экспертного заключения, на основании которого выдается сертификат. В руководстве ИСО определены 8 схем сертификации: 1. Испытания образца продукции. 2. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами и закупаемыми на рынке. 3. Испытания образца продукции с последующим контролем за заводскими образцами. 4. Испытания образца продукции с последующим контролем образцами, приобретенными на открытом рынке. 5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством. 6. Только оценка заводского управления качеством. 7. Проверка партий изделий. 8. 100%-ный контроль. Правовые основы сертификации устанавливает закон «О сертификации». В соответствии с ним юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность. Права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и условия замены (возврата) дефектного товара установлены законом «О защите прав потребителей». Основные права потребителя: приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей получение информации о товаре и об изготовителе на государственную и общественную защиту интересов на просвещение Изготовитель обязан: - обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству, - представить продукцию на сертификацию, - разработать специальные правила использования продукции, - установить срок службы продукции, - обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации - в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства - в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб - обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности. Квалиметрия Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. предмет квалиметрии – количественные, и неколичественные методы оценивания качества (например, вкусно – невкусно). Оценка уровня качества представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством. Уровень качества – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Показатель качества – количественная характеристика свойств, входящих в состав качества объекта, рассматриваемая применительно к определенным условиям его жизненного цикла. Показатели качества продуктов по количеству характеризуемых свойств делят на единичные и комплексные. Единичный показатель качества относится только к одному из свойств объекта, комплексный - показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам. Относительный показатель качества – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. Методы оценки качества классифицируются на два вида: Методы прямого счета делятся – по эффективности для субъекта создающего качество и – эффективности для субъекта потребляющего качество. Параметрические методы: расчетные и экспертные. Расчетные методыпозволяют более точно оценивать уровень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров, которые могут быть измерены соответствующими приборами и рассчитаны на основе формул. Например, среднее время обслуживания в ресторане является «жестким» параметром, характеризующим одну из сторон качества данной услуги, поскольку он может быть получен путем измерений с помощью часов. Экспертные методыоценки уровня качества применяются для оценки мягких параметров качества. Это такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, например, характеристика внешнего вида объекта.
Сущность качества и управления им В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества, которое формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств: в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, в рыночной экономике - с позиции потребителя. Качество изделия проявляется в процессе потребления. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков и т.д. Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, стандартов и т.п. Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Методы классифицируют по: объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование и пр.; по условиям: э кономические - подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. К таковым относят: - финансирование деятельности в области управления качеством; - экономическое стимулирование производства; - ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; - применение системы оплаты труда и материального поощрения; - экономические меры воздействия на поставщиков; - бизнес-планирование создания новых видов продукции. организационно-распорядительные -осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества: - регламентирование (функциональное, должностное); - стандартизация; - нормирование; - инструктирование (объяснения, разъяснения); - распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.). социально-психологические - влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах: - моральное стимулирование высокого качества труда; - приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников); - сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; - способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива. Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих факторов. Для предупреждения их влияния необходима система управления качеством - совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. Показатели качества Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции По характеризуемым свойствам показатели могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными). По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах. По оценке уровня качества - базовые, относительные. По стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные. По характеризуемым свойствам: назначения; экономного использования сырья и энергии; надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности); эргономические, эстетические; технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом: назначения и условий использования продукции; анализа требований потребителей; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества. Различия в национальных стандартах и технических регламентах препятствуют свободному международному перемещению товаров. Для решения этой проблемы в 1985 г. был принят документ ЕЭС «Глобальный подход к испытаниям и сертификации», который предусматривает разработку мер по усилению доверия со стороны потребителей и органов государственной власти к товарам, появляющимся на рынке, а также по повышению уверенности в объективности и компетентности независимых испытательных лабораторий, сертификационных органов и производственных лабораторий, принадлежащих изготовителю. Методы оценки качества продукции включают: дифференциальный (основан на использовании единичных показателей качества продукции), комплексный, смешанный, статистический (показатели качества продукции определяют с использованием правил математической статистики). Оценка уровня качества продукции заключается в выборе показателей качества оцениваемой продукции, определении их значений и сравнении с базовыми образцами и значениями. При выборе показателей следует помнить, что их количество должно быть минимальным, но достаточным для точной оценки. Основным документом, отражающим технический уровень и качество продукции, является карта технического уровня и качества продукции, в которой сопоставляются различные технические характеристики образца продукции, и образцов-аналогов, взятых в качестве баз сравнений. Определив фактические и базовые значения показателей, дают оценку уровню качества продукции. Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные); отношению к различным свойствам продукции (показатели - надежности, технологичности, эргономичности и др.); стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные); показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения; показатели надежности и долговечности изделий; показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда; показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия; эргономические - характеризующие удобство эксплуатации; эстетические показатели, характеризующие оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю; патентно-правовые пок-ли, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, его патентную чистоту; экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции. При оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности, транспортабельности и однородности продукции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.009 с.) |