Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап функции службы безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этап КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Этап МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Этап ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ На первом этапе определяются те функции, реализация которых возлагается на службу безопасности. Такая работа проводится на уровне руководителей предприятия при помощи будущего начальника службы безопасности. В итоге составляется перечень четко сформулированных функций. На втором этапе решаются одновременно две задачи. Во-первых, определяется необходимое количество детективов и охранников для реализации каждой отдельной функции, их оргструктурное построение, целесообразность обучения и повышения квалификации и т.д. Во-вторых, определяется объем, структура и содержание сведений, необходимых для реализации каждой функции. Материально-технические потребности (3-й этап) рассчитываются на основе уже установленных и утвержденных кадровых и информационных ресурсов. Финансовые же ресурсы определяются на 4-м (заключительном) этапе и с таким расчетом, чтобы они «покрывали» ранее определенные необходимые ресурсы. Автор прекрасно сознает, что такая методика, даже если она будет признана оптимальной, не найдет широкого распространения ввиду финансовых затруднений предприятия-учредителя. В связи с этим, перед будущими руководителями служб безопасности неизбежно встанет вопрос о расчете необходимых ресурсов при заранее зафиксированной сумме денег, выделяемых для обеспечения безопасности предприятия. В таком случае, как представляется, необходимо вначале определить кадровые и информационные ресурсы, затем материально-технические средства и лишь потом составить перечень функций, которые могут быть обеспечены необходимыми ресурсами. Причем, производить такой расчет необходимо несколько раз, добиваясь полного одновременного расходования выделенных финансовых средств и максимального (при всех ограничениях) расширения перечня функций. В деятельности некоторых служб безопасности получила распространение практика маневрирования ресурсами. Например, в случае нехватки финансовых средств и с целью удержания на необходимом уровне количества охранников, их труд на некоторое время становится мало оплачиваемым. Наоборот, если финансовых средств у предприятия хватает, то за счет внедрения охранно-пожарной сигнализации, других технических средств, происходит снижение (уменьшение) числа охранников. Подобные комбинации в распределении ресурсов могут помочь службе безопасности на некоторое время (поскольку носят вынужденный характер), однако признать их оптимальными нельзя. V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Параллельно с созданием службы безопасности ее руководителям приходится решать вопросы управленческого характера. Причем, в процессе функционирования службы эти вопросы приобретают все большую актуальность. Связано это с тем, что управление службой безопасности должно быть эффективным, ибо в противном случае ей грозит ликвидация, поскольку предприятие-учредитель не потерпит неудовлетворительных (или посредственных) результатов такой деятельности. В этой связи на первый план выступают вопросы создания и поддержания на соответствующем уровне основных элементов системы, механизма и процесса управления. Рассмотрим их подробнее. Система управления Такая система состоит из субъекта, объекта управления, прямой и обратной связи. Субъектом управления службой безопасности выступают руководитель предприятия, совет (комитет) безопасности предприятия и начальник службы безопасности. Успешно выполнять свои задачи эти субъекты могут только в том случае, если компетенция каждого из них будет строго определена в правовых актах таким образом, чтобы не возникала почва для конфликтов. Если это сделано достаточно успешно, то можно говорить о сформированной управляющей подсистеме. Объектом управления (управляемой подсистемой) в службе безопасности выступают ее отдельные сотрудники и подразделения. Сотрудниками могут быть не только детективы и охранники, но и другие граждане, работающие во вспомогательных подразделениях. Подразделений в службе безопасности должно быть не менее двух (детективное и охранное), однако законодательством не запрещено образование других подразделений, которые, естественно, охранные и сыскные функции не выполняют. Объект управления соединен с субъектом управления каналами прямой и обратной связи (информационными каналами). По каналу прямой связи информация в виде управленческих решений поступает от субъекта управления к объекту, а по каналам обратной связи - в обратном направлении, сигнализируя о состоянии объекта управления, его реакции на управленческие воздействия. Само управленческое воздействие, в свою очередь, реализуется в форме таких функций управления, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль. В системе управления все эти функции объединены в целостный процесс, хотя из методических соображений целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим вышеуказанные функции с учетом специфики деятельности службы безопасности. Прогнозирование предполагает составление заключения (прогноза) о будущем событии, тенденции развития службы безопасности. Прогнозные оценки бывают оперативными (с упреждением не более одного месяца), краткосрочными (от 1 месяца до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет). Составляются они как привлеченными со стороны специалистами, так и сотрудниками службы безопасности (в первую очередь сотрудниками штаба). Качество прогнозных оценок повышается, если они составляются сотрудниками службы безопасности с помощью приглашенных экспертов-специалистов в той или иной области. Представляется, что наиболее целесообразным было бы составление следующих видов прогнозных оценок: 1. криминологические; 2. риски (коммерческий, финансовый и т.д.) в предпринимательской деятельности; 3. экономическая, физическая, информационная и т.д. безопасность предприятия. Планирование предполагает определение целей, задач службы безопасности на предстоящий период деятельности, средств и времени на их достижение. Наиболее распространенными в деятельности служб безопасности являются комплексные и специальные планы. Комплексные планы охватывают все сферы деятельности службы безопасности и включают в себя, как правило, такие разделы, как организационные вопросы, обеспечения всех видов безопасности предприятия (в рамках компетенции службы безопасности), работа с кадрами, ресурсное обеспечение, контроль и т.д. Наиболее приемлемая форма составления такого плана:
Существуют и другие подходы к формированию комплексных планов. Например, Олейников В.В. («Делайте бизнес надежным и безопасным». Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1997, стр. 299-300) предлагает следующую структуру плана организации системы безопасности и защиты предприятия: 1. Задачи службы безопасности. 2. Выводы и оценки обстановки: 1. положение на рынке услуг (производство); 2. основные группировки сил конкурентов, преступных элементов (их построение, способы действий, возможности); 3. основная угроза фирме; 4. силы СБ фирмы, ее состав, возможности; 5. особенности ситуации в стране, городе (месте дислокации фирмы) и ее влияние на рынок услуг и производства, положение фирмы. 3. Задачи, решаемые службами безопасности соседних предприятий в интересах фирмы. 4. Задачи, решаемые силами и средствами МВД в интересах фирмы. 5. Указания по взаимодействию с МВД и другими службами безопасности. 6. Организация развертывания и усиления сил СБ фирмы, техническое и материальное обеспечение их деятельности. 7. Указание (план) по организации управления силами СБ фирмы в экстремальных ситуациях (по вариантам). 8. Срок готовности сил к выполнению функциональных обязанностей в полном объеме. 9. отрицая возможности такой структуры плана, отметим, что его реализация требует согласования с органами внутренних дел и службами безопасности соседних предприятий, что в современных условиях маловероятно. Специальные планы разрабатываются на случай возникновения чрезвычайных происшествий и чрезвычайных ситуаций (нападения на объект, угроза взрыва бомбы, захват заложников, наводнение, пожар и т.д.). Соответственно, структура планов также должна быть различной при условии адекватного реагирования на эти события. Например, 0'Брайен (В вашем магазине мошенники! СПб.: Питер, 1998, стр. 199-202) предлагает следующую структуру плана действий в экстремальной ситуации: А. Общие положения. Б. Эвакуация, В. Обязанности. Г. Типы тревоги. Д. Центр контроля. Е. Место сбора. Ж. Обеспечение безопасности. 3. Планы помещений. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями службы безопасности, определение порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения сил и средств для достижения поставленных целей. Такой процесс состоит из следующих элементов: 1. Определение рациональных форм разделения труда. 2. Распределение работ среди работников, групп работников и подразделений. В первую очередь, такое обязательное распределение происходит между такими группами работников, как детективы и охранники (в рамках соответствующих подразделений). Во вторую очередь, работа распределяется между отделениями, секторами и группами, являющимися структурными единицами подразделений (отделов) службы безопасности. И лишь в третью очередь, работа распределяется между самими работниками. Материальное выражение такого распределения работ находит в разработке положений о подразделениях, его структурных единицах и должностных инструкциях. 3. Разработка структуры органов управления. 4. Регламентация функций, подфункций, работ, операций. Такую регламентацию следует проводить, начиная последовательно с функций и заканчивая операциями. Отражать их необходимо в Уставе, положениях об отделах, отделениях, группах и секторах (функции), должностных и служебных инструкциях (работы, операции). При этом очень важно обеспечить эту регламентацию таким образом, чтобы соблюдалась определенная соподчиненность между функциями, подфункциями, работами и операциями. 5. Установление прав и обязанностей органов управления и их сотрудников. 6. Подбор и расстановка кадров. Регулирование представляет собой «наладку» системы, приведение ее в нормальное рабочее состояние и необходимость в ней возникает в силу изменения внешних условий, либо из-за возникновения каких-то нарушений, «сбоев» в функционировании самой системы. Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Орган управления службы безопасности через эту функцию должен обеспечить сохранение заданных параметров следующими приемами: 1. Выравнивание отклонений. Например, если в сравнении с аналогичным периодом прошлого года резко возросло количество краж с охраняемого объекта, то проводится комплекс мероприятий по значительному их снижению (профилактические беседы, рейды, операции и т.д.). В результате применения этого приема управляемая подсистема приводится к некой норме, удовлетворяющей руководство службы безопасности и предприятия-учредителя. 2. Компенсация возмущений. Возмущающее воздействие внешней среды на деятельность сотрудников службы безопасности выражается, иногда, в отрицательном воздействии на их поведение. Такое воздействие может выражаться, например, в отказе руководства повысить им зарплату в условиях высокой инфляции, резком увеличении нагрузки и т.д. В таком случае необходимо включить так называемые компенсаторные механизмы, к примеру, предоставить сотрудникам ряд материальных льгот (бесплатные питание и проезд в общественном транспорте и т.д.), увеличить количество отгулов и т.д. Реакция на возмущающее воздействие должна быть своевременной и эффективной. 3. Устранение воздействия помех. Помехи в деятельности службы безопасности могут быть как естественные (землетрясения, наводнения и т.д.), так искусственные (нападения на охраняемый объект, дискредитация руководства предприятия в средствах массовой информации, поджоги помещений и т.д.). Необходимо предварительно составить перечень (каталог) таких возможных помех и отработать систему противодействия по каждому их виду. Такое противодействие включает в себя комплекс мероприятий по уничтожению (или нейтрализации) причин и факторов, способствующих их появлению. Если такие мероприятия реализуются на практике, то можно утверждать об устранении помех. Мотивация - это процесс побуждения сотрудников службы безопасности к деятельности для достижения целей самой службы и ее подразделений. Мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих сотрудника осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей. В основе любой теории мотивации лежат потребности человека, которые можно удовлетворить вознаграждениями. Причем выделяют внешние вознаграждения (заработная плата, премии и т.д.) и внутренние - чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы. Для практических целей достаточна типология с использованием трех типов мотивации: I тип - сотрудники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; II тип - преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности; III тип - сотрудники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована. Среди потребностей, которые обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями, можно выделить следующие: · потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе как о человеке и работнике); · потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительное отношение со стороны коллектива и руководства); · потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей); · потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней); · потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия, целостности личности); · потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, достигнутого достатка); · потребность в общении (установка на трудовую деятельность вообще и частные фрагменты работы как условия и повод для человеческих контактов и знакомств; хорошая работа как основа и тема общения). Перечисленные моральные потребности как мотивы к труду не могут заменить собой материальные планы и ожидания. Вот почему руководители службы безопасности должны использовать в своей деятельности все формы материального и морального стимулирования своих подчиненных, добиваясь высокой мотивации их труда. Контроль состоит в процессе соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Эффективная система контроля должна соответствовать следующим требованиям: 1. контроль должен быть всеобъемлющим; 2. контроль следует сосредоточить на результате; 3. система контроля должна быть простой; 4. контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным; 5. контроль должен быть постоянным. Субъектами контрольной деятельности в службе безопасности являются: руководитель предприятия-учредителя, члены совета (комитета) безопасности предприятия, руководители службы безопасности и его подразделений (в рамках своей компетенции). Кроме этого, внешними субъектами контроля могут быть сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел и прокуратуры. Подконтрольными объектами могут быть - деятельность подразделений, состояние технической укрепленности охраняемого объекта, защищенность коммерческой тайны, система профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников службы безопасности и т.д. Выбор объекта контроля определяется его способностью влиять (положительно или отрицательно) на деятельность службы безопасности в целом. В рамках подконтрольного объекта очень важны его составные элементы, после определения которых можно непосредственно приступить к контролю. Например, в рамках проверки состояния защиты коммерческой тайны на предприятии должны быть изучены: 1. соблюдение норм, правил хранения и охраны в помещениях, спецхранилищах, на рабочих местах носителей информации; 2. ведение учета и обеспечение личной ответственности за выполнение данной функции; 3. соблюдение порядка хранения и уничтожения засекреченных сведений; 4. соблюдение требований порядка обращения с носителями коммерческой тайны; 5. меры по предотвращению несанкционированного выноса носителей коммерческой тайны за территорию предприятия; 6. соблюдение режима и охраны их при транспортировке, рассылке, переносе, доставке; 7. организация доступа командированных, приглашенных лиц к информации предприятия; 8. организация совещаний, выставок, переговоров и т.п.; 9. уровень знания требований режима лиц, допущенных к закрытым работам и документам; 10. степень обеспеченности службы безопасности надежными хранилищами, запирающими устройствами, средствами опечатывания; 11. уровень обеспеченности сотрудников предприятия соответствующими рабочими местами для работы с носителями секретов; 12. состояние пропускного и внутреннего режима в зданиях, помещениях, в целом на предприятии; 13. механизм распределения носителей коммерческой тайны по уровням исполнения и управления; 14. обоснованность доступа к различным видам носителей конкретных групп сотрудников; 15. порядок обращения с носителями на рабочих местах; 16. порядок пользования средствами получения, обработки, Хранения, отображения, передачи информации; 17. порядок обмена сведениями внутри предприятия и с внешними партнерами; 18. своевременность и правильность засекречивания и раскрытия сведений; 19. организация и проведение выставок, конференций, симпозиумов и т.д.; 20. качество разработки организационно-методических документов, выполнение планов работ и специальных мероприятий по защите информации; 21. уровень и полнота выполнения требований руководства предприятия; 22. состояние профилактической работы с сотрудниками; 23. уровень организационно-методического обеспечения взаимодействия между подразделениями; 24. время поиска и доведения информации до исполнителей (Зубик В.Б. и др. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) Мн.: Выш. ШК., 1998 г., стр. 97-98) Различают три вида контроля: 1. предварительный (осуществляется до фактического начала работ); 2. текущий (осуществляется в ходе осуществления работ) и 3. заключительный (осуществляется после выполнения работ). С учетом специфики деятельности службы безопасности преимущественное внимание следует уделить предварительному и текущему контролю. Механизм управления В механизме управления цель является системообразующим элементом. Вначале формулируется цель, а затем другие элементы механизма управления службой безопасности. В известной автору литературе, цель службы безопасности формулируется как обеспечение безопасности предприятия-учредителя (Фастенков А.А., Жиляев В. И. Организационно-правовые основы частной охранной деятельности: практические советы деловым людям. М.: РНСЭБ, 1993, стр. 48) или как обеспечение безопасности и защита интересов учредителя (Частный сыск и частная охрана. Нормативные документы. М.: «Записки криминалиста», 1993 г., стр. 100). Совершенно очевидно, что формулировка цели перенесена из ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Правомерность такого переноса вызывает сомнение. Дело в том, что в числе обязательных требований к формулированию цели должны быть конкретность и измеримость цели. С учетом этого и других требований автор предлагает следующую формулировку цели деятельности службы безопасности - своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия. Возможны и другие варианты - предотвращение материального и физического вреда; предотвращение и пресечение преступлений, административных проступков и гражданско-правовых деликтов и т.д. Формулирование цели зависит от многих факторов: финансовых возможностей предприятия-учредителя, его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории квалифицированный состав сотрудников службы безопасности и т.д. На основе сформулированной цели проектируется и создается оргструктура службы безопасности. Анализ изученных документов служб безопасности свидетельствует, что наибольшее распространение получили линейная и линейно-штабная структура. Линейная структура характеризуется четким единоначалием - каждый начальник, каждый сотрудник подчинен только одному вышестоящему лицу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.011 с.) |