Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерческую деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг. Известны следующие формы недобросовестной конкуренции: · установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; · установление дискриминационных цен или коммерческих условий; · ложная реклама; · установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятых ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; · введение ограничительных условий в агентские соглашения; · тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; · нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг; · подделка и производство оригинальных изделий, выпускаемых конкурентом; · использование своего экономического потенциала для продажи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва позиций конкурента и последующего вытеснения его с рынка; · злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки); · установление дискриминационных коммерческих условий; · распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации; · введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; · некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; · несанкционированное приобретение и использование фирменных секретов конкурента; · самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров; · получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия ее владельца. (последние две формы недобросовестной конкуренции будут нами рассмотрены отдельно). Недобросовестная конкуренция возможна путем использования коррумпированных чиновников, лиц из уголовной среды и экономических шпионов. Сбор сведений по уголовным делам Уголовные дела, к расследованию которых подключается служба безопасности, условно можно разделить на две группы: возбужденные в связи с совершением преступлений против персонала предприятия и преступления против собственности учредителя. Причем, если говорить о преступлениях первой группы, то обязательным условием сбора сведений о них является их связь с деятельностью предприятия-учредителя. Например, кража личного имущества у сотрудника фирмы сама по себе не обязывает сотрудников службы безопасности подключаться к расследованию этого преступления, однако, в том случае, если среди этого имущества окажутся документы предприятия-учредителя, то ситуация меняется противоположным образом. Возможно подключение сотрудников службы безопасности к расследованию уголовных дел, по которым работник предприятия является обвиняемым в совершении преступлений, однако, делать это необходимо только по указанию или с разрешения руководителя фирмы. К наиболее распространенным преступлениям второй группы относятся кражи, грабежи, мелкие хищения, поджоги и т.д. Весьма актуальными для сотрудников службы безопасности стали преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Закон допускает сбор сведений по совершенному преступлению только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. В то же время на практике часто появляется значительный отрезок времени (иногда в несколько суток) между событием преступления, ставшим известным правоохранительным органам и возбуждением уго-ловного дела. Представляется, что в таких случаях служба безопасности должна, не дожидаясь возбуждения уголовного дела, приступить к сбору сведений по совершенному преступлению, одновременно направить при этом в правоохранительный орган, производящий проверку, письменное уведомление. Расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия Под коммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом, специально охраняемая собственником (владельцем) управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловая информация. Таким образом, любая конфиденциальная информация, представляющая ценность для предприятия в достижении преимуществ над конкурентами и извлечения прибыли, может стать коммерческой тайной предприятия. Не вдаваясь в методику определения информации, составляющей коммерческую тайну (она описана в многочисленных публикациях) отметим, что таковой она становится только после утверждения руководством предприятия «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия» и объявления его под расписку всем причастным к ней сотрудникам. Следует, однако, при этом учесть, что в соответствии с Постановлением РСФСР от 05.12.91 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», не могут составлять коммерческую тайну: · учредительные документы (разрешение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; · документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); · сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР; · документы о платежеспособности; · сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; · документы об уплате налогов и обязательных платежах; · сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба; · сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. По факту разглашения коммерческой тайны предприятия служба безопасности должна проводить расследование по следующим направ-лениям: 1) человек; 2) документ; 3) изделие-процесс. Именно в рамках этой триады (разумеется, при ее конкретизации) расположены каналы утечки информации, поэтому наиболее целесообразно организовать работу службы безопасности по перечисленным направлениям. Сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контракты Предприятие обычно заключает два типа контрактов: коммерческий (документ, представляющий собой договор поставки товаров или предоставления услуг) и трудовой (вид трудового договора, заключающегося в письменной форме со своими постоянными или временными работниками). Одним из договорных условий может быть письменное согласие лица, с кем подписывается контракт, на сбор информации об его биографических и других характеризующих личность данных. При этом в контракте должно быть оговорено, что такого рода сбор информации проводится как до вступления контракта в силу (например, во время прохождения испытательного срока), так и во время его реализации, т.е. до расторжения контракта. Содержание такой информации о личности проверяемого должно, на наш взгляд, включать следующие сведения: · преступления и административные проступки, совершенные им в прошлом; · судебные процессы по гражданским делам, в которых он выступал в качестве истца или ответчика; · качество исполнения ранее заключаемых договоров с другими партнерами; · аморальные проступки (пьянство, внебрачные связи, наркотики и т.д.); · суждения бывших сослуживцев и руководителей о его профессиональных и моральных качествах; · болезни, которые он перенес ранее; · материальное положение; · случаи увольнения с работы по отрицательным мотивам, не нашедшие отражение в трудовой книжке; · участие в организациях, дискриминирующих по признакам пола, расы, цвета кожи, убеждениям, религиозной и национальной принадлежности; · жизнь не по средствам; · наличие значительных финансовых накоплений сомнительного происхождения; · необоснованный и нелогичный отказ от продвижения по службе, перевода на новое место работы; · жалобы клиентов и других лиц, контактирующих с проверяемым; · прогулы и частые отвлечения от выполнения служебных обязанностей; · задержки по надуманным предлогам на работе после окончания рабочего дня; · систематические посещения проверяемого лицами, не имеющими отношения к его служебным обязанностям; · факты отказа от использования очередного отпуска; · результаты различных тестов; · семейные проблемы; · долги и займы и т.д. Представляется, что совокупность вышеуказанных сведений в достаточной мере может характеризовать человека и помочь руководству предприятия принять решение о целесообразности дальнейшего с ним сотрудничества. Поиск утраченного имущества предприятия Под имуществом предприятия понимается находящиеся в его ведении или собственности материальные ценности, денежные средства в кассе, на расчетном счете и других счетах в банках, нематериальные активы (патенты, лицензии, программы, ноу-хау, брокерские места и т п.). В узком смысле слова под имуществом предприятия понимаются вещи (материальные ценности). Именно в этом смысле автором рассматривается утраченное имущество. Утраченное имущество предприятия условно делится на две категории: · ставшее бесхозяйным (т.е, собственник которого неизвестен); · утерянное по халатности его сотрудников. Первую категорию характеризуют следующие признаки: 1) имущество утеряно при неизвестных обстоятельствах; 2) информация о пропаже поступает, как правило, с опозданием; 3) закрепление за утерянным имуществом либо не произведено, либо сделано формально; 4) само имущество, за редким исключением, является громоздким или большим (грузовые автомашины, экскаваторы, трубы и т.д.); 5) охрана имущества не выставляется, а при ее наличии передача охраняемого имущества по смене не производится. Признаки, характеризующие утерянное имущество по халатности сотрудников, следующие: 1) его относительно малые габариты или ценные бумаги (калькуляторы, деньги, документы и т.д.); 2) очевидность вины конкретного сотрудника; 3) известны место и время (иногда приблизительно) пропажи; 4) неизвестны способы пропажи имущества. Объединяет их одно: нанесение материального (иногда значительного) ущерба предприятию. Содержание работы сотрудников службы безопасности в зависимости от категории утраченного имущества носит различный характер. Расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия Товарный знак - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. Важнейшей особенностью такого нарушения является его большой территориальный разброс, наличие большого количества потенциальных правонарушителей и сложности с его документированием, что чрезвычайно затрудняет деятельность сотрудников службы безопасности. Розыск без вести пропавших сотрудников Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остается неизвестной. Все случаи безвестного исчезновения сотрудников можно разделить на четыре группы: · связанные с криминальным характером происшедшего (убийство, наезд транспорта со смертельным исходом и т.д.); · обусловленные некриминальным лишением жизни пропавшего (самоубийство, утопление и т.д.); · объективно не зависящие от сознания и воли сотрудников и не носящие криминальный характер (уход из дома вследствие психического заболевания, административный арест и т.д.); · вызванные проблемами личного и служебного характера (семейные неурядицы, ссора с начальством и т.д.). Сотрудники службы безопасности подключаются к розыску без вести пропавшего сотрудника только в том случае, если есть основания предполагать, что его отсутствие на работе приведет (может привести) к реальному или потенциальному ущербу предприятию. Деятельность службы безопасности по розыску без вести пропавшего сотрудника - это комплекс мероприятий, осуществляемых при тесном взаимодействии с органами внутренних дел с целью установления фактических обстоятельств его исчезновения и фактического местонахождения. Выявление некредитоспособных партнеров Некредитоспособным признается тот партнер, у которого для получения кредита нет предпосылок, подтверждающих способность возвратить его. Некредитоспособного партнера характеризуют следующие действия: · неаккуратность при расчетах по ранее полученным кредитам; · ухудшение текущего финансового положения; · неспособность при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников; · обналичивание денежных средств в объемах, превышающих размеры фонда зарплаты; · удержание им (без согласия партнера) денежных средств, полученных в качестве кредита или предварительной оплаты, · совершение операций с банковскими документами необеспеченными кредитными ресурсами; · нецелевое использование кредитных средств или их получение по фиктивным документам; · попытка оттянуть выплату денежных средств партнеру при добросовестном выполнении им условий контракта и т.д. Служба безопасности обязана выявлять некредитоспособных партнеров как до заключения, так и в процессе реализации договора и своевременно информировать об этом руководство предприятия. Выявление ненадежных деловых партнеров Ненадежность делового партнера определяется: · большим количеством сорванных по его вине сделок с другими фирмами; · несвоевременным и некачественным выполнением условий заключенных договоров; · значительным количеством в фирме ранее судимых лиц; · фактами ведения против предприятия-учредителя экономического шпионажа; · использование помощи сотрудников правоохранительных органов, налоговых инспекций и т.д. с целью парализации экономической деятельности своего партнера; · умышленным затягиванием деловых переговоров; · неуважительным отношением к авторскому или патентному праву; · предъявлением к нему значительного количества судебных исков; · наличием большого долга; · непрочной позицией на рынке; · нерегулярной и ненадежной поставкой сырья и товаров; · отсутствием доверия потребителей; · испорченной репутацией среди деловых кругов. Способность службы безопасности своевременно выявить хотя бы отдельные параметры ненадежности будущих или настоящих деловых партнеров в значительной степени может повлиять на степень экономической безопасности предприятия-учредителя. Сбор сведений по гражданским делам Известно, что в рамках гражданского производства судами рассматриваются споры о праве гражданском, затрагивающем права и законные интересы юридического лица (в нашем случае, предприятия); в предусмотренных законом случаях дел по жалобе на действия административных органов или должностных лиц, совершенные с нарушением их полномочий; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемые и разрешаемые судом. Сбор сведений по гражданским делам служба безопасности осуществляет во взаимодействии с представителем предприятия-учредителя на суде как до, так и во время рассмотрения их на судебных заседаниях. Необходимость в сборе информации сотрудниками службы безопасности возникает обычно в случаях: · выявления свидетелей и документов; · проверки достоверности информации участников процесса и подлинности доказательств, представленных на суде; · возникновения необходимости проверки наличия основания для отвода в рассмотрении дела; · оказания помощи суду в установлении фактического местонахождения участников процесса; · выявления лиц, оскорбляющих или оклеветавших руководителей предприятия-учредителя; · поиска утаиваемого от суда имущества процессуального противника, необходимого для погашения материального ущерба; · необходимости выявления среди свидетелей лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания и т.д. Изучение негативных аспектов рынка Под рынком понимается сфера товарного обращения, товарооборота, выявляющая и устанавливающая общественно необходимые затраты труда на производство товара. Комплексный анализ рынка проводит специально предназначенная для этого служба предприятия, которая наряду с официальной экономической информацией, использует сведения, представленные службой безопасности. Такие сведения могут быть сведены в два блока: 1) состояние и влияние теневой экономики на рынок и 2) криминальные аспекты рынка. Теневая экономика (т.е. вся экономическая деятельность, которая по каким-либо причинам не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт) состоит из двух частей: 1. экономическая деятельность, являющаяся вполне легальной, нескрываемой деятельностью, но не подвергающаяся налогообложению и по разным причинам не учитываемая официальной статистикой; 2. противозаконная, преднамеренно скрываемая экономическая деятельность. Изучение криминальных аспектов рынка, обычно, включает в себя: · криминологическую зараженность существующих или потенциальных потребителей (клиентов); · криминологическую обстановку на территории функционирования рынка и тенденции его развития; · реакцию сотрудников правоохранительных органов на совершаемые правонарушения, затрагивающие интересы предприятия; · состояние правонарушений в сфере кредитно-финансовой системы; · криминологические последствия введения приватизации; · характеристику правонарушений, совершаемых в отношении товаров и услуг, производимых (предлагаемых) предприятием-учредителем, степень текущего и потенциального материального ущерба предприятию от правонарушений на рынке и т.д. Сбор информации для проведения деловых переговоров Основными стадиями переговоров являются: 1. подготовка к переговорам; 2. процесс их ведения; 3. анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Сотрудники службы безопасности участвуют в сборе информации на первой и второй стадиях. При всей условности такого деления служба безопасности должна представлять на различных стадиях руководству предприятия-учредителя свою информацию. Например, в процессе подготовки к переговорам сведения об участниках будущих переговоров, их сильных и слабых сторонах, их позициях и планах ведения переговоров, подготовленных материалах, конкурентоспособности и платежеспособности делового партнера и т.д. Во время проведения переговоров служба безопасности должна поставлять информацию об изменениях позиции партнеров по переговорам, о возможных попытках с их стороны шантажировать, подкупать членов делегации предприятия-учредителя, проведения разведывательных мероприятий в отношении их и т.д. Защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств Защиту организует служба безопасности либо всего персонала предприятия (во время нахождения его на работе), либо некоторых его категорий (руководители, кассиры и т.д.) в рабочее и, как исключение, в нерабочее время, либо применяются оба варианта. При этом четко определяется время (круглосуточно, только в дневное время и т.д.) проведения охранных мероприятий. Охранники должны быть нацелены, прежде всего на пресечение насильственных преступлений (покушение на убийство, рэкет) и административных проступков (мелкое хулиганство) в отношении охраняемых лиц. Должны широко применяться технические средства защиты. Охрана имущества предприятия Под охраной имущества понимается комплекс оперативно-режимных, организационно-управленческих и инженерно-технических действий, проводимых с целью обеспечения сохранности материально-технических и финансовых средств собственника. Охране подлежат все материальные ценности независимо от их местоположения (внутри или за пределами предприятия). В то же время существуют объекты первостепенной важности, охране которых необходимо уделять особое внимание, так как именно они чаще всего подвергаются противоправному посягательству. К таким объектам относятся: · дорогостоящие сырьевые ресурсы (нефть, древесина, золото и т.д.); · дефицитное оборудование (компьютеры, автозапчасти и т.д.); · продовольственные и промышленные товары; · деньги, инвалюта и т.д.; · наиболее важная и конфиденциальная документация; · земельные угодья, участки и т.д. Совершенно очевидно, что охране именно этого имущества должно быть уделено главное внимание. Обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий Обеспечение порядка необходимо: · во время проведения представительских (выставки, ярмарки и т.д.), · массовых (спортивные соревнования, концерты и т.д.), · конфиденциальных (заседание правления, совещания руководителей и специалистов по служебным вопросам и т.д.) мероприятий. В зависимости от их типа меняется и содержание деятельности службы безопасности. Например, при проведении закрытых совещаний основное внимание уделяется, прежде всего, защите сведений, составляющих коммерческую тайну, на выставках необходимо принимать меры к недопущению кражи или порчи имущества предприятия; при проведении концертов основное внимание уделяется физической безопасности людей и т.д. Консультирование и представление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности В обязанности службы безопасности входит не только консультирование и дача рекомендаций сотрудникам предприятия по вопросам обеспечения безопасности, но и ее реализация. В связи с этим необходимо внести в проект Устава службы безопасности положение об обязанности сотрудников подразделений предприятия выполнять эти рекомендации и определить ответственность (материальную и дисциплинарную) за их невыполнение. Проведение консультаций и рекомендаций по вопросам безопасности, обычно, не выходит за пределы таких ее основных видов, как экономическая, информационная, пожарная, физическая безопасность. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации Средства охранно-пожарной сигнализации предназначены для обнаружения попыток проникновения на объект и возникновения пожара, оповещения сотрудников службы безопасности о появлении и нарастании этих угроз и обеспечения контроля доступа на охраняемый объект. Деятельность подразделения службы безопасности, осуществляющего функцию внедрения и эксплуатации охранно-пожарной сигнализации, осуществляется в несколько этапов. Первый этап (проектирование) предусматривает планирование работ по внедрению и капитальному ремонту средств сигнализации, обследование объекта с целью получения исходных данных для разработки исполнительной проектно-сметной документации; материально-техническое обеспечение монтажных работ. На этапе выполнения монтажных работ, для проведения которых обычно приглашаются специализированные организации, осуществляется технический надзор за качеством их производства, особенно при проведении пусконаладочной работы. Наконец, последний этап (эксплуатационное обслуживание) включает в себя: · сдачу этих средств в эксплуатацию; · планирование эксплуатационных мероприятий и контроль за их исполнением; · техническое обслуживание, технический контроль за эксплуатацией средств сигнализации; · ремонт приборов и аппаратуры охранно-пожарной сигнализации; · материальное обеспечение эксплуатационных нужд; · ведение установленной технической документации; · сбор и обобщение статистических данных по эксплуатационно-техническому обслуживанию; · анализ причин отказов в работе аппаратуры и причин, способствующих совершению краж и пожаров с заблокированных участков объекта. Краткий обзор основных функций службы безопасности позволяет утверждать, что они органично взаимно дополняют друг друга и в случае их успешной реализации образуют единое «поле» безопасности предприятия-учредителя.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЗДАНИЕ) СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Эффективное функционирование службы безопасности предполагает предварительную проработку многих вопросов. Среди них особое значение приобретает проектирование оргструктуры службы безопасности и ее ресурсного обеспечения, т.к. без решения этих вопросов ее деятельность вообще невозможна. Собственно говоря, употребляемый нами многозначный термин «организация» среди многих значений имеет и такое, как создание нужной структуры и необходимых ресурсов, именно этот смысл раскрывается в главе. Общеизвестно, что любое оргструктурное формирование создается для реализации определенных функций. Применительно к службе безопасности предприятия эти функции определены ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Анализ этих функций позволяет утверждать, что для их реализации необходимо, как минимум, создать три подразделения службы безопасности: разведку, контрразведку и охрану (выделено редакцией И-г). Разумеется, количественное соотношение работающих в них сотрудников будет различно и оно носит объективный характер. Среди причин, определяющих неравномерное количество сотрудников в различных подразделениях службы безопасности, можно назвать финансовые возможности предприятия-учредителя, наличие или отсутствие охраняемых секретов, степень включенности в конкурентную борьбу и т.д. Более того, в практике некоторых служб безопасности встречаются случаи объединения двух детективных подразделений (разведка и контрразведка) в одну общую. Такое объединение, хотя оно и носит вынужденный характер, нельзя признать удачным. Основной причиной нежелательности такого объединения является то, что каждое подразделение службы безопасности имеет свои специфические цели, задачи и функции, реализация которых (поскольку они взаимно дополняют и не противоречат друг другу) позволяет значительно повысить эффективность службы безопасности в целом. Законом (ст. 14) также прямо предусмотрена должность руководителя службы безопасности, которая на практике трансформировалась в начальника службы безопасности (по-видимому, здесь сказался прошлый опыт деятельности в правоохранительных органах персонала службы безопасности). Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их также должно быть не менее трех (по количеству подразделений службы безопасности), в крайнем случае, двух, если существует единая детективная служба. Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в свою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя). В крупных службах безопасности возможно введение должностей помощников (референтов) начальника. Следует отметить, что в маленьких (по количеству персонала) службах безопасности проектирование их оргструктуры на этом можно и закончить, утвердив его у руководителя предприятия-учредителя. Иная ситуация складывается в крупных службах безопасности, где возникает необходимость создания штабных подразделений, т.к. начальники службы безопасности просто физически не способны на должном уровне выполнять такие управленческие функции, как анализ, планирование, контроль и т.д. Исполнение этих обязанностей помощниками положение дел не меняет, т.к. в этом случае возникает необходимость их повседневного руководства, что опять-таки не под силу начальнику службы безопасности и он вынужден будет назначить одного из них координатором деятельности других, а это по сути означает выполнение обязанностей начальника штаба. Следует отметить, что создание штаба в оргструктуре службы безопасности обычно вызывает возражение руководителей предприятия - учредителя и преодоление их нежелания является трудным делом. Примечание: Оргструктуру самих подразделений службы безопасности автор рассматривает в других главах. Предложенная схема оргструктуры должна время от времени уточняться и пересматриваться. Любая оргструктура, даже самая оптимальная, не сможет дать ожидаемых результатов, если ее не дополнить внутренними нормативными актами, регулирующими деятельность всех подразделений и сотрудников службы безопасности. Образно выражаясь, «кость» (оргструктура) должна обрасти «мясом» (нормативными документами). Причем эти нормативные акты условно можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к деятельности самой службы безопасности и к деятельности других служб (подразделений, сотрудников) предприятия. К первой группе относятся: Устав службы безопасности, Положения об отделах и штабе службы безопасности, Положения о группах и секторах службы безопасности, должностные инструкции сотрудников службы безопасности. Примечание: Структура Устава службы безопасности ранее уже рассматривалась, а структура положений об отделах и штабе будет изложена в последующих главах. Структура должностной инструкции должна включать следующие разделы: общие положения; функции; должностные обязанности; права, ответственность; взаимоотношения и связи по должности. Разработка этих нормативных актов идет последовательно, начиная с Устава до должностной инструкции, что позволяет охватить весь комплекс целей, задач и функций, решаемых службой безопасности. Чтобы избежать дублирования этих целей, задач и функций рекомендуется составить таблицу по прилагаемой форме, заполнить пустующие графы формулировками целей, задач и функций и в случае их пересечения вновь переформулировать, избегая дублирования (см. таблицу 1). Таблица 1
Примечания: 1. в должностных инструкциях цели не формулируются; 2. при составлении таблицы приводится исчерпывающий перечень всех групп (секторов) и должностей. Внесение корректив в Устав службы безопасности допускается только по согласованию с руководителем предприятия и органов внутренних дел по месту своего учреждения. Другие нормативные акты рекомендуется систематически обновлять (по крайней мере, один раз в год) и утверждать у начальника службы безопасности (в некоторых случаях у руководителя предприятия). Вторая группа внутренних нормативных актов, обеспечивающих деятельность других сотрудников и служб подразделений предприятия-учредителя, включает в себя: · договор предприятия с партнером об обеспечении им мер безопасности коммерческой информации; · инструкцию для исполнителей работ и документов, содержащих коммерческую тайну; · обязательство о неразглашении коммерческой тайны; · перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и основные требования к сотрудникам по ее защите; · перечень сведений, которые не должны разглашаться посторонним лицам в целях личной безопасности сотрудников, предприятия; · перечень должностных лиц, уполномоченных относить информацию к коммерческой тайне; · правила отнесения информации к коммерческой тайне и снятия с их носителей грифа конфиденциальности; · правила ведения секретного делопроизводства; · памятку работнику (служащему) о сохранении коммерческой тайны предприятия; · правила приема посетителей на предприятии; · правила внутреннего трудового распорядка и т.д. Разумеется, все эти нормативные акты разрабатываются сотрудниками службы безопасности совместно с соответствующими службами предприятия, и после их утверждения руководством подлежат также совместному контролю за их исполнением. (Примечание редакции И-г: Перечень образцов документов, рекомендуемых для использования в деятельности службы безопасности, будет опубликован позднее). Однако оптимальное оргструктурное построение и полное правовое обеспечение службы безопасности сами по себе не приведут к ее эффективному функционированию, если она не будет обеспечена соответствующими ресурсами. Продолжая образные сравнения, можно утверждать, что после того, как «кость» (оргструктура) обросла «мясом» (внутренние нормативные документы), следует позаботиться о «пище» (ресурсах). Среди них первостепенное значение имеют финансовые ресурсы. Без финансового обеспечения деятельности службы безопасности бессмысленно вообще говорить о ее функционировании. Между тем, на практике эта истина подвергается иногда ненужной проверке (несвоевременная выдача зарплаты сотрудникам, задержка с оплатой заказа и т.д.), причем всегда с отрицательным результатом для предприятия - учредителя. Поскольку служба безопасности не вправе самостоятельно зарабатывать деньги путем заключения договоров с другими клиентами, именно на предприятии-учредителе лежит обязанность финансирования ее деятельности. Но это не означает, что руководство службы безопасности должно занимать в этом вопросе пассивную позицию. Напротив, обоснованные текущие и прогнозные оценки в финансовых потребностях службы безопасности и основанные на них точные расчеты должны стать правилом, а не исключением. Финансовую политику службы безопасности определяют, конечно, ее руководители, но при этом активную помощь им должна оказывать бухгалтерская служба. В функции этой службы входит: · ведение табеля, учета рабочего времени; · начисление зарплаты, премий и т.д.; · учет выплат за различные услуги; · перечисление денег; · выдача сотрудникам их денежного содержания; · оплата счетов и
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.015 с.) |