Распределение целей, задач и функций между подразделениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение целей, задач и функций между подразделениями



№№ Наименование п(п подразделения ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ФУНКЦИИ
1. Разведка      
2. Контрразведка      
3. Охрана      
4. Штаб      

После заполнения формы наступает второй этап: уточняются цели, задачи и функции всех подразделений с таким расчетом, чтобы они не пересекались друг с другом, а их реализация позволила бы службе безопасности эффективно функционировать. Далее, сотрудники штаба приступают к разработке проектов положений о подразделениях и утверждают их у начальника службы безопасности (третий этап). Разработка положений о секторах, группах подразделений и должностных инструкций входит в обязанности руководителей этих подразделений.

Изучение, обобщение и распространение положительного опыта деятельности подразделений.

В содержание этой работы входит:

· выявление, распространение и внедрение отечественного и зарубежного положительного опыта организации работы службы безопасности;

· хранение документов по одобренному и рекомендованному положительному опыту для использования в повседневной деятельности;

· издание и распространение среди сотрудников службы безопасности бюллютеней, листовок и другой малотиражной печатной продукции по вопросам положительного опыта их работы.

Организационно-штатное обеспечение службы безопасности.

Организационно-штатная работа включает в себя:

· обобщение и анализ изменений в деятельности службы безопасности и подготовку предложений по приведению его организационно-штатной структуры в соответствие с объемом выполняемых задач;

· разработку структуры и формирование штатов службы безопасности и подчиненных ему подразделений;

· учет и анализ штатной численности службы безопасности по категориям и подразделениям;

· выработку предложений по наиболее рациональному и эффективному использованию имеющихся сил и средств, распределению и перераспределению имеющейся и дополнительно выделенной штатной численности;

· расчет нагрузки на сотрудников всех подразделений службы безопасности.

Организация эффективного использования связи

В целях эффективного использования системы связи штаб:

· разрабатывает основополагающие документы (планы связи, распоряжения по связи, схемы организации радио- и проводной связи, таблицы позывных должностных лиц, наставления, инструкции и методические пособия) по вопросам организации и эксплуатации средств связи;

· организует стационарные и передвижные узлы связи;

· определяет лиц, имеющих в использовании средства связи, а также порядок пользования этими средствами;

· создает резерв средств связи;

· разрабатывает и реализует мероприятия по организации контроля за использованием средств связи. Цели, задачи, функции и другие вопросы деятельности штаба обычно отражаются в положении о штабе, примерный образец которого приведен в приложении 6. После утверждения руководством службы безопасности и предприятия целей, задач и функций штаба необходимо сформировать его структуру.

В составе штаба целесообразно создать следующие подразделения: анализа и планирования, связей с общественностью, ресурсного обеспечения, дежурной части, справочно-информационного фонда, кабинета передового опыта, организационно-инспекторского, юридической и криптографической защиты.' Все подразделения штаба условно можно разделить на 4 группы:

1. аналитические (отделение анализа и планирования, справочно-информационный фонд, кабинет передового опыта);

2. организационно- управленческие (дежурная часть и организационно-инспекторское отделение);

3. вспомогательные (отделение по связям с общественностью и отделение по ресурсному обеспечению);

4. внешней и внутренней защиты (юридическое отделение, криптографическая группа).

Более четкое представление о разграничении структурных подразделений штаба между собой возможно на основе таких параметров, как их задачи и формы представления результатов работы (см. табл. 9).

Таблица 9

№№ Наименованиелие пп подразделения Задачи Форма представления результатов работы
1. Отделение (сектор, группа, сотрудник) анализа и планирования.Качественное составление и своевременное представление на утверждение проектов комплексных планов; разработка аналитических материалов. Планы; справки о реализации планов; график реализации плановых мероприятий; аналитические обзоры.  
2. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по связи с общественностью. Формирование положительного образа сотрудника службы безопасности в глазах общественности. Обзоры; газетные публикации; видео материалы; брошюры и т.д.
3. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по ресурсному обеспечению. Своевременное, качественное и полное обеспечение заявок подразделений службы безопасности материально-техническими, кадровыми,финансовыми и информационными ресурсами. Заявки; справки о выполнении заявок; графики обеспечения заявок; нормы обеспеченности и т.д.
4. Дежурная часть. Оперативное управление деятельностью сотрудников подразделений, включенных в работу суточных нарядов. Графики; журналы; докладные записки и т.д
5. Справочно-информационный фонд. Своевременное обеспечение сотрудников службы безопасности информацией общего характера (обстановка во внешней среде, правонарушительство на объекте, деятельность службы безопасности и т.д.). Аналитические обзоры; справочники; сборники правовых актов; научная литература; периодическая печать и т.д.
6. Кабинет передового опыта. Обобщение и распространение передового положительного опыта работы отдельных сотрудников. Бюллетени; буклеты; альбомы; брошюры и.т.д.
7. Организационно-инспекторское отделение (сектор, группа). Организация взаимодействия между подразделениями службы безопасности и контроль за их деятельностью. Планы; графики; справки;акты и т.д.
8. Криптографическая группа. Преобразование (шифрование) информации для ее защиты от незаконных пользователей. Шифросистемы.
9. Юридическое отделение (группа, сектор, юрисконсульт). Юридическая защита интересов службы безопасности и ее сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей Исковые заявления; судебные решения и.т.д.

Силы и средства штаба и методы деятельности его сотрудников носят специфический характер. К силам относятся сотрудники, имеющие лицензию частных охранников или детективов и не имеющие ее (юристы, специалисты по шифросистемам, сотрудники подразделения по связи с общественностью и т.д.). Особые требования предъявляются к сотрудникам первой группы, которые должны иметь некоторый опыт работы в аналитических, штабных подразделениях или в дежурных частях правоохранительных органов.

В то же время каждый сотрудник штаба должен знать основы деятельности службы безопасности и ее подразделений, их.задачи и возможности; четко выполнять свои должностные обязанности; уметь анализировать, оценивать и кратко докладывать криминогенную обстановку; быстро и точно производить необходимые расчеты; качественно готовить штабные документы; знать и строго соблюдать требования по обеспечению коммерческой тайны; постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе; объективно оценивать результаты деятельности подразделений службы безопасности.

Среди средств штабной работы в первую очередь следует выделить материально-технические и информационные средства. К материально-техническим средствам относится оборудование для пультов дежурных частей, компьютерные системы, вычислительная техника и т.д. В число информационных средств входят различного рода учеты,

справочники, сборники правовых актов, печатные публикации, сводки, аналитические материалы и т.д.

Особенностью финансового обеспечения штаба является относительно высокая, по отношению к другим подразделениям, оплата труда сотрудников, что вполне объяснимо, т.к. почти все они должны быть набраны из числа высококлассных специалистов.

Сотрудники штаба с учетом специфики своей работы могут применять методы деятельности, среди которых прежде всего упомянутые в ст. 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», если они не противоречат требованиям, изложенным в этом Законе. Например, опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) производится только с целью получения сведений о работе сотрудников других подразделений службы безопасности.

Аналогичным образом применяются и другие методы (наведение справок, внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение, в т.ч. электронное). Однако основным методом следует, видимо, признать изучение документов. В то же время надо подчеркнуть, что только комплексное применение вышеупомянутых методов может дать положительные результаты. Параллельно с методами, применение которых законом разрешено, штабные работники широко используют и такие общенаучные методы, как системный подход, моделирование, эксперимент и т.д.

Для объективной оценки деятельности штаба необходимо разработать соответствующие критерии и показатели его деятельности.

Критерием эффективной деятельности штабного подразделения можно признать качество его управленческого воздействия на подразделения службы безопасности в целом и его подразделений в отдельности. Показателями, раскрывающими этот критерий, являются: степень достижения цели планов; своевременное и полное обеспечение ресурсами подразделений службы безопасности по установленным нормам; оперативное и качественное выявление недостатков и положительного передового опыта, выявленного в процессе контроля и комплексного инспектирования; достаточное и своевременное предоставление сотрудникам службы безопасности установленных видов информационных документов.

 

Анализ практики функционирования служб безопасности позволяет утверждать, что слабая эффективность их деятельности в значительной степени является следствием существования различных проблем. Все эти проблемы настолько переплетены друг с другом, что разграничение их между собой на практике невозможно. Тем не менее автор посчитал необходимым сделать это, так как разграничение этих проблем позволяет в самом общем виде сформулировать способы их решения. Проблемы эти можно свести в четыре группы: правовые, организационные, кадровые и экономические. Рассмотрим эти проблемы и краткие предложения по их решению.

1. Отсутствие типового устава службы безопасности. Разработку, утверждение и официальное опубликование типового устава службы безопасности можно поручить Министерству юстиции РФ.

2. Неэффективное взаимодействие служб безопасности с право-охранительными и контрольно-надзирающими органами.
Правила и процедуры такого взаимодействия для каждого органа отдельно в рамках его компетенции могут быть определены в специальном постановлении Правительства России.

3. Запрет на ношение и применение оружия при охране жизни и здоровья физических лиц. Такой бессмысленный и необоснованный запрет легко отменить путем внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.

4. Отсутствие закрепленного в законе перечня основных функций службы безопасности.
Необходимо в соответствующий раздел Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» внести в качестве поправки исчерпывающий перечень этих функций.

5. Сдерживание развития службы безопасности в связи с высокими налоговыми платежами.
В законодательном порядке установить перечень налогов, сборов и т.д. для служб безопасности и льготного режима налогообложения в начале их деятельности (на год, три и т.д.).

6. Отсутствие самостоятельного статуса службы безопасности.
Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для признания службы безопасности как самостоятельной коммерческой негосударственной правоохранительной организации, т.е. юридическим лицом.

7. Запрет об оказании службой безопасности предприятия услуг другим физическим и юридическим лицам. Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с оговоркой, что такие услуги служба безопасности может осуществлять с согласия руководства предприятия-учредителя.

8. Отсутствие методики определения необходимого количества сотрудников службы безопасности для данного предприятия. Какая-либо общественная организация (фонд), занимающаяся проблемами безопасности в сфере предпринимательства, могла бы объявить конкурс на разработку такой методики.

9. Совмещение функций выдачи лицензии, регистрации и контроля за деятельностью служб безопасности у одного органа. Представляется, что выдача лицензий, регистрация сотрудников и самой службы безопасности должны быть закреплены за органами Министерства юстиции, функцию же контроля оставить за органами внутренних дел.

10. Отсутствие у руководителей служб безопасности необходимых правовых и организационно-управленческих знаний, умений и навыков. Разработка для этой категории руководителей силами преподавателей негосударственных образовательных учреждений программ спецкурсов.

11. Запрещение выдачи лицензий гражданам, имеющим судимость за совершение только умышленного преступления. Целесообразно дополнить ст. 6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запретом на выдачу лицензий также гражданам, имеющим непогашенную судимость и совершивших неумышленные преступления.

12. Отсутствие нормативных оснований для одностороннего расторжения договора с предприятием-учредителем. Необходимо в законодательном порядке зафиксировать такие основания, как противоправные действия руководства предприятия-учредителя, задержки с выдачей зарплаты, незаконные указания, так как существующий в законодательстве порядок расторжения договора не содержит ясного и исчерпывающего перечня таких оснований.

13. Несовершенство статистического учета результатов деятельности службы безопасности. Целесообразно создание в органах Министерства юстиции единого и детального учета результатов деятельности служб безопасности по муниципальным территориальным образованиям, регионам и стране в целом.

14. Запрет на выдачу лицензии бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год. Практика показала, что такой запрет необходимо отменить путем внесения поправок в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Привлечение этой категории законопослушных и профессионально грамотных сотрудников к работе в службах безопасности (например, в штабных подразделениях) только укрепит в них состояние законности и дисциплины.

15. Невозможность действий сотрудников службы безопасности вне государственной территории Российской Федерации. Решение этой проблемы видится в подписании межправительственнных соглашений, регламентирующих порядок действий сотрудников службы безопасности на территории другой страны.

16. Запрет на создание службы безопасности для группы предприятий и коммерческих организаций.
Такой запрет нелогичен, поскольку толкает их руководителей к обеспечению собственной безопасности неправовыми средствами. Устранить этот запрет можно внесением соответствующей поправки к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

17. Необходимость письменного согласия предпринимателя при заключении им коммерческого контракта на выяснение биографических и других характеризующих личность контрагента данных. Общеизвестно, что на практике такое согласие никогда не дается. Следует внести соответствующие коррективы в действующее законодательство, т.к. предпринимательская деятельность в условиях риска требует, среди прочего, информацию о личности делового партнера.

18. Несоответствие между декларируемой в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» общей позицией законодателя о признании частных охранно-детективных структур коммерческими организациями и закреплением в этом же Законе статуса служб безопасности как структурных подразделений предприятия. Целесообразно внести поправку к Закону о признании службы безопасности коммерческой организацией, имеющей право заключать договора на обслуживание многих предприятий.

Совершенно очевидно, что автором перечислена только часть проблем деятельности служб безопасности предприятий. Однако сама их постановка позволяет утверждать, что рано или поздно решать их придется. Автору остается только надеяться, что свои размышления, предложения, советы и т.д., изложенные в настоящей работе, подтолкнут внимательного и пытливого читателя к формулированию других проблем деятельности служб безопасности и предложений по их решению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.024 с.)