Частный функциональный критерий информационной составляющей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частный функциональный критерий информационной составляющей.



При рассмотрении системы индикаторов состояния информационной составляющей экономической безопасности предприятия следует выделить две основные группы индикаторов обеспечения составляющей: группу количественных индикаторов и группу стоимостных.

К первой, количественной группе индикаторов относятся показатели масштаба работ по информационно-аналитическому обеспечению деятельности предприятия.

Среди индикаторов данной группы нужно выделить такие, как показатель доли сотрудников информационно-аналитического подразделения предприятия в общей списочной численности ее сотрудников, показатель количества источников информации, с которыми предприятие имеет контакты, наличие и состав структуры подотделов информационно-аналитического подразделения предприятия и другие. Динамический анализ данных показателей дает представление о масштабах деятельности информационно-аналитической службы предприятия и о ее роли в общей структуре функциональных подразделений компании.

Вторая группа, группа стоимостных индикаторов обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия, включает в себя показатель удельного веса затрат на обеспечение информационной безопасности предприятия в ее совокупных бюджетных затратах, показывающий уровень финансирования работ по обеспечению информационной безопасности данного предприятия, а также показатель эффективности принимаемых мер по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности предприятия. Значение этого показателя принимается как значение частного функционального критерия информационной составляющей экономической безопасности предприятия и рассчитывается по методике оценке ущербов на основе данных карты расчета эффективности принимаемых мер.

ЧФК = Упр/З + Упо ® max,

где:

ЧФК – частный функциональный критерий обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия;

Упр – совокупный предотвращенный ущерб по информационной составляющей;

З – общие понесенные предприятием затраты на реализацию мер по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности предприятия;

Упо – общий понесенный ущерб предприятием по информационной составляющей.

Специфика работ по информационно - аналитическому обеспечению деятельности предприятия характерна нередким отсроченным проявлением ущербов от некачественной работы информационно-аналитической службы предприятия. Этой спецификой отсроченности результатов изменения в работе аналитической службы предприятия и вызвана большая сложность задачи оптимизации затрат на информационно-аналитическое обеспечение деятельности предприятия.

В силу этого, а также из-за очевидной большой значимости работ по обеспечению информационной безопасности предприятия, предпочтительным считается повышенное финансирование и ресурсное обеспечение деятельности информационно-аналитического подразделения предприятия.

В. Способы обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия.

Совокупность способов обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия включает в себя совокупность вышеперечисленных работ по оценке негативных воздействий на информационную безопасность предприятия, анализ текущего уровня обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия, расчету эффективности принятых мер по предотвращению ущербов от негативных воздействий на информационную безопасность предприятия, выявлению недостатков в работе по обеспечению информационной составляющей, а также выработке рекомендаций по предполагаемому комплексу мер для улучшения работы информационно-аналитического подразделения предприятия и разработке плановой карты расчета эффективности принимаемых мер, которые передаются в плановые подразделения предприятия для разработки планов деятельности соответствующих служб предприятия.

После разработки в соответствии с рекомендациями и плановыми расчетами реализации мер по обеспечению экономической безопасности предприятия обычной системы планирования хозяйственной деятельности предприятия и его служб происходит оперативная реализация мер по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности предприятия. Этот процесс включает в себя следующие работы, осуществляемые информационно-аналитическими подразделениями предприятия во взаимодействии с другими подразделениями предприятия.

1) Сбор различных видов информации.

Осуществляется путем официальных контактов информационно-аналитической службы предприятия с различными источниками открытой информации, неофициальных контактов с носителями закрытой информации, а также получения подобной информации с помощью специальных технических средств, организации сбора внутренней информации предприятия.

2) Обработка и систематизация полученной информации.

Производится информационно-аналитической службой предприятия с целью упорядочения разработанной информации для последующего более глубокого анализа. С этой целью аналитической службой предприятия создаются классификаторы информации и досье, внутренние базы данных и каталоги.

3) Анализ полученной информации.

Включает в себя всестороннюю обработку полученных данных по всем вопросам, имеющим отношение к данной деятельности предприятия. Данная работа выполняется информационно-аналитической службой предприятия с использованием различных технических средств и методов анализа. В процессе осуществления аналитических работ осуществляется прогнозирование всех аспектов данной деятельности предприятия и возможных вариантов среды бизнеса с использованием различных методов моделирования.

4) Защита информационной среды предприятия.

Данный процесс включает в себя меры по защите предприятия от промышленного шпионажа со стороны конкурентов или других организаций и лиц. Данная деятельность выполняется совместно службой безопасности предприятия и информационно-аналитическими подразделениями и включает в себя техническую защиту зданий, транспорта, корреспонденции, переговоров, документации и т.п. от несанкционированного доступа заинтересованных лиц или организаций к закрытой информации данного предприятия, а также сбор информации о потенциальных инициаторах промышленного шпионажа против предприятия и проведение предупредительных действий с целью пресечения таких попыток.

5) Внешняя информационная деятельность.

Данная деятельность осуществляется совместно службой по связям с общественностью, информационно-аналитическим подразделением предприятия и службой безопасности и имеет своей целью создание в глазах общественности благоприятного образа предприятия и противодействие попыткам заинтересованных лиц и организаций нанести вред репутации предприятия путем распространения о нем порочащей информации.

Таким образом, выполнение всех вышеперечисленных функций позволит предприятию добиться высокого уровня обеспечения информационной составляющей его экономической безопасности, что имеет весьма важное значение для обеспечения общей экономической безопасности предприятия в условиях стремительного роста значимости информационного ресурса для успешного осуществления любого вида бизнеса.

 

6) Экологическая безопасность предприятия

А. Основная сущность экологической составляющей.

В настоящее время значимость экологической составляющей для всестороннего комплексного обеспечения экономической безопасности предприятия достаточно высока.

Глобальное ухудшение экологической обстановки на нашей планете, вызванное побочными эффектами технического процесса, поставило перед человечеством острейший вопрос о переходе на экологически ориентированное технологическое развитие нашей цивилизации. Развиваясь ранее по пути бесконтрольного использования экологического потенциала Земли в интересах технического прогресса, человечество не ощущало так остро важность экологических проблем. Это было вызвано еще недостаточно высоким уровнем технологического развития земной цивилизации, технический уровень которой еще не позволял людям наносить существенный вред экологическому потенциалу планеты, а также мощной саморегулирующей силой экологии Земли.

В силу отсутствия в сознании людей ясного понимания губительности такого их отношения к окружающей среде человечеством не была разработана и система правовых гарантий соблюдения людьми интересов охраны экологической среды нашей планеты. Однако с развитием технологий возможности человека неизмеримо возросли. Вместе с ними возрос и ущерб, наносимый жизнедеятельностью людей экологии нашей планеты. Страшная волна экологических проблем обрушилась на человечество внезапно и со всех сторон. Сильное загрязнение атмосферы, эрозия и загрязнение почв, проблемы вырубки лесов и разрушения озонового слоя земли, гибель и вымирание целых видов животных от ухудшения экологического состояния среды их обитания и варварского промышленного истребления их людьми, нарушение экологии мирового океана и гибель целых крупных водоемов. И все эти тяжелейшие бедствия – лишь часть того комплекса сложнейших проблем экологической безопасности жизни людей, которые возникли перед человечеством в результате неразумного разрушения людьми экологического потенциала планеты в процессе технологического развития человеческой цивилизации.

Люди почувствовали и поняли реальность возможной всеобщей катастрофы и задумались над теми мерами, которые должно принять человечество, чтобы исправить положение и сохранить жизнь на Земле. Задумавшись над путями сохранения экологии Земли, общественность и правительства большинства государств мирового сообщества приступили к разработке системы правового регулирования соблюдения норм сохранения экологической чистоты окружающей среды.

Для всех стало очевидным, что основными объектами законодательного регулирования в области обеспечения экологической безопасности населения планеты должны стать промышленные корпорации как один из двух важнейших источников загрязнения окружающей среды через загрязненные отходы производства, несоответствующую экологическим стандартам этих компаний, а также неразумное использование природных ресурсов.

Другим основным источником загрязнения окружающей среды является причиняющая серьезный вред экологии деятельность государственных формирований и служб большинства государств Земли, в том числе испытания различных видов оружия, проводимые вооруженными силами многих государств, государственные программы технологического развития с непродуманными побочными эффектами по части экологии и др. Население земли в состоянии влиять на этот второй источник глобального загрязнения окружающей среды и ухудшения экологической обстановки на планете только через общественные движения, и регулироваться этот процесс может лишь через выборные органы власти стран и международные организации, а также межгосударственные соглашения по проблемам, решение которых может оказывать какое-либо влияние на состояние окружающей среды этих стран и экологическую обстановку на Земле в целом.

Однако национальный и международный уровни обеспечения экологической безопасности жизни людей не имеют непосредственного отношения к предмету данного материала, поэтому подробнее остановимся на экологических проблемах в рамках деятельности предприятия, на микроуровне национальной экономики.

Проблема обеспечения экологической безопасности общества в отношении предприятий, производящих на коммерческой основе какую-либо продукцию, не могла и не может быть решена по-иному, кроме как путем разработки общемировых систем минимально допустимого содержания вредных веществ в отходах предприятий, а также экологических параметров выпускаемой продукции.

Обязательная интернационализация норм минимального содержания вредных веществ объясняется тем, что некоторые правительства под влиянием определенных промышленных лобби или из-за незрелости собственных государственных систем могут пойти на недопустимое ослабление контроля за соблюдением экологических норм вредных выбросов и чистоты выпускаемой национальными производителями продукции.

Также в пользу введения международных норм говорит и тот факт, что в целом по государствам Земли, интеллектуальный уровень и квалификация специалистов при разработке проблем на международном уровне существенно выше, чем при проведении таких работ на национальном уровне. С учетом того, что слабое соблюдение экологических норм даже несколькими государствами Земли может нанести существенный ущерб экологии всей планеты, вопрос интернационализации экологических норм приобретает сегодня все большую значимость. Практика использования экологического законодательства показала, что производители продукции сами добровольно не желают вводить на своих предприятиях меры по обеспечению экологического контроля за производственными процессами и выпускаемой предприятиями продукцией. Это положение объясняется тем, что контроль за соблюдением экологических ном ведет к дополнительным издержкам для предприятий на очистительные сооружения и переориентацию технологии на выпуск экологически чистой продукции.

Фактор осознания менеджментом предприятий необходимости сохранения окружающей среды далеко не всегда превалирует над коммерческими интересами предприятия, поэтому для обеспечения соблюдения предприятиями норм экологической безопасности в большинстве стран мирового сообщества применяются системы штрафов, налагаемых государственными организациями на производителей, не соблюдающих национальное экологическое законодательство.

Также в рамках таких международных экономических союзов, как ЕЭС, соблюдаются единые нормы экологической чистоты для товаров, поступающих на рынки стран-членов содружества. Действующие в России нормы содержания вредных веществ для отечественных предприятий менее жесткие, чем в странах-членах ЕЭС, однако даже при их соблюдении во всей строгости можно было бы добиться весьма значительного улучшения экологической обстановки на территории Российской Федерации.

Таким образом, основная сущность экологической составляющей экономической безопасности с точки зрения предприятия состоит в стремлении оптимизировать свои финансовые затраты таким образом, чтобы при минимальных затратах на обеспечение соблюдения экологических норм по технологическим процессам на предприятии и выпускаемой им продукции минимизировать свои потери от административных санкций на загрязнение окружающей среды и потери рынков стран с более жесткими нормами экологического законодательства, чем те, которым соответствует выпускаемая данным предприятием продукция. Сущность процесса обеспечения экологической безопасности предприятия можно представить в виде функции следующего вида:

¦ (C, P, m) ® min,

C – затраты на меры по соблюдению на предприятии экологических норм по технологическим процессам и выпускаемой продукции,

P – потери от административных штрафных санкций за нарушение указанных норм,

m – потери от недоступности для продукции данного предприятия рынков государств с более жесткими нормами экологической чистоты товаров.

Б. Основные индикаторы экологической составляющей экономической безопасности предприятия.

Говоря об индикаторах и частных функциональных критериях экологической составляющей экономической безопасности предприятия, следует выделить две основные ветви индикаторов по данной функциональной составляющей.

К первой ветви нужно отнести группу нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК), которые устанавливаются в положениях действующего законодательства по проблемам экологии. Здесь необходимо обязательно выделять отдельно подгруппы норм на экологическую чистоту выпускаемой предприятием продукции в разрезе уже имеющихся у предприятия и потенциальных национальных рынков сбыта.

Ко второй ветви относится анализ эффективности принимаемых предприятием мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности деятельности предприятия. Данный анализ проводится на основе методики оценки ущербов, суть которой уже описана выше. Пример карты расчета эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия приведен в таблице 13.

Таблица 13. Расчет эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической безопасности предприятия

Название меры Стоимость меры Исполнитель Предотвращенный ущерб Дополнительный эффект Эффективность принимаемых мер по предотвращенному ущербу 9=(5+7):2+8
от штрафных санкций от невыхода на потенциальный рынок
Вид санкций Стоимость Рынок Стоимость
                 
Итого по предотвращенному ущербу                
Понесенный ущерб
      от штрафных санкций от невыхода на потенциальный рынок Прочий ущерб Совокупный понесенный ущерб по составляющей 9=5+7+8
      Вид санкций Стоимость Рынок Стоимость
Итого по понесенному ущербу                
Общая эффективность принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия (5+7+8) по предотвращенному ущербу Эффективность = (5+7+8) по понесенному ущербу

Итоговое значение эффективности от всего комплекса мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия принимается как значение частного функционального критерия по данной составляющей при расчете совокупного коэффициента экономической безопасности предприятия. Расчет значений частного функционального критерия эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической безопасности предприятия можно представить следующим образом:

ЧФК = Упр/З + Упо ® max,

где:

ЧФК – частный функциональный критерий уровня экологической составляющей экономической безопасности предприятия;

Упр – суммарный предотвращенный ущерб от реализации комплекса мер по обеспечению экологической безопасности предприятия;

З – общая сумма затрат, понесенных предприятием при реализации указанного комплекса мер;

Упо – суммарный понесенный предприятием ущерб по экологической составляющей его экономической безопасности.

На основании карты расчета эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия осуществляется анализ деятельности предприятия по обеспечению экологической составляющей и выявляются основные недостатки принятых мер и рекомендации по разработке планируемого комплекса мер по обеспечению экологической составляющей в будущем.

В. Способы обеспечения экологической составляющей экономической безопасности предприятия.

На основании общих стратегических рекомендаций, выработанных на предприятии по результатам анализа карты, расчеты эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия необходимо осуществить планирование комплекса мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности в будущем. В зависимости от срока осуществления плана он должен быть более или менее подробным.

План комплекса мер по обеспечению экологической составляющей является частью общего плана обеспечения экономической безопасности предприятия. Он представляет собой логический сценарий осуществления предусмотренного комплекса мер в календарной последовательности с приложением планируемого расчета эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия, который разрабатывается на основании рекомендаций по результатам анализа полученных данных, по форме аналогичен карте расчета эффективности и содержит расчет планируемых значений показателей.

Разумеется, для получения наиболее приемлемого варианта обеспечения экологической составляющей экономической безопасности предприятия необходимо выработать несколько различных альтернативных сценариев и выбрать из них тот сценарий, расчетная эффективность от принимаемых мер по которому будет наивысшей. Итак, ниже приводится алгоритм процесса обеспечения экологической функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

1. Расчет карты эффективности принимаемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия на основе отчетных данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Анализ произведенных расчетов и выработка рекомендаций по повышению эффективности принимаемых мер.

3. Разработка альтернативных сценариев планируемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия.

4. Отбор приоритетного сценария на основе сравнения расчетных эффективностей планируемых мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия.

5. Передача выбранного планового сценария в составе общего плана обеспечения экономической безопасности предприятия в подразделения, осуществляющие функциональное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

6. Практическое осуществление запланированных мер по обеспечению экологической составляющей экономической безопасности предприятия в ходе осуществления предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности.

 

7) Безопасность сотрудников предприятия, имущества и капитала, информационной среды и внешней среды бизнеса

А. Сущность безопасности сотрудников предприятия, имущества и капитала, информационной среды и внешней среды бизнеса (сущность силовой составляющей экономической безопасности предприятия).

Рассмотрим лишь самые общие вопросы проблемы, так как подробнее они изучаются в соответствующем курсе учебной дисциплины.

Под силовой составляющей экономической безопасности предприятия можно понимать совокупность следующих состояний:

1. Физическая безопасность сотрудников предприятия, особенно представителей руководства предприятия.

К физической безопасности сотрудников предприятия относятся как непосредственно сохранность их жизни и здоровья от физических воздействий с целью причинения вреда здоровью и жизни сотрудников предприятия, так и злоумышленные действия третьих лиц или организаций, имеющие целью нанесение морального ущерба сотрудникам предприятия (угрозы жизни и здоровью работников предприятия, членов их семей, родственников и друзей, угрозы нанесения ущерба репутации указанных выше людей, их материальному благополучию, а также другие подобные угрозы морального ущерба для персонала предприятия).

2. Сохранность имущества от негативных воздействий, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости.

Здесь следует выделять безопасность имущества предприятия от злоумышленных действий заинтересованных лиц и организаций с целью нанесения вреда этому имуществу предприятия, а также обеспечение сохранности принадлежащих предприятию ценностей от форс-мажорных обстоятельств, таких как стихийные бедствия, вооруженные конфликты, законодательные акты, наносящие вред сохранности или стоимости имущества предприятия.

Отдельным и крайне важным вопросом обеспечения физической сохранности и безопасности от снижения стоимости (стоимостной безопасности) имущества предприятия является безопасность капиталов предприятия.

Под безопасностью капиталов предприятия следует понимать сохранение стоимости собственных активов предприятия и обеспечение ее роста посредством вложения капиталов предприятия в различные легальные сферы бизнеса.

3. Силовые аспекты информационной безопасности предприятия.

Обеспечение силовой составляющей экономической безопасности предприятия весьма тесно связано с проблемами ее информационной безопасности. В условиях стремительно растущей роли информации для успеха любого бизнеса проблемы сбора информации и защиты собственной информационной среды предприятия от действий внешних организаций и лиц, в том числе от операций иностранных государственных и негосударственных специальных служб и проблемы силового обеспечения информационной безопасности предприятия приобрели большой вес в общей системе обеспечения силовой составляющей экономической безопасности предприятия.

Подробно данные вопросы рассмотрены в разделе, посвященном обеспечению информационной безопасности предприятия.

4. Благоприятствование внешней среды бизнеса. Данный раздел обеспечения силовой составляющей экономической безопасности предприятия включает в себя:

  • сбор и анализ всесторонней информации о контактах предприятия на всех рынках, к которым данное предприятие имеет отношение (подробнее эти функции обеспечения силовой и информационной безопасности предприятия рассмотрены в разделе, посвященном обеспечению информационной составляющей экономической безопасности предприятия, а также в соответствующих курсах учебных дисциплин), о государственных и общественных организациях и деятелях, которые своей деятельностью (законотворческая деятельность, общественные выступления, политика лоббирования) могут вызвать те или иные изменения среды бизнеса данного предприятия;
  • проведение предупредительных действий со стороны службы безопасности предприятия по отношению к источникам возможных угроз интересам данного предприятия. Объектами этих действий могут быть предприятия-конкуренты, криминальные и террористические организации, от которых может исходить потенциальная угроза функционированию данного предприятия, а также другие источники возможных угроз.

Кроме этого, предупредительные действия по обеспечению благоприятной для данного предприятия среды бизнеса могут быть направлены на формирование благожелательного общественного мнения и улучшение взаимоотношений предприятия с государственными и общественными организациями, а также с контрагентами предприятия. Негативные воздействия, угрозы и ущербы по силовой составляющей экономической безопасности предприятия. Для полного и точного определения сущности силовой составляющей экономической безопасности предприятия необходимо выделить причины, источники возникновения и содержание негативных воздействий, которые могут повлечь за собой возникновение ущербов экономической безопасности предприятия по данной ее составляющей.

К побудительным мотивам негативных воздействий можно отнести столкновение политических, расовых, национальных и религиозных интересов различных групп, а также бытовые и прочие мотивы. Перечисленные побудительные мотивы негативных воздействий по силовой составляющей экономической безопасности предприятия могут стать причиной таких действий, как:

  • попытки физического устранения сотрудников предприятия и, прежде всего, ее высших менеджеров и ключевых специалистов. Основными побудительными мотивами здесь являются столкновения коммерческих интересов данного предприятия с аналогичными интересами конкурирующих предприятий, конфликты руководства предприятия с криминальными организациями, а также столкновение политических интересов. Наиболее вероятными исполнителями подобных покушений являются наемные убийцы или преступные организации, нанимаемые заинтересованными лицами и организациями – предприятиями-конкурентами, преступными организациями, а также политическими организациями и группами;
  • попытки морального давления на сотрудников предприятия с целью совершения ими действий, способных повлечь за собой ущерб экономической безопасности и эффективному функционированию данного предприятия. Данные негативные воздействия могут осуществляться путем угроз нанесения вреда жизни, здоровью, благосостоянию и репутации сотрудников предприятия, а также близких им людей. Побудительные мотивы и заинтересованные лица – источники возникновения данных негативных воздействий аналогичны первой группе негативных воздействий.

Исполнителями указанных действий могут быть представители криминального мира, а также сотрудники служб безопасности и других подразделений заинтересованных организаций или специально нанятые для выполнения операций шантажа и распространения порочащей информации люди и организации, в том числе средства массовой информации.

Кроме указанных выше основных побудительных мотивов и источников возникновения негативных воздействий в отношении сотрудников предприятия необходимо, отметить группу бытовых мотивов, к которым следует отнести мотивы личной неприязни, ревности, мести и т.п.

Данные мотивы направленных на сотрудников предприятия негативных воздействий личного характера представляют особую сложность для обеспечения личной безопасности персонала предприятия из-за сложностей получения информации и низкой предсказуемости со стороны службы безопасности предприятия негативных воздействий по отношению к сотрудникам предприятия.

Попытки нанесения ущерба имуществу предприятия.

Здесь следует выделить две основные подгруппы негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия.

Первая подгруппа включает в себя нанесение физического ущерба имуществу предприятия, как-то: кражи имущества, угоны транспортных средств, самопроизвольные и злоумышленные возгорания, затопление имущества и т.п.

Главными побудительными мотивами по воздействиям данной подгруппы являются корыстные побуждения криминальных элементов, мотивы нанесения умышленного материального ущерба по причинам, аналогичным негативным воздействиям личной направленности, а также причины негативных воздействий форс-мажорного характера. Источники возникновения и исполнители негативных воздействий данной подгруппы аналогичны с воздействиями личностной направленности.

Другой важной подгруппой негативных воздействий имущественного характера является группа воздействий на капиталовложения предприятия и ущербов стоимостной безопасности данного предприятия. Негативные воздействия данного рода включают в себя проводимые третьими лицами операции на фондовом, финансовом рынке и рынке недвижимости, способные повлечь за собой финансовые потери со стороны данного предприятия.

Среди подобных операций можно выделить эквизационные операции на фондовом рынке, валютные спекуляции, способные вызвать у данного предприятия финансовые потери вследствие неблагоприятных валютных курсов, факторинговые и другие операции.

Характерно, что финансовый ущерб от снижения курсовой стоимости ценных бумаг предприятия, неблагоприятных для него обменных курсов валют, ставок банковского кредитования или распределения долей участия между его акционерами может стать следствием совсем не только действий других организаций, целенаправленно пытающихся подорвать финансовое состояние данного предприятия или поглотить его. Негативные воздействия для стоимостной безопасности и финансовой независимости могут явиться побочным продуктом государственной экономической политики или несвязанных операций других компаний на указанных рынках. Подробно сущность обеспечения экономической безопасности предприятия в аспекте финансовых и фондовых операций рассматривается в разделе, посвященном финансовой составляющей экономической безопасности предприятия. Здесь же следует остановиться на силовом обеспечении экономической безопасности предприятия от непреднамеренных воздействий внешних организаций, направленных на снижение стоимости активов предприятия и овладение контролем над его капиталом. Эта работа включает в себя сбор и анализ информации по активности компаний, от которых может исходить потенциальная угроза данного рода и макроэкономической ситуации, а также борьбу с иностранными государственными и негосударственными специальными службами и с промышленными шпионажем со стороны указанных предприятий и проведение соответствующих операций на фондовых и финансовых рынках, в том числе и по нанесению. умышленного финансового ущерба конкурирующим предприятием.

В силу приоритетности вопросов сбора и анализа внешней информации, а также защиты от несанкционированного доступа внешних агентов к внутрикорпоративной информации данная проблематика, включая и вопросы технического обеспечения и участия в этой работе службы безопасности предприятия, подробнее рассматривается в соответствующих разделах, а также в отдельном курсе учебной дисциплины.

Практическая реализация комплекса мер по обеспечению силовой составляющей проводится на основе разработанного комплекса планов предлагаемых мер.

Планирование осуществляется по таким основным направлениям, как бюджетное планирование по комплексу предлагаемых мер, планирование по видам материально-технического обеспечения деятельности соответствующих подразделений предприятия, планирование комплектации и переподготовки штата тех служб предприятия, которые непосредственно участвуют в обеспечении всех аспектов силовой составляющей экономической безопасности данного предприятия, прежде всего службы безопасности, части сотрудников информационно-аналитических и финансовых служб, а также тактическое планирование действий предприятия и ее служб по реализации предлагаемых мер.

Весьма важным вопросом при разработке системы планов для реализации необходимых мер является планирование взаимодействия подразделений предприятия, задействованных в процессе реализации этих мер.

В силу того, что обеспечение силовой составляющей экономической безопасности предприятия напрямую касается безопасности жизни и здоровья его сотрудников, качество взаимодействия службы безопасности предприятия с другими ее подразделениями приобретает очень большое значение. Именно для более четкой организации взаимодействия задействованных подразделений предприятия при расчете плановых значений "Карты расчета эффективности принимаемых мер по обеспечению силовой составляющей экономической безопасности предприятия" необходимо четкое обозначение исполнителей по каждой из предлагаемых мер. Данная карта является основным обобщающим документом, как на стадии планирования мер по обеспечению силовой составляющей экономической безопасности предприятия, так и при анализе полученных результатов принятых мер за отчетный период и оценке эффективности данного комплекса мер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.048 с.)