Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение надежности и платежеспособности клиентов

Поиск

В условиях получившей широкое распространение в России практики невозврата долгов, невыполнения договорных обязательств, мошенничества, отсутствия централизованных государственных информационно-справочных систем о надежности и платежеспособности субъектов рынка, несоблюдения коммерческой этики проблема изучения надежности и платежеспособности клиентов является особо актуальной.

Зарубежный и передовой российского опыт установления деловых отношений между субъектами рынка свидетельствует о необходимости хорошего знания каждым субъектом своего клиента и постоянной проверки своего клиента.

В странах с развитой рыночной экономикой сбор, анализ, обобщение, накопление и использование информации о надежности потенциальных партнеров по бизнесу, их финансовой состоятельности и добросовестности представляет собой отработанную систему проверки коммерческих контрагентов. Важное значение придается при этом добыванию и использованию информации об использовании потенциальными партнерами и конкурентами приемов и методов недобросовестной конкуренции. Сведения о их производственной, сбытовой, научно-исследовательской, финансовой и иной деятельности содержатся в различных каталогах, рекламных проспектах, бюллетенях, справочниках, прейскурантах.

Согласно данным весьма авторитетных в мире бизнеса журналов "Форчун" (США) и "Экономист" (Великобритания), в качестве критериев оценки репутации предпринимательской структуры приняты следующие показатели:

  • качество управления;
  • качество производимых товаров и услуг;
  • финансовое состояние;
  • использование ресурсов;
  • умение привлекать талантливых людей;
  • долгосрочные капиталовложения;
  • способность к инновациям;
  • ответственность перед обществом и природой.

Банки и фирмы должны изучаться по четырем основным аспектам:

  • правовому;
  • коммерческому;
  • имущественному;
  • финансовому.

В этих целях рекомендуется создание комиссии в составе: юрист, финансист; сотрудник службы безопасности и др.

Существуют различные методики сбора информации о клиенте. Общим для них является составление вопросника по выяснению характеризующих клиента и представляемых им сведений на фирму, в компанию, организацию.

Перечень сведений о клиенте – физическом лице содержит, как правило, следующие данные:

  • фамилию, имя, отчество;
  • возраст;
  • должность;
  • функциональные обязанности;
  • образование;
  • профессию;
  • предыдущий опыт работы;
  • уровень зарплаты;
  • уровень материальной обеспеченности;
  • семейное положение;
  • место жительства;
  • жилищные условия;
  • указание является ли коренным жителем этого города или недавно приехал в него;
  • стиль жизни (элитарный, богемный, спортивный, молодежный);
  • личные качества (амбициозность, авторитарность, импульсивность т.д.);
  • место расположения офиса (район, адрес);
  • что представляет собой занимаемое помещение (отдельное здание, часть здания, отдельный этаж, несколько комнат, частную квартиру);
  • как можно связаться с клиентом (номера телефонов, факса, когда лучше звонить).

Причины обращения в ваш банк, фирму за кредитом:

  • случайность;
  • в других структурах кредит не дают;
  • привлекательность услуг вашего предприятия с точки зрения надежности и выгоды;
  • рекомендации ваших клиентов;
  • фирма близко расположена от офиса клиента.

Статус клиента:

  • постоянный (надежный, сомнительный);
  • хочет стать постоянным клиентом;
  • ранее был вашим клиентом;
  • посторонний;

Потребность в кредите:

  • нужен постоянно;
  • нужен время от времени;
  • нужен именно сейчас;

Слабая, средняя, сильная;

Оценка клиентом собственного бизнеса:

  • процветающий;
  • дающий средний доход;
  • пока без успехов.

Перечень сведений о клиенте – юридическом лице содержит, как правило, следующие данные:

  • когда учреждены;
  • когда приступили к деятельности;
  • кто основные учредители;
  • уставной капитал;
  • юридический адрес и совпадает ли он с адресом офиса клиента;
  • организационно-правовая форма фирмы;
  • основные руководители банка, фирмы (фамилия, имя, отчество, должности, номера телефонов и т. д.);
  • кто принимает решения;
  • число работающих на фирме;
  • основной профиль и виды деятельности структуры;
  • оценка общего состояния дел на фирме;
  • наличие дочерних предприятий и филиалов;
  • успехи фирмы;
  • кто основные партнеры фирмы;
  • недвижимая собственность фирмы;
  • структура фирмы;
  • в каких банках находятся счета фирмы, кто осуществляет аудит;
  • когда в последний раз брали кредит и где;
  • возникали ли ранее трудности с возвратом кредитов;
  • на что планируется использовать кредит;
  • желаемая сумма кредита, насколько она обоснована;
  • возможное обеспечение кредита;
  • вероятный срок кредитования и порядок погашения;
  • процент по ссуде.

На первоначальном этапе с солидными потенциальными клиентами проводится беседа руководства фирмы, как правило, с участием начальника службы безопасности.

Ознакомительную беседу с иной категорией клиентов обычно проводят сотрудники кредитного подразделения обычно без участия представителя службы безопасности. Сотрудники должны уметь располагать к себе клиентов и получать максимум необходимых сведений о них.

После встреч с клиентом составляется письменный отчет, который представляется руководству фирмы и передается в информационно-аналитическое подразделение для занесения данных в досье на потенциального клиента.

После переговоров необходимо проверить достоверность сведений, которые сообщил о себе потенциальный клиент (партнер). Для этого сотрудники оперативного подразделения должны посетить государственные организации, где регистрировалось предприятие и убедиться в реальности правового оформления клиента.

Обязательно наносится визит на фирму будущего клиента. Во время ее посещения следует:

  • убедиться в наличии структуры согласно указанному адресу;
  • познакомиться с руководителями структуры;
  • изучить оригиналы учредительных документов предприятия, балансового отчета за предыдущий год и за время текущего года, регистрационных удостоверений, лицензий, патентов и др.;
  • осмотреть офис, оценить обстановку в нем (интерьер, культура общения сотрудников, их внешний вид, манеры поведения, лексика и т.д.);

В последующем клиент обязан представить пакет документов, который внимательно исследуется.

Пакет документов обычно состоит из:

  • учредительных документов (устав и учредительный договор);
  • копий балансов за последний год и последний отчетный период текущего года;
  • технико-экономического обоснования продукта или программы;
  • заявки на кредитование;
  • пояснительной записки;
  • лицензии на вид деятельности (если она лицензируется);
  • сертификатов на выпуск продукции и т.д.

На заключительной стадии перед принятием решения о заключении договора о кредите, о поставке продукции или товара и др. проводится дополнительная проверка полученных документов и сведений.

Для этого используются:

1) своя информационная база (при ее наличии), которая может содержать данные о сомнительных клиентах, о рейтинге потенциального партнера, о его финансовом состоянии, о возможном наличии криминальной крыши, о его неблагополучном состоянии и т.д.;

2) информационные связи сотрудников службы безопасности, руководителей и надежных служащих банка, фирмы в различных государственных и негосударственных структурах:

  • в органах власти и управления;
  • правоохранительных ведомствах;
  • специальных службах;
  • предпринимательских и банковских кругах;
  • средствах массовой информации;
  • научном мире;
  • службах безопасности банков и фирм, детективно-охранных фирмах, информационных центрах;

3) информационные возможности:

  • прежних клиентов фирмы;
  • прежних мест работы их руководителей;
  • местных органов власти;
  • почты, телеграфа, телефонного узла связи;
  • органов санэпидемнадзора и пожарного надзора;
  • жилищно-коммунальной службы;
  • местных органов министерства финансов, статистики, Госкомимущества, занятости;
  • налоговой инспекции;
  • налоговой полиции;
  • пенсионного фонда;
  • антимонопольного комитета;
  • банков;
  • конкурентов;
  • других обслуживающих, контролирующих и надзорных организаций.

Полученную информацию проверяют и оценивают. На этой основе принимается решение о вступлении фирмы в договорные отношения с клиентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.182 (0.01 с.)