Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с недовольствами и рекламациями клиентовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бывает так, что клиенты недовольны нашей работой и заявляют нам об этом. Если такие их действия приводят к материальным потерям с вашей стороны (выплата штрафов и т.д.), то их принято называть рекламациями (претензиями). Обычно мы относимся к этому с неприязнью, стараемся отмахнуться как от назойливой мухи. А зря. Ведь каждое недовольство клиента дает нам неоценимую информацию о том, что изменить в работе компании. Причем информацию практически бесплатную и не требующую больших усилий для получения: она сама идет вам в руки. По моему личному опыту, самый трудный клиент - самый полезный: он вынуждает нас «расти над собой». И усилия, потраченные на выполнение его, казалось бы, странных требований, потом окупаются. Причем в работе не только с ним, но и с другими клиентами. Так именно трудные клиенты вынудили меня перейти от проведения тренингов к рабочим сессиям. Процесс был непрост. Зато сейчас я им премного благодарен. Поэтому вам будет полезно создать в компании систему работы с недовольствами и рекламациями клиентов. Например: 1. Когда клиент жалуется на работу компании, его подробно и вежливо расспрашивают, что именно не устраивает, что можно сделать для того, чтобы он стал доволен. Часто это уменьшает негатив клиента, и он не только снимает свое требование вернуть деньги, но и становится постоянным потребителем услуг компании. 2. Сотрудник, который общался с клиентом, фиксирует его жалобу, а также готовит предложения по разрешению этой проблемы и предотвращению ее появления в будущем. 3. Руководство получает предложения и на их основе принимает необходимые решения по корректировке процессов. Чтобы эта система работала, важно соблюсти несколько нюансов. • Сотрудники не должны бояться, что их накажут за раскрытие руководству информации о недочетах в работе. Иначе они будут скрывать все свои «косяки», а вы будете в неведении относительно того, как на самом деле работает компания. Поэтому их надо поощрять1 за сообщение о недостатках. Но чтобы не превратиться в «крайнего», которому сотрудники сливают весь негатив и уходят с облегчением, надо приучить их к тому, что, кроме обозначения проблемы, они должны предложить несколько разумных вариантов ее решения. • До персонала, который общается с клиентом, надо, во-первых, донести важность грамотной работы с жалобами клиентов. А, во-вторых, обучить их некоторым коммуникативным техникам и навыкам самообладания, которые позволят им в момент напряженной беседы с клиентом все сделать правильно, не поддаться желанию сбежать от конфликта или начать хамить в ответ. • Научите продавцов отличать истинную жалобу клиента от «потребительского экстремизма». Этим термином обозначают целенаправленные действия клиента, направленные на то, чтобы, например, получить с вас неустойку, заставить принять назад товар, которым он успешно пользовался некоторое время и т.д. Таких клиентов немного, но они есть. • Только работы с жалобами недостаточно. Многие клиенты, в силу самых разных причин, не говорят вам о своем недовольстве, а просто уходят от вас. А потом еще и разносят негатив о вас2. С другой стороны, если клиент доволен вашей работой, у него могут быть предложения по развитию вашего бизнеса. Но если его не спросить, он может ничего и не сказать. Поэтому оценка удовлетворенности клиентов также важна. 1 Тут достаточно вашего устного одобрения. 2 Согласно данным компании Avaya (http://www.cfin,ru/iim/crm/contact_center.shtml): только 4% недовольных клиентов предъявляют свои претензии и выражают недовольство - остальные 96% уходят в другие компании; 90% клиентов, ушедших к конкурентам, никогда не возвращаются; один недовольный клиент расскажет о негативном отношении к нему 10 знакомым; только один клиент из 27 расскажет своим знакомым о хорошем отношении к нему; привлечение новых клиентов в 7 раз дороже удержания существующих.
ПРИМЕР 110. Сергей Багузин, замдиректора по развитию крупной ИТ-компании: «У нас внедрена система работы с рекламациями. Поскольку мы дистрибуторы, то большинство проблем связано с ошибками в поставках. Во-первых, мы описали процесс грамотной приемки товаров, чтобы разделить ответственность за поставку между нами, перевозчиком и покупателем. Далее, мы информируем покупателей о случаях недобросовестности перевозчиков, чтобы покупатели понимали, на что обращать внимание при приемке. У нас очень оперативно (по mail) принимается информация о любых проблемах. Существуют KPI по времени ответа на претензию. При упаковке и погрузке в автотранспорт мы используем видеозапись, которую по запросу покупателя предоставляем в электронном виде». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 110 Разработайте бизнес-процесс по работе с недовольствами и рекламациями клиентов для своей компании. Внедрите его в жизнь. Выделяют 6 этапов бенчмаркинга: 1. Планирование: выявить и проверить главные факторы успеха в своем роде деятельности. Например: скорость продвижения на региональные рынки, минимизация издержек, уникальный «культовый» бренд, эффективная корпоративная культура и т.д. 2. Поиск: найти подходящие объекты для сравнения. Где искать, я описал выше, ПРИМЕР 111.Викентьев ИД, директор консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург): «В 90-х годах XX века я многократно давал рекомендации российским финансистам, владельцам магазинов / ресторанов и т.п.: «Съездите по туристической визе на пару дней в Ригу, Таллинн, Вильнюс -туда уже пришли западные компании, там уже есть реальная конкуренция: посмотрите, как они работают...» «Зачем? - удивлялись владельцы. - Я летаю отдыхать в Париж, Лондон». Но разрыв «Париж - российский город» был слишком велик, и разумнее было изучать бизнес-опыт именно прибалтийских стран, недавно вышедших из состава СССР».
БЕНЧМАРКИНГ Есть два способа развития. • Можно двигаться методом проб и ошибок, наступать на грабли, набивать шишки - постигать все на своем собственном опыте. Путь сильный, требующий незаурядного мужества и колоссальных усилий, Но я не уверен, что он всегда самый эффективный. • Мир большой. И наверняка в нем есть уже кто-то (человек, компания), достигший того, о чем вы мечтаете. И хотя слепо копировать чей-то опыт вряд ли стоит, изучить его бывает действительно полезно. Бенчмаркинг1 -технология, которая позволяет вам совершенствовать свою деятельность на основе анализа работы других. Идея проста: найди лучшего, пойми, почему он стал лучшим, примени это к себе. Лучших можно искать в разных сферах, поэтому различают несколько видов бенчмаркинга. • Внутренний бенчмаркинг- сравнение отдела с отделом (обмен передовым опытом). • Конкурентный бенчмаркинг - сравнение наших возможностей с конкурентами. • Функциональный бенчмаркинг - сравнение себя с лучшей фирмой в нашей сфере деятельности (не являющейся нашим конкурентом). • Внешний бенчмаркинг - сравнение себя с лучшей фирмой независимо от вида деятельности. 1 0т англ. benchmarking - перенятие опыта, сравнение эффективности. 3. Обзор: выявить основные процессы и найти различия. Самый любопытный пункт: как будете исследовать? В современном мире большое значение придается этике проведения бенчмаркинга, есть даже специальные кодексы. К этичным относятся, к примеру, такие способы как: • перекрестный обмен опытом между компаниями*; • конференции; • деловая пресса. ПРИМЕР 112. Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generate - Русфинанс Банк; консультант по маркетингу: «На рынке автокредитования принято проводить отраслевые конференции. Там мы обмениваемся с конкурентами идеями о том, как обстоят дела на рынке, опытом, как реагировать на государственное регулирование, как развивать продукты, коммуникации, процессы оперативного обслуживания, управлять рисками. И даже как совместно заказать единый отраслевой обзор, чтобы сэкономить ресурсы компаний, в общем, отчасти улучшаем друг друга». Однако в жизни применяются также: • промышленный шпионаж; • переманивание ключевых сотрудников; СМБ часто он происходит на уровне общения владельцев и высшего руководства: многие прекрасно знакомы о своими конкурентами. Однако этого недостаточно: ведь часто нюансами технологии владеете не вы, а ваши сотрудники. Ваша задача - организовать обмен опытом в той или иной форме. • устройство к конкуренту на работу; • собеседования с сотрудниками конкурентов, которые хотят работать у нас1 и т.д. Какой способ применять вам - зависит от ваших ценностей и убеждений. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе применение «белых» методов оказывается более выигрышным. 4. Анализ: проанализировать выявленные отличия. Внимательно, шаг за шагом, изучите процессы «у нас» и «у них». 5. Адаптация: выбрать лучший вариант и модифицировать его для себя. Попытка просто скопировать чужой опыт обычно обречена на провал. 6. Внедрение: внедрить выбранный вариант и оценить его эффективность. Для этого полезно бывает собрать статистику «до и после». Чтобы принимать обоснованные решения о корректировке своих процессов. Вот классический пример из практики американской авиакомпании Southwest Airlines. Руководство поставило цель - ускорить наземное обслуживание самолетов между полетами. При анализе времени обслуживания у конкурентов выяснилось, что этот процесс занимал у всех примерно одинаковое время - около 40 минут. В какой же сфере можно найти пример супербыстрого качественного обслуживания техники? Конечно, в работе команд, обслуживающих автомобили Формулы-1. Изучив их опыт, компания снизила время наземного обслуживания одного самолета до 15 минут! ПРИМЕР 113. Любовь Малютина, маркетинг директор, группа Societe Generate - Русфинанс Банк; консультант по маркетингу: «Один из первых моих проектов по консалтингу был сделан для частной медицинской клиники, В числе прочего требовалось объяснить клиентам, какой же комплекс услуг можно в ней получить. Изучив опыт других клиник города, мы обнаружили, что никто из них не имеет ни буклетов, ни листовок о компании хорошего качества. Тогда мы просто взяли опыт ресторанов и подготовили свои материалы о медицинских услугах. Так же подробно описали, сгруппировали по тематическим разделам, как это принято в хорошем меню. Это сработало». СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Статистика применяется в бизнесе для того, чтобы управлять «на основе фактов, а не мнений»1. В противном случае вы руководите вслепую. Недавно в консалтинговом проекте в ходе несложного анализа выяснилось, что более 90% всех продаж приходится на тех клиентов, которых привлекли сами учредители, причем несколько лет назад. А так называемые менеджеры по продажам лишь рассылали новые коммерческие предложения, выставляли счета и контролировали отгрузки. Часть старых клиентов - потеряли, а те немногие, которых они все же нашли, делали лишь эпизодические незначительные заказы. По итогам руководство приняло решение выстроить систему продаж, а сотрудников заменить: пользы от них было меньше, чем затрат, а обучать не представлялось эффективным из-за отсутствия у них необходимых базовых компетенций2 и мотивации. Во многих компаниях СМБ ведется сбор и анализ только финансовой информации3. Однако этого недостаточно: финансы показывают нам в основном то, что уже произошло и на что невозможно повлиять: этакий «посмертный анализ». Поэтому, как мы обсуждали ранее, есть смысл выделить показатели процессов, регулярно их измерять, анализировать и принимать управленческие решения. Статистика в бизнесе - очень большая и важная тема, выходящая за рамки данной книги. Тем, кто действительно заинтересовался, рекомендую изучить фундаментальный труд Эдвардса Деминга «Выход из кризиса». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 112 Вспомните, какую статистику о работе своего бизнеса вы сейчас собираете. Насколько системно это происходит? Как вы анализируете полученные данные и принимаете управленческие решения на основе анализа?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 111
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.009 с.) |