Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8 консультанты и тренерыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У одного купца сломался двигатель парохода, на котором он вез товар, и он пригласил лучшего мастера для его починки. Мастер походил по моторному отсеку, послушал двигатель, посмотрел и, поняв, в чем дело, взял молоток и ударил по определенному месту двигателя. Двигатель заработал, как ни в чем не бывало, и обрадованный купец попросил счет. Мастер выставил счет на тысячу долларов. Как? - изумился купец - Тысячу долларов за один удар молотком? - Нет, возразил мастер, один доллар за удар молотком и девятьсот девяносто девять за знание, куда ударить. Притча В этой книге мы с вами постоянно обсуждаем изменения в вашем бизнесе. Небольшие изменения происходят регулярно: увольняют(ся) и приходят новые сотрудники, в ассортимент добавляется новая продукция и т.д. С такими изменениями компания, как правило, справляется сама. А что с изменениями более крупными? Такими как переход от спонтанного управления к регулярному? Часто они откладываются годами, а если их и пытаются реализовать (пишут должностные инструкции, отдельные регламенты и т.д.), то через какое-то время все возвращается на круги своя. А созданные документы пылятся на полке у шефа или лежат на сервере. В одной компании на первой встрече владелец сказал мне: «Ну, должностные инструкции-то у нас есть. Недавно директор по персоналу всем написала». При детальном рассмотрении выяснилось, что пользы в них никакой: процессы компании не описаны, и инструкции практически не помогают сотруднику выполнять его работу, а руководству - управлять. СЛОЖНОСТИ ПЕРЕМЕН Что же мешает компаниям меняться? Причин много. Изменения компании - это изменения и системы, и людей, работающих в ней. Должны измениться как бизнес-процессы, по которым выполняются работы, так и корпоративная культура, т.е. негласные нормы поведения, которые управляют людьми. Но человек так устроен, что меняться не хочет. Оно и понятно: изменения - это всегда риск. Да, пусть сейчас плохо, но вдруг станет еще хуже? Любая система стремится к стабильности. Часто руководитель годами мучается с «бестолковым» сотрудником пытаясь его перевоспитать1. Нанося вред как бизнесу, так и самому человеку, который просто находится не на своем месте. А если к этому добавляется еще и нерешительность шефа, и/или неудачные попытки обновления компании, то у людей вырабатывается иммунитет к переменам. И система может «гнить», шеф - видеть это, но быть не в силах что-то исправить. Таких «компаний-зомби» на рынке множество, в т.ч. и среди крупнейших. Часто проблема бывает именно в первом лице компании: образе мыслей, стиле руководства. Но кому же хочется это признавать? А если и признать, то как исправить самого себя? Сейчас, прежде чем начать проект, я сначала проверяю решимость руководителя к переменам. И если ее не наблюдаю, отказываюсь от проекта.2 Успех клиента -мой успех, его провал - мой провал. Зачем плодить неудачи? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 118 Вспомните различные преобразования, проводившиеся в вашей компании за последние годы. Насколько вам удалось достичь запланированных результатов? Я рекомендую вам занести эту информацию в таблицу:
ПРОВОДНИКИ ПЕРЕМЕН Представьте себе, что вы собрались в туристический поход по незнакомой местности. Как определить оптимальный маршрут и пройти его? Возможно, есть карта, но часто на местности бывает столько нюансов, что она помогает слабо. Как быть? Обычно в таких ситуациях берут себе проводника из местных жителей или профессиональных спасателей3. Какие функции он выполняет? • Помогает составить наиболее интересный и безопасный маршрут к вашей цели. • Знает и показывает вам дорогу. • Подбадривает и помогает отстающим. 1 Замечу, что «бестолковым» -может быть не сотрудник, а шеф, либо система, выстроенная в компании В этом случае замена работников не поможет. И вообще разбрасываться людьми я не рекомендую. 2 См. п. 8.3.3 «Условия успешной работы с внешними консультантами». 3 В своих путешествиях я обычно именно так и поступаю. И я от души благодарен всем тем, кто водил меня по горным тропам и лесам, кривым улочкам старых городов и музеям. • Обучает навыкам походной жизни: ориентированию на местности, преодолению горных рек и перевалов, разведению костра, приготовлению на нем пищи и т.д. Что он точно не делает? • Не определяет за вас цель пути, хотя и может дать совет. • Не идет за вас. Это ваш маршрут, и только вы можете его пройти. • Не тащит за вас груз. А если тащит, то это уже называется «шерп» - горный проводник в азиатских странах, несущий еще и поклажу того, кого он ведет. Таким образом, ответственность туриста: определить цель и пройти маршрут. Ответственность проводника: помочь группе пройти маршрут. Аналогии с бизнесом вы можете провести сами... ПРОВОДНИКИ В МИРЕ БИЗНЕСА Есть целый ряд специалистов, которые выполняют эту роль. Поскольку данные профессии появились в России не так давно, для многих руководителей это нечто непонятное. Да и сам рынок таких услуг столь непрозрачен, что путаница только усиливается. Как-то одна дама, прочитав, что я тренер, очень настойчиво спрашивала, могу ли я научить ее ребенка задерживать дыхание при нырянии в бассейне. Давайте разбираться. Для начала несколько определений1. Бизнес-консультант - это специалист по повышению эффективности бизнес-систем. Если вы чувствуете, что результаты работы вашей компании могли бы быть значительно лучше, но самим добиться этого не получается, именно консультант может вам помочь. Он постоянно работает с различными компаниями, помогая им решать проблемы и достигать целей, поставленных акционерами и руководством. Задачи, в решении которых консультант может вам помочь, самые разные. От «Заставьте работать моих оболтусов, которым я плачу по 2 штуки баксов, а они в потолок плюют" до «Помогите выстроить эффективную систему управления бизнесом, которая позволит нам стать лидерами рынка». Бизнес-тренер - это специалист по обучению различным бизнес-навыкам. Помимо этого, он (при необходимости) дает знания и развивает картину мира участников тренинга, например, приучает продавцов к тому, что «клиент всегда прав». Бизнес-тренинг - это форма краткосрочного бизнес-образования, ориентированная на выработку и тренировку конкретных навыков. Тренинг личностного роста (в отличие от бизнес-тренинга) направлен на развитие личности человека: быть уверенным в себе, бесконфликтно общаться, (нестандартно) мыслить, эффективно выстраивать отношения с противоположным полом и т.д. В компании проводить личностные тренинги, как правило, нет смысла и даже вредно: иногда они могут привести к развалу бизнеса2. Однако в ряде случаев сотруднику можно рекомендовать пройти тот или иной тренинг за свой счет. Коучинг- вид деятельности, направленный на раскрытие потенциала человека (как личности и как сотрудника). Зачастую у современного человека большинство необходимых знаний и навыков уже есть: из опыта, книг, тренингов и т.д. Однако применяются они слабо. Коучинг позволяет раскрыть эти «залежи» и отработать их применение в реальной работе и в жизни. Часто коучинг снимает еще и различные психологические блоки, которые мешают человеку. Как правило, работа проходит в индивидуальном режиме. Заказчиком коучинга может выступать как компания, так и сам человек. Особенно полезен коучинг владельцам бизнеса: именно они имеют максимальное влияние на свои компании, а «тараканы» в их головах - один из основных факторов риска. Коуч1 - специалист, занимающийся коучингом. ЧТО ЖЕ НУЖНО ВАМ? Это зависит от той задачи, которую вы сейчас решаете. • Консалтинг нужен, если необходимо провести какие-либо изменения в компании. • Тренинг — если нужно обучить («выдрессировать») сотрудников конкретным навыкам, например ведению переговоров или управлению проектами. Или (что предпочтительнее) выполнению стандартных бизнес-процессов компании. • Коучинг - развить потенциал руководителей и сотрудников, активизировать применение навыков в повседневной работе. В России сегодня эти понятия часто спутаны. Любое мероприятие по развитию компании называют тренингом. На визитках и в штатных расписаниях активно применяется должность «тренер-консультант». А некоторые организации, берущиеся обучать коучингу, напоминают то ли пирамиды, то ли секты. Используя вышеописанные определения, вы всегда сможете понять, что надо именно вам в том или ином случае. Из всех описанных направлений самым раскрученным и в то же время самым обесцененным является тренинг. Тренера часто воспринимают как шоумена. А польза многих даже самых качественных тренингов для бизнеса заказчика стремится к нулю. Потому что нужно было что-то другое2. Так ко мне порой обращаются: «Вы не могли бы провести нам тренинг по выработке стратегии компании?» Могу. Только не тренинг, а стратегическую сессию. И работать на ней будете вы, а я - помогать вам. Стратегическая (рабочая) сессия - часть консалтингового проекта3. Но даже если нужен именно тренинг, зачастую клиент не получает от него желаемой пользы. Как сделать тренинг успешным, описано ниже в пункте 8.4. «Результативный тренинг». Дальше в этой главе я буду в основном использовать слово «консультант», хотя многое из сказанного применимо и к смежным профессиям.
1 Определения мои,авторские. 2 Мне известны обратные примеры, но очень мало. Уж слишком мало среди личностных тренеров тех, кто готов 1 Иногда говорят «коучер». Это безграмотно. Си. п. 6.8 «Обучение и развитие сотрудников», п. 8.4 «Результативный тренинг». 3 См. п. 8.3.5 «Структура консалтингового проекта».
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.008 с.) |