Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пропишите бизнес-процесс найма сотрудников в своей компании отСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начала и до завершения. Введение сотрудника в должность может как включаться в него, так и описываться отдельным процессом. ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ Итак, мы наняли хороших кандидатов. Являются ли они с первого же дня полноценными сотрудниками? Конечно, нет. Как я уже говорил, мы нанимаем максимально приемлемых кандидатов, а уже потом превращаем их в качественных работников. То есть, с одной стороны, обучаем их знаниям и навыкам, необходимым для выполнения работы1. А с другой - формируем в них нужные нам установки, прививаем корпоративный дух и взращиваем лояльность к компании. Кто это должен делать? В первую очередь - непосредственный руководитель. Для этого у него есть множество инструментов: • постановка целей; • бизнес-процессы; • обучение и развитие; • обратная связь; • оценка; • система мотивации; • формирование желательного поведения (дрессировка); • свой личный пример; • корпоративная культура и т.д. Рассмотрим эти методы более подробно. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Цели ориентируют человека, задают ему вектор развития. Ставьте своим сотрудникам конкретные, логичные и последовательные цели, контролируйте их достижение и помогайте сотрудникам их добиваться. Непосредственно в ходе своей работы люди станут такими, какими вы хотите их видеть. Желательно, чтобы цель была у сотрудника в каждый момент времени. Вначале -пройти испытательный срок. Затем - выполнить план по показателям, достичь определенной карьерной ступеньки и т.д. «Природа не терпит пустоты», и если вы не зададите сотруднику цель, он сам или неформальный лидер коллектива сделают это за вас. Как говорил один офицер, солдат, который ничем не занят, - преступник! Перефразируя эти слова, сотрудник, не имеющий цели, - балласт для компании. Только виноват в этом не он, а его шеф. А точнее - система, которую тот не настроил. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Если вы наделяете человека ответственностью, то помогаете ему стать взрослым, приучаете отвечать за свои слова, добиваться результатов. Особенно эффективно это работает, если подкреплено системой мотивации, нацеленной на результаты. 1 См. п. 6,8 «Обучение и развитие сотрудников». Как-то мы назначили только что нанятого администратора ответственным за организационное обеспечение важного тренинга - он «повзрослел» на глазах и даже звонил мне в вечернее время, чтобы согласовать важные моменты по подготовке мероприятия, которое потом было организовано на высшем уровне. По итогам мы выплатили ему небольшой бонус. А в Египте мы периодически на несколько часов оставляли своего 2-летнего ребенка на попечение соседской местной 7-летней девочки: она прекрасно справлялась с обязанностями няньки. Мы часто недооцениваем своих сотрудников: это плохо и для них, и для нас, и для компании. Однако, нагружая ответственностью, важно давать и соответствующие полномочия. И, конечно, контролировать: все меньше и меньше по мере развития сотрудника. БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ Деятельность формирует человека лучше, чем любое другое средство. Если торговый представитель будет регулярно выезжать «в поля» с целью поиска новых клиентов, то «поневоле» он станет инициативным и научится легко вступать в контакт. Или уйдет. А если бухгалтер регулярно вносит проводки в базу данных, то, хочет он того или нет, станет пунктуальным. А еще требовательным: ведь если кто-то из сотрудников не предоставил вовремя первичные документы, у него потом возникнут большие проблемы1. Итак, задайте четкие бизнес-процессы и процедуры - сотрудник будет вынужден развиваться, чтобы им соответствовать. ПРИМЕР 88. Игорь Жуков-Дуккарт, промышленный консультант по КИП, совладелец 000 «РУПРОМТ»: «По мере набора новых сотрудников стало очевидно: новенькие говорят, что все поняли в работе, которая от них требуется: «Порядок обслуживания клиента ясен, как день». Однако в самостоятельной работе эти понятия не проявлялись, порядок улетучивался из головы Каждый строил свой процесс продаж. Сделали простейшие наглядные описания каждого шага. Заставили сотрудников выучить, запомнить бизнес-процессы (чтобы умели зарисовать по памяти), прописав эти обязанности в трудовом договоре. Презентация помогла сделать запоминание быстрее. Показывали коллективу несколько раз. Так стандартные шаги стали правилом для всех». 1 Знаете, как в кратчайший срок снять страх перед противоположным полом? Пойдите на улицу и знакомьтесь-знакомьтесь-знакомьтесь, Честно, азартно, без халявы! Через пару дней вы сможете вступить в контакт с кем угодно и когда угодно. Испробовано много раз на самых разных людях. ОБУЧЕНИЕ Хорошее обучение не только ставит людям соответствующие навыки, но и формирует нужные нам установки, отношение к тем или иным вещам. Например, для продавца - «клиент всегда прав», а для специалиста по выбиванию дебиторской задолженности - явно другое. Плюс еще в высокой интенсивности: за два-три дня рабочей сессии или тренинга человек получает такой опыт, который в жизни получал бы не один год. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Это главнейший принцип обучения / воспитания. Для того чтобы человек изменил свое поведение, он должен регулярно получать обратную связь на свои действия. Вы удивитесь, но часто он просто не догадывается, что делает что-то не то. Но этого мало. Надо еще, чтобы он понял свою выгоду от того, чтобы действовать таким образом, которого вы от него добиваетесь. Подчеркиваю: понять, прочувствовать изнутри. Вы можете сто раз говорить сотруднику, что опаздывать нехорошо, или что надо приветствовать клиента, когда он входит в торговый зал. Но если он этого сам не поймет, то все ваши усилия - напрасны. Примеры вы наверняка встречаете каждый день: дома, на работе, в магазинах. Вообще-то давать обратную связь - это навык: не такой уж сложный, но очень важный. И ему, конечно, можно научиться. Например, оценивать не личность человека, а его действия. А лучше вообще не оценивать, а анализировать с ним вместе, задавая правильные вопросы. Чтобы он сам пришел к нужным выводам. Так в примере с сотрудником, который игнорирует клиентов, можно проиграть все это в ходе небольшой деловой игры. Причем продавец должен играть роль клиента, чтобы ощутить все на своей шкуре. Важно потом задать ему правильные вопросы, чтобы он осознал ощущения клиента, которого «все игнорируют». ПРИМЕР 89. Элеонора Сандуленко, владелец компании FBK-Coaching: «8 немецкой практике управления существует определенный набор инструментов успешного руководителя, и одним из самых эффективных и самым моим любимым является «Разговор руководителя с сотрудником». В обязанность руководителя входит проводить разные беседы со своими подчиненными: мотивационный разговор, критический разговор, разговор по согласованию целей и т.д. В своей компании я тоже очень активно пользуюсь этим инструментом: три раза в год я провожу обязательные запланированные разговоры с каждым подчиненным мне сотрудником. В первом разговоре я сообщаю стратегические цели компании, предлагая своему коллеге подумать, что он может сделать для достижения этих целей, исходя из позиции своего отдела и своего места в компании. Во второй раз мы встречаемся для фиксации наших общих согласованных целей, вырабатывая также план и критерии оценки достижения, контрольные сроки. А в третий раз мы уже оцениваем, что достигли и куда дальше. В течение года я также провожу мотивационные или критические разговоры с членами своей команды. Выбор того или иного вида разговора зависит от конкретной ситуации данного сотрудника и его вклада в общее дело. Я считаю, что конструктивный разговор мотивирует сотрудника, помогает как самому руководителю, так и подчиненному согласовать свои действия, осуществлять промежуточный (и не только) контроль, повышает эффективность обоих и улучшает внутреннюю коммуникацию. «Разговор с сотрудником» является частью культуры таких компаний, как Lufthanza, Rehau, E.ON, Siemens и других всемирно известных немецких корпораций». ОЦЕНКА Здесь я имею в виду не столько оценку кандидатов в процессе найма1, сколько систему регулярной оценки работы сотрудников. Вокруг нее сломано немало копий, но если оценка проводится у вас разумно {а не является формальностью или поводом для расправы с неугодными сотрудниками), то она сильно мотивирует человека двигаться в направлении, нужном компании. Ведь во время оценки изучаются итоги работы человека за период, ставятся новые цели, оцениваются его компетенции, разрабатывается индивидуальный план развития и т.д. Да и вообще это повод (порой редкий) для руководителя и сотрудника поговорить о его будущем в компании, карьерных перспективах. Кстати, об индивидуальном плане развития. Это очень сильный инструмент воспитания сотрудников. Ведь, разрабатывая его, вы фактически вместе с сотрудником (и это очень важно!) разрабатываете образ того, каким он должен стать через некоторое время, например год. А также алгоритм достижения этой цели. В одной компании была введена хорошая практика. У всех руководителей одним из показателей было «качество работы с подчиненными». В него входило, в том числе, и проведение оценки своих сотрудников, обязательная разработка и контроль выполнения их планов развития. Естественно, данный показатель влиял на материальную мотивацию руководителей. ПРИМЕР 90. Любовь Малютина, маркетинг-директор, группа Societe Generale - Русфинанс Банк; консультант по маркетингу: «В одной компании я наблюдала процесс развития персонала под названием evaluation2. Он происходит 1 раз в год. Сотрудник и руководитель независимо заполняют специальную форму, оценивающую результаты работы сотрудника 1 См. п. 6.4.4 «Как отбирать будем?». 2 Evaluation (англ.) - оценка. за период. После этого они вместе обсуждают оценки и разницу между ними. В случае, если мнения руководителя и сотрудника разошлись, каждый приводит пример, иллюстрирующий, почему сложилось такое мнение. Также в ходе данного собеседования выставляются ключевые показатели KPI деятельности сотрудника на следующий год. Из этих собеседований HR формирует программу обучения и самообучения, корректирует систему мотивации, руководители и подчиненные выявляют конфликты и точки роста в компании, формируют кадровый резерв, а также освобождают компанию от «лишних, случайных пассажиров». Весьма интересно, что эта программы действительно потом реализуются и персонал развивается, а вместе с ним и компания». СИСТЕМА МОТИВАЦИИ Хорошая система мотивации задает человеку четкие цели. Сделал план - получил столько-то. Перевыполнил - еще больше. Привлек новых клиентов или вышел на новый интересный сегмент рынка - еще увеличил свой доход. Если же поработал с клиентами плохо и потерял нескольких или допустил дебиторскую задолженность - будь добр, заплати за это. А вот юрист регулярно затягивает процесс согласования договоров. Ругать его, вести воспитательные беседы? Можно, конечно, и иногда даже помогает, но этого одного явно недостаточно. Гораздо лучше сделать соответствующий показатель (KPI) и потом рассчитывать зарплату с его учетом. Хорошая, качественная система показателей - лучший воспитатель, какого можно себе представить. Объективный, бесстрастный, работающий строго на интересы компании. То же относится и к системе нематериальной мотивации. Например, конкурсы на лучшего сотрудника задают людям стандарты, какими компания хочет их видеть. А нам это и нужно. Увы, часто встречаются обратные примеры: когда система мотивации устроена так, что только портит персонал. ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ДРЕССИРОВКА) Тут многие скажут: «Ну, это уж слишком!» А почему? Ведь, по сути, мы говорим о качественной тренировке. Фактически это формирование условных рефлексов: улыбаться клиенту, делать все быстро и качественно и т.д. И чем это отличается от методик физиолога Ивана Павлова1? Или от работы наездника, который объезжает молодую скаковую лошадь, обучая ее слушаться седока, выполнять команды, не отвлекаться во время работы на щипание вкусной травы. Или - дрессировщика, который обучает служебную собаку охранять объект, отличать своих от чужих и т.д. 1 В западном мире больше известен Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner). А как же личность? А как же свобода выбора? Все это никто не отменял. Однако что лучше для вас как руководителя: когда сотрудник работает, как получится, или всегда одинаково хорошо? Улыбается, когда у него есть настроение, или всегда, когда видит клиента, руководителя, коллегу? Свобода выбора у нас есть, когда мы решаем, где и кем нам работать. Некоторая свобода есть у сотрудника в рамках, заданных целями компании, бизнес-процесса, подразделения, должности. Также человек свободен во внерабочее время. А вот свою работу лучше делать быстро и качественно. Это как раз и достигается выработкой нужных стабильных условных рефлексов. Так, водитель-новичок задумывается, переключая передачи, в то время как опытный может не осознавать, как он ведет машину, думать о своем. Опытный бизнес-тренер не размышляет, как ему установить контакт с группой - он просто это делает, причем всегда успешно. Доволен он — довольна группа. А что еще надо? Вот и получается, что профессионализм - это правильно выработанные и отточенные навыки. А что это, если не следствие дрессировки? Заметим, что жизнь нас тоже дрессирует, причем мастерски. Игнорируйте клиентов - и вы останетесь без их покупок. Ударьте каменную стену - и она даст вам качественную обратную связь, повторять не захочется. А самому человеку лучше быть профи или профаном? У кого больше свободы, славы, денег? То-то и оно. Вот и получается, что воспитание (=дрессировка) -очень гуманное искусство. Впрочем, не искусство. А тоже навык, который можно развить, причем довольно быстро, если делать это профессионально. А безграмотной дрессировкой можно «загубить» много обучаемых. Примеры вокруг нас. Ребенок, который не слушается и/или плохо учится. Специалист, который не умеет и боится делать презентации. Спортсмен, который не добился высоких результатов. Муж, который постоянно хамит. Жена, которая не любит готовить. И так далее... Участникам моего мастер-класса «Формирование поведения» удается за 1 день выработать базовые навыки дрессировки. Любимый вопрос руководителей: что важнее, поощрения или наказания. Экспериментально было установлено, что важно и то, и другое. Однако оптимально, если соотношение 2:1 в пользу поощрений. То есть очень важно замечать желательное поведение сотрудника (например, он качественно выполнил свою работу) и поощрять его за это. Как, поощрять?! Уж не доплачивать ли ему за то, что нормально работает? Нет, конечно. Одобрить можно и словом, и улыбкой, и кивком головы. А разве это не гуманизм? Наверное, вы уже догадались, что вышеописанные обратная связь, система оценки, система материальной и нематериальной мотивации - это тоже инструменты для воспитания (дрессировки) сотрудников1. 1 Очень советую вам прочесть книгу Карен Лрайор «Не рычите на собаку» {Don't shoot the Dog!). Карен - профессиональный дрессировщик, отработавший много лет с лошадьми, дельфинами и т.д. Но не только: в книге она раскрывает секреты того, как, к примеру, сделать своего мужа вежливым. К сотрудникам - тоже применимо! ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЯ На кого равняются сотрудники? В первую очередь на своего шефа. И если вы регулярно опаздываете или забываете поздороваться, то не ждите от персонала ничего иного. Поэтому, хотите вы этого или нет, ваша задача- быть эталоном для своей команды. «У П.Л. Капицы был свой способ борьбы за укрепление трудовой дисциплины: опоздавшие к началу служебных занятий были вынуждены проходить на свое рабочее место через... кабинет директора. Петр Леонидович никого не записывал, никаких «галочек» на ставил, сидел, работал: читал, писал, говорил по телефону, на крадущихся через его кабинет никакого внимания не обращал, но можно себе представить, как чувствовали себя в этот момент эти опоздавшие! «Прежде было распространено мнение, что дисциплина нужна для того, чтобы заставить человека работать, - говорил П.Л. Капица. - Это мнение неправильно, и его надо искоренять. Если это так, то такого человека надо гнать. Дисциплина нужна, чтобы люди согласованно работали»'. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА О ней очень много говорят, сложено немало мифов. На самом деле это устойчивые нормы, установки, шаблоны поведения, которые приняты в коллективе. Так, во многих компаниях у сотрудников принято жаловаться руководству и рассказывать, почему не получается выполнить ту или иную задачу. А в других - принято считать клиентов «уродами», которые ничего не понимают и мешают жить. Так уж сложилось... Однако лучше, если позитивная корпоративная культура компании была сформирована сознательно. Как это сделать - читайте в пункте 6.7. Культура очень сильно влияет на сотрудников помимо их воли. Как говорится, если хотите получить соленый огурец - опустите его в рассол, Так и с работниками. И пусть рассол будет приготовлен по правильному рецепту: с укропчиком и смородиновым листом. А вот нужен ли хрен - решайте сам. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 90
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.011 с.) |